Аритмии
(см. также главы 15 и 13, том 1, и главу 22, том 2)
Аритмии, наблюдаемые в предоперационный период, должны быть лечены до начала операции (которую в случае необходимости следует отложить). Вероятно, наиболее часто встречающейся аритмией является фибрилляция предсердий, которая обычно бывает следствием ИБС, заболевания митрального клапана, гипертонической болезни или тиреотоксикоза. Вентрикулярный ритм необходимо контролировать с помощью дигоксина. При нормальном вентрикулярном ритме лечение дигоксином обычно начинают перед операцией для предупреждения повышения частоты желудочковых сокращений во время операции.
Аритмии во время операции
Примерно у 12% пациентов, подвергающихся анестезии, развиваются аритмии, но у лиц с сердечнососудистым заболеванием эта частота возрастает до 30%. Лечение может и не потребоваться в зависимости от природы аритмии и ее влияния на сердечный выброс. Единичные суправентрикулярные или вентрикулярные эктопические сокращения, а также медленные суправентрикулярные ритмы не требуют коррекции, если нет ухудшения сердечного выброса.
На возникновение аритмий во время операции влияет ряд факторов; некоторые из них перечислены ниже.
1. Спонтанная вентиляция. Повышенное напряжение двуокиси углерода в артериях (РаСО2 ) может вызывать желудочковые экстрасистолы.
2. Гипоксемия. Вначале она вызывает тахикардию, а затем брадикардию.
3. Анестезиологические препараты. Циклопропан и галогенизированные гидроуглероды, например галотан, ассоциируются с повышением частоты желудочковых аритмий, особенно при возрастании
РаСО2.
4. Катехоламины. Растворы местных анестетиков, которые содержат адреналин, могут провоцировать желудочковые аритмии, особенно у пациентов, анестезируемых галотаном при наличии повышенного PаСО2. Максимум 100 мкг адреналина (10 мл 1 : 100000 раствора) может вводиться в течение любого 10-минутного периода (не более 300 мкг в час). Вероятность связи применения анфлюрана с адрена-лининдуцированными аритмиями меньше, а изофлюран не сенсибилизирует миокард к катехоламинам.
5. Гипокалиемия может ассоциироваться с желудочковыми аритмиями, особенно при применении дигоксина. Гиперкалиемия замедляет проведение через желудочки, иногда с остановкой сердца.
6. Рефлекторные аритмии склонны к возникновению во время поверхностной анестезии в результате симпатической или парасимпатической стимуляции. Они включают тахиаритмии, например в ответ на ларингоскопию и интубацию (уменьшается бета-блокаторами), желудочковые аритмии вследствие удаления зубов (частично блокируется инфильтрацией местным анестетиком) и брадиаритмии, например при окулокардиальном рефлексе или в ответ на перитонеальную тракцию (предотвращается или корригируется атропином или гликопирролатом).
Таблица 20.3. Диагностические признаки желудочковой тахикардии
Клинические
Пушечные волны ЯВД означают ЖТ
Изменчивость первого сердечного тона означает ЖТ
Часто в недавнем прошлом ИМ или ИБС
Электрокардиографические
Ритм обычно 120-250 уд/мин, чаще всего регулярный
Широкие комплексы, характерные для ЖТ
Независимая предсердная активность: зубцы Р не связаны с QRS
Слияние сокращений
Интерферирование сокращений
Практическое соображение: для диагноза может потребоваться запись в 12 отведениях ЭКГ
ЯВД- яремно- венозное давление; ЖТ- желудочковая тахикардия; И М-инфаркт миокарда; ИБС- ишемическая болезнь сердца.
Рефлекторные аритмии в целом предотвращаются путем углубления анестезии. Лечение интраоперационных аритмий зависит от природы нарушения ритма и вызванной им гемодинамической декомпенсации. Суправентрикулярные и вентрикулярные тахикардии имеют различную клиническую значимость и лечатся по-разному; диагностические признаки желудочковой тахикардии показаны в табл. 20.3.
Проводимое при общей анестезии лечение суправентрикулярной тахикардии (СВТ) заключается в следующем:
1) массаж каротидного синуса;
2) внутривенное введение 3-12 мкг аденозина;
3) кардиоверсия (25- 50 Дж) прямым током при наличии гемодинамической декомпенсации; необходима общая анестезия; при трепетании предсердий показана также синхронизированная дефибрилляция прямым током;
4) при отсутствии декомпенсации-5 мг верапамила, титруемого в/в;
5) при обусловленной сепсисом или рефрактерной СВТ- нагрузочный объем плюс амиодарон, 300 мг в/в в виде инфузии в течение 20 мин, затем 900 мг в течение суток;
6) при тиреотоксикозе или феохромоцитоме- бета- блокатор (в последнем случае- не перед альфа- блокадой).
Внутривенный верапамил не следует назначать пациентам, ранее получавшим бета-блокаторы, так как это может привести к рефрактерной асистолии. Роль аденозина, применяемого интраоперационно, пока не вполне ясна. Он используется в качестве лечебного средства при СВТ и при диагнозе постоянной широкой комплексной тахикардии.
ЖТ обычно реагирует на в/в лидокаин (50- 100 мг с последующей инфузией), но в случае его неэффективности можно попробовать бретилиум или амиодарон. Лечение электрошоком проводится как можно раньше, особенно если ЖТ сопровождается декомпенсацией. Другие лечебные мероприятия включают коррекцию гиперкапнии, гипоксемии или гипокалиемии, а также снижение концентрации вдыхаемого галотана.
Дата добавления: 2014-12-09; просмотров: 736;