Социальная работа 5 страница
Окончание табл.
Линии сравнения | Буддизм | Христианство | Ислам |
5. Основы | в противном слу- | Требуя от ве- | |
учения | чае возрастают | рующих покор- | |
вражда и страда- | ности Аллаху, | ||
ние | предписывает | ||
такую же по- | |||
корность зем- | |||
ным властям | |||
6. Количе- | Ок. 500 млн | 2 млрд чело- | Ок. 1,5 млрд |
ство после- | человек | век | человек |
дователей | |||
религии |
Сегодня все чаще говорят о процессе «исламизации», который очень противоречив: с одной стороны, отражает стремление народов развивающихся стран освободиться от остатков колониализма и западного влияния, с другой — реализация исламских лозунгов руками экстремистов может принести человечеству неисчислимые бедствия.
«Исламизация» — 1) содержание политических программ, выдвигаемых и осуществляемых в ряде стран мусульманского мира (Пакистане, Иране, Ливии), цель которых — построение «исламского общества»; 2) продолжающееся распространение ислама в ряде районов Азии, Африки, Индии, Дальнего Востока,
Образец задания
I B2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «религия». Верование; обряд; магия; знание; политеизм. Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «религия». Ответ: Знание.
Тема 8. Мораль. Нравственная культура
Особую роль в регулировании жизни общества и поведения людей играет мораль.
Мораль (от лат. moralis, mores — нравственный, относящийся к нраву, характеру) — форма общественного сознания, состоящая из системы ценностей и требований, регулирующих поведение людей.
Развитие норм морали
Наименование нормы | Сущность | Характер нормы | Чем поддерживается | Когда возникает |
Табу (полинезийское слово, не поддающееся однозначному переводу на совр. языки) | Жесткий запрет агрессивных или эротических побуждений, направленных на так называемые «неприкасаемые объекты» (например, на половые отношения между родственниками, на некоторые виды пищи и др.) | Распространяется на членов данной общины | Мистическая боязнь определенных актов или существ | Родовой строй |
Обычай | Исторически сложившаяся и распространенная в обществе форма действий, повторяющаяся в определенных обстоятельствах | Распространяется только на членов данной общины или некоторой группы. Регламентирует когда, что и как надо делать человеку, не предоставляя ему выбора | Авторитет общественного мнения | |
Традиция (лат. traditio — передача) | Разновидность обычая, отличающаяся особой устойчивостью и направленными усилиями людей сохранить неизменными унаследованные от предыдущих поколений формы поведения | |||
Моральные правила | Концентрируют и обобщают высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни | Распространяются за пределы одной общины. Ориентируют человека на постоянный нравственный выбор, личностное самоопределение | Идеи добра и зла, авторитет общественного мнения | Разложение родового строя |
По вопросу происхождения морали имеется ряд точек зрения:
— натуралистический подход — мораль присуща человеку от природы и является результатом биологического развития;
— теологический подход — мораль дарована человеку Богом;
— социологический подход — мораль появляется в процессе исторического развития общества наряду с правом, политикой и отражает различные социально-экономические интересы людей;
— культурологический подход — мораль является одним из элементов культуры, регулирующих социальное поведение человека. Содержание морали не сводится к социально-экономическим и политическим интересам людей.
Наличие морали свидетельствует о признании обществом того простого факта, что жизнь, интересы отдельного человека, «стыковка» личных и общественных интересов гарантированы только в том случае, если обеспечено устойчивое единство и порядок общества в целом.
С точки зрения структуры морали, моральные требования и представления принимают самые разнообразные формы по отношению к человеку, оказывая регулятивное воздействие на него.
Моральные требования и представления: нормы поведения («не лги»; «не укради»; «неубий»; «почитай старших» и т. д.); моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т. д.); нравственные принципы (коллективизм — индивидуализм; эгоизм — альтруизм и т. д.); морально-психологические механизмы (долг, совесть); высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье и т. д.).
Понятия «мораль» и «нравственность» (рус. вариант лат. термина «мораль» происходит от слова «нрав») многие мыслители отождествляют, т. е. рассматривают их как синонимы. И все же следует учитывать и «тонкости» дискуссионного подхода, согласно которому понятия «мораль» и «нравственность» разводятся.
Понятие «мораль» | Понятие «нравственность» |
Специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни. | Принципы реального практического поведения: людей, в котором строгость высокоморальных норм значительно смягчена, т. е. в данное понятие вкладывается более «житейское», «приземленное» значение. i |
Окончание табл.
I
Что должно быть, к чему человек должен стремиться (мир должного)
Реально практикуемые нормы, с которыми человек сталкивается в повседневной жизни (мир сущего)
Философскую науку, предметом изучения которой являются мораль, нравственность, называют этикой (от гр. ethos — обычай). Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (таких как наука, право, религия, искусство и др.), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, обосновывает различные ее системы.
Моральные требования к человеку имеют в виду не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Выполняя, наряду с появившимся позднее правом, роль регулятора поведения людей, мораль имеет с ним общие черты, но в то же время принципиально отличается от него.
Мораль и право: общее и различия
Нормы морали | Нормы права | |
Общее | ||
1. | Являются в системе социальных норм самыми универсаль- | |
ными, распространяющимися на все общество | ||
2. | Имеют один объект регулирования — общественные отно- | |
шения | ||
3. | Выступают мерой свободы в обществе | |
4. | Связаны с категорией «социальная справедливость» | |
5. | Имеют сходную структуру | |
Различия | ||
1. | Формируются в процессэ | 1. Установлены или санкци- |
утверждения, развития мо- | онированы государством, | |
ральных взглядов и идеалов, | официально зафиксирова- | |
содержатся в сознании лю- | ны в юридических актах | |
дей и выражаются в общест- | ||
венном мнении |
Окончание табл.
Нормы морали Нормы права | |
Различия | |
2. Исполняются в силу привычки, внутренних побуждений | 2. Обязательны для исполнения с момента вступления в силу юридического акта, в котором они содержатся |
3. Их реализация не нуждается в организованной принудительной силе. Гарант: совесть индивида, общественное мнение, общественная оценка поведения людей | 3. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения |
4. Дают больший простор для их толкования, чем правовые нормы | 4. Для них характерна большая, чем для норм морали, конкретность содержания, определенность формулировок |
5. Регулируют отношения, подконтрольные и неподконтрольные государству (отношения дружбы, любви и т. д.) | 5. Регулируют отношения, подконтрольные государству |
6. Регулируют общественные отношения с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого | 6. Регулируют общественные отношения с позиций законного и незаконного, правомерного и неправомерного |
Важнейшие функции морали в обществе
— Регулятивная — регулирование поведения человека во всех сферах общественной жизни.
— Ценностно-ориентационная — утверждение человеческого в человеке, поскольку мораль является жизненным ориентиром, в котором выражается стремление человека к самосовершенствованию.
— Мотивационная — моральные принципы мотивируют человеческое поведение, т. е. выступают как причины и побуждения, вызывающие у личности желание что-то сделать (или, наоборот, не сделать). Формирование нравственного облика личности.
— Конститутивная (от лат. constitus — утвердившийся, установленный) — принципы нравственности — высшие, главенствующие над всеми другими формами регуляции поведения людей. Безнравственность недопустима нигде.
— Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей в самых разнообразных обстоятельствах. Соблюдение людьми единых и всеобщих нравственных принципов делает их поведение предсказуемым, что имеет огромное значение в организации коллективной жизни людей.
В моральной регуляции особую роль играет способность человека самостоятельно определять линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля, сообразуясь только с совестью, честью, чувством собственного достоинства. В способности и умении человека адекватно следовать принципам морали в изменяющихся обстоятельствах заключается нравственная культура.
Нравственная культура личности — степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества. Нравственная культура личности является показателем того, насколько глубоко и органично требования нравственности воплотились в поступках человека благодаря влиянию общества.
Под воздействием разнообразных факторов: жизненного опыта, воспитания, этического просвещения и искусства — личность с той или иной степенью полноты аккумулирует в своем сознании и поведении достижения нравственной культуры общества.
Задача формирования нравственной культуры личности заключается в том, чтобы достигнуть оптимального сочетания традиционного и творческого элементов, соединить конкретный опыт личности с богатством общественной морали.
"Формирование нравственной культуры личности проходит следующие этапы:
Этап | Формируемая нравственность | На чем основана | Главный мотив нравственного поведения | Для кого характерна |
I | Элементарная нравственность | Послушание и подражание | Страх,боязнь наказания («Что со мной сделают?») | Дети; некоторые инфантильные люди взрослого возраста |
II | Конвенциональная нравственность | Общественное мнение окружающих | Стыд, честь («Что обо мне подумают?») | Взрослые люди |
III | Автономная нравственность | Саморегуляция | Совесть («Что я сам о себе подумаю?») |
Нравственная культура личности представляет собой целостную систему элементов.
Структура нравственной культуры личности: культура этического мышления (умение человека различать добро и зло, применять нравственные нормы jec особенностям сложившейся ситуации и т. д.); культура чувств (степень развитости, «очеловеченности» чувств, эмоциональной одухотворенности человека, способность к сочувствию, сопереживанию); культура поведения (совокупность форм повседневного поведения человека, в которых находят внешнее выражение моральные и эстетические нормы этого поведения); этикет (уровень приверженности человека к правилам, регламентирующим форму, манеры поведение в обществе)..
Можно выделить несколько этических принципов, которые постепенно все больше утверждаются в сознании людей и играют основополагающую роль в современной нравственной культуре.
Важнейшие принципы современной нравственной культуры личности'
Наименование принципа | Его сущность |
«Золотое правило» нравственности | В религиозно-философских изысканиях у разных народов (в Китае, Индии, Греции) с середины I тыс. до н. э. на смену принципу «Жизнь за жизнь, око за око, зуб за зуб» стало выдвигаться «золотое правило» нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми |
Моральная автономия личности | Этот принцип — завоевание Нового времени. Он означает, что личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д. |
Окончание табл.
Наименование принципа | Его сущность |
Этот принцип предполагает не только уважение к человеку, но и наличие у него самоуважения, чувства собственного достоинства | |
Гуманизм | Человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др. |
Таким образом, нравственная культура личности — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубокие прочувственные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка.
Образец задания
I C6. Проиллюстрируйте тремя примерами единство морали и права.
Ответ: В качестве примеров, иллюстрирующих единство морали и права, могут быть приведены: В системе социальных норм мораль и право выступают самыми универсальными, распространяющимися на все общество. У норм морали и права единый объект регулирования — общественные отношения. Как нормы морали, таки нормы права исходят от общества. Нормы морали и права выделились из мононорм первобытного общества. Нормы морали и права имеют сходную структуру и др.
Тема 9. Тенденции духовной жизни современной России
В дискуссиях по вопросу перспектив духовной жизни России в начале XXI в. можно выделить две основные идеи: 1) необходимо пойти по линии культурного сближения с западными странами и, осваивая их опыт и достижения, как и они, двигаться к будущей постиндустриальной цивилизации; 2) необходимо противостоять экспансивным тенденциям За-
пада и искать свой особый, принципиально отличный от всех других, путь в будущее, соответствующий культурно-исторической специфике России и исключительности ее положения и роли в мире.
Основные проблемы и тенденции современной культурной ситуации в России
1. Снижение нормативности культуры, что характерно .для переломных эпох. Расшатываются моральные устои, подвергаются пересмотру нравственные идеалы, распространение получили различные формы девиантного и асоциального поведения.
2. Бедность значительной части населения ведет к отстранению ее от активного участия в культурной жизни. У людей, озабоченных материальными проблемами, не остается ни сил, ни времени, ни средств для наслаждения достижениями духовной культуры. Шедевры высокого искусства — лучшие спектакли, концерты, книги, выставки — становятся доступными лишь людям с достатком, а малооплачиваемому большинству приходится ограничивать свои культурные запросы дешевой продукцией массовой культуры. Возможности приобщения народа к достижениям отечественной и мировой культуры сужаются, народ становится духовно беднее.
3. Требует внимания проблема культурного единства многонациональной Российской Федерации. В ней есть русская культура — культура русского народа — и национальные культуры других народов России. Можно ли отождествлять и рассматривать культуры народов нашей страны как субкультуры в составе русской культуры или же необходимо считать, что российская культура есть сочетание русской культуры с сосуществующими рядом с ней многими нерусскими национальными культурами? Решение данного вопроса очень значимо для понимания перспектив развития духовной жизни нашей страны.
4. Социокультурный организм реагирует на вторжение чуждых культурных элементов одинаково: начинается реакция культурного отторжения. Заполнение российского рынка массовой культурой Запада послужило мощным толчком для развития новых потенциалов в сфере российской культуры.
5. Как это ни парадоксально, но современная культура России соединяет несоединимое: коллективизм и индивидуализм, антизападнические настроения и стремление воссоединиться с мировой цивилизацией. Российская культура синтезирует в своем организме элементы различных культур.
6. Несоответствие уровня развития политической и правовой культуры общества требованиям жизни в демократическом правовом государстве. Это ведет к тому, что население недостаточно использует возможности демократии, не проявляет политической активности и т. д.
7. Осуществляется ломка культурных стереотипов, сформировавшихся еще в условиях доиндустриального общества. По-видимому нет оснований полагать, что эта ломка затронет коренные ценности и идеалы, составляющие специфическое ядро культуры. Однако далеко не все традиционные нормы, ценности и идеалы прошлого могут быть вписаны в контекст современности. Расшатываются вековые традиции, и трудно сейчас сказать, что из них устоит, а что падет жертвой на алтарь нового расцвета русской культуры.
Образец задания
| С7. | Бытует мнение, что массовая культура стала исключительно полезным для правящих элит инструментом регулирования социального поведения. Только ли этим ограничивается роль массовой культуры в современном обществе? Свою позицию аргументируйте.
Ответ: Массовая культура — это канал манипулирования массами и стабилизатор, тормоз, придающий современному обществу необходимую устойчивость на крутых исторических поворотах. Именно в рамках массовой культуры передаются нравственные ценности, национальные традиции, происходит знакомство с подлинными вершинами культуры, пусть в адаптированном виде.
Раздел 3. Человек
Тема 1. Человек как результат биологической и социальной эволюции
Проблема человека — одна из основных в философии. Большое значение для понимания сущности человека, путей его развития имеет выяснение вопроса о его происхождении.
Теория происхождения человека, суть которой заключи ется в изучении процесса его возникновения и развития, получила название антропогенез (от гр. anthropos — человек и genesis — происхождение).
Существует несколько подходов к решению вопроса о происхождении человека.
Естественно-научные | |||
(материалистические) теории | |||
Ч. Дарвин | Ф. Энгельс | ||
Религиоз- | Теория | (1809—1882) — | (1820—1895) — |
ная теория | палеовизита | английский ес- | социальный |
тествоиспытатель, | мыслитель, поли- | ||
создатель эволю- | тический деятель | ||
ционной теории | |||
Божествен- | Человек — | Человек как | Главная причина |
ное проис- | создание не- | биологический | появления чело- |
хождение | земное, при- | вид имеет | века — труд. Под |
человека. | шельцы из | естественное, | влиянием труда |
Душа — | космоса, по- | природное про- | сформировались |
источник | сетив Землю, | исхождение и | специфические |
человече- | оставили на | генетически свя- | качества челове- |
ского в | ней челове- | зан с высшими | ка: сознание, |
человеке | ческие суще- | млекопитаю- | язык, творче- |
ства | щими | ские способности |
Таким образом, о причинах, определивших становление собственно человека, можно высказывать только предположения.
Влияние на его психофизическое состояние энергии космоса, электромагнитных волн, радиации и других воздействий огромно.
Человек — высшая ступень развития живых организ мое на Земле. Биологически человек принадлежит к млеко питающим гоминидам, человекоподобным существам, кото рые появились около 550 тысяч лет назад.
Человек по своей сути есть существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слиты воедино, и только в таком единстве он существует.
Биологическая природа человека — это его естественная предпосылка, условие существования, а социальность — сущность человека.
Человек как биологическое существо принадлежит к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования. Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
Абсолютизация одной из сторон сущности человека приводит к биологизаторству или социологизаторству.
Биологизаторский подход
Социологизаторский подход
Акцентирует лишь эволюци-онно-биологические предпосылки человеческой природы
Объясняет природу человека, исходя из социально значимых факторов. Человек — «чистая доска», на которой общество пишет нужные слова
Основные отличия человека от животного
I * Человек обладает мышлением и членораздельной ре->ыо. Только человек может размышлять о своем прошлом, фитически оценивая его, и думать о будущем, мечтая и строя вой планы.
Коммуникативными возможностями обладают и некото->ые виды обезьян, но только человек может передать другим гюдям объективную информацию об окружающем мире. Лю-ш имеют способность выделять в своей речи главное. К тому •ке человек умеет отражать действительность не только с помощью речи, но и с помощью музыки, живописи и других образных форм.
2. Человек способен к сознательной целенаправленной творческой деятельности:
— моделирует свое поведение и может выбирать различ ные социальные роли;
— обладает способностью предвидеть отдаленные последствия своих действий, характер и направленность развития природных процессов;
— выражает ценностное отношение к действительности. Животное в своем поведении подчинено инстинкту, его
действия изначально запрограммированы. Оно не отделяет себя от природы.
3. Человек в процессе своей деятельности преобразует ок ружающую действительность, создает необходимые ему материальные и духовные блага и ценности. Осуществляя практически преобразующую деятельность, человек творит «вторую природу» — культуру.
Животные приспосабливаются к окружающей среде, которая и определяет их образ жизни. Они не могут производить коренных изменений в условиях своего существования.
4. Человек способен изготавливать орудия труда и использовать их как средство производства материальных благ.
Высокоорганизованные животные могут использовать естественные орудия (палки, камни) для определенных целей. Но ни один вид животных не способен изготавливать орудия с помощью раннее сделанных средств труда.
5. Человек воспроизводит не только свою биологическую, но и социальную сущность и поэтому должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. Удовлетворение духовных потребностей связано с формированием духовного (внутреннего) мира человека.
Человек — существо уникальное (открытое миру, неповто римое, духовно незавершенное); существо универсальное (способное к любому виду деятельности); существо целостное (интегрирует в себе физическое, психическое и духовное начала)
Образец задания
I А1.1 Выберите правильный ответ. Человек, согласно совре менным представлениям, есть существо 1)духовное 2)социальное
3) биологическое
4) биосоциальное Ответ: 4.
Тема 2. Бытие человека
Бытие — философская категория, обозначающая существование, реальность. Соответственно, бытием обладают не только явления природы, но и человек, сферы его деятельности. Мир мыслящих существ и всего сотворенного ими входит в сферу бытия.
Формы бытия
Бытие процессов природы у а также вещей, произведенных челове-кому т. е. естественная и «вторая природа» — очеловеченная
Бытие человека
Бытие духовное: внутренний (духовный) мир самого человека, его сознание, плоды его духовной деятельности
Социальное бытие: бытие человека в природе, истории, обществе
_Г
Индивидуальный аспект бытия человека
Жизнь человека от рождения до смерти
Личностный аспект бытия человека
Включенность человека в культуру
В качестве первичной предпосылки бытия человека выступает жизнь его тела. В природном мире человек, существуя как тело, находится в зависимости от законов развития и гибели организмов, циклов природы. Чтобы дать жизнь духу, необходимо обеспечить жизнь телу. Поэтому во всех цивилизованных странах фундаментальные права человека на удовлетворение его первичных потребностей, прав, связанных с сохранением жизни, закреплены юридически.
Индивид становится личностью, осваивая достижения человеческой культуры (личностный. аспект человеческого бытия). Поэтому человек не слепо подчиняется требованиям телесных законов, а в состоянии контролировать и регулировать свои потребности, удовлетворяя их не просто в соответствии с естеством, но руководствуясь исторически возникшими нормами и идеалами. Тем не менее считается, что индивидуальное бытие — основание для бытия личности.
Социальное бытие может быть выражено в более широком смысле как бытие общественное. Общественное бытие (отношения людей к природе и друг другу) возникает вместе со становлением человеческого общества и является первичным по отношению к сознанию отдельного индивида и поколения.
Образец задания
I А1. I Выберите правильный ответ. Верны ли следующие суждения о бытии человека?
А. Индивидуальное бытие человека не зависит от его природных данных.
Б. Индивидуальное бытие человека не зависит от общественно-исторических условий существования.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 716;