Архитектура первохристианского периода.
Согласно 46 стиху Деяний Святых Апостолов собрания для общей молитвы первых христиан происходили в иудейских храмах (en to ierw). Как известно, ветхозаветное Писание и молитвы входили в состав храмового еврейского богослужения. Там апостолы с другими верующими «… каждый день единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб, принимали пищу в веселии и простоте сердца». Для этой цели также использовали и частные дома (kat¢oikon) знатных христиан, в которых могли разместиться все единоверцы. Однако они были более тесными и замкнутыми в отличии от храмовых помещений. Но если общая молитва в еврейском храме большей частью имела пропедевтический и миссионерский характер для самих христиан, поскольку храм служил и местом проповеди Слова Спасителя, то совершение таинства Евхаристии могло производиться исключительно на дому. Так, с появлением первых христианских общин возникла необходимость в специальном помещении для домашней молитвы, в которой принимали участие группа людей, составлявших круг родственников и друзей. Таким образом, первые христианские молитвенные дома, называвшиеся молитвенными храминами, храмами в строгом смысле этого слова небыли. Именно об одном из таких молитвенных собраний в Коринфе вспоминает ап. Павел, где происходило чтение Святого Писания и его толкование, пение гимнов и евхаристия с агапами (общая вечерняя трапеза именуемая «общими вечерями любви»[1]). На языке Апостольских Посланий эти собрания обозначаются словом ekklhsia, а в современном языке – Церковь, как собрание молящихся верных во Христе. Но иногда в Деяниях и Посланиях Апостольских места молитвенных собраний первохристиан называют еще словом ойкос (oikoz), то есть дом. Таким образом, в первохристианский период молитвенный дом имеет одновременно значение домового помещения для молитвенных собраний и употребляется в значении религиозной общины с ее богослужебным центром. Именно со вторым значением этого слова мы встречаемся, обращаясь к употребляемому выражению ап. Павла в одном из его посланий: «Приветствуйте Прискиллу и Акилу. Сотрудников моих во Христе Иисусе…и домашнюю их церковь».
Что же представляло собою помещение, именуемое домашней церковью и предназначавшееся для богослужебных собраний первых христиан? Согласно Святому Писанию, по вознесении Господа, его ученики возвратились в Иерусалим и «взошли в горницу» (anebhsan eiz to uperwon), где и пребывали в единодушной молитве (Деян.1, 13). Обращает на себя внимание и еще одно событие, так же описанное в Деяниях Апостольских, согласно которому: «Во время продолжительной беседы Павловой (тогда ап. Павел посетил Троады) один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон и, пошатнувшись, упал вниз с третьего жилья (этажа) и поднят был мертвым» (Деян.ХХ, 9). Следовательно, согласно вышеизложенному и изысканиям исследователей этого вопроса, есть основания предположить, что горница (то есть комната), в которой происходило собрание и преломление хлеба, была не на первом, а на втором или третьем этаже, имела окна и хорошо освещалась светильниками, чтобы можно было читать. О том, каким был античный дом римской постройки можно судить по прекрасно сохранившимся руинам, засыпанным в 79 году по Рождестве Христовом пеплом Везувия, городов Помпея и Геркуланум. Помпейские (преимущественно двухэтажные) дома, согласно существовавшей традиции, состояли из множества комнат и были разделены на две половины: переднюю – публичную и заднюю – семейную. Узким коридором из улицы человек заходил в атриум, который представлял собою большой четырехугольный зал с отверстием по середине крыши, служившим дополнительным источником света. Через это отверстие в здание попадала и вода, собиравшаяся в каменном резервуаре, встроенном в полу зала. В публичной части дома находился и таблиний – комната для приема посетителей по делам хозяина особняка (современный кабинет). Центральную же часть семейной половины дома занимал перистиль – не менее большой, чем атриум, четырехугольный зал, украшенный поставленными параллельно стенам несколькими рядами колонн. Как и атриум, он имел источником света отверстие сверху и бассейн, размещенный в центре. Вокруг перистиля размещались спальни, и имелась еще одна продолговатая четырехугольная комната, разделенная двумя рядами колонн на три части и называемая oikoz или триклиний. Прекрасно убранная с мозаичным полом она служила праздничной столовой и местом бесед членов семьи и друзей хозяина дома. Есть все основания предполагать, что именно в таких комнатах и собирались на молитву первые христиане. Согласно известному римскому архитектору Витрувию, такие ийкосы или ойкосы (oikoz) были сопоставимы, а некоторыми античными авторами даже отождествляемы, с базиликами. Со временем, когда христиане получили возможность беспрепятственно совершать свои богослужения и возникли первые еретические, раскольничьи движения, Церковь Христова и ее иерархи сначала не приветствовали, а потом и вовсе запретили совершать евхаристию на дому. Таково решение о запрещении совершения богослужения на дому «не имеющих с собою пресвитера по воле епископа» Гангрского собора (4 в.). Запрещение совершения евхаристии на дому было принято Лаодикийским собором.
К III веку по Рождеству Христовом, когда в большей части христианских общин малоазийских областных городов сформировалась церковная иерархия, возникает необходимость и возможность построения христианского храма. В памятном «Слове о жизни св. Григория Чудотворца» св. Григорий Нисский писал о том, что, прибыв в Неокесарию, св. Григорий Чудотворец «…тотчас приступил к построению храма, потому что все деньгами и трудами содействовали этому предприятию. Этот храм есть тот самый, строению которого он положил начало, а достойно украсил его один из его преемников. Храм сей видим доныне…Сей великий муж заложил его на самом видном месте города, полагая как бы некоторое основание своего святительства, и совершил это дело при помощи божественной силы, как свидетельствует последующее время. Ибо во время случившегося в наши времена в городе сильнейшего землетрясения, когда почти все до основания погибло, когда все здания, как частные, так и общественные разрушились и обратились в развалины, - один сей храм остался целым и невредимым…». Возможность строить свои храмы первые христиане, конечно же, имели далеко не всегда. Однако до времен правления императора Диоклетиана, который жестоко преследовал христиан по всей империи, на императорский престол восходили и правители, отличавшиеся благосклонностью к христианскому вероучению. Примером тому может служить случай, описанный А. П. Голубцовым[2]. Речь идет о тяжбе, которую затеяли трактирщики относительно покупки христианской общиной участка общественной земли, на которой они сами имели желание построить гостиницу. Дело передали в суд и доложили императору Александру Северу (222-235). Решение было принято в пользу христианской общины на том основании, что согласно императорскому вердикту: «лучше пусть на этом месте поклоняются Божеству каким бы то ни было образом, чем отдавать его попинариям (то есть попирающим Святое)». О благоприятном для христиан времени до правления Диоклетиана вспоминает и историк Евсевий. Тогда было: «…множество собраний во всяком городе и эти замечательные стечения в молитвенных домах, от чего не довольствуясь уже старыми зданиями, христиане по всем городам начали строить с самого основания обширные церкви (eureiaz eiz platoz ana pasaz taz poleiz ek qemeliwn anistwn ekklhsiaz)». Этим обстоятельством во многом объясняется тот факт, что именно в 3 веке сформировалось представление о том, каким христианский храм должен быть в его структуре, устройстве и символике. Вот что по этому поводу можно прочитать во второй книге 57-главы Апостольских Постановлений: «Да будет здание продолговато, обращено на восток, с пастофориями по обеим сторонам к востоку, подобно кораблю. В середине да будет поставлен престол епископа, по обеим же сторонам его пусть сидят пресвитеры, а диаконы пусть стоят около одетые в полное облачение… По их распоряжению в другой части здания пусть сядут миряне с полным безмолвием и благочинием, а женщины отдельно, и они пусть сидят, соблюдая молчание. В средине же чтец, став на некотором возвышении, пусть читает книги Моисеевы… А привратники пусть стоят при входах мужчин, охраняя их, диаконисы же при входах женщин». Когда же храмы начали разрушать и сжигать до основания, оставляя только пепелище, христиане вынуждены были создавать новые тайные места для общей молитвы. Для этой цели использовались подземные пещеры – известные римские катакомбы.
Первые упоминания о римских катакомбах встречаем в очерке личных воспоминаний и впечатлений о посещении пещер блаж. Иеронима и в творческом наследии Аврелия Пруденция. Вот как описывает свое пребывание в пещерах Аврелий Пруденций: «Недалеко от того места, где оканчивается городской вал, на возделанной местности, к нему примыкающей, открывает свои темные ходы глубокая крипта. Покатая тропа, извиваясь, ведет в это убежище, лишенное света. Дневной свет проникает в крипту через вход, а в извилистых галереях ее уже в нескольких шагах от входа чернеет темная ночь. Впрочем, в эти галереи бросают ясные лучи сверху отверстия, прорубленные в своде крипты; и хотя в крипте встречаются там и здесь темные места, тем не менее через означенные отверстия значительный свет освещает внутренность высеченного пространства. Таким образом дается возможность под землею видеть свет отсутствующего солнца и наслаждаться его сиянием. В таком тайнике скрывается тело Ипполита, подле которого воздвигается жертвенник для божественных священнодействий».[3] Место упокоения мучеников и исповедников Христианской Церкви получило название мартирия.
Рисунок 5. Фессалоника. Ротонда св. Георгия. Восточный фасад. Кирпич, мрамор. Около 300 г.
Здание было превращено в христианскую церковь не ранее времени имп. Феодосия I (379-395 гг.). Первоначальное посвящение храма - Небесным Силам. Подкупольное пространство имеет 24,5 м в диаметре и высоту 29,8 м. Почти невыявленный снаружи полусферический купол имеет высоту ок. 13 м и первоначальный, впоследствии заложенный, окулус. [Ранневизантийский период: Художественные центры в пределах империи. Византийское искусство, S. 162]
Первые археологические материалы, относящиеся к римским катакомбам, указывают на 1578 год, когда 31 мая рабочие, добывавшие камень в окрестностях Рима, наткнулись на каменные плиты, покрытые надписями и изображениями древнеримского времени. Ныне это место хорошо известно как ведущая в Рим с севера Салярская дорога - in via Salaria.
Со временем кроме римских катакомб были открыты и неаполитанские, галльские, сицилийские. Особенностью, присущей всем катакомбам без исключения, есть сходство их устройства и месторасположения. Согласно законам ХII-ти таблиц римлянам было категорически запрещено хоронить или сжигать трупы в черте города. Поэтому могилы всех римлян, и в том числе христиан, находились за городской чертой. Старые каменоломни, где добывали туф для строительных работ, со временем были заброшены и забыты. Этим обстоятельством воспользовались христиане. Так древнеримские каменоломни стают местом последнего пристанища христиан и проведения их богослужений. К вышесказанному стоит добавить, что во время гонений за исповедание христианской веры многие христиане отправлялись в ссылку на земляные работы, в рудники и каменоломни. Одним из многих ссыльных в инкерманские каменоломни близ Херсонеса (современного Севастополя) был и св. Климент Римский, нашедший там место своего упокоения.
К 4 веку римские катакомбы постепенно утрачивают свое первоначальное назначение. В них перестают хоронить римских первосвященников и проводить службы. Последним римским понтификом, погребенным в подземной крипте, был папа Мелхиад (314 г.), а его преемник св. Сильвестр, живший во времена Константина Великого, был погребен уже в наземной базилике.
Литература к теме 9.
- Голубцов А.П Из чтений по Церковной Археологии и Литургике.
- Ладинский А. Церковная археология С.-Пб. 1878.
- Лазарев В.Н. История византийской живописи. М., 1947, т. 1, с. 38
- Покровский Н.В. Церковная археология в связи с историею христианского искусства. С.-Пб. 1916.
- Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. гл.3.М. 2006.
- Успенский Л. А. На путях к единству //Философия русского религиозного искусства. М. Прогресс. 1993.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1827;