Казахстан в сако –сарматскую эпоху. 4 страница
Пользуясь всенародной поддержкой, батыр Жанкожа, разрушив в 1843 г. хивинскую крепость, поднял дух местного казахского населения. В 1845 г., продолжая борьбу против Хивы, его отряд наголову разбил вооруженную группу хивинцев в 2000 человек. Хивинский правитель, опасаясь растущего авторитета Жанкожи, решился использовать испытанный метод: противопоставить батыру его политических недругов в самом Младшем жузе. Политика постепенного вытеснения казахов из плодородных земель увеличивала ряды восставших. Летом 1856 г. под знаменами Жанкожи было сосредоточено около 2000 вооруженных человек. Район Жана-Кала являлся очагом сосредоточения восставших аулов.
Тактика действий народного батыра выражалась в одновременном нападении нескольких отрядов на русские подразделения. В восстании активное участие принимали крупные родовые общины, кочевавшие в районе Аральского моря. В конце декабря 1856 г. Казалинский форт, благодаря умелым действиям батыра, был окружен. Вооруженные столкновения между восставшими и группой под командованием Булатова участились. Жанкожа, стремясь заручиться поддержкой других отрядов, отправил послание и другому предводителю антиколониального движения Есету Котибарову. В 1856 г. под знаменем Жанкожи батыра было 1500 человек, а в 1857 г. — 5000. Восстание, начатое Жанкожой батыром, затихло лишь в 1860 г.
Преследуемый царскими войсками, Жанкожа был вынужден постепенно отойти к побережью Аральского моря; в дальнейшем он утратил свою роль предводителя восстания. Престарелый батыр перестал пользоваться влиянием.
Вблизи северного побережья Аральского моря восстание продолжалось под предводительством батыра Есета Котибарова. Казахи, кочевавшие в районе, где было сильно влияние Есета, оказывали поддержу отрядам Жанкожи, когда тот осаждал Казалинск.
Задержание Есета было поручено султану-правителю Арыстану Жанторину. Ранним утром 8 июля 1855 г. отряд Е.Котибарова внезапно атаковал лагерь Жанторина, и ненавистный народу султан со всеми своими приверженцами был убит. В сентябре 1858 г. в урочище Шошкакол преследуемый карателями Есет Котибаров вынужден был сложить оружие и согласиться пойти на службу колониальной администрации.
В 30—40-е годы значительная территория Семиречья и Южного Казахстана находилась под игом кокандских
правителей. Как в свое время хивинские ханы, так и кокандские беки строили множество крепостей, устанавливая систему жестокого гнета над казахскими родами. Ставленник кокандского хана Мырзахмет, резиденция которого находилась в Ташкенте, ежегодно захватывал плодородные земли казахских и киргизских шаруа. Он заставлял местное население ежегодно платить дань, продавая на невольничьих рынках детей тех, кто оказался не в состоянии вносить плату. Это и послужило причиной повсеместных выступлений, вылившихся в организованное вооруженное восстание широких слоев населения.
Крупное выступление началось в марте 1858 г. Оно явилось сигналом для масштабного восстания, охватившего район от Шымкента до Пишпека и Мерке, и создало предпосылки для совместных действий казахского и киргизского народов.
Восстания казахов в 1858 г. В 50-х гг. XIX в. территория Южного Казахстана - от Ташкента на юге до р. Чу на северо-востоке и севере, среднего течения Сырдарьи до Ак-Мечети — оставалась под властью Кокандского ханства. Здесь кочевали племена Старшего и Среднего жузов. Кокандские феодалы притесняли казахов, облагая их тяжелыми податями. Казахи, отказывавшиеся платить, подвергались открытому грабежу, в плен захватывались казахские и киргизские дети, которых даже продавали на невольничьих рынках.
Одно из самых крупных выступлений против кокандского владычества началось в марте 1858 г. близ Аулие-Аты. Основной силой восстания были казахские и киргизские шаруа. Восстание охватило значительную территорию от Шымкента до Мерке и Пишпека (Бишкека). В середине XIX в. по силе и организованности это выступление было крупнейшим.
Территория от Шымкента до Мерке и Пишпека контролировалась ташкентским правителем Мырзахметом. Захваченные силой казахские и киргизские земли он разделил между своими родственниками, чем вызвал недовольство местного населения. В 50-е годы Мырзахмет ввел дополнительный налог, равный 3 руб. 50 коп. Этот налог предполагалось собирать с девушек и незамужних женщин.
Беззакония кокандцев вынудили казахов вооружиться и начать борьбу. Повстанцы окружили гарнизоны кокандцев в Токмаке, Аулие-Ате, Шымкенте. В сражении под Пишпеком кокандцы потерпели неудачу. В районе Шымкента повстанцы также добились успеха.
Повстанцы не смогли достичь решающего успеха из-за отсутствия единства.
В мае 1858 г. движение распространилось на обширные территории Южного Казахстана. Повстанцы овладели крепостями Созак, Мерке, Шолаккорган и осадили Жанакорган и Туркестан. Тем временем прибытие новых военных сил из Коканда ослабило народное движение. Основные центры восстания были подавлены. Движение пошло на убыль.
Восстания 1858 г. представляли собой освободительное движение, в котором участвовали казахи и киргизы. Восстание подготавливало условия для свержения власти кокандских феодалов в крае.
45 вопрос. Оппозиция царским реформам в Среднем жузе. Восстание под предводительством султана Саржана Касымова (1825-1836).
Толчком к вос-ю под преводительством С.К. послужило введение «устава о сиб киргизах» 1822 г. В 1824 г для открытия первых приказов в каз степи были снаряжены 2 экспедиции. 1ая под командой полковника Броневского в Каркаралинск, др – полковника Григоровскогов Кокчетав. Как только экспидиция появилась в Каркаралинском районе, казахи, проживавшие там, поднились на борьбу. Но, несмотря на сопративление казахов приказы были открыты. Во главе вос-х стал султан Саржан. Он требовал уничтожения приказов, вывода войск из каз степи и восстановление былых порядков. В авг 1826 г он предпринял поход на Каркаралинский приказ, но против Саржана был направлен карательный отряд сотниа Карбышева, и повстанцам приказ уничтожить не удалось. К нач 1832 г Саржан вновь перешел к активным действиям, нападая на аулы пособников колонизаторов в Карк округе. Для подавления вос-я был направлен отряд сотника Потанина, вследствии чего повстанцы понесли потери. В этом же году Саржан обращается к ташкентскому кушебеки с предложением заключить союз для борьбы с Россией. Саржан и ташкентский кушебека собрали знач войско и появились в Ср жузе. Генерал-губернатор Вельяминов срочно сформировал несколько отрядов и двинул их на подавление повстанцев. Вос-шие понесли потери. С.К. погиб от рук ташкентского кушебеки в 1836 г. Дело в том, что теснимый цар. отрядами, С. отступил в пределы Ст жуза, где пытался объединить казахов этого жуза, а также присырдарьинских каз-в для борьбы против колонизаторов. Это задело интересы ташкентского кушебеки и С.К. с его сыновьями был злодейски убит.
46 вопрос.
Национально – освободительное движение ПОД руководством КЕНЕСАРЫ КАСЫМова
Причины и ход восстания.
В 20-х годах XIX в. часть Старшего жуза и южные области Среднего и Младшего жузов находились под управлением кокандских и хивинских беков. Стремясь упрочить свое господство, кокандские правители собирали налоги с казахов, чем вызывали у них недовольство.
В 20-30-х годах XIX в. Хивинское ханство, оказывая давление на казахские племена, возвело в низовьях Сырдарьи ряд крепостей. Хивинские походы нарушали мирную жизнь казахских аулов, а грабеж караванов отрицательно сказывался на экономике, вызывая протест населения.
Борьбу казахов за свои права возглавил один из внуков знаменитого хана Абылая — султан Саржан Касымулы. Однако казахские шаруа, кочевавшие в районе Кокшетау и Улытау, не могли противостоять давлению вооруженных групп царского правительства. Удалившись в южные районы Среднего жуза, они приблизились к кокандским владениям. Здесь, в Ташкенте, в 1836 г. Саржан по приказу кокандского бека был злодейски убит.
Создание по р. Елек (Илек) Новоилецкой военной линии привело к оттеснению казахов с испокон веков занимаемых ими земель. Это послужило причиной восстания под предводительством известного бия Жоламана Тиленшиулы. Главной целью восстания был возврат захваченных у них земель.
Самое крупное восстание, охватившее в 30—40-е годы XIX в. значительную территорию Казахстана, возглавил Кенесары Касым-улы (1802—1847 гг.) — внук хана Абылая, сын Касыма-торе.
Главная цель восстания под предводительством Кенесары Касымулы — сохранение независимости не вошедших в состав царской России земель Казахстана и прекращение их колонизации империей с помощью постройки крепостей и учреждения новых окружных управлений.
На взгляды Кенесары, который с 1824 г. участвовал в восстании брата Саржана, и его последующие действия оказал влияние отец, султан Касым. Касым в своих письмах, адресованных императору России и высшим российским чинам, просил не менять политический строй казахов, не покушаться на вольность народа, указывал, что округа и приказы организуются вопреки желанию казахов. Он требовал отмены принятых без согласия казахских султанов, старшин, народа решений и законодательных актов. Правительство никак не
прореагировало на его просьбы. Сопротивляясь созданию царским правительством окружных приказов, Касым с сыновьями Есенгель ды, Саржаном, Кенесары и вместе с 40 000 семей своих сторонников откочевал от Кокшетауских гор к границам Кокандского ханства. Испытывая сильную горечь по случаю гибели отца и своих старших братьев, погибших в 1836 г. от рук ташкентского правителя, Кенесары преследует и другую цель — освободить казахов из-под власти кокандцев.
Восстание под предводительством Кенесары Касым-улы охватило почти весь Казахстан. В нем активно участвовали казахи всех трех жузов.
Главной движущей силой восстания, продолжавшегося в течение 10-ти лет, были свободные кочевники. Участие всех трех жузов в развернувшемся политическом противоборстве придало движению национально-освободительный характер.
Участие ряда крупных представителей аристократии в восстании объяснялось их желанием использовать недовольство народа для возвращения былых привилегий и полноты власти. Среди участников восстания были султаны Кокшетауского края Шеген, Канкожа Уалиулы, Тани Тортайулы, вдова Уали хана — ханым Айганым. Верными сподвижниками, предводителями отрядов Кенесары, были его младший брат Наурызбай (1823—1847 гг.) и сестра Бопай.
Требования Кенесары, предъявляемые царскому правительству, оставались без ответа. В ноябре 1837 г. Кенесары Касымулы оказал открытое сопротивление, совершив нападение на отряд казаков Актауской крепости, которые сопровождали караван из Петропавловска. С весны 1838 г. участились стычки повстанцев с царскими отрядами. В этот период в восстании активно участвуют кочующие казахские роды Акмолинского округа. 26 мая 1838 г. отряды Кенесары совершили внезапное нападение на Акмолинскую крепость. Сподручный царского правительства султан Коныркулжа Кудаймендыулы и гарнизон крепости во главе с Карбышевым не смогли отстоять Акмолинск. Восставшие сожгли окружной центр.
Восстание развивалось настолько успешно, что отдельные казахские султаны, верные царскому правительству, чтобы спасти себя и скот, поначалу примкнули к восставшим. Летом и осенью 1838 г. основная часть Среднего жуза была объединена под знаменем Кенесары. С осени 1838 г. движение распространилось и на Младший жуз. Некоторое время спустя к движению примкнул бий Жоламан Тиленшиулы со своими сторонниками.
В августе 1841 г. войска Кенесары направились в Ташкент. Но распространение среди сарбазов болезни остановило этот поход. Часть восставших осадила крепости Созак, Жанакорган, Жулек и Ак Мечеть, где были сосредоточены крупные силы кокандцев. Осада Созака и взятие нескольких кокандских крепостей вдохновили восставших. Восставшие избрали Кенесары ханом в 1841 году, после взятия кокандских крепостей.
Сражение Кенесары в ночь с 20 на 21 июля 1844 г. завершилось победой: в ночной атаке восставшие окружили отряд Жантореулы и разгромили его. Итоги борьбы в 1844 г. вдохновили восставших, способствовали сплочению новых казахских аулов под знаменами Кенесары.
Решающий этап восстания и его поражение. Летом 1845 г. царское правительство, видя неуступчивость восставших, продолжило строительство укреплений. Были срочно возведены крепости по течению рек Ыргыз и Торгай. Царское правительство проигнорировало протесты Кенесары по поводу строительства крепостей.
Решение Кенесары откочевать из Сары-Арки в Старший жуз было вызвано тем, что он в свое время оказал помощь казахским родам в борьбе за их освобождение из-под власти Кокандского ханства и теперь рассчитывал на их поддержку в борьбе против царизма.
Государство, организованное Кенесары, было феодальным. Хан и его социальная опора (аристократия) рассматривали всю казахскую землю как свою собственность. Кенесары Касымулы в основном опирался на биев, старшин и батыров.
В государстве Кенесары, в отличие от прежнего ханского правления, имелись свои особенности. Ханский совет, возглавляемый Кенесары, состоял из его близких родственников, биев, батыров и султанов. Отличие его от Ханского совета при хане Абулхаире заключалось в том, что власть была сосредоточена в руках самого хана. Взяв в 1841 г. ханскую власть в свои руки, Кенесары взамен суда биев ввел ханский суд. Специальная группа занималась финансовыми вопросами. Раздел и распределение скота и имущества крупных феодалов находились в руках помощников Кенесары.
Во время правления Кенесары были осуществлены изменения в земельном вопросе. Надо отметить, что Кенесары всегда поддерживал переход к земледелию, считал необходимым развивать зерновое хозяйство. Это объясняется, видимо, тем, что в связи с разрывом связей с русскими крестьянскими поселениями и среднеазиатским рынком возникли трудности в снабжении хлебом восставших аулов.
Отряды, возглавляемые батырами и толенгитами, формировались в основном из числа добровольцев. Достигая в некоторые моменты 20 000 человек, восставшие представляли собой внушительную силу. Отряды объединялись в сотни и тысячи. В войсках Кенесары Касымулы была установлена жесткая дисциплина. За предательство полагалось одно наказание — смерть.
Откочевка аулов Кенесары на юг неизбежно вела к столкновению с Кокандским ханством. Взятие восставшими (в октябре и ноябре 1845 г.) крепостей Созак, Жулек и Жана-Корган, направление другой части сил Кенесары на Ташкент вызвали страх правителей Коканда.
Если сторонники сына Абылая — султана Суюка признавали власть России, то большинство родов уйсуней, шапырашты, дулатов, жалаиров поддержало восставших. Среди противников Кенесары были известные в Степи правители Кунанбай Оскенбайулы, Барак Султан Байулы, которые имели большой авторитет среди казахов Семиречья.
Не вступая в стычки с превосходящими силами царс-ких карательных отрядов, Кенесары со своими аулами прошел по левобережью Или, приблизился к р. Чу и расположился в районе гор Алатау. Батыры Старшего жуза Тайшыбек, Саурык, всемерно поддерживали Кенесары в его борьбе против кокандских беков. Войска Кенесары вошли в соприкосновение с владениями киргизских манапов. В это время часть киргизов также находилась под властью Кокандского ханства. Однако влиятельные киргизские манапы, не желая вступать в конфронтацию с Россией и с Кокандом, оставили без ответа предложение Кенесары объединить усилия против Кокандского ханства.
В 1847 г. Кенесары вторгся в киргизские земли. К этому времени первоначальный антиколониальный характер восстания претерпел некоторые изменения. Притеснение войсками Кенесары местного народа, жестокость в отношении ни в чем не повинных киргизских аулов вызвали ненависть и ответную реакцию. В том же году неподалеку от нынешнего Токмака, в местечке Майтобе, Кенесары был окружен и в сражении с войсками киргизских манапов потерпел поражение. Кенесары, Наурызбай и многие другие верные ему батыры погибли.
Подобный трагический конец восстания Кенесары Касымова был предрешен рядом факторов. Война с киргизами носила братоубийственный характер. Часть казахов отказалась от поддержки Кенесары. Он остался лишь с преданными ему людьми, которые шли за ним и с пониманием отнеслись к трудностям, которые они переживали. Кенесары был глух к предложениям своих советников, которые пытались от-оворить его от нападения на кыргызов, и непоколебимо тел навстречу своей гибели.
Поражение восстания обусловили как политическая, так и внутриродовая разобщенность казахов, отсутствие поддержки феодальных групп. Часть султанов и биев, получивших немалые льготы от правителей Российской империи, не были заинтересованы в создании централизованного феодального государства. Раздробленные по жузам, экономически и политически разобщенные казахские роды поддерживали восстание в основном только в своих пределах. К тому же суровость Кенесары и жесткая тактика в отношении с аулами, его не поддержавшими, были не в традициях казахов. Это разредило ряды восставших. Кенесары Касымулы вел борьбу с Бухарой и кокандскими феодалами, но не смог создать коалицию против царской России.
Историческое значение восстания велико: это было самое крупное восстание против колониального гнета, охватившее все три жуза; восстание выявило зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма, степени консолидации в самом казахском обществе.
47 вопрос.
Шокан Уалиханов (1835— 1865 гг.).
Имя, данное ему при рождении, было Мухам мед-Канапия, а Шокан (Чокан) — так ласково назвала его мать. Родился Шокан в 1835 г. в крепости Кусмурун (Кушмурун). Детские годы его прошли в Кусмуруне, а затем в ауле его предков — Сырымбете. Уже в начальной частной аульной школе в Кусмуруне Шокан овладел основами арабского, персидского, средневекового тюркского (чагатайского) языков.
Осенью 1847 г. 12-летний Шокан был определен в Сибирский кадетский корпус в Омске.
В 1853 г. 18-летний Шокан заканчивает кадетский корпус в офицерском звании корнета.
Приняв участие в 1855 г. в поездке генерала Гасфорта, он совершил большое путешествие по Центральному Казахстану, Тарбагатаю и Семиречью, проехав через Семипалатинск, Аягуз, Капал в Заилийский Алатау.
Участвуя в Иссыккульской экспедиции 1856 г., Шокан осуществляет съемку бассейна озера Иссык-Куль, исследует историю и культуру киргизского народа, пишет "Дневник поездки на Иссык-Куль" и "Записки о киргизах".
Осенью 1856 г. Шокан посещает Кульджу, ведет переговоры с китайскими властями об улучшении торговых связей между двумя странами.
Путешествие в 1857 г. в земли киргизов принесло Шокану много открытий. Будучи разносторонним исследователем, Шокан уделяет внимание и такому сочинению киргизской народной литературы, как эпос "Манас". Им записан большой отрывок.
В 1858—1859 гг. Шокан совершил свою знаменитую поездку в Кашгар, представлявший собой в то время "белое пятно" в европейской науке, ознакомился с политическим и экономическим устройством Восточного Туркестана, собрал материалы по истории и этнографии этого региона. Его капитальный труд "О состоянии Алтышара..." содержит анализ истории, географии, социальной жизни народов Восточного Туркестана и был высоко оценен в научном мире.
В годы пребывания в Петербурге (1859—1861 гг.) Шокан Уалиханов не только работает в нескольких военно-политических и научных учреждениях, но и находится в тесной связи с учеными-востоковедами и русскими писателями.
Среди друзей Шокана был выдающийся писатель Ф.М.Достоевский. Дружба с писателем, зародившаяся в Омске, продолжалась в Семипалатинске и Петербурге.
Весной 1861 г. Ш. Уалиханов тяжело заболел и вернулся на родину. Из-за разногласий с родственниками Шокан вернулся обратно в Омск, где активно включился в подготовку судебной реформы казахов. В 1864 г. Ш. Уалиханов участвовал в военной экспедиции генерала М.Г.Черняева в Аулие-Атинскую крепость. Разочаровавшись в справедливости действий генерала, в июне 1864 г. вместе с другими противниками позиции М.Г.Черняева Шокан вернулся в Верный. В 1865 г. в газете "Русский инвалид" публикуется последний труд Шокана Уалиханова, посвященный восстанию дунган в Цинской империи.
В апреле 1865 г. Шокан Уалиханов скончался и был похоронен в местности Кошен тоганы у подножья Алтын Емеля (Алматинской области), где располагался аул султана Тезека — ага султана рода албан.
Его работы: "Аблай", "Казахское родословие", "О мусульманстве в Степи", "Следы шаманства у казахов", "О кочевках казахов".
§ 29. ЫБЫРАЙ АЛТЫНСАРЫУЛЫ. АБАЙ КУНАНБАЙУЛЫ
Ыбырай Алтынсарыулы (Ибрай Алтынсарин) (1841— 1889 гг.) — выдающийся педагог-просветитель, писатель, фольклорист, этнограф, общественный деятель — родился 20 октября (2 ноября по новому стилю). С 1844 г., после смерти отца, малолетний Ыбырай воспитывается у деда Балгожи.
Ыбырай с малых лет проявил стремление к знаниям, в 1857 г. с золотой медалью окончил школу при Оренбургской пограничной комиссии. После отличного окончания школы в 1857 г. Ы. Алтынсарыулы работал писарем у своего деда бия Балгожи, затем переводчиком в Оренбургском областном правлении. Ему было поручено открыть школу для казахских детей. В 1864 г. он назначается учителем открытой в Оренбургском укреплении под Тургаем школы. Административно-политические реформы 1867—1868 гг. по управлению краем Ы. Алтынсарыулы встречает с надеждой, потому что считает их полезными для казахского народа. В то же время, хорошо зная о двойном гнете казахского народа, он глубоко задумывается над путями улучшения его жизни. В частности, на страницах местной периодической печати Ыбырай осуждал аграрную политику царизма.
В 1879 г. Ыбырай Алтынсарыулы был назначен инспектором школ Тургайской области.
Ы. Алтынсарыулы является основоположником женского образования в крае. Достижением его в этой области было открытие в городе Ыргыз (Иргиз) школы-интерната для казахских девочек.
Просветитель занимался также организацией учебных заведений для подготовки учителей начальных школ.
Он внедрял педагогическое наследие Ушинского, великого писателя Льва Толстого.
Для русско-казахских школ Ыбырай Алтынсарыулы написал два учебных пособия — "Киргизская хрестома-тия" и "Основное руководство по обучению киргизов русскому языку". Эти книги предназначались для казахских детей, обучающихся на русском языке. В частности, "Киргизская хрестоматия" способствовала вытеснению многовековой, привычной для населения арабской графики.
В известном рассказе "Кышнак Сейткул" с одобрением отзывался об изменениях в жизни казахов, занявшихся земледелием, всячески поддерживал идею развития казахского земледельческого хозяйства. Ыбырай Алтынсарыулы в произведениях "Талаптын пайдасы" ("Польза от учения"), "Байлык неде?" ("В чем заключается богатство?") отразил свою мечту о лучшей доле казахского народа.
Абай Кунанбайулы (Абай Кунанбаев) (1845— 1904 гг.) — великий поэт-просветитель, родоначальник новой письменной казахской литературы, мыслитель и композитор.
Абай (настоящее имя — Ибрагим) Кунанбайулы родился в Чингизских горах Семипалатинской области. Отец Абая Кунанбай был правителем рода тобыкты. Мать Улжан нежно любила сына и дала ему ласковое имя Абай, которое.
Первоначально Абай получил образование в ауле у муллы. Состоятельный Кунанбай отдает Абая на учебу в медресе Ахмета Ризы, где мальчик изучает восточную литературу. Одновременно Абай посещает русскую школу. Кунанбай, желая привлечь своих сыновей к управлению народом, забирает Абая, не дав ему закончить образование. Замечая многое в родовых распрях, с чем он не мог смириться, Абай постепенно отходит от управления, считая это напрасной тратой сил, не оправдывая тем самым надежды отца.
На мировоззрение поэта большое влияние оказали представители русской интеллигенции, с которыми Абай познакомился еще в Семипалатинске. В формировании его поэтического творчества в демократическом направлении заметно влияние политических ссыльных, представителей русского освободительного движения Е.П.Михаэлиса, А.В.Леонтьева, С.С.Гросса. Хорошо понимая необходимость культурного содружества казахских и русских мыслителей, веря в пользу дружбы казахского и русского народов, Абай призывал изучать язык и культуру великого русского народа.
Дети Абая, по примеру отца, получили образование в русских школах. Сын Абдрахман закончил Петербургское артиллерийское училище.
Помимо ярчайшей поэзии, которую Абай создал в казахской литературе, он был и композитором: широко известны его песни, положенные на переведенные им из "Евгения Онегина" отрывки. Выросшие под влиянием поэзии Абая его ученики Шакарим, Кокбай, Акылбай, Какитай и Магауия также проявляли глубокий интерес к европейской и русской культуре, сами создавали поэтические произведения.
В своей среде Абай не нашел духовно близких и столь же крупных, как он сам, ярких фигур. Преждевременная смерть его талантливых сыновей — Абдрахмана в 1895 г. и Магауи в 1904 г. — надорвали сердце поэта. Он умер в том же 1904 г.
Раздумья Абая о жизни воплотились в замечательном памятнике его художественно-философской прозы — "Гаклие".
Пропагандист русской литературы, переводил произведения И.А.Крылова, М.Ю.Лермонтова, А.С.Пушкина.
. А.Байтурсынов до сентября 1917 г. был редактором еженедельной газеты "Казак", издававшейся с 1913 г. . Как редактор организованной им газеты "Казак" А.Байтурсынов сыграл огромную роль в разоблачении колониальной политики царизма в Казахстане.
48 вопрос. Социально - экономическое развитие казахстана во второй половине 19 века жатаки, торговля, ярмарки,
Реформа 1861г. по отмене крепостного права в России создавала условия для переселения русских крестьян в восточные районы. Этим правительство стремилось ослабить остроту аграрного вопроса в губерниях России и революционные волнения. Переселяя крестьян на национальные окраины, правительство хотело создать социальную опору.
На первых порах царизм ограничивался военными казачьими поселениями. В середине 60-х гг. ХIХ в. начинается переселение в Казахстан крестьян из центральных районов России. Главное управление Западной Сибири приняло в 1866 г. постановление, разрешающее «водворение» переселенцев в казахские степи. Объявление казахских земель государственной собственностью подготовило условия для их экспроприации. Под руководством военного губернатора Семиреченской области генерала Г.А. Колпаковского в 1868 г. были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье». По этим правилам, действовавшим до 1883 г., переселенцам предоставлялись льготы: их наделяли землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождали от всех налогов и повинностей сроком на 15лет, нуждающимся выдавали ссуду. «Правила» 1883 г. урезывали привилегии переселенцев (на душу полагалось не 30, а 10 десятин). К этому времени в Семиречье уже чувствовалась ограниченность в земельных участках.
В правительственном распоряжении от 13 июля 1889 г. конкретно определялись районы переселения в Тобольской и Томской губерниях, в Семиреченской, Акмолинской и Семипалатинской областях. По «Правилам» 1891 г. переселенцам-старожилам гарантировалась земля до 15 десятин на душу. Особенно большой поток переселенцев направился в Семиреченскую область. Переселенческая политика захватила также Сырдарьинскую область, особенно Шымкенгский, Ташкентский и Аулие-Атинский Уезды.
Одним из проявлений влияния экономики России на казахский аул былораспространение оседлого образа жизни и земледелия. В северных краях Казахстана преобладающим становится земледелие, в то время как кочевое скотоводство принимая ограниченный характер. К главным изменениям относится владение землей, выделенной в частную собственность.
Проведение царизмом политики захвата земель ускорило социальное расслоение казахских шаруа С 70-80-х годов XIX в. обедневшие казахи в поисках средств существования стали уходить на горные выработки или на предприятия в города Жатаки относились к формирующемуся сельскому пролетариату.
С 60-х годов XIX в. российские промышленники стати вкладывать свои средства в органюацию промышленного производства в таком богатом полезными ископаемьми крае, как Казахстан.
Наибольшей по протяженности стала Оренбургско-Ташкентская железная дорога. Через железнодорожные ветки с городами России были связаны города Уральск и Петропавловск.
В конце века возникают крупные предприятия с числом работников в 300-400 человек - Успенский рудник, Карагандинский угольный бассейн, Екибастузский (Экибастуз), Риддерский.
Спасско-Успенский, Атбасарский, Риддерский, Карагандинский и Экибастузский промышленные центры были куплены зарубежными капиталистами. Акции Спасского медного рудника перешли в руки собственников США, Германии, Бельгии и Швеции.
Ускоренное освоение природных богатств, развитие денежно-товарных отношений открыли путь для организации банков. Отделения госбанка возникли в Уральске, Петропавловске, Семипалатинске, Омске, позже - в Верном. По числу филиалов значительное место занял Русский торгово-промышленный банк, его отделения были открыты в начале XX в.
Из Петропавловска по скотоперегонному тракту на Курган и Шадринск ежегодно перегоняли до 340 000 голов крупного рогатого скота и 550-600 000 овец и коз.
Во второй половине XIX в. в большом количестве доставлялись изделия текстильного производства из центральных промышленных районов. Много товаров поступало и среднеазиатских ханств (медные кувшины, чайники, фрукты, орехи, миндаль).
Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 1942;