Казахстан в сако –сарматскую эпоху. 2 страница

В конце VIII века, объединившись, карлуки создали свое государство, которое постепенно экономически укрепилось.

Однако в начале IX века карлуки потерпели поражение от своего давнего врага на востоке - Уйгурского каганата. Борьба против этого государства длилась 20 лет. Наконец, карлуки в союзе с кыргызами в 840 году нанесли поражение Уйгурскому каганату. После этой победы Билъге Кул Кадыр-хан - правитель города Испиджаб - объявил себя каганом.

В общей сложности сопротивление карлуков арабам продолжалось около двух веков. Она длилась до 766 года, когда карлуки захватили власть в свои руки. Карлуки в этот период часто терпели поражения от арабов. Это можно объяснить тем, что арабы умело использовали исламскую религию как идейное оружие. Ослабляли Карлукский каганат и внутренние междоусобицы. Воспользовавшись тяжелым положением в Карлукском каганате, тюркские правители Кашгарии в 940 году захватили город Баласагун и каганат был разгромлен. Через два года город захватил сын Арслан-хана С ату к Богра- хан. В периоды правления этого хана и его сына произошло массовое принятие карлуками исламской религии. Богра-хан является основателем государства Караханидов.

Таким образом существовавший около двухсот лет Карлукский каганат распался.

По сведениям средневековых письменных источников, карлуки выращивали четыре вида скота. Однако, по некоторым сведениям, верблюжье мясо карлуки не употребляли в пищу.

Балбалы (каменные изваяния)». В VII-VIII веках на могилах стали устанавливать надгробные каменные плиты с надписями. Об этом свидетельствуют письменные памятники «Письмена Культегина» и «Тоньюкок». Эти памятники свидетельствуют, что в период существования Карлукского каганата в VIII-IX веках начал распространяться новый вид тюркской письменности — карлукский.

Письмена Йолыг-тегина и «Тоньюкок» являются яркими первыми образцами письменного народного тюркского творчества.

§ 5. ОГУЗСКОЕ ГОСУДАРСТВО (конец IX - начало XI вв.)

Образование Огузского государства, его территория.

В конце IX и начале X веков в среднем и нижнем течении Сырдарьи было создано Огузское государство. Столицей его являлся город Янгикент (Новая Огузия) на берегу Сырдарьи.

Тюркоязычные огузские племена в раннее средневековье населяли Центральную и Среднюю Азию. В VII веке огузские племена, жившие в Западном Жетысу, входили в состав Тюркского каганата. После падения Западно-тюркского и Тюргешского каганатов и создания Карлукского каганата огузы из Жетысу стали переселяться в Присырдарьинский регион.

В начале своего расселения в этих местах огузы встретили ожесточенное сопротивление местных племен канлы и печенегов. Затем, потерпев поражение от огузов, печенеги были вынуждены перекочевать на запад.

О происхождении слова «огуз» имеются различные мнения. Одни ученые считают, что оно произошло от слова «уыз» («молочная основа»), другие - от слова «ок» («стрела»). Третьи - от слова «огиз» («вол»).

Племенной состав и общественный строй огузов.

В состав огузов входила часть кангаро-печенежских и других степных племен, населявших долины Сырдарьи, Приаралья и Северного Прикаспия. Махмуд Кашгари писал, что огузы первоначально состояли из 24 племен, аль-Марвази - из 12. Из этого можно сделать вывод, что огузы в пору своего первоначального формирования состояли из 24 племен, а со временам, объединившись друг с другом, когда уже был создан их союз, количество племен снизилось до 12.

Главой Огузского государства был верховный правитель, носивший титул джабгу (ябгу). Власть джабгу передавалась по наследству. Выборы правителей происходили на советах. Джабгу имели своих наследников, носивших титул инал, для их воспитания назначались специальные наставники - атабеки.

У огузов и жены правителя-джабгу принимали участие в управлении государством. Они носили титул «хатун». Огузское государство опиралось на военную демократию. По этой причине в огузском обществе важную роль играли военачальники, которые назывались сюбаши.

У джабгу были и официальные советники, так называемые коль еркины. Народное собрание у огузов созывалось раз в год. В связи с усилением влияния феодальной аристократии вместо народного собрания коль еркины стали созывать совет знати, называвшийся канкаш. С расцветом огузского общества верховная власть управления страной стала принадлежать великому и малому курултаям. Свидетельством тому является эпическое летописное сказание «Огузнаме» (XIII в. Огузы делились на три основные группы племен и родов, называвшиеся бой, оба и кок. А они в свою очередь подразделялись на ур-ги и аймаки. Уругами являлись родовые и семейные кланы - общины. Судя по «Огузнаме», джабгу поделил свои владения на 12 аймаков. Огузские правители выбирались из наиболее могущественных ханских уругов - родовых семейных кланов. В основе избрания была привилегия на власть старшего по возрасту над младшим родичем.

Политическое положение.

Огузское государство подчинило себе печенегов, живших в то время между Волгой и Уралом (Яиком). В 965 году между огузским джабгу и киевским князем Святославом был заключен военный союз, направленный против хазар. Его результатом явился разгром Хазарского каганата.

Во внешней политике огузские правители преследовали две цели. Во-первых, захватить богатые лугопастбищные земли на берегах реки Дон, в Причерноморье, ради чего огузы воевали с Хазарским каганатом. Во-вторых, они стремились захватить важнейшие торговые пути, соединяющие Европу с Азией и пролегавшие через Поволжье, Мангистау и Устюрт.

Русские летописи свидетельствуют, что в 985 году князь Владимир в союзе с торками (огузами) совершил поход против волжских булгар в Поволжье.

Расцвет Огузского государства начался в период правления наследника хана Али - Шахмалика. Он в 1041 году завоевал Хорезм. Повторное нападение сельджуков привело к поражению огузов. Сам Шахмалик погиб под Хорезмом. В Огузском государстве начались раздоры и распри в борьбе за власть. Этой обстановкой воспользовались восточные соседи - кыпчакские племена. Огузское государство пало под их ударами. В XI веке кыпчаки окончательно вытеснили огузов с берегов Сырдарьи и Аральского моря. В начале XI века Огузское государство перестало существовать.

§6. КИМАКСКИЙ КАГАНАТ (конец IX - начало XI вв.)

Племенной состав и образование Кимакского каганата.

Судя по китайским летописям, племена кимаков сформировались и проживали ранее, в начале VII века, в северо-западной Монголии. К середине VII века кимаки откочевали в районы севернее Алтайских гор и в Прииртышье. С 656 года после падения Западно-тюркского каганата кимаки начинают обособляться от других племен. По свидетельству китайского историка Сыма Цяня, среди кимаков, живших на севере Монголии, жили и кыпчаки. Это лишнее доказательство того, что тюркоязычные племена мирно соседствовали друг с другом.

Живший в XI веке персидский историк Гардизи писал, что в состав населения страны кимаков входило семь племен. Среди них наиболее известны и могущественны были кимаки и кыпчаки.

Во второй половине VIII и начале IX веков кимаки начали широко расселяться на территории Казахстана. В 766-840 годах кимаки заняли территорию Западного Алтая, Тарбагатая и Алакольской котловины. После распада в 840 году Уйгурского каганата часть входивших в него племен составила объединение кимакских племен. Эти семь племен составили основное население Кимакского каганата.

Таким образом, в конце IX века по названию кимакских племен был создан Кимакский каганат, который занимал территорию Северо-Восточного и Центрального Казахстана. Столицей каганата был город Имакия. Второй столицей являлся город Карантия на побережье озера Алаколь.

Общественный строй каганата.

Кимакского правителя называли каганом. На две ступени ниже этого титула был титул джабгу. Титулы имак байгу или кимак джабгу носили вожди нескольких племен. Вождь одного, отдельно взятого племени имел титул шад-ту тик. Высшие ступени власти - великий каган, малый каган, а также джабгу шад - занимали представители знати.

Вся полнота власти находилась в руках кагана. Он единолично назначал малого кагана или джабгу, шад-тутика. Титул кагана переходил к сыну по наследству. Подобным образом наследственный характер носили и титулы представителей знати - приближенных кагана. Так владения — уделы всех одиннадцати наместников кимакского кагана передавались по наследству их сыновьям.

В политической жизни Кимакского каганата важную роль играли воины. За образцовую службу наместники получали от кагана новые земельные уделы. Они на полученных уделах формировали собственные отряды. Сформированные отряды управлялись по удельно-племенной системе.

Политическое положение каганата.

Защищая свою территорию от внешних врагов и совершая завоевательные походы с целью расширения границ своего государства, каганат постоянно находился в состоянии войны с соседними странами. В IX веке кимаки захватили часть земель «девяти огузов», а в X веке - город Жамлекес в Восточном Туркестане. Со второй половины X века на кимакские земли часто стали нападать войска государства Караханидов. Совершая военные походы, они доходили до Иртыша. Вследствие таких походов Кимакский каганат постепенно пришел в упадок. Падение Кимакского каганата произошло по двум причинам. Во-первых, внутри страны шла постоянная междоусобная борьба с вождями кыпчакских племен, во-вторых, главная угроза исходила от тюркоязычных кочевых племен, двинувшихся на Запад и нанесших на своем пути значительный удар по кимако-кыпчакским племенам.

Персидский историк Гардизи (XI в.) писал: «Кочевники пасли скот своих господ», а также отмечал: «На зиму они (т.е. кимаки) заготовляют сушеное мясо, баранину, конину или говядину, каждый по мере своих средств». Такой способ заготовки мяса (вяление) впрок бытует у казахов и

По сведениям Махмуда Кашгари, те, кто не имел скота, превращались в жатаков, занимались ремеслами, рыболовством и охотой

У кимаков бытовали древние тюркские религиозные верования, значительное место среди которых занимали культы Тенгри (Неба) и духов предков. Они поклонялись огню, Солнцу, звездам, рекам и горам, верили в существование загробного мира.

О наличии у кимаков письменности свидетельствует сообщение арабского путешественника Абу Дулафа (X в.): «У них растет тростник, которым они пишут». Об этом же говорят бронзовые зеркала с древнетюркскими надписями, относящиеся к IX-X векам.

В X веке среди представителей кимакской знати начал распространяться ислам.

Кимакский каганат был первым патриархально-феодальным государством, имевшим самобытный путь историко-политического развития.

 

9 вопрос.

ГОСУДАРСТВО КАРАХАНИДОВ (942-1212 гг.)

Образование государства.

В середине X века в Жетысу и части Восточного Туркестана было создано государство Караханидов. Столицей стал город Баласагун. Основателем государства: являлся внук Бильге Кул Кадыр-хана СатукБогра-хан (915-955 гг. Приняв ислам и пользуясь поддержкой династии Саманидов, он одержал победу над своим родственником Огулшаком, правившим Таразом и Кашгарией, и подчинил их себе. В результате было ее создано единое централизованное государство Караханидов. После распада Карлукского каганата оно занимало обширную территорию от Жетысу до Испиджаба на западе и до Кашгара на востоке.

В этнический состав государства Караханидов входили племена жикил, ягма, карлуков, огузов, канлы, уйсунов и другие тюркоязычные племена. Особую роль в создании государства сыграло племя карлуков. Помимо выходцев из этого племени правителями избирались также выходцы из племен ягма и жикил. Имена их предводителей Арслан-хана и Богра-хана были связаны с тотемами - объектами религиозного почитания этих племен: у жикил - лев, у ягма - бура (верблюд).

Общественный строй.

Верховная власть находилась в руках хакана (кагана). Власть передавалась по наследству. К представителям знати относились потомки хакана - тегины, илик ханы, беки, нукеры. Власть осуществлялась по удельному принципу. Удельные земли подразделялись на большие и малые. У хакана имелись советники, везиры. По своей деятельности они были схожими с коль еркинами в период Огузского каганата. По письменным свидетельствам Махмуда Кашгари, значение слова «коль еркин» раскрывается, как «ум глубокий, подобно озеру» и эту должность занимали советники - соправители.

Ставка хакана, откуда он осуществлял свою политико-административную власть, называлась ордой.

По сравнению с системой правления предшествовавших тюркских каганатов система общественного строя у государства Караханидов была более развитой, с феодальным укладом. Это можно проследить по видам землевладения, системе сбора налогов, социальному неравноправию и другим формам угнетения для поддержания правящей власти.

Одной из разновидностей землевладения была икта - земельный надел, пожалованный хаканом своим приближенным. Землевладельцев называли иктадарами (персидское слово). По-арабски таких землевладельцев именовали мукта. Однако икта навечно не узаконивалась. А иктадары выделенные им икты стремились закрепить за собой навечно.

Лица, получившие икты, в обязательном порядке обязаны были собирать налоги с простых людей и проходить у хакана военную службу.

Земельные наделы выделялись не только священнослужителям, но и религиозным учреждениям в целях укрепления их материальной самостоятельности. Такие земельные наделы назывались вакф (вакуф). С них налоги не взимались.

Другой разновидностью гнета в период государства Караханидов была коммендация. Смысл ее состоял в следующем: «слабый (человек) передает под покровительство сильного свой земельный участок, чтобы он (сильный) защищал его». Мелкие собственники передавали землю под покровительство богатых землевладельцев, за что выплачивали им налоги.

Политическое положение государства.

После смерти основателя государства Сатука Богра-хана в стране начались политические распри. В 955 году к власти пришел его сын Муса. С целью укрепления своей власти в 960 году он объявил исламскую религию государственной. Столицей стал город Кашгар. Однако второй сын Сатука Богра-хана Сулейман-илик, правитель Баласагуна, тоже объявил себя хаканом. После смерти Мусы титул верховного хакана перешел к Али Арслану (960-990 гг.). Он был также провозглашен правителем Тараза и Баласагуна.

Из-за социальных противоречий во второй половине X века значительно ослабло государство Саманидов в Средней Азии. Вовремя воспользовавшись такой обстановкой, Хасан Богра-хан без особого сопротивления захватил Испиджаб, затем он завоевал столицу государства Саманидов Бухару и Самарканд. Однако, опасаясь нападения племен, живших в районе города Дженд, Хасан Богра-хан вскоре возвращается в Жетысу. Он умер в местности Кошкарбасы. В конце X века снова возобновились завоевательные походы Караханидов в Среднюю Азию. В 992 году сын Хасана Богра-хана Жусип (Юсуф) завоевал Хотан, а сын Али Арслана Насыр ибн Али в 996 году совершил поход на Мавераннахр. Правитель Саманидов обратился за помощью к своему газневидскому вассалу Себук-тегину. Но Себук-тегин заключил мир с Караханидами, согласно которому весь Присырдарьинский регион оказался во власти Караханидов.

В 999 году государство Караханидов полностью захватило Мавераннахр.

Государство Караханидов состояло из двух владений - Восточного и Западного ханств. Территория Восточного ханства включала в себя Жетысу и Восточный Туркестан. Столицей был город Орда (Кара Орда, Куз Орда) близ города Баласагун, а позднее - город Кашгар. К Западному ханству относился Мавераннахр. Столицей являлся сначала Узгенд, а затем Самарканд.

Традиционно Восточное ханство считалось основной частью государства Караханидов. Поэтому его хан являлся великим хаканом. Все остальные ханы были обязаны подчиняться ему. Однако этого не произошло из-за разгоревшейся междоусобной борьбы за власть между правителями двух владений государства Караханидов. В 40-х годах XI века потомок Насыр-хана Ибрагим ибн Насыр в борьбе за власть с потомками Али-тегина одержал победу. В 1040 году он принял титул тамгач Бурахан и стал полновластным правителем Мавераннахра. Но длительная междоусобная борьба между двумя владениями государства Караханидов продолжалась, все более ослабляя государство.

Междоусобицами в государстве Караханидов воспользовался сельджукский султан Малик- шах. В 1089 году он захватил столицу Западного ханства Самарканд, а затем - Бухару. Бурахан поневоле признал свою зависимость от сельджуков. Малик-шах не вмешивался во внутреннюю систему управления государством Караханидов.

В 30-х годах XII века с востока в Жетысу вторглись войска каракитаев. В сражении в Катуанской степи близ города Самарканд они разгромили войска сельджуков и Караханидов. Каракитаи захватили город Бухару вместе с центральной частью Мавераннахра. Отныне государство Караханидов попало в прямую зависимость от каракитаев. Однако власть оставалась в руках династии Караханидов.

Воспользовавшись невмешательством каракитаев в систему своего управления, Караханиды распространили свое господство на Самарканд, Бухару и Узгенд. В Самарканде и Узгенде они чеканили свои монеты.

В это время вследствие ослабления сельджуков начало усиливаться государство Хорезм. В период правления Мухаммед-шаха Текеша государство Хорезм нанесло ощутимый удар по каракитаям. Следившие за обстановкой правители государства Караханидов поддержали Хорезм. Разгромивший на берегах реки Талас каракитаев Мухаммед-шах, возвратившись в Самарканд, казнил караханидского хакана. После смерти правителя Западного ханства и смерти правителя западного ханства в 1212 году хорезмский шах Мухаммед окончательно уничтожает государство Караханидов. Тем временем Восточное ханство захватывает найманский хан Кучлук.

Таким образом пало государство Караханидов, просуществовавшее около двух веков.

Юсуф Баласагуни, описывая скотоводческое хозяйство тюрков, писал, что основной вид хозяйства -коневодство.

 

10 вопрос: Взаимодействие оседлой и кочевой культур.

Некоторые постоянные зимовки, расположенные ближе к караванным путям или вдоль них, со временем разрастались в города. Таким образом, в начале средних веков на территории Казахтана стали возникать города. Развивались тесные экономические и культурные связи между жителями городов и полукочевниками.

Китайские летописи свидетельствуют о существовании и начале VII века в Южном Казахстане города Испиджаб. Этот город в VI веке, по сведениям Махмуда Кашгари, носил название Сайрам. Центрами оседлой культуры на юге Казахстана являлись города Отрар, Туркестан, Сауран, Сыгнак и др. В Жетысу существовали города Талхир (Талгар), Алмалы и Койлык.

Города обычно состояли из трех частей, что свидетельствует о существовании неравноправия между жителями. В центре жили представители знати, богатые купцы. Их дома строились на возвышенной местности и огораживались стенами. Во второй части, в предместье, окружавшем центр города, жили мелкие торговцы и ремесленники. Третья часть города как бы окружала вторую. Здесь жили земледельцы, бедняки.

О том, что тюрки были знакомы с процессом плавки металлов еще с V века, красноречиво говорят слова жужанского кагана, обращенные к тюркскому кагану: «Ты мой плавильный невольник, как же осмелился сделать такое предложение?» в ответ на его обращение выдать свою дочь за него.

Письменные источники свидетельствуют, что в городах Таласской долины изготавливали изделия из серебра и меди. В Чуйских, Илийских горах и Каратау плавили цветные металлы. Торговля и денежное обращение. Увеличение числа городов оказало большое влияние на развитие торговли.

Торговля

В развитии международной торговли важную роль играл Великий Шелковый путь. Северная ветвь пути пролегала через юг Казахстана и Жетысу. По этому пути через города Суяб, Тараз и Испиджаб проходили торговые караваны.

Одно из ответвлений Великого Шелкового пути шло из Испиджаба в Фараб, а оттуда через Туркестан в Центральный Казахстан.

Казахстан служил важнейшим связующим звеном между Востоком и Западом в развитии торговли. Такое выгодное положение в свое время пытался использовать в своих интересах знаменитый тюркский каган Иштеми, который не раз направлял своих послов для установления связей с Ираном и Византией.

Со Среднего и Ближнего Востока тюрки получали ковры, драгоценные камни, жемчуга и кораллы, стекло и различные ткани.

Археологические исследования показывают, что в торговом обороте использовались и деньги. Например, тюргеши в Таразе выпускали монеты, а в присырдарьинских городах найдены деньги тюркского племенного союза Кангу Тарбан. Отчеканенные в Жетысу монеты тюргешей впоследствии были найдены в Согде, Фергане, Западной Сибири и других местах. Это является свидетельтвом значительного развития междун.

 

 

11 вопрос. Древние и средневековые города казахстана.

Архитектура.

В Жамбылской области сохранился фундамент сооружения Акыртас, строившегося в VII-VIII веках и не законченного до конца. Памятник был возведен из прямоугольных каменных блоков. Его середина была задумана как ясли (выемка для корма скота), сложена из мелких камней и глины. Поэтому местные жители назвали памятник Акыртас (Каменная кормушка).

Как считает академик К. М. Байпаков, исследовавший этот памятник, он был сооружен в эпоху Карлукского каганата, примерно в 766-893 годы, и так и не был завершен.

Вдоль караванных путей и скотоводческих кочевий хорошо сохранились купольные полуподземные сооружения над колодцами, построенные для путников и скотоводов. Такое сооружение по-персидски называется «сардоба», что означает надстройку над колодцем.

Религиозное зодчество. Памятники в стиле дын - это разновидность зодчества доисламского периода. Строения в стиле дын напоминали юрту, стены которой были выложены из камня. Преимущественно они возводились в VIII веке в период существования Кимакского и Карлукского каганатов. Такие архитектурные памятники в основном сохранились в Центральном Казахстане, Жетысу, Тарбагатае и Мангистау. Обычно дыны сооружали на месте захоронения людей.

На месте городов Акбешим и Суяб найдены остатки буддийских храмов. Предположительно, они были построены в конце VII и начале VIII веков.

Руины храмов и других религиозных верований были обнаружены в Таразе. Наличие таких архитектурных сооружений, отноящихся к различным религиозным направлениям, объясняется пролеганием через территорию Казахстана Великого Шелкового пути.

Исламские мечети стали строиться со второй половины IX века.

Скульптура. В древнетюркских письменах каменные скульптуры называли «балбал», а в орхонской письменности - «балбык». Позднее их стали называть «кемпиртас» («каменная старуха») или «таскелиншек» («каменная молодуха»). Такие каменные скульптуры часто встречаются в Центральном Казахстане и Жетысу. «Балбалы» устанавливались на месте захоронений знатных людей и военачальников.

Народной торговли в период правления тюргешей, вызвавшего оживление и во внутренней торговле

 

12 вопрос.

НАЙМАНЫ, КЕРЕйты, ЖАЛАИРЫ

 

Расселение племен.

Эти племена издавна населяли восток Центральной Азии. Основными местами их расселения были центральные и западные районы Монголии, с востока граничащие с Казахстаном. Начиная с X века, они стали осваивать его территорию. В конце средних веков эти племена вошли в этнический состав казахского народа.

Найманы. По письменным источникам VIII века, союз из восьми племен населял земли между рекой Орхон и Алтайскими горами. Монголы называли их найманами. Слово «найман» по-монгольски означает «восемь». А по другим сведениям, в Монголии имеется река Секиз (по-тюркски - восемь), поэтому племена, населявшие берега этой реки, монголы называли найманами.

Государство найманов становится известным во второй половине XII века. Столицей был город Балыкты на берегу реки Орхон.

Государство достигло своего расцвета при найманском хане Наркеше Даяне (1160—1203 гг.). При правлении Бильге хана, найманы окончательно избавились от вторжений каракитаев. Объединив все восемь племен, хан создал единое Государство найманов. Но возрождение найманов было недолгим. Между сыновьями Бильге хана - Буйрык ханом и Даян ханом началась междоусобная борьба за власть. Ханство раскололось на две части. Даян хан стал править степным краем, а Буйрык хан остался властвовать в местности Орунгу на реке Черный Иртыш на Алтае.

Решив воспользоваться междоусобицей среди найманов, монгольский хан Чингисхан и хан кереев Ван, напав на них, одержали победу над войсками Буйрык хана. Хан найманов бежал к енисейским кыргызам.

Опасаясь усиления Чингисхана, кыргызы, меркиты, найманы и другие племена в 1201 году созвали курултай. Одним из его организаторов являлся Буйрык хан. В местности Согак произошла их битва с войсками Чингисхана и Ван хана. Найманы и другие плмена потерпели поражение в этом сражении. Буйрык хан перекочевал на юг Алтая. Войска Чингисхана взяли хана в плен и он был казнен. Даян хан направил свои войска под командованием Коксу Саурыка против Ван хана. Захваченный в плен Ван хан был также убит. Узнав об этом, Чингисхан в 1204 году организовал поход против Даян хана и окончательно победил его. Сын Даян хана - Кучлук переселился в Жетысу.

Кереи (кереиты). Название «кереи» происходит от названия реки Керлин (Керулен), так как племена, жившие на берегах этой реки, именовались кери (кериленцы). Судя по письменным источникам, племена кереев населяли берега рек Орхон, Керулен, Селенга и Аргун.

Кереи на западе соседствовали с найманами и с уйгурами. Они пользовались древнетюркской письменностью. Когда образовалось Монгольское государство, писарями в нем в основном являлись кереи.

По свидетельству из исторического памятника «Тайная история монголов» (XIII в.), в конце XI и начале XII веков между Керейским и Монгольским ханствами существовали добрососедские отношения. Находясь в союзе, оба ханства не раз давали совместный отпор меркитам, найманам и другим племенам.

Ставкой Керейского государства была местность Битобе на востоке от горы Хан-Тенгри, где ныне расположена столица Монголии Улан-Батор. По монгольским письменным историческим источникам, эта местность являлась жайляу керейского хана Торы (Тогурыла).

Историки, исследовавшие время появления города Улан-Батора, утверждают, что именно этот город ранее являлся столицей Керейского ханства.

В XI веке в состав Керейского ханства входило восемь аймаков – районов.

Керейское государство достигло своего наивысшего расцвета в Х-ХП веках во времена правления Маркус хана и его сына Куршакуз хана. В начале своего правления Куршакуз хан потерпел поражение от татар, а его сын Торы и мать Илма- ханум попали в плен. В этот период власть взял в свои руки другой вождь кереев, зять Куршакуз хана, Сарык. При помощи другого керейского хана - Хажар хана, жившего в приграничном районе ханства, он одержал победу над татарами и освободил из плена сына Куршакуз хана.

К этому времени столица Керейского ханства переместилась на берег реки Орхон. После прихода к власти Куршакуз хан разделил ханство на правую, левую и среднюю части и отдал их в управление своим детям. После смерти Куршакуза ханом стал Торы. Пользуясь его несовершеннолетием, отчим Елжыйдой стал стремиться взять власть в свои руки. Осознавая свое затруднительное положение, Торы обратился за помощью к своим старшим братьям, которые помогли ему отстоять ханский титул.

В конце XII века Керейское государство вновь распалось на две независимые друг от друга части. Недовольный расколом Керейского государства младший сын хана Маркуса Гурхан, ставший к тому времени ханом киданей, направил против Торы хана свои войска. Торы хан сумел избежать поражения только благодаря помощи Чингисхана.

Жалаиры. Лишь в монгольских летописях скупо упоминается о государстве жалаиров. В них говорится, что племя жалаиров населяло берега рек Селенга и Хилок, а также верховья реки Орхон и хребты Каракорумских гор.

В этих летописях упоминалось, что из племени жалаиров самым близким Чингисхану человеком был знаменитый акын, оратор и батыр Мукали (Мукылай). За безупречную и верную службу великий хан присвоил ему титул «куй ун чинсан тайжи», «го ван» - «великий князь». И доверил ему командование левым крылом своего тумена (10-тысячного войска).

Письменные источники свидетельствуют, что Жамука в 1201 году, объединив многие роды и племена, на берегу реки Аргун (Аргын) созвал курултай и объявил себя гурханом. Узнав об этом, Чингисхан заключил союз с ханом кереев Торы и осенью того же года нанес поражение Жамуке, принудив его подчиниться своей власти.

В «Тюркской летописи» историка хана Абулгази о жалаирах говорится как о покоренном Чингисханом племени. Они влились в состав монгольских племен и преданно служили Чингисхану. Подтверждением этому является тот факт, что в монгольской «Золотой летописи» жалаир Мукылай упоминается как крупный военачальник монголов.

Один из первых казахских историков Кадыргали Косымулы Жалаири (XVI в.) писал, что во времена Чингисхана жил военачальник Сартак Ноян. Его сыном являлся жалаир Саба, от него произошел жалаир Тебре бек. А потомком Тебре бека был Айтоле бек, этот знатный человек командовал войсками Урус хана. Далее ученый свидетельствует, что жалаиры - одна из больших ветвей племени алаша. Их называли «тарак танбалы жалаирами». Это было в период вхождения жалаиров в состав казахского народа.

Жалаиры входили и в состав всех тюркоязычных народов на территории Средней Азии. Основным местом расселения жалаиров являлось Жетысу.

Политический строй.

Системой правления племен являлась ханская власть. Она состояла из объединений племен и была прообразом формировавшегося феодального государства. Власть осуществлялась по улусной системе. Улусная система управления не была похожа на родовую или племенную системы. Она была ближе к народной системе управления.

Улус имел свою определенную территорию. К нему относились объединенный союз нескольких племен или народности, имеющие самое многочисленное население и самую обширную территорию расселения.

В монгольских письменных источниках говорится, что племя жалаиров было самым крупным и известным среди других племен, состояло оно из десяти родов. К тому же в те времена ханство состояло из нескольких улусов. В каждом из них избирали правителей ханской орды, военачальников и нукеров (воинов хана). Ханская ставка считалась высшим органом власти.

Еще в XII веке система управления войсками подразделялась на десятки, сотни, тысячи и тужены (десятитысячные отряды). Хан сам назначал командующих тысячами и туменами.

Хозяйство.

Найманы, кереи и жалаиры в основном занимались скотоводством, а кереи преимущественно коневодством. Скотоводство носило сезонно-полукочевой характер.

Повседневными внутренними делами в улусах управляли люди, носящие титул шерби. Хан единолично присваивал этот титул и назначал на такие должности.

КАРАКИТАИ (1125-1212 гг.)

Переселение каракитаев в Жетысу.

Переселение каракитаев в Жетысу произошло по двум причинам. Первая - завоевание тюркоязычными племенами, передвигавшимися из Центральной Азии на запад, на исконные земли каракитаев. Лишь после этого через Алтай каракитаи стали вторгаться в Жетысу. Вторая - к тому времени начался упадок государства Караханидов, господствовавшего в этих краях. Поэтому хакан государства Караханидов свои восточные границы передал для защиты каракитаям.

По китайским источникам, каракитаи - это потомки киданских племен, живших в Центральной Азии (Северная Монголия), Северном Китае, Маньчжурии и Уссурийском крае. Перемещавшаяся на запад с IV века их часть в мусульманских источниках называлась каракитаями.

В 924 году племена киданей создали государство Ляо, занимавшее территорию от Тихого океана до Алтая, в 1125 году оно пало и в этот год предводитель киданей ЕлюйДаши с 40-тысячным войском вторгся в Жетысу. Утвердившись среди местных племен, каракитаи постепенно подчиняли своей власти все новые территории Жетысу. Воспользовавшись упадком государства Караханидов, в 1125 году Елюй Даши со своим войском захватил центральные районы Жетысу и город Баласагун. Недалеко от него он основал свою ставку - Гуз орду. Затем каракитаи стали распространять свою власть и на Южный Казахстан.

С 40-х годов XII века каракитаи начали захватывать земли государства Караханидов в Центральной Азии.

Общественно-политический строй.

У каракитаев наследование власти имело свои особенности. Правом наследования обладали не только мужчины, но и женщины. Так, например, после смерти гурхана при отсутствии мужчины-наследника власть переходила в руки его жены или сестры. Но обязательным условием было то, что женщина должна была являться потомком из ханского рода. Свидетельством этому является такой факт: после смерти гурхана Елюя Даши в 1143 году трон заняла его жена Табуян. И лишь через семь лет власть перешла в руки совершеннолетнего сына гурхана Иле.

Для усиления своей власти Елюй Даши командование войсками передал в местное управление. Для этого под командование каждого военачальника он передал по 100 воинов. Если местные племена жили в пограничных районах, то им вменялось в обязанность защищать эти границы. А своих приближенных он освобождал от воинской повинности по защите границ.

Каракитаи с приходом к власти не разрушали города и оседлые поселения. По этой причине местное население не оказывало им особого сопротивления. По свидетельству письменных источников, с каждого дома собирали по одному динару. Владельцы удельных земель получали специальные охранные грамоты в знак того, что они находятся под защитой гурхана.

В Отраре и Таразе сбором налогов занимались люди, специально присланные гурханом. А сбор налогов в других регионах и доставка их в столицу каракитаев поручались местным феодалам. Местные жители Жетысу, занимавшиеся земледелием, отдавали в пользу правителя десятую часть урожая. Правители крупных городов ежегодно платили гурхану земельный налог - харадж. Каракитаи значительно ужесточили налоговую политику со второй половины XII века. Отныне они перешли к открытому грабежу народа. Каракитаи стали нападать на мирные поселения, отнимая скот и имущество. Против такого насилия и произвола часто вспыхивали народные восстания.

Внешнее положение.

Каракитайское государство, образованное в Жетысу, постоянно пыталось захватить среднеазиатские владения Караханидов. В 1137 году каракитаи под Ходжентом разгромили войска Караханидов. После этого поражения Караханиды в союзе с сельджуками стали готовиться к новому отпору каракитаям. Сражение произошло в 1141 году в Катаунской степи близ города Самарканд. Каракитаи одержали победу и на этот раз. Затем они вторглись в город Бухару, захватили всю центральную часть Мавераннахра. Тем самым каракитаи расширили свои владения в Средней Азии. Караханиды стали их вассалами и вынуждены были платить дань.

Каракитаи совершили поход на Хорезм и захватили его. Шах Хорезма был вынужден платить ежегодно по 3000 золотых динаров. Таким образом, их западная граница полностью дошла до нижнего течения Амударьи. А восточная граница включала в себя уйгурскую провинцию Гансу. На юге в зависимость от каракитаев попали земли Балха и Хотана. На северо-востоке каракитаи граничили с найманами.

В 1171-1172 годах каракитаи повторно совершили поход на земли Хорезма, так как шах отказался платить дань золотом. Смерть шаха Хорезма аль-Арслана вызвала распри между его сыновьями за власть. Сын шаха по имени Текеш обратился за помощью к каракитаям и при их поддержке захватил власть в Хорезме в свои руки, тем самым поставив себя в прямую зависимость от каракитаев.

Каракитаи в союзе с шахом Хорезма в 1198-1204 годах вели борьбу с гуридскими племенами Афганистана. Однако после смерти Текеша шах Хорезма Мухаммед в сговоре с султаном Самарканда отказался от прежних своих обязательств и поднялся на борьбу против каракитаев. Каракитаи, лишившись своего союзника, потерпели поражение от гуридских племен. В 1208 году каракитаи были разгромлены на востоке найманами. В 1210 году шах Хорезма также напал на каракитаев. В результате двух сражений в 1212 году каракитайская власть пала. Последний гурхан каракитаев попал в плен найманскому хану Кучлуку, а их земли стали владениями найманов.

 

13 вопрос.

Объединеннное КЫПЧАКСКОЕ ХАНСТВО (первая половина XI - начало XIII вв.)

Расселение кыпчаков и их этнический состав.

Территория Кимакского каганата в XI веке полностью вошла в состав созданного Кипчакского ханства. Это были обширные земли от Алтая и Иртыша на востоке до Волги и Южного Урала на западе, от Куландинских степей на севере до озера Балхаш и Джунгарского Алатау на юге.

Усилившись, Кыпчакское ханство расширило свои южные границы, присоединив к себе земли в среднем и южном течении Сырдарьи, степи Приаралья и Прикаспия. А представители кыпчакской знати стали правителями присырдарьинских городов.

Кыпчаки кочевали в приречных районах Ишима, Нуры, Илека и Сарысу. С зимовок на Мангистау и Устюрте они летом перекочевывали в долины рек Эмба, Сагыз, Уил, Хобда и Урал (Яик).

Земли между Алтаем и Волгой называли Кипчакской степью (Дешт – и - Кипчак).

Этнический состав кыпчаков начал формироваться в VII-VIII веках.

Он состоял из двух групп племен. Первая — западное объединение кыпчаков, куда входили одиннадцать племен, в их числе: елъборили, токсоба, йетиоба, дурут и другие. Вторая - восточное объединение кыпчаков, которое состояло из шестнадцати племен. Восемь из них были крупными, восемь - мелкими. Ведущим из племен были бори (волки), которых называли и «ельборили» («народ волков»). Кыпчакские ханы династийно-наследственно были выходцами из этого племени. Название племени «бори» говорит о культе волка как идола, объекта поклонения. А такой культ бытует со времен древних тюркских племен. Название «токсоба» означает «девять племен», «дурут» - «четыре племени», «йетиоба» -«семь племен». Из этого видно, что все они являлись племенными объединениями.

В объединение кыпчаков входили тюркоязычные кимакские, огузские, команские и древние башкуртские племена. С XII века, когда кыпчаки стали господствовать в Приаралье, к ним были присоединены племена канлы, карлуков и жикил.

Посол Плано Карпини писал: «Канлы говорят по-кыпчакски». Монгольское нашествие помешало образования кыпчакской народности, оно было заторможено до XV века.

Общественный строй.

В этом ханстве власть передавалась от отца к сыну по наследству. Особенностью являлось то, что хан избирался из знатных людей племени ельборили. Ставка ханской власти носила название орда. В орде жили правители, знать. Система управления войском по существующей традиции состояла из правого и левого крыльев. Ставка более сильного и влиятельного правого крыла находилась на берегу реки Урал (Яик) на месте города Сарай, а ставка левого крыла - в присырдарьинском городе Сыгнак. Подразделение системы управления на два крыла было рассчитано на нерушимое поддержание ханской власти на западе правым крылом, на востоке - левым.

Социально-экономической основой Кыпчакского ханства был классовый строй. К представителям господствующего сословия относились ханы, их родственники, тарханы, баскаки, беки, баи (богачи) и вожди родов и племен. А к низшему сословию относились простой народ и бедняки, не имевшие скота. К беднякам причислялись и жатаки, занимавшиеся земледелием. В кыпчакском обществе имелись даже рабы. Рабами обычно становились две категории людей: во-первых, бедные должники, не имевшие скота; во-вторых, люди, попавшие в плен. Одним из источников обогащения представителей господствующего сословия была продажа рабов на среднеазиатских базарах.

О том, что в Кыпчакском ханстве существовало рабство, свидетельствовал Махмуд Кашгари, называя рабов «яланкугажи».

Имущественное неравенство в Кыпчакском ханстве между людьми можно проследить по захоронениям умерших.

Политическое положение Кыпчакского ханства.

С XI века почти на всей территории Казахстана, кроме Жетысу, властвовали кыпчаки. Укрепление социально-экономического положения ханства требовало расширения его границ. Кыпчаки стали стремиться к захвату южных городов Казахстана и Средней Азии и южных степных районов Руси. Но между кыпчаками и названными регионами преградой являлись огузы. В конце X и начале XI веков Огузское ханство переживало тяжелый упадок. Воспользовавшись восстанием внутри страны, сельджуки захватили город Дженд. В это время и кыпчаки вторглись в Огузское ханство с севера и северо-востока. Таким образом кыпчаки расширили свои границы от среднего течения Сырдарьи до Аральского моря и реки Волги. Затем они завоевали южнорусские степи, Кавказ, Крым и земли до Дона.

В русских исторических источниках вторгшихся в земли Руси кыпчаков называли «половцами», а дошедших до берегов Дуная кыпчаков венгры называли «кунами» (гуннами) или «команами».

Кыпчакские ханы вели упорную борьбу со среднеазиатскими государствами и в особенности с Хорезмом. Шах Хорезма опасался усиления кыпчаков и приближения их к своим границам. Поэтому он прибегал к различным политическим ухищрениям.

В 1133 году кыпчаки потерпели крупное поражение от хорезмского шаха. Но окончательной победы шах Хорезма так и не добился. Однако после этого поражения кыпчаки распались на две племенные группировки и это привело их к ослаблению. Воспользовавшись борьбой за власть между кыпчакским ханом Кадыр-Букой и его племянником Алып-Дереком, Текеш задумал захватить город Сыгнак. В 1195 году он совершил поход против правителя Сыгнака хана Кадыр-Буки и при поддержке правителя Отрара Алып-Дерека захватил город.

В начале XIII века между шахом Хорезма Мухаммедом и Кыпчакским ханством произошло несколько сражений за овладение присырдарьинскими городами. Из-за отсутствия единства внутри страны кыпчаки потерпели поражение и вынуждены были отступить на север. Однако города Отрар и Сыгнак, а также регион Аральского моря долгие годы являлись местами столкновений кыпчаков и хорезмийцев. Таким образом, несмотря на падение Кыпчакского ханства, его народ не исчез. Кыпчаки продолжили свое историческое развитие. В итоге они составили основу этнического состава казахского народа.

Хозяйство.

Арабский путешественник Ибн Баттута отмечал: «Особенности этой степи (Дешт-и-Кыпчака) заключаются в том, что растения ее служат вместо ячменя, такой особенности нет у других стран. Вот почему в ней много скота».

 

14 вопрос. Ученые и мыслители IX – XII веков.

Начиная с X века, в Южном Казахстане стала широко распространяться исламская религия. Поэтому все литературные и научные произведения стали писать на арабском языке. В городах Сайрам, Отрар, Туркестан и других открывались медресе (духовные училища), широкое развитие получили наука и образование. Первым из ученых Востока, ставших известными всему миру, был Абу Насыр аль-Фараби, писавший труды арабским письмом.

Абу Насыр аль-Фараби (870-950 гг.) родился в городе Весидж в округе Фараб (Отрар). Здесь он получил образование на кыпчакском языке. Арабский язык изучал в Исфагане, Багдаде и Дамаске. Аль-Фараби был назван «вторым учителем» после Аристотеля. В своих трудах он доказывал, что человек может познать мир, его сущность посредством своих чувств и разума.

Абу Райхан аль-Бируни (973-1050 гг.) - ученый-энциклопедист. Он - автор свыше 150 научных трудов по истории, математике, географии и другим отраслям науки. Его научные труды «Канон Масуда об астрономии и звездах», «Памятник прошлых поколений», «Благородные камни» до настоящего времени не утратили научной ценности. Он впервые на Среднем Востоке высказал мысль о движении Земли вокруг Солнца, открыл закономерность движения небесных тел. Бируни за 500 лет до открытия Коперника научно доказал геоцентрическую систему мира и за 600 лет до Галилея и Ньютона - закон всемирного тяготения.

Развитие языкознания.

В процессе образования народностей огузов, карлуков и кыпчаков тюрко-язычные племена сливались друг с другом. Такую общность и близость тюркоязычных племен в свое время исследовал известный ученый-языковед Махмуд Кашгари.

Махмуд Кашгари (1030-1090) - полное имя Махмуд Хусейн ибн Мухаммед Кашгари. Получив начальное образование в Кашгаре, Махмуд Кашгари продолжил его в крупных городах Средней Азии и Ирана. В совершенстве владел арабским языком.

Махмуд Кашгари написал знаменитый труд «Диуани лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий»), состоящий из трех книг. Этот труд включает в себя слова тюркских племен средневековья. Известный русский ученый А. Н. Кононов писал, что при создании этой книги Махмуд Кашгари преследовал одну цель - прославить на весь мир тюркский язык и доказать, что он ничем не ниже и не хуже арабского языка. А другой ученый-тюрколог Н. А. Баскаков утверждал, что Махмуд Кашгари в сравнительном изучении тюркских языков был первопроходцем среди исследователей. Данный труд является единственным в своем роде богатым фактическим материалом о жизни тюрков XI века.

Юсуф Баласагуни (1021-1075 гг.) родился в городе Баласагун на реке Чу. Полное имя его Юсуф (Жусип) Хае Хажип Баласагуни. Он известен своим трудом «Кутадгу билик» («Благодатное знание»). Это один из первых научных трудов, написанный на тюркском языке. Ученый писал: «Много книг, написанных на арабском и таджикском языках, а эта - единственный и первый сборик мудрости на родном языке». Он был противником тех, кто, пренебрегая своим родным языком, говорил и писал на арабском и персидском языках. В «Кутадгу билик» имеется много сведений об истории и общественно-политической жизни, обычаях и традициях, а также религиозных верованиях тюркоязычных народов.

«Кутадгу билик» - это научный труд, отображающий общественную жизнь тюркоязычных народов до XI века. Ученый свою книгу подарил кагану Сулейману Арслану. За создание этого труда каган присвоил ему титул «великий хасхажип», что означает «главный везир».

Литература.

Развитие устного народного творчества в VII-IX веках открыло путь к развитию письменной литературы, начиная с X века. Значительную роль в развитии письменной литературы сыграла исламская религия. Одним из представителей вновь зарождающейся литературы являлся видный поэт эпохи Караханиов Ахмед Иугнеки.

Ахмед Иугнеки. Годы рождения и смерти Ахмеда Иугнеки неизвестны. Настоящее его имя - Адиб Ахмед Махмудулы. Его родной город - Иугнек. По мнению археологов, он находился близ города Туркестан. Еще при жизни поэт был прозван в народе «поэтом поэтов, предводителем мудрецов». До нас дошла его знаменитая книга «Дар истины». Дастан (поэма) написан на тюркском языке, на котором говорило население государства Караханидов. В нем поэт призывал людей быть добросердечными, вести честную жизнь, не делать зла другим людям.

Ходжа Ахмед Йасауи (1103-1167 гг.) родился в городе Сайрам. Его отец Ибрагим был известным ученым. Мать Айша являлась дочерью шейха Мусы. Ахмед рано остался сиротой, лишившись матери и отца, когда ему было семь лет. Он воспитывался у своей сестры Гаухар-Шахназ. Грамоте он обучился у отца. Позднее освоил каноны исламской религии. С детских лет он жил в городе Туркестан (другое его название Йасы), поэтому принял приставку к имени — Йасауи. Затем учился в Бухаре, где овладевал религиозными знаниями у Юсуфа Хамадани, после чего вернулся в Туркестан. Он был проповедником исламской религии в Казахстане и продолжателем дела своего учителя Арыстан-Баба.

Ходжа Ахмед Йасауи - автор сборника стихов «Диуан-и-хик-мет» («Книга о премудрости»). Она написана на тюркском языке арабским алфавитом.

Одним из великих поэтов - учеников Ахмеда Йасауи — является Сулеймен Бакыргани, известный в народе как Хаким-ата.

 

15 вопрос. Нашествие Чингиз хана.

Завоевание монголами Казахстана.

После победы над тюркоязычными Найманским, Керейским и Жалаирским ханствами на территории Монголии Чингисхан стал нападать и на другие соседние страны. В 1207-1208 годах его старший сын Жошы (Джучи) подчинил себе енисейских кыргызов и северные сибирские народности. А в 1207-1209 годах захватом Тангутского государства руководил лично Чингисхан, затем он завоевал Турфанское уйгурское княжество. Напав на Китай в 1211-1215 годах, монголы переняли у китайцев осадные стенобитные и метательные орудия.

Покорив все соседние страны, Чингисхан стал стремиться к завоеванию Средней Азии и Казахстана. В 1217 году Чингисхан направил в Жетысу, которым владел Кучлук хан, войско во главе с Джебе-нойоном. Прибыв сюда, нойон объявил свободу религии и право на исповедание людьми любой религии. А найманский хан Кучлук, наоборот, запрещал исполнение мусульманских обрядов местным населением. Воевавший в то время с каракитаями с целью распространения исламской религии Арслан хан запросил помощи у военачальника монгольских войск Хубилая. Используя эту обстановку, вызванную межрелигиозным противостоянием, в 1218 году монголы вторглись в Жетысу.

Джебе-нойон объявил через глашатаев указ, по которому монгольским воинам запрещалось грабить имущество местного населения. Поэтому, не раз испытывавшее на себе насилие и произвол Кучлук хана и каракитаев, местное население не оказало сопротивления монголам. Многие города сдавались без боя. Например, монголы столицу государства Караханидов - город Баласагун — прозвали «Гобалык», то есть «Кротким».

После завоевания Восточного Туркестана и Жетысу нашествие монголов на юг Казахстана и в Среднюю Азию усилилось. Одним из следствий этого явилась гибель Отрара. В 1218 году Чингисхан отправил в Отрар торговый караван, состоявший из 500 груженных товарами верблюдов, в нем было 450 человек. Заподозрив купцов в шпионаже, правитель Отрара Каир хан приказал убить их и разграбил караван. Воспользовавшись этим, у Чингисхана появился повод для развязывания войны.

Таким образом, в 1219 году со 150-тысячным войском Чингисхан с берегов Иртыша направился к Сырдарье. Тумены под предводительством его сыновей Чагатая и Угедея осадили Отрар, а другое войско под командованием старшего сына Чингисхана Жошы (Джучи) ушло дальше для захвата городов в нижнем течении Сырдарьи. Третья часть войск направилась по верхнему течению Сырдарьи с целью захвата городов и кентов-зимовок. Сам Чингисхан с младшим сыном Тулуем с основными силами войск пошел на Бухару.

Население Отрара сопротивлялось в течение 6 месяцев. Только из-за предательства хорезмского военачальника Караджа-Хажиба, присланного шахом Хорезма на помощь Отрару, открывшего ворота города монголам, он пал. Также в течение трех месяцев оказывал сопротивление монголам город Сыгнак, а Ашнас - в течение 15 дней. Местное население отчаянно и героически сражалось за каждую пядь родной земли. Города Узгенд и Баршикент тоже были захвачены завоевателями. В 1219-1220 годах все присырдарьинские города полностью оказались под властью монголов.

Последствия завоевания.

Последствия монгольского нашествия были катастрофическими. Монгольское нашествие стало величайшим бедствием для Казахстана и других завоеванных стран. Несмотря на то, что население Жетысу почти не оказало особого сопротивления монгольским завоевателям, города и поселения были опустошены. Если до нашествия в этом крае насчитывалось до 200 населенных пунктов, то в XIII-XIV веках из них осталось всего около 20 городов и поселений.

Монгольское вторжение затормозило развитие городской культуры. Произошел упадок оседлой культуры. Была разрушена система землепользования. Были прерваны связи между странами. Самое главное, был нарушен этнический состав населения и отброшено на многие годы формирование казахской народности. Монгольское нашествие имело разрушительные последствия для социально-экономического развития Казахстана. Оно сопровождалось массовым истреблением людей, разрушением производительных сил, уничтожением материальных и культурных ценностей.

 

16 вопрос. Социально – экономические поледствия монгольского нашествия.

Создание улусов.

Завоеванные территории Чингисхан поделил между своими четырьмя сыновьями. Земли Казахстана полностью перешли в руки его трех сыновей. Розданные земли стали называться улусами.

Улусу Жошы (Джучи), старшего сына Чингисхана, принадлежали земли к востоку от Иртыша до Восточной Европы, куда дошли монгольские завоеватели. На территории Казахстана к улусу Жошы относились восточная часть Дешт-и-Кыпчакской степи, Приаралье, нижнее течение Сырдарьи и северо-восточная часть Жетысу, весь Центральный, Северный и Западный Казахстан.

В улус Чагатая, второго сына Чингисхана, входили юг и юго-восток Казахстана (Жетысу), а также Средняя Азия. Центром улуса являлся город Алмалы. Летняя ставка Чагатая располагалась в местности Куяш на берегу реки Или. В состав улуса входили так-же земли Восточного Туркестана.

Во владения улуса Угедея, третьего сына Чингисхана, входили земли Западной Монголии, Алтая, Тарбагатая, верхнее течение Иртыша. После получения титула хана он жил в Каракоруме на берегу реки Орхон.

Младший сын Чингисхана Тулуй правил Монголией.

Между этими улусами, которые управлялись путем насилия и произвола, не было никаких политических, экономических и этнических связей. Между улусами все время происходили междоусобные распри за власть и захват территории. Со временем, после смерти Чингисхана в 1227 году, родственные отношения между его сыновьями были практически прекращены. После смерти в 1259 году великого монгольского хана Монке междоусобная борьба между потомками Чингисхана еще более обострилась.

 

17 вопрос.

. ЗОЛОТАЯ ОРДА (середина ХIII-середина XV веков)

Образование Золотой Орды.

Золотая Орда - одно из крупных государств, созданное на месте улуса Жошы (Джучи). В период правления сына Жошы - хана Вату (Батыя) территория Орды простиралась от Алтайских гор на востоке до низовий реки Дунай на западе. Вначале столицей был Сарай-Вату, расположенный в нижнем течении Волги, затем она была переведена в Сарай-Берке. Вначале новое государство в письменных источниках именовали по-старому - улус Жошы (Джучи). В русских источниках название Золотая Орда появилось лишь в конце XVI века.

Золотая Орда не была единым государством. Она состояла из нескольких самостоятельных улусов. Между ними не существовало тесных связей. Хан Бату как создатель и правитель Золотой Орды управлял государством в 1227-1255 годах.

Как писали в мусульманских источниках, хан Бату был очень справедливым правителем. Он покровительствовал строительству мусульманских мечетей и отправлению различных религиозных обрядов. По этой причине Бату считался защитником мусульман. О справедливости хана Бату персидский историк Джувейни писал: «В его Орду приезжали торговцы из многих стран. Они завозили разнообразные товары. Он (хан Бату) заботился о закупке всех товаров, к тому же по высокой цене». А в русских летописях имеются сведения о том, что в целях улучшения экономического положения Золотой Орды Бату особое внимание уделял развитию городов.

Усиление Золотой Орды.

Походы Бату на Запад длились 7 лет (1236-1242 гг.). Были завоеваны многие страны и границы Золотой Орды расширились в западном направлении. В результате походов Бату народы Северного Кавказа, Крыма, русские княжества, а также некоторые государства Восточной Европы признали свою зависимость от Золотой Орды и вынуждены были платить ей дань.

В политическом и экономическом отношениях Золотая Орда бурно развивалась в период правления ханов Берке и Узбека. Так, в годы правления хана Берке укрепились связи между Золотой Ордой и султаном Египта Бейбарысом.

Попавший рабом в Египет из Казахских степей Бейбарыс сумел занять там заметное положение в обществе и стал четвертым султаном Мамлюкского государства, созданного в Египте. Он прославился как очень опытный и искусный военачальник. В период его правления широкое распространение в государстве получила исламская религия. В 1262 году хан Золотой Орды Берке направил к Бейбарысу своего посла для установления дружественных отношений.

Рост могущества Золотой Орды повлек за собой отказ хана Берке от зависимости Монгольской империи и нежелание его принимать участие в общемонгольских курултаях. Обособление Золотой Орды началось после смерти хана Монке, что свидетельствовало об укреплении позиций Золотой Орды как могущественного государства.

В целях дальнейшего усиления Золотой Орды хан Берке принял исламскую религию. В 1266 году хан Берке погиб во время похода на Кавказ. Власть перешла к Менгу-Темиру (1266-1280 гг.). При нем не произошло каких-либо важных политических событий в жизни народа. Однако Менгу-Темир в 1271 году предпринял поход против Византии, которая препятствовала укреплению отношений Золотой Орды с Египтом. Император Византии, чтобы избежать сокрушительного поражения, заключил с монголами мирный договор.

Золотоординский военачальник Ногай совершал завоевательные походы на соседние народы. Так было положено начало созданию в будущем Ногайской Орды.

В укрепление политической значимости государства Золотой Орды большой вклад внес Тохты хан (1290-1312 гг.). Он оживил торговые связи с Ираном и странами Кавказа. Во время его правления укрепились отношения с египетским Мамлюкским государством. Своего расцвета Золотая Орда достигла в период

правления Узбек хана (1312-1342 гг.) и его сына Жаныбек хана (1342-1357 гг.). Так, например, Узбек хан важное значение придавал развитию городов. По его указаниям в Сарай-Берке возводились мечети и другие общественные сооружения. Открывая в столице государства медресе, он способствовал более широкому распространению исламской религии. В период правления Узбек хана исламская религия была объявлена государственной.

Ослабление Золотой Орды.

Во второй половине XIV века в Золотой Орде усилились междоусобные раздоры. В борьбе за власть с 1357 по 1380 год погибло двадцать ханов. Войска ослабленной из-за таких внутренних междоусобиц Золотой Орды во главе с ханом Мамаем в 1380 году потерпели поражение на Куликовом поле от русских дружин князя московского и владимирского Дмитрия Донского. После этого сражения внутреннее положение в Золотой Орде стало еще более нестабильным. Воспользовавшись этим, другой потомок Жошы - Тохтамыш хан захватил власть в Золотой Орде в свои руки. Он совершил походы на русские земли, сжег Москву, вторгся в Мавераннахр и на Кавказ. Воюя с Тохтамышем, правитель Мавераннахра эмир Тимур не раз совершал походы на Золотую Орду и подвергал ее разграблению.

Таким образом, к середине XV века Золотая Орда распалась на Белую и Ногайскую Орды, Сибирское, Казанское, Крымское и Астраханское ханства.

Общественный строй Золотой Орды.

Ханская власть передавалась по наследству. В случае смерти хана трон занимал его брат или сын. Каждый родственник и окружение хана имели право на определенную часть дани, которую в основном расходовали на содержание ханского дворца и войска.

После принятия ислама ханы Золотой Орды делопроизводство вели с помощью тюркской и уйгурской письменности. Гражданскую власть на уровне государства и улусов осуществляли везиры. Государство состояло из улусов, а улусы подразделялись на более мелкие владения. Гражданская власть более мелких владений находилась в руках местных правителей, называемых маликами. Для контроля за сбором налогов назначались даруги, которые также занимались переписью населения, набором людей для военной службы и т.д. Военное руководство было в руках беков.

В системе государственного управления в Золотой Орде важную роль играли баскаки. Они, кроме управления местным населением, осуществляли военный надзор за ним, иногда занимались сбором налогов.

Золотая Орда уже в XIV веке превратилась в мусульманское государство.

 

18 вопрос.

БЕЛАЯ ОРДА (ХIII-начало XV вв.)

История возникновения Белой Орды. Ее территория.

В связи с распадом Монгольской империи на территории Казахстана появились новые государства, созданные местными этническими группами. Одним из них является существовавшее с XIII до начала XV века в Восточном Дешт-и-Кыпчаке государство Белая Орда. Чингисхан разделил завоеванные им земли между четырьмя своими сыновьями. Выделенная старшему сыну территория называлась по его имени улусом Жошы. Этот улус делился на Правое и Левое военные крылья. Жошы назначил управлять левым крылом старшего сына Орда-Ежена, во владения которого вошла восточная часть Дешт-и-Кипчака. А северной частью Дешт-и-Кипчака и до самых завоеванных земель в Западной Европе владел Бату (Батый) хан. Позднее владения Бату стали называть Золотая Орда, а владения Орда-Ежена - Белой Ордой. Столицей был город Сыгнак, расположенный в среднем течении реки Сырдарьи. Из левого военного крыла улуса Жошы сформировалось самостоятельное государство - Белая Орда, которое процветало почти 240 лет.

Территория Белой Орды состояла из земельных владений двух сыновей хана Жошы - Орда-Ежена и Шайбана.

Таким образом, Белая Орда занимала территорию от р. Урал (Яик) до Западно-Сибирской низменности, а также огромные просторы до среднего и нижнего течений Сырдарьи. На этих землях было создано патриархально-феодальное государство Белая Орда, население которого состояло из тюркоязычных племен. По сравнению с Золотой Ордой этнический состав Белой Орды был однородным. Ее населяли в основном тюркоязычные племена, жившие в этом крае издавна, которые впоследствии составили казахский народ - кыпчаки, конраты, аргыны, алшыны и др. В формировании и зарождении казахского народа важную роль сыграло это государство.

Внутреннее и внешнее положение Орды.

Со второй четверти XIV века Белая Орда окончательно отделяется от Золотой. При ханах Ерзене и My бараке, особенно при Урус хане, она еще больше обособляется. В 1327-1328 годах Мубарак хан от своего имени

выпускал в Сыгнаке свои монеты. Однако правители Золотой Орды препятствовали этому. Золотая Орда стремилась поставить Белую Орду в зависимость от себя. Из-за этого между правителем Золотой Орды Узбек ханом и Мубарак ханом велась постоянная борьба. Потерпев поражение, Мубарак хан был вынужден бежать в кыргызские земли и далее на Алтай.

Со второй половины XIV века после правления сына Узбек хана Жаныбека в Золотой Орде возобновилась междоусобная борьба за власть. В 60-х годах XIV века в результате заговора трон занял потомок Орда-Ежена Урус хан. В 1368-1369 годах в Сыгнаке он чеканил свои монеты. В период своего правления он преследовал одну цель - положить конец раздробленности в Золотой Орде и восстановить ее прежнее могущество. В 1374-1375 годах он совершил поход в Поволжье, захватил столицу Золотой Орды Сарай-Берке, затем Хаджи-Тархан и подчинил себе камских булгар. Однако Урус хан не смог одержать полной победы над временным правителем Золотой Орды Мамаем. Опасаясь усиления эмира Тимура в Средней Азии, Урус хан возвратился в свои присырдарьинские владения. По пути он казнил потомка Жошы - правителя Мангистау Туй-Ходжу, который отказался повиноваться ему. А сын Туй-Ходжи Тохтамыш спасся у эмира Тимура. Именно с этого времени при помощи Тохтамыша эмир Тимур намеревался захватить и Золотую, и Белую Орды.

Лишь после смерти Урус хана и его сына Токтакия эмир Тимур возвел Тохтамыша на трон Белой Орды и подчинил ему другие части Золотой Орды.

Но под Саураном Тохтамыш потерпел поражение от второго сына Урус хана - Тимура-Малика. И в этот раз эмир Тимур оказал поддержку Тохтамышу. В 1379 году, одержав победу над Тимур-Маликом, Тохтамыш подчинил себе город Сыгнак. Укрепив свои позиции, Тохтамыш отказался от признания над собой власти эмира Тимура, даже пытался противостоять ему. В 1380 году Тохтамыш завоевал большую часть территории Золотой Орды и ставку хана Мамая.

В конце XIV века, в 1395 году, эмир Тимур возвел на ханский трон Белой Орды сына Урус хана - Койричак-оглана.

Таким образом, неоднократные походы эмира Тимура и хана Тохтамыша совершенно ослабили Белую Орду. Последний хан Белой Орды Барак пытался вернуть присырдарьинские города. Он, одержав победу над внуком Тимура - Улугбеком, подчинил себе ряд городов. Однако в 1428 году власть в Восточном Дешт-и-Кыпчаке взял в свои руки Абулхаир хан из династии Шайбанидов. Он завоевал многие земли Белой Орды и создал свое ханство. Несмотря на ослабленность Белой Орды, неоднократно пытавшийся покорить ее Абулхаир хан так и не сумел сделать это. Потомки Урус хана в XV веке создали на территории Белой Орды Казахское государство.

 

19 вопрос.

ХАНСТВО АБУЛХАИРА (УЗБЕКСКОЕ ХАНСТВО)

Образование ханства Абулхаира, его территория.

В конце 20-х годов XV века после распада Белой Орды между потомками Жошы развернулась ожесточенная феодальная междоусобная борьба за власть








Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 2479;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.128 сек.