Социальная работа 8 страница
Социальные условия | ||||||
реализации свободы | ||||||
Социа | ильные )МЫ | Свобода f Выбор j | Фор общест] деятел] | мы | ||
HOJ | венной эНОСТИ | |||||
i | i | |||||
Место | ^---^ | Уровень | ||||
человека в обществе | личности | развития общества | ||||
т | ||||||
- | Социализация | |||||
Свобода — это специфический способ бытия человека, связанный с его способностью выбирать решение и совершать поступок в соответствии со своими целями, интересами, идеалами и оценками, основанными на осознании объективных свойств и отношений вещей, закономерностей окружающего мира.
Свобода есть там, где есть выбор .'Но только свобода выбора порождает ответственность личности за принятое решение и поступки, являющиеся его следствием. Свобода и ответственность — две стороны сознательной деятельности человека. Свобода порождает ответственность, ответственность направляет свободу.
Ответственность — социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Ответственность, принимаемая человеком как основа его личной нравственной позиции, выступает в качестве фундамента внутренней мотивации его поведения и поступков. Регулятором подобного поведения является совесть.
Выделяют следующие виды ответственности:
— историческая, политическая, нравственная, юридическая и т. д.;
— индивидуальная (персональная), групповая, коллективная.
Социальная ответственность выражается в склонности человека вести себя в соответствии с интересами других людей.
По мере развития человеческой свободы ответственность усиливается. Но ее направленность постепенно смещается с коллектива (коллективная ответственность) на самого человека (индивидуальная, персональная ответственность).
Только свободная и ответственная личность может полноценно реализовать себя в социальном поведении и тем самым раскрыть свой потенциал в максимальной степени.
___ Образец задания
| В6. | Прочитайте приведенный ниже текст, в котором про пущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков. «Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и ______________(1). Свобода — это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ____________(2). В свободной деятельности человек добивается поставленных________(3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой________(4), или все его поступки обусловлены внешней_____________(5), под которой понимали предопределение, Божий промысел,______(6), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Выбирайте последовательно од»ц> слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
A) воля Д) индивид Б) необходимость Е) цель
B) смысл Ж) судьба
Г) индивидуальность 3) ответственность
В данной ниже таблице указаны номера пропусков. Запишите
под каждым номером букву, соответствующую выбранному
вами слову.
Получившуюся последовательность букв перенесите в бланк
ответов.
Omiem: ЗГЕАБЖ. 108
Раздел 4. Познание
Тема 1. Познание мира
Познание — процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом — получение нового знания об окружающем мире. Таким образом, познание есть сознание в действии, постоянная реализация сознания. Знание есть продукт познания.
Процесс познания, как бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: субъекта и предмета познания.
- Процесс познания | |||||||||||||||
Субъект познания | Результат | Объект познания | |||||||||||||
Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив | Все общество | Знание | Познаваемый предмет, (процесс, явление, внутреннее состояние человека) | Весь окружающий мир | |||||||||||
Представители различных философских направлений по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира.
А гностицизм | Скептицизм | Оптимизм |
(гр. agnostos — | (гр. skeptikos — рас- | (лат. optimus — |
недоступный | сматривающий , | наилучший) |
познанию) | критикующий) | |
Отрицает полно- | Не отрицая принци- | Утверждает прин- |
стью или частично | пиальной возможнос- | ципиальную позна- |
возможность по- | ти познания мира, | ваемость мира, |
знания мира, по- | выражает сомнение в | принципиальную |
знание не дает | том, что все знания о | возможность полу- |
достоверных сведе- | мире носят достовер- | чения достоверных |
ний о мире | ный характер | знаний о мире |
Виды познания: обыденное, социальное, научное, религиозное, мифологическое, художественное.
Ни один из видов познания, не является изолированным от остальных, все они тесно взаимосвязаны.
Образец задания
I C5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащих информацию о познании.
Ответ: Познание — это активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, т. е. обусловленный прежде всего практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование .
Примеры предложений: Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Познание представляет собой основной способ бытия, существования сознания. В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Знания являются продуктом познания и др.
Тема 2. Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное
Познание имеет два уровня (две стороны) — чувственное познание — осуществляется органами чувств (зрением, слухом, обонянием, осязанием, вкусом) и рациональное познание — присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.
Формы чувственного познания
• Ощущение — отражение отдельных свойств предмета, I явления, процесса, возникающее в результате их непосред-
• ственного воздействия на органы чувств.
• Восприятие — чувственный образ целостной картины I предмета, процесса, явления, непосредственно воздейст-
• вующих на органы чувств.
• Представление — чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании и без непосредственного воздействия самих предметов познания на органы чувств.
Формы рационального познания
• Понятие — мысль, утверждающая общие и существенные I свойства предмета, процесса, явления.
• Суждение — мысль, утверждающая или отрицающая что-I либо о предмете, процессе, явлении.
• Умозаключение (вывод) — мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения.
♦ + t
Индуктивное — Дедуктивное — Получаемое
умозаключение от умозаключение от по аналогии. частного к общему. общего к частному.
По-разному рассматривается вопрос о месте чувственного и рационального познания. Существуют прямо противоположные точки зрения.
Эмпиризм (от гр. empeiria — опыт) — единственным источником всех наших знаний является чувственный опыт.
Рационализм (от л1ат. ratio — разум, рассудок) — наши знания могут быть получены только с помощью ума, без опоры на чувства.
Очевидно, что нельзя противопоставлять чувственное и рациональное в познании, две ступени познания проявляются как единый процесс. Различие же между ними не временное, а качественное: первая ступень низшая, вторая — высшая.
Знание является единством чувственного и рационального познания действительности. Вне чувственного представления у человека нет никакого реального знания. Например, многие понятия современной науки весьма абстрактны, и все же они не свободны от чувственного содержания. Не только потому, что своим происхождением эти понятия обязаны в конечном счете опыту людей, но и потому, что по своей форме они существуют в виде системы чувственно воспринимаемых знаков. С другой стороны, знание не может обойтись без рациональных данных опыта и включения их в результаты и ход интеллектуального развития человечества.
Особенности чувственного | и рационального познания |
Чувственное познание | Рациональное познание |
• Непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта • Наглядность и предметность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов | • Опора на результаты чувственного познания • Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов • Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений |
Своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального в познании выступает интуиция (лат. intuitis — взгляд, вид) — вид познания, в котором проявляется способность непосредственного постижения истины в результате «озарения», «наития», «прозрения» без опоры на логические обоснования и доказательства.
Основные признаки интуиции: внезапность; неполная осознанность; непосредственный характер возникновения знаний.
Различают следующие виды интуиции:
— интеллектуальная — связана с умственной деятельностью;
— мистическая — связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека.
В интуиции четко и ясно осознается лишь результат (вывод, истина), а конкретные процессы, ведущие к нему, остаются за пределами сознания, т. е. коренятся в области бессознательного. Знания, полученные при помощи интуиции, в дальнейшем должны пройти через этап доказательства и обоснования, чтобы стать истиной.
В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека. Под их воздействием формируется мотиваци-онная сторона познания, выражающаяся в устойчивости интересов и целей познающего субъекта к объекту познания.
Эмоции | Чувства | ||||||
Аффективная форма проявления моральных чувств | Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и т. д.) | ||||||
Мотивационная сторона познания | |||||||
Устойчивость интересов и целей субъекта познания | |||||||
Иногда результатом познания становится заблуждение. Это не абсолютный вымысел, а обычно одностороннее отражение объективной реальности субъектом.
Заблуждение — это содержание знания субъекта, не соответствующее реальности объекта, но принимаемое за истину.
Источники заблуждения: погрешности, связанные с переходом от чувственного уровня познания объекта к рацио-
нальному; некорректный перенос чужого опыта без учета конкретной проблемной ситуации.
Ложь — это сознательное искажение образа объекта.
Образец задания
I ВЗ. I Установите соответствие между формами познания и их сущностью: к каждой позиции данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СУЩНОСТЬ ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ
A) мысль, отражающая общие и 1) представление существенные свойства пред- 2) понятие метов, явлений, процессов 3) суждение
Б) образ объекта познания, запе- 4) восприятие
чатленный в памяти
B) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе
Г) чувственный образ предметов, явлений и процессов, непосредственно воздействующих на органы чувств
Запишите в таблицу выбранные цифры, а затем получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких-либо символов).
А | Б | В | Г |
Ответ: 2134.
Тема 3. Истина, ее критерии. Относительность истины
Во многом проблема достоверности наших знаний о мире определяется ответом на фундаментальный вопрос теории познания: «Что есть истина?».
Существуют различные трактовки понятия «истина».
Истина — это:
— соответствие знаний действительности;
— то, что подтверждено опытом;
— некое соглашение, конвенция;
— свойство самосогласованности знаний;
— полезность полученного знания для практики.
Классическая концепция истины связана с первым определением: истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним.
Истина есть процесс, а не некий одноразовый акт постижения объекта сразу в полном объеме.
Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты, которые можно рассматривать и как относительно самостоятельные истины.
Объективная истина — это такое содержание знания, которое не зависит ни от человека, ни от человечества.
Абсолютная истина — это исчерпывающее достоверное знание о природе, человеке и обществе; знание, которое никогда не может быть опровергнуто.
Относительная истина — это неполное, неточное знание, соответствующее определенному уровню развития общества, который обусловливает способы получения этого знания; это знание, зависящее от определенных условий, места и времени его получения.
Разница между абсолютной и относительной истинами (или абсолютным и относительным в объективной истине) в степени точности и полноты отражения действительности. Истина всегда конкретна, она всегда связана с определенным местом, временем и обстоятельствами.
Не все в нашей жизни поддается оценке с точки зрения истины или заблуждения (лжи). Так, можно говорить о разных оценках исторических событий, альтернативных трактовках произведений искусства и т. п.
Одним из важнейших является вопрос о критериях истины.
Критерий истины — это то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения.
Возможные критерии истины: соответствие законам логики; соответствие ранее открытым законам той или иной науки; соответствие фундаментальным законам; практика; простота, экономичность формы; парадоксальность идеи.
Практика (от гр. praktikos — активный, деятельный) — целостная органическая система активной материальной деятельности людей, направленная на преобразование реальной действительности, осуществляющаяся в определенном социокультурном контексте.
Формы практики: материальное производство (труд), преобразование природы; социальное действие (реформы, революции, войны и т. д.); научный эксперимент.
Функции практики в процессе познания
Практика — источник познания: практическими потребностями были вызваны к жизни существующие ныне науки.
Практика — основа познания: человек не просто наблюдает или созерцает окружающий мир, но в процессе своей
жизнедеятельности преобразует его. Именно благодаря этому и происходит наиболее глубокое познание тех свойств и связей материального мира, которые были бы просто недоступны человеческому познанию, если бы оно ограничивалось только простым созерцанием, пассивным наблюдением. Практика вооружает познание инструментами, приборами, оборудованием.
Практика — цель познания: человек для того и познает окружающий мир, раскрывает законы его развития, чтобы использовать результаты познания в своей практической деятельности.
Практика — критерий истины: пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно останется всего лишь гипотезой (предположением). Поэтому основным критерием истины выступает практика.
Между тем практика одновременно определенна и неопределенна, абсолютна и относительна. Абсолютна в том смысле, что только развивающаяся практика может окончательно доказать какие-либо теоретические или иные положения. В то же время данный критерий относителен, так как сама практика развивается, совершенствуется и поэтому не может тотчас и полностью доказать те или иные выводы, полученные в процессе познания. Поэтому в философии выдвигается идея взаимодополняемости: ведущий критерий истины — практика, которая включает материальное производство, накопленный опыт, эксперимент, — дополняется требованиями логической согласованности и во многих случаях практической полезностью тех или иных знаний.
Образец задания
I B2. I Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «истина». Отражение действительности; знание; конкретность; зависимость от человека; процесс.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «истина». Ответ: Зависимость от человека.
Тема 4. Виды человеческих знаний
Знание — результат познания действительности, содержание сознания, полученное человеком в ходе активного отражения, идеального воспроизведения объективных закономерных связей и отношений реального мира,
Термин «знание» употребляется в разных смыслах:
— как способности, умения, навыки, которые базируются на осведомленности;
— как познавательно значимая информация;
— как особая познавательная единица, выражающая форму отношения человека к действительности и существующая наряду и во взаимосвязи со своей противоположностью — практическим отношением.
Каждой форме общественного сознания: науке, философии, мифологии, политике, религии и т. д. — соответствуют специфические виды знаний.
Виды знания
Наименование | Сущность |
Житейское | Носит эмпирический характер. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании. Является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой. Сводится к констатации фактов и их описанию |
Научное | Понимание действительности в ее прошлом, настоящем и будущем, достоверное обобщение фактов. Осуществляет предвидение различных явлений. Реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые зачастую приобретают крайне абстрактные формы (формулы, графики, схемы и т. д.) |
Практическое | Овладение вещами, преобразование мира |
Художественное | Целостное отображение мира и человека в нем. Строится на образе, а не на понятии |
Рациональное | Отражение реальности в логических понятиях и категориях. Связано с рациональным мышлением |
Иррациональное | Не связано с рациональным мышлением и даже противоречит ему. Предметом являются эмоции, страсти, переживания, интуиция, воля, а также некоторые явления, например, аномальные, характеризующиеся парадоксальностью и не подчиняющиеся законам логики и науки |
Личностное | Зависимо от способностей субъекта и от особенностей его интеллектуальной деятельности |
Когда разграничивают научное, основанное на рациональности, и ненаучное знания, то выделяют следующие формы.
Формы знания
Наименование | Сущность |
Ненаучное | Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуется и не описывается законами, находится в противоречии с существующей картиной мира |
Донаучное | Прототип, предпосылочная база научного знания |
Паранаучное (от гр. рага — возле, мимо, вне, т. е. околонаучное знание) | Несовместимое с имеющимся научным знанием |
Лженаучное | Сознательно использующее домыслы и предрассудки |
Антинаучное | Утопичное и сознательно искажающее представления о действительности |
Образец задания
1 В4. | Найдите в приведенном ниже списке проявления, отражающие обыденное знание, и обведите цифры, под которыми они указаны.
1) назидание 4) традиция
2) личный опыт 5) эксперимент
3) образ 6) формализация Обведенные цифры запишите в порядке возрастания. Ответ: 124.
Тема 5. Научное познание
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность);
— рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью;
— проверяемость;
— высокий уровень обобщения знаний;
— универсальность;
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности.
Научное познание универсально в том смысле, что может сделать предметом исследования любой феномен, может изучать все в человеческом мире — будь то деятельность сознания, психика или же хозяйственная деятельность человека. Однако все, что наука делает своим предметом, она исследует со стороны закономерностей и причин.
Научное познание имеет свои уровни, формы и методы.
Уровни научного познания
Эмпирический
Выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связей
Теоретический
Выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений
Формы научного познания
Научный факт
Эмпирический закон
Проблема
Гипотеза
Теория
Методы научного познания
Наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение
Универсальные
Анализ и синтез, дедукция и индукция,аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация
Единство исторического и логического, восхождение от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, формализация, математизация
Научный факт (лат. factum — сделанное, совершившееся) — отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.
Эмпирический закон — объктивная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.
Проблема — осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа.
Проблема может быть теоретической или практической.
Научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для ее разрешения.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
В ходе проверки гипотезы превращаются в теории; уточняются и конкретизируются, либо отбрасываются как заблуждение.
Теория (гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование) — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
Структура теории
• Исходные основания: фундаментальные понятия, принципы, законы, аксиомы, ценностные факторы и т. п.
• Идеализированный объект данной теории.
• Логика и методология, применяемые для построения теории.
• Совокупность законов и утверждений, выведенных из теории.
Ключевой элемент любой теории — закон, поэтому ее можно рассматривать как систему законов.
Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.
Среди эмпирических методов научного познания большую роль играют наблюдение и эксперимент.
Наблюдение | Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт) |
Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования | Исследование какого-либо явления путем активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении |
Отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования | Наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования |
Возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств | Создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов; материальные воздействия на объект или условия; измерения с применением соответствующих технических устройств |
К универсальным методам научного познания относятся анализ и синтез.
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного шага вперед, только анализируя или только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной синтетической деятельности; связь анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.
Дата добавления: 2014-12-02; просмотров: 1974;