Казахстан в сако –сарматскую эпоху. 1 страница

На территории Казахстана племена стали объединяться в союзы племен в эпоху железа. Сакские племена населяли территорию Казахстана и Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.

Сведения о саках содержатся в надписях персидских царей. Персидские источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи - саками. Слово «саки» по сведениям персов означало «великие мужи». Иранские источники называют их также «турами с резвыми конями». Саки были европеоидами, однако в их внешнем облике появляются уже монголоидные черты.

Наиболее интересные сведения о саках представляют сочинения греко-римских авторов. Саков в своих трудах описывали Геродот и Страбон. Греческие источники 1 тысячелетия до н. э. называли жителей степи «азиатскими скифами». Геродот называл саков массагетами.Племена саков-тиграхауда расселялись на территории Семиречья и в горах Тянь-Шаня. Племена саков-парадарайя расселялись на территории Приаралья и в низовьях Сырдарьи, южнее них расселялись саки-хаомаварга.

Общественное устройство саков находилось на уровне распада первобытного строя и формирования военной демократии. Сакское общество состояло в основном из трех групп населения: воины, жрецы, общинники (скотоводы и земледельцы). Отличительными атрибутами жрецов были жертвенные чаши и головные уборы. Тех земледельцев, кто пахал землю плугом с помощью запряженных двух быков называли «восьминогие». Жрецы носили одежду белого цвета, воины – красного, скотоводы и земледельцы – желтого или синего цветов.

Основную массу населения сакского общества составляли общинники-скотоводы. В сакском обществе в решении вопросов племени и межродовых отношений велика была роль народного собрания.

Женщины в сакском обществе находились в почетном положении. Источники свидетельствуют, что правителями саков часто были женщины, наиболее известна царица Томирис, она управляла саками в 6 веке до н. э.

Источники сообщают о войнах саков за независимость в VI в. до н.э. с персами.

В 530 г. до н. э. на земли саков вторглись персидские войска во главе с Киром. Победу над Киром одержала сакская царица Томирис.

В 519 г. до н. э. поход против саков предпринял Дарий I. В войне с персидским царем Дарием I совершил подвиг сакский пастух Ширак. О подвиге Ширака рассказал древнегреческий историк Полиэн. По условиям мирного договора с Дарием I саки должны были персам поставлять своих воинов. В составе персидских войск в войне с Египтом и Грецией были сакские воины. В 490 году до н.э. саки в составе персидских войск участвовали в Марафонской битве.

В IV в. до н.э. поход против саков предпринял Александр Македонский. Путь на восток греко-македонским войскам преградили племена саков. Борьбу портив греко - македонских войск возглавил сак Спитамен.

«Золотой человек» найден в знаменитом сакском памятнике - Иссыкском кургане знаменитым археологом К. Акишевым. Сакскому воину было 17-18 лет. Одежда «Золотого человека» из сакского кургана украшена золотыми изделиями, которых более четырех тысяч. Высота головного убора – 70 см.

С VIII в. до н. э. в искусстве племен, населявших территорию Казахстана и Сибири, формируется так называемый «Звериный стиль». Украшения и изделия, найденные в сакских курганах носятся к «Звериному стилю». Изделия с изображением зверей у саков играли роль талисманов и амулетов. «Звериный стиль» является отражением традиции анимизма. Бесшатырские погребения (5-4 вв. до н.э.) – на правом берегу реки Или. Менгиры – одиночные камни вокруг кургана. Дромос – специальный лаз под курганом от подножья кургана до саркофага.

О том, что сакам была известна письменность, свидетельствует надпись, нанесенная на серебряную чашу, которую нашли в Иссыкском кургане.

Городища Чирик - Рабат и Бабиш - Молда являются памятниками сакского периода. В крупном сакском городище Чирик - Рабат, которое находится в 300 км от города Кызылорда, археологами найдены железные доспехи сакского война. В центре города – цитадель (крепость). Еще один город саков – Бабиш-Молда.

Саки занимались кочевым скотоводством. Кочевали целыми родами по маршрутам родовых кочевий. Переносное жилище кочевников Казахстана - юрта. Древнейший праздник, который отмечали еще 3000 лет назад, и дошел до наших дней – Наурыз. Куйме – юрта на повозке. Городище Чирик-Рабат на территории Кзыл-Ординской области – центр земледелия.

САРМАТЫ.

Термин «сарматы» встречается в трудах древних авторов с III в. до н.э. С 8 века до н.э. их называли савроматами.

В VIII в. до н. э.- V в. н. э. объединенные племенные союзы сарматов занимали территорию Западного Казахстана.

Во 2 веке до н.э савроматы дошли до Северного Причерноморья.

О сарматах оставили письменные свидетельства древнегреческие и древнеримские историки. Геродот отмечает, что сарматы говорили на языке, схожем с языком скифов.

В хозяйстве сарматских племен, живших в междуречье Волги и Жайыка, основным видом хозяйственной деятельности было кочевое скотоводство, но важное место занимало и земледелие.

В сарматском обществе в период военной демократии вопросы внутренней и внешней политики решались вождями и старейшинами. Общественная роль сарматской женщины была выше, чем в некоторых других кочевых племенах, населявших Казахстан в эпоху железа. Женщины были равны в правах с мужчинами.

В эпоху железа связующим звеном культур Центральной Азии и Причерноморья являлась культура племен сарматов. Одним из хорошо изученных памятников сарматов является могильник Сынтас, здесь захоронены сразу три сарматских воина.

Усилением засушливости климата в этом регионе в I в. до н.э. - I в. н.э. ученые объясняют резкое уменьшение численности сарматов, что и вынудило их присоединиться к гуннам. Из записей Геродота и персидского царя Ксеркса мы знаем, что в I тысячелетии до н.э. арало-каспийский регион был также населен племенами даев.

 

4 вопрос. Государство хунну и усунь.

УЙСУНИ.

В раннем железном веке после саков-тиграхауда земли Жетысу были населены племенами уйсунов. Уйсунам был характерен антропологический тип - европеоидный. Памятники уйсунской культуры в основном сосредоточены в Семиречье и относятся к периоду III в. до н. э. - IV в. н.э. Антропологический облик – европеоидный.

Название «уйсун» встречается, начиная со II в. до н. э. в китайских письменных источниках. Письменные сведения об усунях оставил древний историк Сыма Цянь. Источники свидетельствуют, что правитель государства усуней именуется гуньмо, что уйсунские племена имели государственное устройство, а столица государства усуней город Чигучен находилась на берегу Иссык-Куля. Вожди племен носили титул беков. В уйсунском обществе существовало неравенство. Богатые уйсуни имели по 4-5 тысяч лошадей. Труд рабов использовали в домашнем хозяйстве.У уйсунов существовала частная собственность на скот, землю, воду.

Среди украшений, созданных древними уйсунскими мастерами, особый интерес представляет диадема, найденная в Каргалинском ущелье.

ГУННЫ.

Эпоха гуннов охватывает период - IV в. до н.э. - III в н.э. По китайским источникам слово «гунны» происходин от названия реки Орхон в Монголии.

Государство гуннов стало сильнейшим государством в Евразии в период правления Модэ, который объединил кочевые племена гуннов в III в. до н. э. При Моде в, 2-1 веках до н.э., держава гуннов достигла наибольшего усиления.

По мнению ученого-востоковеда Л.Н. Гумилева, «держава хунну» во главе с Модэ возникла в 209 г. до н. э.

По китайским источникам, правитель гуннских племен носил титул шаньюй. Вторыми лицами в государстве гуннов после шаньюя являлись темники («туменбасы»), которые были из числа его близких родственников, они возглавляли 24 рода и подчинялись лично шаньюю. Государство строилось по военному принципу и было поделено на три крыла, а все мужчины были приписаны к какому-нибудь отряду.

На 300 лет растянулась война гуннов с Китаем. В III в. до н. э. для защиты от гуннов Китайское государство начало строить Великую китайскую стену.

Разделение гуннского государства на южную и северную произошло в 55 году до н.э., в результате чего южные гунны потеряли независимость, и попали под власть династии Хань. Северные гунны, чтобы сохранить независимость, в I в. до н. э. двинулись на запад во главе с шаньюем Чжи-Чжи. Таким образом, в I в. до н. э. племена гуннов положили начало движению народов на запад, названному в истории Евразии эпохой Великого переселения народов. Начало второй волны массового передвижения гуннских племен с востока на запад относится к I в. н.э. и она растянулось до IV в. н.э.

Прибыв на территорию Казахстана во главе с шаньюем Чжи-Чжи, гунны заключили мирный договор и военный союз с кангюями. С проникновением гуннов у племен, населявших территорию Казахстана, впервые появляются монголоидные черты. До их прихода у племен Казахстана антропологический тип был европеоидный.

В конце IV в. гунны совершили набег в Закавказье, Месопотамию и подошли к столице Восточной Римской империи, император обязался гуннам платить дань золотом.

В 375 году гунны под предводительством Баламбера переправились через Волгу.

В 395 году гунны подходили к Константинополю, совершили походы в Закавказье, Месопатамию.

В 437 г. гунны совершили поход вглубь Европы и на территории Франции разгромили Бургундское королевство.

В 445 г. Aттила объединил разрозненные племена гуннов на территории Румынии и Венгрии и встал во главе государства гуннов в Европе.

Во главе с Аттилой гунны покорили многие европейские страны. Во время его правления у гуннов сложился военно-демократический строй.

В 451 году на территории современной Франции в Галлии произошла Каталаунская битва. Историки называют это сражение «Битвой народов». Против Атиллы стояли наемные войска сарматов и аланов, римляне и франки. Войско Атиллы потерпело поражение.

В 452 г. гунны вторглись в Италию, и подошли к Риму. В 453 году Атилла умер. После чего гуннский союз распался.

Походы гуннов во главе с Аттилой способствовали освобождению Европы от Римской империи и распаду рабовладельческого строя. Держава гуннов распались в середине V века после его смерти.

Римский летописец Прииск написал бесценный для истории труд о великом гунне Аттиле. Итальянский композитор Джузеппе Верди написал о нем оперу, которую и назвал «Аттила».

Основу гуннского войска составляла конница. Основной вид хозяйственной деятельности гуннов - кочевое скотоводство. Ювелиры племен усуней и гуннов достигли совершенства в изготовлении золотых украшений, которые относятся к «полихромному стилю». Движение гуннов с востока на запад началось во 2 веке до н.э. и растянулось до 4 века н.э.

 

5 вопрос. Государство кангюев.

КАНГЮИ.

В III в. до н. э. государство Кангюй занимало территорию бассейна Сырдарьи и предгорья Каратау. Основным местом расселения кангюев была средняя часть реки Сырдарьи. О времени возникновения государства кангюев, о его границах и другие важные сведения об этом государстве имеются в китайских источниках. Жизнь и быт кочевников III - II вв. до н. э. на территории Казахстана в своих «Исторических записках» описал Сыма Цянь.

Источники пишут, что государство Кангюй возглавлял великий хан и власть его предавалась по наследству от отца к сыну. Государство Кангюй разделялось внутри себя на 5 владений, каждое из которых управлялось малым ханом. Китайские хроники также сообщают, что в государстве кангюев существовали две резиденции правителей. Ученые предполагают, что столица государства называлась Битянь и находилась вблизи современного города Тараз.

Удобное географическое положение государства Кангюй позволяло ему контролировать самый оживленный участок Великого Шелкового пути, и о развитии здесь международной торговли говорят найденные многочисленные монеты. 1300 монет III-IV вв. н.э., обнаруженные в основном в Присырдарьинском регионе, принадлежали кангюям.

Центром городской культуры кангюев, судя по расположению и размерам, было городище Кок-Мардан. Ученые считают, что предвестниками городской культуры раннего средневековья являются поселения, возникшие в эпоху кангюев.

По источникам установлено, что в 46-36 гг. до н.э. кангюй оказали помощь гуннам в борьбе против Китая.

 

6 вопрос:

ТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (552-745), государство, основанное в Центральной Азии племенным союзом тюрок. В 460 году одно из гуннских племен — ашина, попало под власть жужан и было переселено из Восточного Туркестана на Алтай, где сложился союз местных племен, принявший название «тюрк»

По легенде, от хуннского царевича и волчицы появился род Ашина. Они жили в горах Алтая, число их оценивалось в несколько сот семейств. Считается, что Ашина Асяньше стал вассалом жужаньского кагана. В середине V века Ашина поселились на южной стороне Алтая и стали добывать железо для жужаней.

Многочисленные племена народа теле, расселявшегося в северо-восточном Семиречье, долине Иртыша и Джунгарии, восстали против жужаней и в 482 году создали собственное государство. Оно просуществовало недолго, и в 516 году теле вновь попали в зависимость от жужаней. Одно из алтайских племён Ашина поставляло для жужанской империи железо. Этому племени суждено было сыграть особую роль в истории Евразии. Именно подданные Ашина стали впоследствии называться тюрками.

Само слово «тюрк» значит «крепкий», «сильный».

Его основатель Бумын принял титул “иль-хан” в значении правителя стран и народов. Более распространенным названием главы этого государства был “каган” (ка+хан), означающий: великий хан. Первым лицом после кагана был ябгу. Наследник престола носил титул тегин.

Широкоизвестные правители: Бумын-каган, Истеми-каган, Датоу-каган, Ильтерис-каган (Кутлуг), Бильге-каган (Могилян). Территооия: восточная граница каганата упиралась в северные границы Китайской империи, западная доходила до Крыма.

Политическая история Тюркского каганата протекала чрезвычайно бурно, в постоянной борьбе между отдельными племенами, входившими в состав каганата, между рядовыми старейшинами, а также в борьбе между свободными общинниками и знатью.

Именно в результате острой внутренней борьбы между по­томками Бумына за власть Тюркский каганат в конце VI в. распался на два государства: Восточный «Толис» (алтайские тюрки) и Западный «Тардуш» (уйгуры). Это были две ко­чевые монархии, соперничающие друг с другом; стали, в конечном счете, марионетками Китая.

В начале своего существования «Восточный Толис» ак­тивно вмешивался во внутренние дела Китая, подстрекая борьбу его внутренних клик. Такой политикой «Толис» спо­собствовал приходу к власти в Китае Танской династии и падению Сунской. Это случилось в 618 г.

Столицей каганата стал Суяб - крупный город в долине Р-Чу

Основным занятием тюркютов было кочевое скотоводство, а также охота на травоядных животных, носившая характер облавы ввиду многочисленности стад степных зверей. Основной пищей тюркютов было мясо, любимым напитком — кумыс. Одежда и шатры шились из шкур животных. Тюрки также изготавливали войлок и шерстяные ткани. Основным видом скота были овцы и лошади. Основной экономической единицей была парная (аильная) семья.

Тюркюты освоили промышленную добычу железа. Способ получения железа был сыродутным. Развитие металлургии позволило тюркютским ханам перевооружить свою армию.

Фундаментом древнетюркской религии было поклонение Земле (Земле-Воде, Йер-Суб) и Небу (Тенгри). В этой паре божественных сил основным было Небо. Каганы, правившие именно по воле Неба, именовались «на Небе рожденными и Небоподобными»

По воле Неба тюрки одерживали победы или терпели поражения. Небо и Земля-вода спасали тюркский народ в лихую годину. Тюркские ханы в своих надписях постоянно призывают Небо быть благосклонным к ним.

Следующее по значению было женское божество Умай — покровительница домашнего очага и детей. Культ Умай еще сохранялся у некоторых тюркоязычных народностей Алтая в конце XIX в. Вместе с тем, Умай входила в триаду высших божеств тюрков и покровительствовала всем их делам; это видно, например, из памятника в честь Тоньюкука, где при описании одного из удачных походов говорится:

Небо, (богиня) Умай, священная Земля-Вода, вот они, надо думать, даровали нам победу!

Древние тюрки особо почитали «священную Отюкенскую чернь» (Хангайские горы), которая считалась духом-покровителем каганского рода. Там находилась «пещера предков» (по тюркским сказаниям, волчица родила предков тюрков в пещере), где раз в год каган приносил жертвы. Землю и воду, леса и горы населяли, по представлениям тюрков, множество духов, которых, время от времени, было необходимо умилостивить жертвами. Подземным царством, куда переселялись, по поверьям, души людей после кончины, управлял бог смерти и владыка подземного мира Эрклиг; его имя упоминается в одной из енисейских рунических надписей.

Этнический состав

Тюркюты, Теле, Кидани, Согдийцы, Башкиры, Дулу, Нушиби, Усуни, Канглы (племя)

Распад Тюркского каганата.

Каганат ослабляла постоянная жестокая междоусобная борьба за власть внутри династии самого кагана. В 581 году в каганате начались междоусобные войны. Стремясь использовать такое положение в своих целях, Китай и другие соседние государства совершали частые походы против тюрков. Не сумев объединить силы против внешних врагов, Тюркский каганат распался на отдельные улусы - владения. В 603 году он разделился на две части – Западно-тюркский и Восточно-тюркский каганаты.

 

7 вопрос.

ЗАПАДНОТЮРКСКИЙ КАГАНАТ (603-704 гг.)

Территория каганата.

На юго-востоке, начиная от рек Или и Чу, на северо-западе до нижних течений рек Волга и Кубань, на северо-востоке до верхних течений Волги и Иртыша, на юго-западе до рек Тарим и Амударья. Столицей каганата и зимней ставкой кагана являлся город Суяб, расположенный на берегу реки Чу. А летняя ставка находилась в местности Мынбулак (ныне на территории Жамбылской области).

Этнический состав каганата.

Основной этнополитический костяк каганата составляли «десять племен» - «он ок будун», чьи места проживания располагались от восточных предгорий Каратау до Джунгарии. В состав «десяти племен» входили тюрки ашина, уйсуны, канлы, тюргеши, уйгуры, кыргызы, карлуки, огузы, кимаки и кыпчаки.

Политическое положение.

Первым правителем каганата был Тардуш (Дато). В ту пору государственная власть Западнотюркского каганата политически была очень сильна. А Восточнотюркский каганат был ослаблен из-за частых вторжений китайцев. Стремясь использовать ситуацию, создавшуюся в Восточнотюркском каганате, каган Тардуш намеревался захватить его и воссоединить обе части некогда могучего единого каганата. С целью осуществления своих завоевательных замыслов он напал на племена теле на Алтае и подчинил их себе, объявив себя каганом и Восточнотюркского каганата. Но племена теле вновь поднялись на борьбу с ним, отстаивая свою независимость.

Политическое господство Западнотюркского каганата особенно усилилось в период правления каганов Шегу (610-618 гг.) и Тона (618-630 гг.). Так, каган Шегу границы каганата на востоке расширил до Алтая, на западе они достигли реки Тарим и предгорий Памира. Каган Тон с целью захвата новых земель совершал военные походы в западном направлении. Он заново реформировал систему правления в Средней Азии. Каган Тон назначал из числа местных жителей сборщиков налогов, присваивая им должность «селиф». Селифы отчитывались перед контролирующими их воинами. С целью закрепления под своим подчинением города Самарканда, каган Тон выдал свою дочь замуж за правителя города и объявил его своим заместителем (наместником). Многих местных правителей он назначал подобным образом.

Каган Тон прилагал значительные усилия по утверждению своего влияния на западе. Важную роль во внешней политике каганата он отводил отношениям с Ираном и Византией. При возникновении военных столкновений между ними каган всегда оказывался на стороне своего союзника - Византии. Во время одной из таких войн каган Тон в 627 году направил часть своих войск в Византию. Такая помощь являлась свидетельством могущества и высокого международного авторитета Западно-тюркского каганата среди других стран.

В результате междоусобиц в 634 году при поддержке племени нушеби к власти пришел Ешбар Елтерис и был провозглашен каганом. Он по-своему начал проводить реформы, ввел систему управления государством «десять племен» - «он ок будун». В каждом владении каганата имелось десять туменов (в одном тумене 10 тысяч вооруженных воинов). Слово «будун» означает «страна, народ».

Своевременно воспользовавшись ослаблением каганата из-за междоусобиц, в 659 году китайские войска вторглись в Жетысу (Семиречье). Каганат потерял свою независимость. Лишь в конце VII и в начале VIII веков под предводительством вождя племен тюргешей Ушлика был совершен ряд удачных походов против Танской империи. Эти победы привели к закреплению господствующей роли племен тюргшей среди других племен и открыли путь к образованию Тюргешского каганата.

В результате кровопролитной войны с Китаем в 682 году восточные тюрки восстановили свое государство в Монголии. Во время правления кагана Кутлука Елтериса, а затем кагана Капагана, каганат превратился в сильное государство. Восточно-тюркскии каганат (682-744 гг.) подчинил себе территории Казахстана, Центральной Азии, Восточного Туркестана и Южной Сибири. Восточно-тюркские каганы Бильге-каган и Культегин еще более укрепили свое государство, которое заключило с соседями важные мирные договоры о ненападении. После смерти Бильге-кагана в 741 году начался распад каганата.

Социальное положение в Западнотюркском каганате.

Систма правления каганатом носила патриархально-феодальный характер. Абсолютная власть переходила по наследству от одного члена династии кагана к другому. Нижестоящая ступень власти находилась в руках представителей знати, назначенных каганом. Третья ступень власти была сосредоточена у представителей знати из рода самого кагана. Им присваивались титулы ябгу, шад, елтпебер. А судебные дела исполняли буруки и тарханы. Основной опорой кагана на местах являлись беки. Простых общинников-скотоводов называли «кара будунами», что равносильно понятиям «чернь», «простонародье». Повинностями обычно облагались именно они. В каганате существовала повинность «кровного долга», по которому выделялись люди для прохождения обязательной военной службы. Покоренные племена платили дань продуктами питания и ценной пушниной. В тюркском обществе бытовало выражение «без татов не бывает тюрков», под татами имелось в виду оседлое население Жетысу, завоеванное тюрками, которое считалось подчиненными, вассальными людьми. Кроме того, в Тюркском каганате существовао рабовладение, в рабы попадали люди из числа военнопленных и населения захваченных земель.

Хозяйство.

Особую роль в расцвете городов сыграли согдийцы (одни из предков современных таджиков и узбеков) - древняя восточно-иранская народность, населявшая Среднюю Азию и Казахстан. Согдийцы в основном занимались торговлей, ремеслами и земледелием. В начале VII века тюрки в массовом количестве стали переходить к оседлости. Росту городов способствовали отношения с такими развитыми странами Малой Азии, как Иран и Византия. Жетысу вдоль Великого Шелкового пути тюрки были вовлечены в активную международную торговлю.

Торговля в большинстве своем осуществлялась путем обмена товаров. Обменивались всеми видами тканей и предметами обихода. В ходе археологических раскопок тюркских захоронений найдены многие предметы и вещи, произведенные в Китае и Византии. Это говорит о тесных экономических связях Тюркского каганата с этими странами еще в раннем средневековье.

§ 3. ТЮРГЕШСКИЙ КАГАНАТ (704-756 гг.)

Территория и население каганата. В 704 году племена тюргешей свергли господство западных тюрков и создали свое государство - Тюргешский каганат. Основная территория каганата находилась в Жетысу (Семиречье). Вместе с тем территория каганата охватывала земли, начиная с города Шаш (Ташкент) на юго-востоке Средней Азии до городов Бесбалык и Турфан в Восточном Туркестане. Административным центром был город Суяб.

Население каганата составляли тюркоязычные племена. Среди них основную роль играли племена тюргешей. Первые сведения о тюргешах встречаются в историческом памятнике Культегина и китайских летописях. Будучи многочисленными племенами, входившими в состав левого крыла каганата еще с VI века, тюргеши населяли обширную территорию в Чу-Илийском междуречье. Основатель тюргешской династии правитель-каган Ушлик разделил основные племена на две орды. Ставка Большой орды находилась в городе Суяб, а ставка Малой орды -в городе Кунгит, расположенном на берегу реки Или. Сами тюргеши делились на желтых (сары) и черных (кара). Между ними велась постоянная междоусобная борьба за власть в каганате.

Внутреннее и внешнеполитическое положение каганата.

Политическая власть была сосредоточена в руках кагана. Каганат был разделен на 20 административных владений, каждое из которых в случае войны было обязано выставить по 7 тысяч воинов. После смерти кагана в 706 году разгорелась ожесточенная борьба за власть. Этим попытался воспользоваться каган Восточно-тюркского каганата Капаган. Но к власти пришел каган Суду (715-738 гг.), при его правлении каганат вновь стал усиливаться, так как в междоусобной борьбе победу одержали черные (кара) тюргеши и в государстве воцарился мир. Столицей каганата был избран город Талас (Тараз).

В то время, когда Сулу стал каганом, внутреннее и внешнее политическое положение Тюргешского каганата было очень сложным. Во-первых, на западе каганат противостоял нашествию арабов, во-вторых, с востока нависла опасность вторжения со стороны Китайского государства. А, в-третьих, этим сложным положением в Жетысу стремился воспользоваться Восточно-тюркский каганат. Поэтому, чтобы сохранить независимость своего государства, кагану Сулу пришлось вести политическую и военную борьбу на трех направлениях.

Так, в 717 году каган посетил Танскую империю, он женил своего сына на дочери восточнотюркского кагана Бильге, а сам женился на дочери тибетского царя. Но с запада каганат отражал нашествие арабов. В борьбе й ними тюргешского кагана поддерживали народы Средней Азии. Население Самарканда и Бухары, объединив силы с каганом, изгнало арабов из своих городов. Вместе с племенами карлуков в 737 году каган одержал в Тохаристане крупную победу над иноземными завоевателями. Однако после своей победы тохарские и тюргешские войска преждевременно рассеялись на мелкие отряды, чем вероломно воспользовались арабы, напав на кагана Сулу и разбив его. После возвращения на родину, в город Навакет, каган был убит военачальником, тарханом Бага. Кагана Сулу арабы называли «бодающимся», или «рогатым» по той причине, что почти во всех сражениях он принимал непосредственное участие и часто одерживал победу. Поэтому арабы избегали открытых сражений с ним. А полководец кагана Кули Шор в 720-721 годах, одержав победу над арабами, изгнал их с территории Согдианы. Эти победы Тюргешского каганата значительно приостановили нашествие арабов со стороны Средней Азии.

После гибели Сулу каганом возобновилась борьба между желтыми и черными тюргешами. Из-за такого противостояния, длившегося 20 лет, каганат сильно ослаб и в политическом, и в экономическом отношениях. Воспользовавшись этим, правители Китайской империи направили свои войска из города Куш в Жетысу и в 748 году захватили город Суяб. В 751 году у города Атлах близ Тараза карлукско-арабские войска нанесли сокрушительное поражение китайскому войску. После этого уцелевшие китайцы навсегда ушли из Жетысу.

Междоусобная борьба не только не прекратилась, а еще более усилилась. В результате этого Тюргешский каганат окончательно пришел в упадок. Вожди карлукских племен, принимавшие участие в Атлахском сражении, воспользовавшись этим, в 756 году свергли тюргешского кагана и захватили власть в свои руки.

В Тюргешском каганате заметное развитие получила торговля. Основной причиной этого было то, что через земли каганата проходил Великий Шелковый путь. Центрами торговли являлись такие города, как Суяб, Баласагун, Тараз, Испиджаб. В каганате чеканили свои деньги. Так, на монетах, найденных в Таразе, имеются надписи «деньги Тюргеш-кагана» или «деньги тюркского кок-хана», они были выполнены согдийскими письменными знаками. По данным научных исследований, тюргешские монеты были выпущены в 704-766 годах в Таразе.

 

8 вопрос. Карлуки, огузы, кимаки.

§ 4. КАРЛУКСКИЙ КАГАНАТ (756-940 гг.)

Сведения о карлуках, входивших в состав племен тиреков (теле), встречаются в письменных памятниках V века нашей эры. О карлуках писалось и в китайских летописях, в них говорилось, что главное племя булак - населяет подножия Алтайских гор. А в китайской династийной хронике «Таншу» начала VII века указывалось, что карлуки - одно из ответвлений тюркоязычных племен, в состав которого также входят племена булак, жикил (чигиль) и шашлык.

По утверждению тюркского историка аль-Марвази (XII в.), в племенной состав карлуков входили 9 племен, в числе которых были такие племена, как три ветви жикил, три ветви бескиль, булак, кокеркин и тухси. Кроме того, названы также два рода-лазано и фаракия.

Основными местами расселения карлукских племен были предгорья Джунгарского Алатау до среднего течения Сырдарьи.

Задолго до образования Карлукского каганата племена карлуков вторгались в Среднюю Азию.

Вожди карлуков своевременно воспользовались упадком в Тюргешском каганате и в 756 году создали свое государство.

Политическое положение каганата.

Столицей каганата являлся город Суяб. Позднее – Тараз. Сразу после захвата власти над карлуками нависла угроза вторжения со стороны Китая. Чтобы отвести угрозу со стороны Китая, в 766-775 годах карлуки завоевали Кашгарию, расширив тем самым свои границы на восток.








Дата добавления: 2014-12-08; просмотров: 5032;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.029 сек.