ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ: ИЗУЧАЯ, ОБУЧАЕМ
Тексты, продуцируемые дошкольниками с ЗПР, в некоторых случаях, характеризуются не только отсутствием смыслового единства, но и искаженным восприятием изображения, например: «Грибочек висит. Потом девочка подняла траву, увидела грибы. Они все сели. Цветочки. Цветочки на траве. Гусеница закружила их. Трава стоит».
Часть дошкольников с ОНР начинают рассказывать только после неоднократного побуждения. Большая часть дошкольников с ЗПР начинают рассказ без предварительного осмысления, импульсивно, изменяя общее логическое направление развития смысла высказывания, нарушая передачу смысла от предложения к предложению: «Белка сушила грибы. Тут травка. Тут елки. Тут елки. Тут дерево. Она попрощалась с ежиками. Птички прилетели» (рассказ ребенка с ЗПР). При этом дети не проявляют заинтересованности в улучшении своего рассказа. Многие из них быстро утомляются и теряют интерес к заданию. Особым стимулом к выполнению задания в этом случае становится положительная оценка взрослого вне зависимости от достигнутого результата, что является признаком несформированности самостоятельности на этапе контроля выполнения деятельности.
Второй уровень смысловой адекватности и самостоятельности рассказывания по серии картинок представлен среди результатов речевой деятельности детей с ОНР и детей с ЗПР. Несмотря на общую для детей обеих групп сложность в принятии помощи, отмечены качественные особенности рассказов детей с ЗПР по сравнению с рассказами детей с ОНР. Прежде всего, это касается включения в рассказ содержания, не соответствующего сюжету, изображенному на картинках. Дети с общим недоразвитием речи, как правило, такое содержание в свои рассказы не включают. Для них в отличие от детей в норме свойственны фиксация внимания только на одном тематическом узле и разное отражение его в речевом высказывании, например: «Девочка искала грибы. Она искала и не нашла. А потом... потом она ушла. Все».
К первому уровню отнесена речевая продукция только дошкольников с задержкой психического развития (два человека). Не помогли и игровые приемы. Ответы дошкольников носят выраженный эхолаличный характер. Самостоятельные речевые проявления даже при эмоциональном расположении к педагогу заключаются в стремлении перевести деятельность в предметно-игровой план: «Твои картин-
ки? Вот так разложи...» При этом один из дошкольников активно участвовал в диалоге со взрослым, задавал ему вопросы, но все попытки организовать речевую деятельность в соответствии с заданием результата не дали. Это свидетельствует о несформированно-сти познавательной деятельности ребенка в работе с картинным материалом.
Необходимо отметить, что неоднородность в степени самостоятельности рассказывания отмечается во всех группах детей.
Для дошкольников в норме в случаях затруднений эффективной оказывается организующая помощь («Подумай и расскажи еще», «Продолжай»). Они способны использовать вопросный план.
Детям с общим недоразвитием речи требуется дополнительная помощь в виде прямых вопросов, так как им сложно осмысливать серию вопросов, трудно удерживать схему в памяти и использовать при реализации высказывания. Иногда такой вид помощи служит толчком для начала рассказывания, однако при этом дети обычно отвечают только на первый вопрос. С одной стороны, подобные затруднения связаны с недостаточной лабильностью, слабой переключаемооъю внимания, памяти, с нарушением целостности восприятия, а с другой стороны, это является результатом недостаточной координированности указанных процессов с речевой деятельностью.
В некоторых случаях к положительному эффекту приводит организующая помощь детям с задержкой психического развития. Однако чаще чем дошкольники других групп эти дети проявляют речевой негативизм и не используют помощь для развертывания своих высказываний.
Анализ языкового оформления рассказов показал, что для всех дошкольников характерна несформированность механизмов, управляющих лексическим и синтаксическим развертыванием смыслового образа во внешнеречевом высказывании. Специфика использования специальных средств связности заключается в недостаточности как лексико-грамматических, так и семантических средств связности. В данном виде рассказывания наиболее распространены следующие нарушения использования грамматических средств связности:
• несоответствие видовременных форм глаголов в следующих друг
за другом предложениях («Она идет, идет, тут она давала им,
нет ежик ей давал грибочки» — рассказ ребенка с ОНР);
• трудности в употреблении служебных слов: опускание, замеще
ние гласным звуком или неправильное употребление предлога, про-
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
пуски соединительных союзов («И потом она пришла. Белка стоит а... а палочке» —рассказ ребенка с ЗПР);
• ошибки в формообразовании и словообразовании («Дерево стоит. Листья на деревах» — рассказ ребенка с ОНР).
Следует отметить, что при составлении рассказа по серии картинок процессы программирования высказывания максимально опосредуются внешними опорами. В литературе многочисленны указания на то, что всем дошкольникам и учащимся первых классов, то есть младшим школьникам на начальном этапе обучения в школе, независимо от уровня их интеллектуального и речевого развития, легче дается рассказ по серии картинок, чем рассказ по одной многофигурной картине. В то же время семантическая целостность продуцируемого текста напрямую зависит от характера осмысления сюжета серии картинок.
Это утверждение значимо для оценки выполнения третьего задания. Оно заключалось в необходимости действовать с игрушками, изображая то, что делают персонажи серии картинок (режиссерская игра). Это задание значительно повышало заинтересованность детей в дальнейшем взаимодействии с педагогом.
Большинство детей всех трех групп эмоционально реагировали на появление игрушек, охотно брали их в руки, рассматривали. Для детей основными стали вопросы: «Что и как показать?». Поскольку задание носило обучающий характер, мы оказывали дошкольникам максимальную помощь. Мы стремились к тому, чтобы моделирование сюжета в режиссерской игре положительным образом сказалось на характере восприятия предложенной серии картинок и последующем рассказывании.
Однако выполнение задания детьми проходило с разным успехом. Для детей с общим недоразвитием речи и дошкольников в норме в большинстве случаев характерна развернутая передача сюжета, вместе с тем устойчивость сюжета, обусловленная развитием произвольности в деятельности, имела индивидуальные особенности. В некоторых случаях даже в группе нормально развивающихся детей наблюдался отказ от выполнения незнакомой роли, что свидетельствует о достаточно низком уровне притязаний.
Наибольшие трудности при выполнении задания испытывали дошкольники с задержкой психического развития. В ряде случаев, выполняя задание, они проявляли стереотипность действий с игрушками, которая обусловлена непониманием смысловых отношений в изображенной ситуации. Просьба взрослого показать с помощью игрушек,
ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ: ИЗУЧАЯ, ОБУЧАЕМ
что делает девочка на первой картинке, привела в замешательство больше половины детей с задержкой психического развития. Они отвечали: «Ничего не делает» или «А что показывать? Она стоит». Дети не понимали логики действия, которая в картинке представлена выразительными средствами (мимика, движения). Однако другая часть детей с задержкой психического развития без труда показала, как девочка идет по тропинке. В случаях затруднений, явно связанных с моторной неловкостью, взрослый просил ребенка продемонстрировать собственные движения, соотносимые с действиями персонажей картинок, и сам показывал их с помощью игрушек.
По окончании режиссерской игры дети составляли рассказ по серии картинок. Анализируя их высказывания «по следам режиссерской игры», мы использовали уровни смысловой адекватности и самостоятельности при рассказывании.
Важно отметить, что ни у одного ребенка не изменились показатели смысловой адекватности и самостоятельности в сторону ухудшения (по результатам выполнения второго задания). «Нулевой» сдвиг под влиянием экспериментального воздействия (когда уровень смысловой адекватности рассказывания не изменялся) был отмечен как частный случай. В большей мере это относится либо к высоким уровням выполнения задания, либо к самым неуспешным.
Изменения касались следующих характеристик:
• выделение главной линии сюжета и обозначение основного
объекта;
• дифференцированное и активное установление содержательных
связей между персонажами по сравнению с предыдущим заданием;
• отличие по параметру самостоятельности в передаче содержания;
• обобщение сюжетной ситуации.
Задание 4
Восприятие и словесная интерпретация содержания сюжетной картины
Цель обследования: определить особенности восприятия и понимания сюжетной картины детьми на основе ее словесной интерпретации.
Материал: простая в композиционном отношении сюжетная картина, на которой изображенные объекты связаны
РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
между собой. При этом один объект вызывает действия другого.
Ход обследования. Педагог вербально и невербально (жестом) привлекает внимание ребенка к картине, дает возможность рассмотреть ее. После этого он просит ребенка рассказать о содержании картины.
Инструкция: «О чем эта картина? Расскажи большой и интересный рассказ».
Оценка результатов. Для анализа результатов выполнения задания мы предлагаем использовать психологическую методику изучения результативной стороны понимания графических изображений14 (И. С. Богачек), модифицированную в соответствии со спецификой нашей диагностической методики.
В структуре понимания как результата мыслительной деятельности выделены три основных параметра: глубина, отчетливость, полнота. Параметр глубины отражает уровни обобщения смысловой информации и актуализируемых элементов прошлого опыта. Глубина понимания оказывает наибольшее влияние на его результативность. Параметр отчетливости понимания характеризует осознание связей и отношений. Параметр полноты понимания связан с полнотой осмысления информации. О глубоком, отчетливом и полном понимании картины можно говорить, если:
• выделены важнейшие объекты и распознаны их дей
ствия;
• установлены взаимосвязи объектов;
• вскрыты самые существенные и характерные особенности;
• осмыслены все части и свойства объектов;
• осмыслено целое и его основные части;
• выявлены причинно-следственные зависимости;
• учтен контекст;
• интерпретация осуществлена с выходом за пределы на-
глядно данного;
• целенаправленно и последовательно воспроизведено не
обходимое количество информационных единиц.
14 Так как анализ психолого-педагогических исследований не дал! основания выделить иного продуктивного способа изучения понима-| ния графического изображения, мы используем методику изучение понимания на основе словесной интерпретации изображения.
_________ ОСОБЕННОСТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ: ИЗУЧАЯ, ОБУЧАЕМ
При выполнении задания оценивается:
• отношение ребенка к заданию;
• активность и устойчивость внимания ребенка при ра
боте с наглядным картинным материалом;
• особенности саморегуляции и самоконтроля ребенка;
• характер ошибок;
• восприимчивость ребенка к помощи.
Оценка выполнения задания осуществляется на основе выделенных нами уровней понимания и словесной интерпретации содержания картины. Описание уровней предложено от самого низкого (неуспешного) к самому высокому (успешному).
Первый уровень. Ребенок либо отказывается от выполнения задания, либо не активен при рассматривании картины, демонстрирует неустойчивое внимание. Речевые проявления не соответствуют изображенному на картине, а вызваны скорее общей ситуацией общения со взрослым. Организующая помощь педагога оказывается безрезультатной. Ребенок не может осмыслить части и свойства объектов, изображенных на картине.
Второй уровень. Ребенок воспринимает все объекты (главные и второстепенные, одушевленные и неодушевленные) как рядоположенные. Словесная интерпретация картин сводится к простому, неорганизованному перечислению предметов и их признаков. Последовательность называния объектов определяется последовательностью их зрительного выделения. В высказываниях ребенка не наблюдается попыток осмыслить свойства объектов, изображенных на картине, характер их взаимоотношений. Понимание картины отличается нерасчлененностью смыслового образа ситуации, изображенной на картине.
Третий уровень. Попытки словесной интерпретации ребенком изображения не выходят за пределы установления частных пространственных связей, истолкования позы персонажей, выделения только внешних связей между объектами. Осмысливая картину, ребенок идет по пути «сведения к известному», часто неверно декодируя изображенные действия персонажей. В процессе рассматривания картины отмечается слабость регулирующей и контролирующей роли мышления.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 1151;