Социальная работа 7 страница

___ Образец задания

I B5. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положе­ние которого пронумеровано.

(1) Часто можно слышать мнение, что смысл жизни человека заключается в достижении полного и нерушимого счастья.

(2) Все СМИ дружно возводят в культ, на наш взгляд, естест­венное желание человека быть счастливым. (3) Многие не вы­держивают предложенной обществом гонки за призрачными стандартами. (4) Думается, наши обычные, спокойные пред­ставления о благополучной и достойной жизни не следует ме­нять на стандарты внешнего облика.

Определите, какие положения текста носят: А) фактический характер Б) характер оценочных суждений

Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер. Получившуюся последовательность букв перенеси­те в бланк ответов.

       

Ответ: ББАБ.

Тема 7. Самореализация

Личность проявляет себя в процессе самореализации.

Самореализация — процесс наиболее полного выявления и осуществления личностью своих возможностей, достиже­ния намеченных целей в решении лично значимых проблем, позволяющий максимально полно реализовать творческий потенциал личности.

Самореализацию можно отнести к высшим потребностям человека. Она осуществляется путем целенаправленного воз­действия личности на саму себя.

Образец задания

Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о самореализации?

А. Самореализация представляет собой процесс воплощения в материальные предметы и духовные ценности, в саму жизнь человека инженерных и технических замыслов, моральных и художественных норм.

Б. Самореализация неразрывно связана с сознательным твор­чеством.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

А1.

Тема 8. Индивид, индивидуальность, личность. Социализация индивида

Понятия «индивид», «индивидуальность», «личность» в ♦ аучной и популярной литературе употребляются как близ-ке по значению, но они не являются синонимами.

Индивид (от лат. individuum — неделимый, неразделен-

^ш) — это единичный представитель человеческого рода,

ткретный носитель всех социальных и психологических

*рт человечества: разума, воли, потребностей, интересов

1 т. д. (человек как отдельная особь среди других людей).

Индивидуальность — это неповторимое своеобразие про­явлений человека, подчеркивающая исключительность, мно­госторонность и гармоничность, естественность и непри­нужденность его деятельности (человек как один из мно­гих, но с учетом его личных особенностей: внешний облик, манера поведения, характер и т. д.).

Личность (от лат. persona — особа) — это человеческий индивид, являющийся субъектом сознательной деятельнос­ти, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни (человек с социально значимыми качествами).

Структура личности

• Социальный статус — место человека в системе общест­венных отношений.

• Социальная роль — образ поведения, одобренный норма­тивно и соответствующий социальному статусу.

• Направленность — потребности, интересы, взгляды, идеалы, мотивы поведения.

Не всякий человек является личностью. Человеком рожда­ются, личностью становятся в процессе социализации.

Социализация (от лат. socialis — общественный) — это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом куль­турных норм и социального опыта, необходимых для успеш­ного функционирования в обществе.

Процесс социализации продолжается всю жизнь, посколь­ку человек за это время осваивает множество социальных ролей. Этапы социализации

Этап Его содержание
Начальный Социализация ребенка, преимущественно в семье
Средний Обучение в школе
Завершаю­щий Социализация взрослого человека, осваивающего новые роли: супруга, родителя, дедушки и т. п.

Социализация охватывает все процессы включения инди вида в систему общественных отношений, складывания у него социальных качеств, т.е. формирует способность участвовав в социальной жизни.

Все, что влияет на процесс социализации, обозначается понятием «агенты социализации». К ним относятся: нацио нальные традиции и обычаи; государственная политика, средства массовой информации; социальное окружение; обра зование; самовоспитание.

Расширение и углубление социализации происходит:

— в сфере деятельности — расширение ее видов; ориен тировка в системе каждого вида деятельности, т.е. выделение главного в ней, ее осмысление и т. п.

— в сфере общения — обогащение круга общения, углу^ ление его содержания, развитие навыков общения.

— в сфере самосознания — формирование образа собсъ венного «Я» («Я»-концепция) как активного субъекта де ятельности, осмысление своей социальной принадлежности социальной роли и др.

Образцы заданий

Прочитайте текст и выполните задания С1—С4.

«Индивидуальность означает отграниченность, неповто римость личности, т. е. способность к самостоятельной жиз ни, к саморегулированию, к сохранению своей устойчивости Человеческая индивидуальность, отличаясь такими призна ками, как целостность, обособленность, неповторимость, ав тономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество, в то же время не только не означает разобщенности человека и общества, но, напротив, создает основу для их более глубокого единства. <...>

Уникальность, неповторимость личностей, взаимодопол нение друг друга своими особенностями есть один из факторов успешного развития подлинно гуманного гармоничного обще ства. Индивидуализация является одним из моментов, связы вающих людей. Известно, что взаимодействие вообще оказы­вается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, то, чего ему как таковому не хватаете Поэтому чем более развита индивидуальность, самостоятельность, инициатива, творчество каждого человека, тем богаче и силь­нее общество в целом. <...>

Всякое проявление жизни индивида является проявлени­ем и утверждением общественной жизни ♦ Индивидуальная и общественная жизнь не отличны принципиально друг от дру­га, а выступают как две стороны жизни одного человека. <...>

Таким образом, неправомерно толкование индивидуаль­ного как только единичного и неповторимого. Определяя ин­дивидуальность, мы делаем лишь акцент на том, что отли­чает людей друг от друга. Определяя личность, подчерки­ваем общие, типические черты. <...>

Индивидуальность, которая, как уже отмечалось, может свободно развиваться лишь во взаимодействии с другими людьми, когда каждый человек дополняет, продолжает, обо­гащает благодаря своим особенностям другого человека, ни­чего общего не имеет с индивидуализмом. Индивидуализм оз­начает противопоставление человека обществу, отношение к 1ругим людям как к средству своего частного существования, ^та разорванность общества и личности, как правило, обра­щается против самого человека. Таким образом, в индивиду­алистической интерпретации другой человек есть граница для меня», в условиях развитых коллективистских отноше­ний каждый другой есть не граница, а продолжение и допол­нение «меня самого» (Спасибенко С. Г. Общее и индивидуаль­ное в социальной структуре человека // Социально-гумани­тарные знания. 2001. № 3. С. 98-101.).

С1. ! Что такое индивидуальность? Каковы ее признаки? Ответ Индивидуальность означает отграниченность, непо-нгоримость личности, т.е. способность к самостоятельной -кизни. саморегулированию, сохранению своей устойчивости, с помощью понятия «индивидуальность» делается акцент на отличиях людей друг от друга.

Признаки индивидуальности: целостность, обособленность, неповторимость, автономность, свобода, наличие внутреннего «Я», творчество.

1 С2. I Опираясь на текст, укажите, почему индивидуаль­ность является одним из факторов развития подлинно гуман­ного гармоничного общества.

Ответ И ндивидуальность является одним из факторов раз­вития подлинно гуманного гармоничного общества поскольку известно, что взаимодействие вообще оказывается крепким, если в «другом» предмет находит дополнение самого себя, че­го ему как таковому не хватает. Поэтому чем более развита индивидуальность человека, выраженная в самостоятельнос­ти, инициативе, творчестве, тем богаче и сильнее общество в целом

СЗ. Как автор определяет сущность понятия «личность»? Приведите с опорой на знания обществоведческого курса три важнейшие характеристики личности.

Ответ: Автор определяет личность как воплощение общего, типичного. В качестве важнейших характеристик личности могут быть названы: индивидуальность, духовность, социаль­ный статус, коммуникативный характер.

I C4. I В тексте говорится о двуединстве общего и индивиду­ального как об одном из внутренних источников формирова­ния личности. Поясните этот вывод одним из примеров. Ответ: В качестве примера может быть приведен следую­щий: Формирование личности предполагает соотношение со­циально-типического (общего) и творчески индивидуального в человеке. Пренебрежение данным соотношением чревато тяжелыми последствиями. И общество, и человек страдают как от обезличивания, нивелировки, недооценки значения индивидуальности, так и от абсолютизации индивидуальных, неповторимых качеств человека.

Тема 9. Внутренний мир человека

Внутренний (духовный) мир человека — это создание, усвоение, сохранение и распространение культурных цен­ностей.

Структура духовного мира человека

• Познание — потребность в знаниях о себе, об окружаю­щем миро, о смысле и назначении своей жизни — формирует интеллект человека, т. е. совокупность умственных способ­ностей, прежде всего способность получать новую информа­цию на основе той, которая у человека уже имеется.

• Эмоции — субъективные переживания по поводу ситу­аций и явлений действительности (удивление, радость, стра­дание, гнев, страх, стыд, презрение и т. д.).

• Чувства — эмоциональные состояния, которые более длительны, чем эмоции, и имеют четко выраженный предмет­ный характер (нравственные: дружба, любовь, патриотизм и др.; эстетические: отвращение, восторг, тоска и др.; ин­теллектуальные: любопытство, сомнение, любознательность и др.).

• Мировоззрение — система взглядов, понятий и пред­ставлений об окружающем мире. Оно обусловливает направ­ленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно неза­висимых от текущей ситуации.

Составной частью в структуре духовного мира личности является мировоззрение.

Мировоззрение не только определяет общую направлен­ность личности, ее целеустремленность, придавая стойкость и твердость характеру, оно сказывается на всем облике челове­ка, на всей совокупности особенностей поведения и действий, привычек и наклонностей.

Структура мировоззрения: знания; духовные ценности; принципы; идеалы; убеждения; идеи.

Можно выделить следующие особенности мировоззрения:

1. Оно всегда исторично, т. е. тесно связано с переживае­мыми обществом стадиями развития, совокупностью тех проблем, которыми непосредственно живет общество.

2. В мировоззрении могут проявляться догматизм, скеп­тицизм, разумный критицизм.

3. Мировоззрение всегда связано с убеждением — устой­чивым взглядом на мир, идеалами и принципами, стремлени­ем воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

Пути формирования мировоззрения — стихийный (на ос­нове обыденного опыта, под влиянием жизненных условий) и осознанный (посредством целенаправленной теоретической разработки фундаментальных принципов, идей, идеалов).

Мировоззрение имеет эмоциональную окраску, в нем вы­ражается мироощущение людей. Оно может быть опти­мистическим или пессиместическим.

С известной степенью условности выделяют следующие типы мировоззрения:

— обыденное (или житейское) — является порождением повседневной жизни людей, в сфере которой осуществляется удовлетворение их потребностей;

— религиозное — связано с признанием сверхъестествен­ного начала, поддерживает в людях надежду на получение ими того, чего они лишены в своей жизни. Основа — религи­озные учения (христианство, ислам, буддизм и др.);

— научное — теоретическое осмысление результатов на­учной деятельности людей, обобщенных итогов человеческо­го познания.

Мировоззрение играет значительную роль в жизни чело­века: дает человеку ориентиры и цели для его практической и теоретической деятельности; позволяет людям понять, как лучше достичь намеченных ориентиров и целей, вооружает их методами познания и деятельности; дает возможность определять истинные ценности жизни и культуры.

Своего рода итоговый «сплав», который и определяет ду­ховный мир человека в целом, его подход к тем или иным конкретным практическим делам, представляет собой мента­литет человека.

Менталитет (позднелат. mentalis — умственный) — это совокупность всех итогов познания, оценка их на осно­ве предшествующей культуры и практической деятельнос­ти, национального сознания, личного жизненного опыта.

Таким образом, внутренний (духовный) мир человека представляет собой целостное и в то же время противоречивое явление.

Образец задания

С5. I Назовите любые три типа мировоззрения.

Ответ: Могут быть названы следующие типы мировоззре­ния: обыденно-практическое (житейское), мифологическое (религиозное), научное.

Тема 10. Сознательное и бессознательное

Сознательное, осознаваемое связано с природой и структу­рой сознания.

Представители различных философских школ по-разному отвечают на вопрос о природе сознания и особенностях его формирования.

Естественно-научный подход Религиозно-идеалистический подход
Сознание — проявление функ­ций головного мозга, вторичное по сравнению с телесной ор­ганизацией человека Сознание — первично, а че­ловек «телесный» — его про­изводная

Сознание — способность человека целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах.

Структура сознания

• Восприятие органами чувств окружающего мира и са­мого себя — получение первичных знаний.

• Логико-понятийные способности и знания, получае­мые на их основе — возможность выйти за пределы непосред­ственно чувственно данного, достичь сущностного понимания объектов;

• Эмоциональные компоненты — это сфера личностных переживаний, воспоминаний, предчувствий и т. п.

• Ценностно-смысловые компоненты — это сфера выс­ших мотивов деятельности, ее духовных идеалов, способности к их формированию и пониманию (воображение, интуиция).

Исследователи человеческого сознания обращают внима­ние на то, что оно не только сложное, но еще и системное, ор­ганически целостное, упорядоченное образование.

Одно из важнейших свойств сознания человека — его ак­тивность.

Проявления активности сознания: отражает мир целена­правленно и избирательно; разрабатывает прогнозы развития природных и социальных явлений и процессов; конструирует теоретические модели, объясняющие закономерности окру­жающего мира; служит основой преобразовательной деятель­ности человека.

Возникновение сознания является результатом эволюции природы. С усложнением жизни на Земле появляется живая природа, характеризующаяся наличием элементарных форм отражения: раздражимости, возбудимости, чувствительнос­ти. Дальнейшие эволюционные процессы приводят к форми­рованию мозга, центральной нервной системы, психики жи­вотного, а затем и психики человека. Качественно новый этап развития психики — возникновение сознания человека — был обусловлен такими социальными факторами, как изобре­тение орудий труда, создание предметов культуры и воз­никновение на определенном уровне развития человека зна­ковых систем.

Человек не только осознает мир, его сознание обращено на самого себя — он осознает себя как личность. Это явление принято называть самосознанием.

Самосознание — осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего поло­жения в обществе.

Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Кроме сознательного, у человека есть и сфера бес­сознательного.

Бессознательное — это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение че­ловека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах челове­ка. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и др.

К бессознательному в личности человека относят такие качества, потребности, интересы и т. п., которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Бес­сознательное в личности проявляется в виде ошибок (оговор-

ки, описки и т. п.); забываний (имен, обещаний, намерений, фактов, событий и т. п.); фантазии, мечты, грез или сно­видений.

По мнению 3. Фрейда (1856—1939) — австрийского пси­холога и невропатолога, основателя психоанализа, — ошибки не являются случайными нарушениями письменной или уст­ной речи. Ошибки возникают в результате столкновения бес­сознательных намерений человека с четко осознаваемой им целью действия. Ошибка есть результат преобладания бессоз­нательного над сознательным.

Сновидениями грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бес­сознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизнен­ных потребностях. Для расшифровки сновидений необходим специальный метод, который называется психоанализом.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении раз­лична. Сознание управляет самыми сложными формами по­ведения:

— когда перед человеком возникают неожиданные, ин­теллектуальные, сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

— когда человеку требуется преодолеть некоторое сопро­тивление (физическое или психологическое);

— когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации, и найти из нее оптималь­ный выход;

— когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Отличия сознательного от бессознательного

Сознательное Бессознательное
Отделяет себя от объекта Не отделяет себя от объекта, сливается с ним в переживании
Обладает механизмом психи­ческих связей Не обладает механизмом психи­ческих связей
Производятся причинно-след­ственные связи, пространст­венно-временные ориентиры Не производятся причинно-следственные связи, пространст­венно-временные ориентиры
Проявляется в желаниях, мыслях, намерениях, потреб­ностях и др., которые осозна­ются субъектом Проявляется в простых психи­ческих реакциях: аффектах, сновидениях, эмоциональных переживаниях и др., которые не осознаются субъектом

___ Образец задания

1 В4> | Найдите в приведенном ниже списке компоненты со­знания и обведите цифры, под которыми они указаны.

1) влечение 4) память

2) ощущение 5) мышление

3) аффект 6) фантазия Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 245.

Тема 11. Самопознание

Человек, в отличие от животных,— существо, себя по­знающее и сознающее, способное себя поправлять и совершен­ствовать.

Самопознание — изучение личностью собственных пси­хических и физических особенностей.

Самопознание может быть опосредованным (совершается путем анализа собственной деятельности) и непосредствен ным (выступает в форме самонаблюдения).

По сути дела, человек занимается самопознанием всю свою жизнь, но не всегда отдает себе отчет в том, что он осу­ществляет этот вид деятельности. Самопознание начинается в младенчестве и заканчивается нередко с последним вздохом. Оно формируется постепенно по мере отражения как внешне­го мира, так и познания самого себя.

Познание себя путем познания других. Ребенок вначале не выделяет себя из окружающего мира. Но в возрасте 3—8 месяцев он постепенно начинает различать себя, свои органы и тело в целом среди окружающих его предметов. Этот про­цесс называется самоузнавание. С него и начинается самопоз­нание. Взрослый является основным источником знаний ре­бенка о самом себе — он дает ему имя, приучает откликаться на него и т. д.

Известные слова ребенка: «Я сам...» означают его переход к важному этапу познания себя — человек учится словами обозначать признаки своего «Я», характеризовать себя.

Познание свойств собственной личности протекает в про­цессе деятельности и общения.

В общении люди познают и оценивают друг друга. Эти оценки сказываются на самооценке личности.

Самооценка — эмоциональное отношение к собственно­му образу.

Самооценка всегда субъективна, но в ее основе лежат не только собственные суждения, но и мнения других о данной личности.

На формирование самооценки влияют следующие факторы:

— сопоставление образа реального «Я» с образом того иде­ала, каким личность хотела бы быть;

— оценка других людей;

— отношение личности к собственным успехам и неудачам. Как полагают психологи, существуют три мотива для об­ращения человека к самооценке:

1. Понимание себя (поиск точных знаний о себе).

2. Повышение собственной значимости (поиск благопри­ятных знаний о себе).

3. Самопроверка (соотнесение собственных знаний о себе с оценками своей личности окружающими).

Чаще всего люди руководствуются вторым мотивом: боль­шинство хотят повысить свое самоуважение.

Уровень самооценки связан с удовлетворенностью или не­удовлетворенностью человека самим собой, своей деятельно­стью.

Самооценка

• Реалистическая (у людей, ориентированных на успех).

• Нереалистическая', завышенная (у людей, ориентиро­ванных на избегание неудач) и заниженная (у людей, ориен­тированных на избегание неудач).

Самопознание путем анализа собственной деятельнос­ти и поведения. Анализируя и оценивая достижения в опре­деленной области, учитывая затраченные на работу время и усилия, можно определить уровень собственных способнос­тей. Оценивая свое поведение в обществе, человек познает нравственно-психологические особенности собственной лич­ности.

Более широкий круг общения с другими людьми дает большую возможность сравнивать и познавать положитель­ные и отрицательные свойства собственной личности.

Самопознание путем самонаблюдения. На основе ощуще­ний и восприятия начинает формироваться образ «Я». У мо­лодых людей этот образ складывается прежде всего из пред­ставлений о собственной внешности.

Образ «Я» («Я»-концепция) — относительно устойчи­вое, в большей или меньшей степени осознанное ^зафикси­рованное в словесной форме представление человека о самом себе.

Важным средством познания является самоисповедь — полный внутренний отчет человека перед самим собой о том, что происходит с ним и в нем. Исповедь человека перед

самим собой помогает ему оценить собственные качества, ут­вердиться или изменить оценку своего поведения, получить опыт на будущее.

Основные формы самонаблюдения: личные дневники с за­писями размышлений, переживаний, впечатлений; анкеты; тесты.

Самопознание тесным образом связано с таким явлением, как рефлексия (лат. reflexio — обращение назад), отражаю­щим процесс размышления индивида о происходящем в его сознании. Рефлексия включает не только собственный взгляд человека на себя, но и учитывает то, каким видят его окру­жающие, особенно значимые для него отдельные личности и группы.

Для постижения собственного «Я» не обязательно прово­дить психологические эксперименты. Самопознание может осуществляться через самонаблюдение, самоанализ и в про­цессе общения, игры, труда, познавательной деятельности и т.д.

___ Образец задания

1 А1.1 Выберите правильный ответ. Процесс самопознания не характеризуется

1) самооценкой

2) формированием отношения к своей внешности

3) познанием общественных норм и ценностей

4) определением своих способностей Ответ: 3.

Тема 12. Поведение

Поведение — совокупность поступков человека, совер­шаемых им в относительно продолжительный период в по­стоянных или изменяющихся условиях.

Два человека могут быть заняты одинаковой деятельно­стью, но их поведение может быть различным. Если деятель­ность состоит из действий, то поведение — из поступков.

Деятельность

I

Поведение

Действие — процесс, на­правленный на реализацию поставленной цели

Поступок — действие, рассматриваемое с точки зрения единства мотива и последствий, намерений и дел, целей и средств

Для обозначения поведения человека в обществе исполь­зуется понятие «социальное поведение».

Социальное поведение — поведение человека в обществе, рассчитанное на оказание определенного влияния на окру­жающих людей и общество в целом.

Существует много видов так называемого социального по­ведения, важнейшие из которых: массовое; групповое; просо-циальное; антисоциальное; помогающее; конкурентное; деви-антное (отклоняющееся); противоправное.

Массовое поведение — активность масс, не имеющая определенной цели и организованности, например, мода, па­ника, социальные и политические движения и т. п.

Групповое поведение — совместные действия людей в некоторой социальной группе, являющееся результатом происходящих в ней процессов.

Просоциальное поведение — поведение человека, в осно­ве которого лежат просоциалъные мотивы, т. е. мотивы оказания людям добра, помощи и поддержки,

В последние годы особую значимость для состояния обще-(•! ни, положения человека и его судьбы приобрели следующие ниды поведения:

— связанные с проявлением добра и зла, дружбы и враж­ды между людьми;

— связанные со стремлением добиваться успеха и власти;

— связанные с уверенностью или неуверенностью в себе. В основе видов социального поведения лежат принятые в

обществе образцы, к которым относятся нравы и обычаи.

Виды социального поведения

I

 

 

 

  Образцы, принятые в обществе  
     
Нравы   Обычаи
Типичные, повторяемые множеством людей реак­ции на определенные собы­тия; преобразуются по мере изменения сознания людей Форма поведения человека в определенной ситуации; обы­чаям неуклонно следуют, не задумываясь, откуда они взя­лись и почему так положено
         

Привычка

Нравы и обычаи, будучи неписаными правилами, тем не менее определяют условия социального поведения.

Образец задания

| А1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суж­дения о социальном поведении?

А. Социальное поведение проявляется в целенаправленной активности в отношении других людей.

Б. Социальное поведение основывается на принятых в обще­стве образцах, к которым относятся нравы и обычаи.

1) верно только А 3) верны оба суждения

2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.

Тема 13. Свобода и ответственность личности

В истории общественной мысли проблема свободы всегда была связана с поиском разного смысла. Чаще всего она своди­лась к вопросу о том, обладает ли человек свободной волей или все его поступки обусловлены внешней необходимостью (пред­определением, Божьим промыслом, судьбой, роком и т. д.).

Свобода есть познанная необхо­димость

Послед

Если все однозначно необходи­мо, если практически нет слу­чайностей, новых возможнос­тей, то человек превращается в автомат, робот, действующий по заданной программе

Свобода — это возможность поступать так, как хочется

*

с т в и я

Полный произвол по отноше­нию к другим людям, невоз­можность установления ка­ких-либо устойчивых соци­альных связей

Мера необходимости и свободы в ту или иную историче­скую эпоху различна. Эта мера задает определенные типы личности.

 

 

Абсолютизация необходимос­ти, трактовка всякого дейст­вия человека как предопреде­ленного заранее, исключаю­щего всякую возможность выбора и случайности --т. Фатализм (лат. fatalis — роковой) — мировоззрен­ческая концепция, соглас­но которой все процессы в мире подчинены господ­ству необходимости
   
Пренебрежение необходимо­стью, объективными истори­ческими процессами, принятие решения, сообразуясь лишь с субъективными оценками и желаниями Волюнтаризм (лат. voluntas — воля) — миро­воззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего сущего

Ядро свободы — это выбор, который всегда связан с интел­лектуальным и эмоционально-волевым напряжением челове­ка (бремя выбора). Общество своими нормами и ограничения­ми определяет диапазон выбора. Этот диапазон зависит и от условий реализации свободы, сложившихся форм обществен­ной деятельности, уровня развития общества и места челове­ка в общественной системе.








Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1247;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.054 сек.