Социальная работа 3 страница
Глобализация — это процесс, в ходе которого возрастают взаимовлияние и взаимозависимость народов и государств.
Основные направления глобализации: деятельность транснациональных корпораций, имеющих свои филиалы по всему миру; глобализация финансовых рынков; международная экономическая интеграция в рамках отдельных регионов; создание международных организаций в экономической и финансовой сферах: Международный валютный фонд, Всемирный банк, Всемирная торговая организация и др.
Формирование глобальной экономики порождает взаимозависимость экономик отдельных государств. Успех или кризис стран ощутимо сказываются по всему миру. Власть становится бессильной перед глобальными процессами. Это подталкивает к объединению усилий разных стран для решения социально-экономических и политических вопросов, например, расширяющееся Европейское экономическое сообщество.
Последствия процесса глобализации
Позитивные | Негативные |
• Стимулирующее влияние на экономику: — появление возможности создавать товары в тех регионах мира, где их производство обойдется дешевле; — возникновение возможности реализации товара там, где это даст максимальную выгоду; — снижение издержек производства; — появление возможностей для дальнейшего развития производства; — рост прибыли; — концентрация усилий на разработке новых передовых технологий; — плодами НТР могут воспользоваться страны, не имеющие воз можности вести собственные на учно-технические исследования. • Сближение государств • Стимулирование учета интересов государств и предостережение их от крайних действий в политике • Возникновение социокультурного единства человечества | • Насаждение единого стандарта потребления • Создание препятствий для развития отечественного производства • Игнорирование экономической и культурно-исторической специфики развития разных стран • Навязывание определенного образа жизни, зачастую противоречащего традициям данного общества • Оформление идеи соперничества: наиболее мощные в экономическом отношении государства стремятся к лидерству, что приводит к взрыву национализма в экономически слаборазвитых странах • Утрата каких-то специфических черт национальных культур |
По вопросу о становлении единого человечества существуют следующие точки зрения:
— Единство человечества — только кажущееся. Люди говорят на тысячах языках, исповедуют разные религии, придерживаются различных ценностей. Мир совсем не един. Он многообразен и многолик.
— Современный мир не оставляет большого простора для разнообразия. Люди в разных уголках планеты едят одни и те же продукты, смотрят одни и те же телепередачи, читают одну и ту же литературу и т. д. Существующие различия должны исчезнуть в связи с информационной революцией, охватившей сегодня весь мир.
— Мир един и многообразен. Чем сильнее тенденция к единству, тем ярче проявляется многообразие культур, образов жизни, социальных ценностей. Одно не противоречит другому. Единство человечества дополняет его многообразие.
Основные факторы единства современного человечества
Факторы | Их последствия |
Изменение средств коммуникации | В единый информационный поток соединились практически все уголки и регионы планеты |
Изменение транспорта | Быстрота перемещения из одной части света в другую. Мир стал доступен для передвижения |
Характер современной техники | Реальна угроза уничтожения всего человечества |
Экономика | Производство, рынки стали действительно мировыми, производственные связи превратились в основу единства современного человечества |
Глобальные проблемы | Их решение возможно только общими усилиями всего мирового сообщества |
В современную эпоху человечество обретает единство не только антропологическое — как биологический вид, но и социальное — объединяясь в целостную всемирную социальную систему, и культурное — поскольку во взаимообмене достижениями различных культур образуется единая общечеловеческая культура.
___ Образец задания
I A1.1 Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о последствиях процесса глобализации? А. Глобализация способствует целостности мира и его развитию. Б. Глобализация способствует распространению ценностей и норм, характерных для евро-американской культуры.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны Ответ: 3.
Тема 9. Глобальные проблемы человечества
Термин «глобальные проблемы» появился в научной литературе в конце 60-х гг. XX в. Глобальные проблемы современности не являются чем-то новым для нынешнего этапа развития человечества, а представляют собой обострение и углубление в современных условиях существовавших ранее проблем в системе «человек — природа — общество».
Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно решить каждую из них по отдельности: человечество должно решать их сообща, ради сохранения жизни на планете.
Главные (приоритетные) глобальные проблемы | |||||||
Проблема мира и разоружения, предотвращения новой мировой войны | Преодоление отсталости развивающихся стран | ||||||
Экологическая | Демографическая | ||||||
Энергетическая | Сырьевая | ||||||
Продовольственная | Использования Мирового океана | ||||||
ч | Мирового освоения космоса | »/ | |||||
Основные направления разрешения глобальных проблем
Формирование нового планетарного сознания. Воспитание человека на принципах гуманизма. Широкое информирование людей о глобальных проблемах
Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем
Концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем. Необходимо сотрудничество в создании новейщих экологических технологий, общего мирового центра по изучению глобальных проблем, единого фонда средств и ресурсов, обмена информации
Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень
Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете. Получение объективной информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений
Четкая международная система прогнозирования
С учетом наличного уровня общественного развития и особой остроты стоящих перед человечеством глобальных проблем делаются различные социальные прогнозы перспектив человечества:
— Пессимистические прогнозы («экологический пессимизм») связаны с тем, что разрешить Глобальные проблемы человечества нельзя, так как это потребует осуществления таких мер, которые реализовать практически невозможно (например, приостановка роста населения, отказ от технического и технологического прогресса, снижение уровня потребления и т. д.). Неотвратимость экологической катастрофы, «конца истории», гибели человечества.
— Умеренно оптимистические прогнозы («научно-технический оптимизм») обосновывают тем, что научно-технические открытия и технологические новации могут стать основой разрешения наиболее сложных из глобальных проблем. Условием для этого является принятие мировым сообществом концепции «устойчивого развития», согласно которой научно-техническая и технологическая революции должны быть подчинены интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества.
Образец задания
Найдите в приведенном ниже списке глобальные проблемы современности и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) проблема образования народных масс
2) демографическая проблема
3) продовольственная проблема
4) торговая проблема
5) проблема использования космоса
6) научная проблема
Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 235.
В4.
Раздел 2. Духовная жизнь общества
Тема 1. Культура и духовная жизнь
Культура представляет собой весьма сложное явление, что находит свое отражение в существующих на сегодняшний день сотнях ее определений и трактовок. Наиболее распространенными являются следующие подходы к пониманию культуры как явления общественной жизни:
— Технологический подход: культура — совокупность всех достижений в развитии материальной и духовной жизни общества.
— Деятельностный подход: культура — осуществляемая в сферах материальной и духовной жизни общества творческая деятельность.
— Ценностный подход: культура — практическая реализация общечеловеческих ценностей в делах и отношениях людей.
Начиная с I в. до. н. э. под словом «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание земли) понимали воспитание человека, развитие его души и образование. Оно окончательно вошло в употребление в качестве философского понятия в XVIII — начале XIX в. и обозначало эволюцию человечества, постепенное совершенствование языка, обычаев, государственного устройства, научного знания, искусства, религии. В это время оно было близко по значению к понятию « цивилизация ». Понятие « культура » противопоставлялось понятию «природа», т. е. культура — это то, что создал человек, а природа — то, что существует независимо от него.
На основании многочисленных трудов различных ученых понятие «культура» в широком смысле слова можно определить как исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей.
Культура в узком смысле — процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности.
В связи с существованием двух типов деятельности — материальной и духовной — можно выделить две основные сферы существования и развития культуры.
Культура | ||||||
Материальная культура | Духовная культура | |||||
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: материально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, производственный опыт, умения, навыки людей и др. | Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др. | |||||
Потребности общества и человека (материальные
или духовные), которые удовлетворяются произведенными
ценностями
Критерий деления
Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно,-потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в материальных носителях (книгах, картинах, орудиях труда и т. д.). Понимая всю относительность различия между материальной и духовной культурой, большинство исследователей тем не менее полагают, что оно все же существует.
Основные функции культуры
Наименование функции | Бе содержание |
Познавательная | Формирование целостного представления о народе, стране, эпохе |
Оценочная | Осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций |
Регулятивная (нормативная) | Формирование системы норм и требований общества ко всем индивидам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения) |
Информативная | Осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений |
Коммуникативная | Сохранение, передача и тиражирование культурных ценностей; развитие и совершенствование личности через общение |
Социализации | Усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию |
Под духовной жизнью общества обычно понимают ту область бытия, в которой объективная реальность дается людям не в форме противостоящей предметной деятельности, а как реальность, присутствующая в самом человеке, являющаяся неотъемлемой частью его личности.
Духовная жизнь человека возникает на основе его практической деятельности, является особой формой отражения окружающего мира и средством взаимодействия с ним.
К духовной жизни относят, как правило, знания, веру, чувства, переживания, потребности, способности, стремления и цели людей. Взятые в единстве они составляют духовный мир личности.
Духовная жизнь тесно связана с другими сферами общества и представляет собой одну из его подсистем.
Элементы духовной сферы жизни общества: мораль, наука, искусство, религия, право.
Духовная жизнь общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание.
Структура духовной жизни общества
Духовные потребности
Духовная деятельность (духовное производство)
Духовные блага (ценности)
Представляют собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности
Производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом
• Идеи, теории, образы и духовные ценности
• Духовные общественные связи индивидов
• Сам человек как существо духовное
Социализация личности
Виды
Цель
Наука
Искусство
Религия
Воспроизводство общественного сознания в его целостности
Особенности
Его продуктами являются идеальные образования, . которые не могут быть от-чуждены от их непосредственного производителя
Всеобщий характер его потребления, так как духовные блага доступны всем - индивидам без исключения, являясь достоянием всего человечества
Образец задания
I A1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о культуре?
А. Культура — совокупность ценностей, общий уровень интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей.
Б. Культура — совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Ответ: 1.
Тема 2. Формы и разновидности культуры:
народная, массовая и элитарная;
молодежная субкультура
Когда речь идет о многообразии культур, то оно понимается по-разному.
Типология культуры
Основа классификации | Типы культуры |
Связь с религией | Культуры религиозные и светские |
Региональная принадлежность | Восточная и западная, средиземноморская, латиноамериканская |
Регионально-этническая особенность | Русская, французская и т. д. |
Принадлежность к историческому типу общества | Культуры традиционного, индустриального и постиндустриального общества |
Хозяйственный уклад | Культура охотников и собирателей, земледельцев, скотоводов, индустриальная культура |
Сфера жизни общества или вид деятельности | Культура производства, экономическая, политическая, педагогическая, экологическая, художественная и пр. культуры |
Связь с территорией | Сельская и городская культуры |
Специализация | Обыденная и специализированная культуры |
Уровень мастерства и вид аудитории | Высокая, или элитарная, народная, массовая культуры |
Однако чаще всего, говоря о многообразии культур, подразумевают три формы культуры: элитарную, народную, массовую и две ее разновидности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).
Культура
Основные формы
Элитарная | Народная | Массовая | ||
Создается привилегированной частью общества» либо по ее заказу профессиональными творцами | Создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы) | Понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, китч без различия классов, наций, уровня материального состояния, стандартизация культуры) |
Разновидности
Субкультура | Контркулътура | |
Часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодежная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические; криминальная) | Оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.) |
Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества
Позитивное | Негативное |
• Утверждает простые и понятные представления о мире людей, о взаимоотношениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире | • Снижает общую планку духовной культуры общества, поскольку потакает невзыскательным вкусам «массового человека» |
Окончание табл.
Позитивное | Негативное |
• Ее произведения не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к читателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы • Отличается демократичностью (ее «продуктами» пользуются представители разных социальных групп), что соответствует нашему времени • Отвечает запросам, потребностям многих людей, в том числе и потребности в интенсивном отдыхе, психологической разрядке • Имеет свои вершины — литературные, музыкальные, кинематографические произведения, которые уже по сути могут быть отнесены к «высокому» искусству | • Ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мыслей миллионов людей • Рассчитана на пассивное потребление, так как не стимулирует никаких творческих импульсов в духовной сфере • Насаждает мифы в сознании людей («миф Золушки», «миф простого парня» и т. д.) • Формирует у людей через массированную рекламу искусственные потребности • Используя современные СМИ, подменяет для многих людей реальную жизнь, навязывая определенные представления и предпочтения |
Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.
Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.
Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.
Молодежная субкультура часто рассматривается как де-виантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстра-
тивного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
___ Образец задания
| Вв. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Первоначально во взаимодействии инновации и_______(1)
в культуре доминирующую роль играет последняя, закрепляющая и удерживающая медленно накапливавшиеся новшества. Причем эта система на ранних стадиях развития общества по необходимости характеризуется крайней жестокостью, не допускает и тени __________(2). Чем глубже в
прошлое, тем более мы видим человека запеленутым в речевые и образные штампы и трафареты, в формулы оценок и
__________(3), в формулы житейской__________(4),
практического___________(5), верований. Он разгружен
от необходимости думать: почти на всякий случай жизни, почти на всякий вопрос есть изречение, пословица, цитата,
стих, пропись, обобщенный художественный_______(6)».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) образ Е) рассудок
Б) поведение Ж) преемственность
B) демократия 3) традиция Г) новаторство И) мудрость Д) искусство
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите
под каждым номером букву, соответствующую выбранному
вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк
ответов.
Ответ: ЗВБИЕА.
Тема 3. Средства массовой информации
Огромное влияние на формирование духовных образцов (эталонов) массовой культуры оказывают средства массовой информации (СМИ).
Средства массовой информации представляют собой:
• Совокупность всех каналов передачи информации: печать (газеты, журналы, бюллетени, информационные листки и т. д.); радио; телевидение; кинематограф; видео; Интернет.
• Совокупность всех жанров, посредством которых реализуется все содержание массовой информации: заметка; интервью; репортаж; отчет; корреспонденция; комментарий; обозрение; беседа; ток-шоу; пресс-конференция; анкета; очерк; эссе; интерактивный опрос; фельетон; памфлет.
Средства массовой информации влияют не только на чувства, умонастроения, социальные установки, ценностные ориентации и т. д., но и на то, в какой форме и какими способами они распространяются среди различных социальных групп, как проявляются в деятельности и поведении последних. Их огромная роль станет особенно очевидной, если учесть, что инструменты коммуникации и знания, как таковые, являются одновременно инструментами власти.
Оперативность и динамичность, широкое использование документальных и художественных форм способствуют тому, что СМИ быстро и эффективно воздействуют на духовную жизнь общества, на сознание широчайших народных масс. Они могут достаточно оперативно и легко склонить общественное мнение в поддержку каких-то конкретных целей, кампаний, того или иного политического курса и т. п. СМИ способствуют восприятию и усвоению людьми господствующих ценностей, идеалов, идейно-политических установок и т. д. СМИ, характеризующиеся универсальностью, стандартизируют и формируют однородную культуру, унифицируют мнения, ориентации, установки, поведенческие ориентиры.
Словесное выражение информации, особенно для аудиовизуальных СМИ, не единственный и не всегда самый главный элемент информационной деятельности. Всевозрастающий поток образов, символов, сигналов отодвигает слово не только как средство передачи, но и как элемент культуры нашего времени. СМИ приобретают роль основного агента производства и распределения культуры.
Функции СМИ
Наименование функции | Бе содержание |
Коммуникативная | Установление контакта с массовой аудиторией как совокупностью субъектов, имеющих цель получить информацию |
Непосредственно-организаторская | Отражение роли СМИ как «четвертой власти» в обществе |
Идеологическая (социально-ориентирующая) | Оказание влияния на мировоззренческие основы и ценностные ориентации общества, на самосознание людей, их идеалы и стремления, включая мотивацию поведения |
Культурно-образовательная | Участие в пропаганде и распространении в жизни общества высоких культурных ценностей, воспитание людей на образах общемировой культуры |
Рекламно-справоч-ная | Удовлетворение утилитарных запросов в связи с различными увлечениями разных слоев общества (сад, 'огород, туризм, шахматы, коллекционирование и т. д.) |
Рекреативная | Создание условий для развлечений, снятия напряжения, получения удовольствия |
Образец задания
1 ВЗ. | Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) На сегодняшний день пресса, радио и телевидение стали неотъемлемыми атрибутами современной жизни. (2) В советский период в массово-информационной сфере не было такого разнообразия изданий и передач, представляющих весь спектр мнений. (3) Среди исследователей массовой коммуникации существует мнение, утверждающее, что в советское время методы воздействия на аудиторию носили принудительный характер. (4) На наш взгляд, демократическое общество приносит с собой иные модели воздействия на население, поскольку теперь работает не армейская иерархия, а игра на равных. Определите, какие положения текста носят: А)4>актический характер Б) характер оценочных суждений
Запишите под номером положения букву, обозначающую его характер.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк ответов.
Ответ: ААББ,
Тема 4. Искусство, его формы, основные направления
Искусство — центральное звено эстетической культуры, особая форма общественного сознания.
Существует ряд теорий происхождения искусства:
— биологизаторская — происхождение искусства из потребности привлечения внимания противоположного пола. Искусство возникает из душевного волнения, психики, находящейся в состоянии конфликта, в моменты преобразования и переключения энергии элементарных влечений на цели высокой творческой деятельности;
— игровая — причины возникновения искусства в потребности расходования человеком нерастраченной в трудовой деятельности энергии, в необходимости тренировки для усвоения социальных ролей;
— магическая — искусство — форма различных видов магии, внедренной в повседневную деятельность еще первобытного человека;
— трудовая — искусство — результат труда: полезные качества произведенных предметов становятся объектом художественного наслаждения.
Искусство — практическая деятельность человека, направленная на освоение и создание эстетических ценностей. Искусство выражает эстетическое отношение к миру. Оно создает особую реальность — художественную, в которой эстетическое отражение мира, как правило, мало связано с утилитарными потребностями человека.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 618;