Социальная работа 4 страница
В обществе существуют разные взгляды на искусство: искусство — подражание природе; «природа — лучший мастер форм». Искусство — творческое самовыражение личности или знаково-символическая концепция.
Предмет искусства — человек, его отношения с окружающим миром и другими индивидами, а также жизнь людей в определенных исторических условиях. Жизнь людей отражается в искусстве во всем многообразии в форме художественных образов, которые, будучи результатом вымысла, тем не менее являются отражением действительности и всегда несут на себе отпечаток реально существующих предметов,
событий и явлений. С помощью художественного образа происходит процесс художественного обобщения, выделения существенных признаков познаваемых предметов.
Форма бытия искусства — художественное произведение, имеющее видовую и жанровую определенность и осуществляющееся в качестве материального предмета — знака, который передает людям определенную художественную концепцию, обладающую эстетической ценностью.
Искусство как феномен культуры подразделяют на ряд видов, каждый из которых обладает специфическим языком, своей знаковой системой: архитектура (зодчество); живопись (жанры: портрет, натюрморт, пейзаж, бытовой жанр, анималистический жанр, исторический жанр); скульптура (станковая, декоративная, монументальная); декоративно-прикладное искусство; литература; музыка; театр; цирк; балет; кино; фотоискусство; эстрада.
Искусство как форма художественного познания обладает спецификой: является образным и наглядным; использует особые способы воспроизведения окружающей действительности, средства, при помощи которых происходит создание художественных образов (слово; звук; цвет и т. д.); играет большую роль в процессе познания, воображения и фантазии познающего субъекта.
Искусство выполняет в обществе множество разнообразных функций, по поводу содержания которых между сторонниками различных теорий ведутся споры.
Функции искусства
Наименование функции | Ее содержание |
Общественно-преобразующая | Оказывая идейно-эстетическое воздействие на людей, включает их в направленную деятельность по преобразованию общества |
Художественно-концептуальная | Анализирует состояние окружающего мира |
Воспитательная | Формирует личность, чувства и мысли людей |
Эстетическая | Формирует эстетические вкусы и потребности человека |
Утешительно-компенсаторная | Восстанавливает в сфере духа гармонию, утраченную человеком в реальной действительности, способствует сохранению и восстановлению психического равновесия личности |
Окончание табл.
Наименование функции | Бе содержание |
Предвосхищения | Предвосхищает будущее |
Внушающая | Воздействует на подсознание людей, на человеческую психику |
Гедонистическая (от греч. наслаждение) | Доставляет людям удовольствие |
Познавательно-эвристическая | Отражает и осваивает те стороны жизни, которые труднодоступны науке |
Образец задания
С8. I Изложите Ъвои мысли (свою точку зрения, отношение)
по поводу поднятых Вчприведенных высказываниях проблем. Приведите необходимый ^ргумен^ы для обоснования своей позиции.
Выполняя задание, используйте знания, полученные в курсе обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт.
«Цель искусства — не греза, а реальная жизнь» (Р. Роллан).
«Искусство любят те, кому не удалась жизнь» (В. Ключевский).
Комментарий: мини-сочинение (эссе) по обществознанию должно:
— соответствовать базовой обществоведческой науке (философии, социальной психологии, экономике, социологии и др.), к которой отнесена анализируемая проблема (высказывание мыслителя);
— содержать относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания (отвечайте на вопросы типа: С какими основными компонентами обществоведческого знания связана рассматриваемая тема? Что я должен (на) знать, чтобы раскрыть ее?);
— включать ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и отношение к ней (отвечайте на вопросы типа: Согласен (на) ли я с этим высказыванием? Или не согласен (на)? Или согласен (на) не во всем? Почему? В чем состоит моя собственная позиция по данной проблеме?);
— содержать термины, понятия, обобщения, факты, приме-рыу связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой (отвечайте на вопросы типа: Какие известные мне из курса обществознания понятия и термины я должен
(на) привести? Какие теоретические обобщения мне следует учесть? Какими фактами, примерами я могу подтвердить свое мнение? Убедительны ли они?); отличаться корректностью в их использовании;
— характеризоваться свободной композицией, непринужденностью повествования, парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой:
• Начинать эссе следует с ясного и четкого определения личной позиции: «Я согласен (на) с данным мнением»; «Я не могу присоединиться к этому утверждению»; «В данном высказывании есть то, с чем я согласен (на), и то, что кажется мне спорным».
• Уже в следующем предложении уместно сформулировать понимание высказывания, ставшего темой эссе. Не стоит дословно повторять это утверждение. Важно так раскрыть его основную мысль, чтобы стал очевиден контекст, который определит ее содержание и сущность.
• Основная часть эссе представляет собой относительно развернутое изложение вашего собственного мнения в отношении поставленной проблемы.
Каждый тезис необходимо аргументировать, используя факты и примеры из общественной жизни и личного социального опыта:
Тезис — то, что требуется доказать
Аргументы — факты, примеры, доводы, суждения
Выводы — в силу каких доказательств ваш тезис верен
Целесообразно, чтобы каждый абзац эссе содержал только
одну основную мысль.
• В заключительном предложении (абзаце) подводятся итоги работы.
Иногда бывает уместно перечислить вопросы, которые связаны с темой, но остались нераскрытыми, или указать на аспекты и связи, в которых рассмотренная проблема приобретает новое измерение. К достоинствам эссе можно отнести:
— наличие краткой информации об авторе высказывания, ставшего темой эссе (например, «политический деятель», «английский историк», «общественный деятель» и т. д.);
— включение имен его предшественников, последователей или научных противников;
— описание различных точек зрения на проблему или разных подходов к ее решению;
— наличие указания на многозначность используемых понятий и терминов с обоснованием того значения, в каком они применяются в эссе;
— присутствие указания на альтернативные варианты решения проблемы.
Тема 5. Наука
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Наука
___..................1 , Социальный институт со своей структурой и функциями | • Отрасль духовного производства | • Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов |
Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) | Система научных исследований | Опытно-конст-руктор-ские изыскания |
Основная продукция | ||
Понятия, законы, теории |
Наука подразделяется на множество отраслей знания, которые различаются между собой тем, какую сторону действительности, форму материи они изучают.
Основа классификация | Виды науки |
Предмет и метод познания | — Науки о природе: естествознание — Науки об обществе: обществознание (гуманитарные, социальные науки) — Науки о познании и мышлении: логика, гносеология, диалектика — Технические науки и математика |
Окончание табл.
Основа классификация | Виды науки |
«Удаленность» от практики | — Фундаментальные науки: отсутствует прямая ориентация на практику — Прикладные науки: присутствует непосредственная ориентация на применение результатов научного познания для решения производственных и социально-практических проблем |
Границы между отдельными науками условны и подвижны. По мере накопления научных знаний, информации требуется все большая специализация ученых, дифференциация науки, ее дробление на более узкие области. В то же время идет противоположный процесс — интеграция научного знания.
Современные ученые предлагают несколько моделей развития научного знания.
Наименование модели | Бе содержание |
1. Постепенное развитие науки | Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа ученого должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
2. Развитие науки через научные революции | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм»1 |
3. Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания | За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
4. Развитие через интеграцию научного знания | Строить систему знания на основе извлечения ее элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук |
1 Парадигмой называется господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет ученым и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определенное воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Наука
Общество
Потребности развития общества Материально-техническая база общества
Внутренние законы науки
• Преемственность (сохранение положительного содержания старых знаний в новых)
• Чередование относительно спокойных периодов развития и периодов «крутой ломки» фундаментальных законов и принципов (научные революции)
• Сочетание процессов дифференциации и интеграции
• Углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации
Функции современной науки
Наименование функции | Бе содержание |
Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры |
Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая | Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Образец задания
Запишите слово, пропущенное в схеме.
НАУКА
Фундаментальная
Ответ: Прикладная.
Тема б. Социальная и личностная значимость образования
Среди социальных институтов современного общества образование играет одну из важнейших ролей.
Образование — один из способов становления личности путем получения людьми знаний, приобретения умений и навыков развития умственно-познавательных и творческих способностей через систему таких социальных институтов, как семья, школа, средства массовой информации.
Цель образования — приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Основной путь получения образования — обучение и самообразование, т. е. если знания, умения и навыки приобретаются человеком самостоятельно, без помощи других обучающих лиц.
Функции образования
Наименование функции | Бе содержание |
Экономическая | Формирование социально-профессиональной структуры общества, где люди способны осваивать научные и технические новшества и эффективно использовать их в профессиональной деятельности |
Социальная | Социализация личности, воспроизводство социальной структуры общества. Образование — важнейший канал социальной мобильности |
Культурная | Использование раннее накопленной культуры в целях воспитания индивида, развития его творческих способностей |
Социально-экономический и политический строй, культурно-исторические и национальные особенности определяют характер системы образования.
Компоненты | \^ | ||||
| | |||||
Совокупность образовательных стандартов и программ | Органы управления образованием | Комплекс принципов, определяющих функционирование системы образования | |||
к | » S * | ||||
Сеть - образовательных учреждений | Система образования в России | • Гуманистический характер образования • Приоритет общечеловеческих ценностей • Право личности на свободное развитие • Единство федерального образования при праве на своеобразие образования национальных и региональных культур • Общедоступность образования • Адаптивность системы образования к потребностям обучаемых • Светский характер образования в государственных учреждениях • Свобода и плюрализм в образовании • Демократический, государственно-общественный характер управления и самостоятельность образовательных учреждений | |||
• Дошкольные образовательные учреждения • Общеобразовательные школы (гимназии) • Профессионально-технические учебные заведения (лицеи, колледжи) • Учреждения дополнительного образования детей (дома школьников, творчества юных и т. д.) • Духовные учебные заведения (семинарии, духовные академии, теологические факультеты и т. д.) • Университеты, колледжи, технические школы • Учреждения по подготовке научных и научно-педагогических кадров • Учреждения повышения квалификации и переподготовки кадров (институты, факультеты, центры и т. д.) | |||||
Общие тенденции в развитии образования
Тенденция | Бе сущность |
Демократизация системы образования | Во многих странах ликвидирована неграмотность, массовое распространение получили среднее и высшее образование. Образование стало доступным для широких слоев населения, хотя различия в качестве и типах учебных заведений сохраняются |
Окончание табл.
Тенденция | Ее сущность |
Рост продолжительности образования | Современное общество нуждается в высококвалифицированных специалистах, что удлиняет сроки обучения |
Непрерывность образования | В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии |
Гуманизация образования | Внимание школы, педагогов к личности учащегося, его интересам, запросам, индивидуальным особенностям |
Гуманитаризация образования | Повышение роли общественных дисциплин в образовательном процессе — таких как экономическая теория, социология, политология, основы правовых знаний |
Интернационализация процесса образования | Создание единой системы образования для разных стран, интеграция образовательных систем |
Компьютеризация процесса образования | Использование новых современных технологий обучения, телекоммуникационных сетей глобального масштаба |
В4.
Образец задания
Найдите в приведенном ниже списке тенденции, характеризующие развитие современного образования, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) сокращение продолжительности образования
2) гуманизация образования
3) усиление сословного характера образования-
4) гуманитаризация образования
5) отказ от преподавания общественных наук
6) создание единой системы образования для разных стран Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 246.
Тема 7. Религия. Роль религии в жизни общества. Мировые религии
Проблемы религии всегда волновали человечество. На фоне глубоких перемен в экономической, политической и духовной сферах жизни общества, происходящих в нашей стране, интерес к религии резко возрастает.
Существует множество определений религии. Приведем некоторые из них.
Религия (от лат. religare — связывать, reeligere — воссоединять, religio — счастливость, благочестие, набожность, предмет культа) — это:
— вера в сверхъестественное (в Бога);
— совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, объединяющая признающих их людей в единую общность;
— одна из свойственных культуре форм приспособления человека к окружающему миру, удовлетворения его духовных потребностей.
Вызывает споры и проблема происхождения религии.
Богословско-теологический подход | Материалистический подход |
Религия появляется вместе с человеком, существует исконно. Религия — особое, сверхприродное явление, результат сверхъестественной связи человека с Богом | Религия является продуктом развития человеческого сознания. Религия возникла из-за беспомощности и невежества первобытного человека, полностью зависимого от стихийных сил природы, которые он обожествлял |
Будучи одной из основ духовной жизни людей, а также формой общественного сознания, религия характеризуется следующими признаками: вера в сверхъестественное; организованное поклонение высшим силам; стремление согласовать жизнь с требованиями безусловного начала (Бога, Абсолюта).
Вера является центральной мировоззренческой позицией и одновременно психологической установкой всех религий. Она выражает специфическое отношение к действительности или воображаемым объектам, явлениям, когда их достоверность и истинность принимаются без доказательств.
Религиозная вера включает в себя:
— нормы морали у которые объявлены происходящими от Божественного откровения; нарушение этих норм является грехом и, соответственно, осуждается и наказывается;
— определенные юридические законы и нормы, которые также объявлены или появившимися непосредственно в результате Божественного откровения, или как результат вдохновенной Богом деятельности законодателей;
— веру в боговдохновенность деятельности тех или иных священнослужителей, лиц7 объявленных святыми, угодниками, блаженными и т. п.;
— веру в спасительную силу для души человека ритуальных действий, которые совершают верующие люди в соответствии с указаниями Священных книг, священнослужителей и деятелей церкви (крещение, молитва, пост, богослужение и т. п.);
— веру в богонаправленностъ деятельности церквей как объединений людей, считающих себя приверженцами той или иной религии.
Религия — это не только комплекс представлений, верований, доктрин, но и культ, ритуалы и иные формы практического воплощения веры.
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Культ (от лат. cultus — возделывание, уход, почитание, поклонение) — это вид религиозной деятельности, практически духовного освоения мира.
Разновидности культа:
— магия (колдовство) — комплекс ритуальных обрядов, имеющих целью воздействовать на скрытые от человека силы для получения материальных и иных результатов.
— умилостивительный культ — комплекс ритуальных обрядов, обращенных к духу или Богу.
Атрибуты религиозного культа
Объект | Осознаваемые в форме религиозных образов явления и силы, господствующие над людьми в их повседневной жизни |
Субъект | Религиозная группа (лица, осуществляющие руководство — шаман, жрец, священник, пастор, раввин, мулла, проповедник и др.; лица действующие как соучастники обрядов) или верующий индивид |
Средства культовой деятельности | Церковные здания (храм, молитвенный дом и др.), религиозное искусство, различные предметы (крест, свечи, церковная утварь, четки, ман-дала и т. п.) |
Способы | Складывающиеся нА основе религиозных взглядов нормы, эталоны, которые составляют предписания о том, что и как необходимо делать |
Окончание табл.
Культовые акты
Заклинания духов, ритуальные пляски, поклоны, коленопреклонения, падение ниц, склонение головы, проповедь, молитва, исповедь, паломничество и др.
Результат
Удовлетворение религиозных потребностей, укрепление веры, снятие стресса, сплочение религиозной группы
Религиозный культ является главным видом религиозной деятельности.
Ранние формы религии
Форма религии | Ее сущность |
Тотемизм (англ. totem на языке сев.-амер. индейцев букв, «его род») | Поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику. Первоначально тотемизм выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией. От магии неотделим и фетишизм (от порт, feitico — идол, амулет, талисман, заколдованная вещь) — религиозное поклонение, суть которого сводится к приписыванию отдельным предметам (амулетам, фигуркам и т. п.) магической силы, способной влиять на ход событий и получение желаемого результата. Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в многочисленных проявлениях и сейчас |
Анимизм (от лат. anima — душа, дух) | Выражение веры в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира. В анимизме можно увидеть основу для возникновения современных религий |
В современном мире существуют религии, которые условно можно разделить на три большие группы:
1) родоплеменные примитивные верования, сохранившиеся по сей день;
2) национально-государственные религии, составляющие основу религиозной жизни отдельных наций: иудаизм, индуизм и др.;
3) мировые религии: буддизм, христианство (католицизм, православие, протестантизм), ислам (суннизм, шиизм).
Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую жизнь религиозной общины.
Церковь (гр. Kyriakon — дом Господний) — социальный институт общества, религиозная организация, в основе которой лежит единый Символ веры (вероучение), определяющий религиозную этику и религиозную деятельность, систему управления жизнедеятельностью, поведением верующих.
— | Факторы, способствующие образованию церкви | ||||
- | |||||
Общее вероучение | Церковь как социальное явление | - | Система управления жизнью, деятельностью и поведением верующих | ||
- | Религиозная деятельность | ||||
Культовая | Внекультовая |
В церкви действует определенная система норм (религиозной морали, канонического права и т. д.), ценностей, образцов и санкций.
Основные функции религии
Наименование функции | Бе содержание |
Мировоззренческая | Задает «предельные» критерии, абсолюты, с точки зрения которых осмысливаются мир, общество, человек, обеспечиваются целеполага-ние и смыслополагание |
Компенсаторная (терапевтическая) | Восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования. Важное значение имеет психологический аспект компенсации — снятие стресса, утешение, медитация, духовное наслаждение |
Коммуникативная | Обеспечивает два плана общения: верующих друг с другом; верующих — с Богом, ангелами, душами умерших, святыми в литургии, молитве, медитации и т. д. |
Окончание табл.
Наименование функции | Ее содержание |
Регулятивная | Упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность |
Интегрирую-ще-дезинтег-рирующая | Объединяет индивидов, группы, если ими признается более или менее единое, общее вероисповедание, что способствует сохранению стабильности, устойчивости личности, социальных групп, учреждений и общества в целом (интегрирующая функция). Разъединяет индивидов, группы, если в их религиозном сознании и поведении обнаруживаются не согласующиеся друг с другом тенденции, если в социальных группах и обществе имеются различные, да еще и противостоящие друг другу конфессии (дезинтегрирующая функция) |
Культуро-транслирую-щая | Способствует развитию определенных основ культуры — письменности, книгопечатания, искусства. Обеспечивает охранение и развитие ценностей религиозной культуры. Осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению |
Легитимирую-ще-разлегити-мирующая | Узаконивает некоторые общественные порядки, институты (государственные, политические, правовые и др.), отношения, нормы, образцы как должное (легитимирующая функция) или, наоборот, утверждает неправомерность каких-то из них (разлегитимирующая функция) |
Кроме основных функций, религия в разное время выполняла и выполняет нерелигиозные функции, определяемые той конкретной историко-социальной обстановкой, в которой функционирует религиозное объединение.
Наибольшее влияние на развитие современной цивилизации оказывают мировые религии, которые характеризуются следующими признаками: огромное число последователей во всем мире; эгалитарность (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп); пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц другого исповедания); космополитич-ностъ> носят меж- и надэтнический характер, выходя за переделы наций и государств.
Мировые религии
Линии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
1. Этимология | Отсанскр.«будх», обозначающего переход от спящего состояния к пробуждению, просветленному сознанию | От гр. Chri-stos — Мессия | Араб. букв, предание себя воле Бога, покорность |
2. Время и место зарождения | VI—V вв. до н. э. Индия | I в. н. э. Восточные провинции Римской империи | Начало VII в. н. э. Азия, Аравийский полуостров |
3. Территория, на которой проживают исповедующие религию | Южная, Юго-Восточная и Восточная Азия. В России — Тува, Бурятия и Калмыкия | Преимущественно Европа и Северная Америка | Ближний Восток, Северная Африка. В России — Татарстан, Башкортостан, республики Кавказа |
4. Источники вероучения | Типитака («Три корзины») | Библия | Коран, Сунна, Шариат — мусульманское законодательство |
5. Основы учения | Через размышление и созерцание человек может достичь истины, найти правильный путь к спасению и, соблюдая заповеди святого учения,прийти к совершенству. Одна из важнейших заповедей — любовь и милосердие ко всем живым существам, независимо от того, добрые они или злые. Нельзя платить злом за зло, ибо | Идея греховности человека как причина всех его несчастий и учение об избавлении от грехов путем молитвы и покаяния. Проповедь терпения, смирения, прощения обид | Человек — существо слабое, склонное к греху, он не в состоянии ничего добиться в жизни самостоятельно. Ему остается уповать на милосердие и помощь Аллаха. Если человек будет верить в Бога, выполнять предписания мусульманской религии, то заслужит вечную жизнь в раю. |
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 774;