Характерные особенности первохристианского искусства.
На формирование и развитие первохристианского искусства безусловное влияние имели как социально-политическая атмосфера античного времени (не будем забывать, что это было время частых гонений и преследований за исповедания христианской веры), так и стилистика античного искусства, которую христианскому мастеру необходимо было переосмыслить и преодолеть. Но однозначно можем сказать словами Л.А. Успенского, что «это не было натуралистическое искусство, свойственное этой эпохе, а искусство новое, специфически христианское» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).
С приходом в мир Спасителя и возникновением Церкви Христовой формируется образ нового человека, меняются мировоззренческие установки, характер отношения к миру и человеку в нем. Не случайно Св. Климент Александрийский (к.2 -215), Св. Кирилл Иерусалимский (4 в.) настаивают на необходимости символичности изображения передачи и выражения вероучительных истин дабы уберечь паству от античного соблазна идолопоклонства. Этим обстоятельством объясняется и решение эльвинского собора (302 г.), согласно 36 правилу которого: «Да не будет в церквях изображений на стенах». Символ – вот единственный способ выразить средствами искусства истины Священного Писания, которые должно раскрывать оглашенным постепенно, по мере приготовления их к крещению. Таким образом, первой особенностью первохристианского искусства стал его знаково-символический и антинатуралистический характер.
Но для того, чтобы выразить это новое учение, необходимы средства: не только символы, но и сюжеты, техника и, наконец, стиль. К тому времени: «художественный язык Церкви находился еще в периоде своего формирования, и фрески римских катакомб прекрасно иллюстрируют первые этапы этого становления» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3). Поэтому новое мировоззрение и новые сюжеты не могли облекаться в старые античные формы. Напротив, первохристианская сюжетика «…нуждалась в таком стиле, который наилучшим образом воплощал бы спиритуалистические идеалы христианства» (Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1947, т. 1, с. 38). Но для выработки такого стиля необходимо время для осмысления и выражения нового понимания действительности. Поэтому, второй особенностью первохристианского искусства было привлечение для выражения своего учения наряду с собственными христианскими символами и сюжетами символов и сюжетов греко-римской мифологии. В особенности это стало актуальным тогда, когда в Церковь начали приходить язычники, которым библейские символы были чужды и мало понятны. Но, при этом, пользуясь хорошо известными формами и символами античного искусства, первохристианская Церковь наполняет их новым христианским содержанием. Примером тому может служить используемый образ Орфея играющего на лире и таким образом укрощающего диких зверей; умерщвляемого и воскрешаемого Сераписа и Исиды. Образ Орфея, который есть символом Христа, раскрывает идею силы слова Христова, привлекающего и ведущего за Собой людей.
Рисунок 1. Серапис и Исида. III век. Темпера. Описание: створки триптиха
Отсюда следует, что третьей особенностью первохристианского искусства стал его вероучительный характер. Искусство это, писал Л.А Успенский, «…прежде всего, передает учение Церкви и соответствует священным текстам. В соответствии с этим и цель его - не в отражении повседневной жизни, а в ее осмыслении, не в том, чтобы выразить ее проблематику, а в том, чтобы на эту проблематику дать евангельский ответ. Нигде в катакомбах мы не встречаем изображений бытового или психологического содержания» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3). Показательно, что во времена Нерона и Диоклетиана, когда христиан преследовали по всей римской империи, мучили, отдавали на растерзание диким зверям, распинали на крестах, изображения мучений в первохристианском искусстве отсутствуют. Они появляются только тогда, когда мученичество перестало быть делом закономерным и хорошо известным.
2. 3.
Рисунок 2. «Портрет римлянина». Фаюмские портреты. 1-2 век н.е. Энкаустика.
Рисунок 3. Добрый пастырь. Мраморная статуя. Рим. 3 в.
Еще одной (четвертой) особенностью первохристианского искусства стала его лаконичность:«образ сводится к минимуму деталей при максимуме выразительности»(Богословие иконы Православной Церкви, гл.3). Поскольку молитвенное состояние становится основным содержанием изображаемых сюжетов, то и мастер ставит себе цель сосредоточить внимание на глубине содержания изображенного, которое открывается только духовному взору. «Он должен был отказаться от самодовлеющего эстетического наслаждения и использовать всю красоту видимого мира для передачи мира горнего. Его язык должен был быть особенно ясным и точным, ибо для того, чтобы передавать телесным глазам духовный мир, нужен не расплывчатый туман, а, наоборот, большая точность и четкость, подобно тому как святые Отцы, говоря о духовном мире, употребляют особенно ясные и точные выражения» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).
Наконец, пятой особенностью первохристианского искусства есть его литургическая и догматическая устремленность, являющая примеры продуманных приемов воспитательного и проповеднического характера. «С первых же своих шагов в мире Церковь начинает вырабатывать такой художественный язык, который должен выразить ту же истину, что и ее язык словесный». (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).
Как известно, характеристические особенности искусства так же указывают и на характер, понимание и восприятие человеком красоты. Согласно представленных выводов, которые делает Л.А. Успенский, красота раннехристианского искусства выражается в большей мере «…в тех возможностях, которые в нем заключаются; оно еще не осуществляет всей полноты заключенного в нем смысла, а является лишь обещанием бесконечных возможностей в будущем» (Богословие иконы Православной Церкви, гл.3).
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2164;