Период иконоборчества.
Период, получивший в истории Византии названия «иконоборческого», самым тесным образом был связан с социально-политическими процессами, происходившими в обществе. Не случайно иконоборчество как религиозное движение 8 — 1-й пол. 9 вв в Византии получило название «императорской ереси» и событийно связано с удалением надвратной иконы Христа Халкитиса, находившейся перед входом в Большой императорский дворец (ок. 726-730).
Отвержение почитания икон имело два этапа. Первый (726-787) связан с религиозной политикой императоров Исаврийской династии Льва III (717-740) и Константина V (740-775), опиравшихся на выработанную к тому времени догматику непочитания, а в дальнейшем и уничтожения икон. Второй (815-842), как этап более умеренного характера, связанный с жизнью и деятельностью императора Лев V (813-820) и императоров Аморийской династии Михаил II и Феофила вплоть до кончины последнего. Результатом этого воинственного нападения на икону стало уничтожение мозаик и фресок храмов, публичное сжигание икон и преследование несогласных с политикой императора. Большая часть памятников безвозвратно погибла. Не исключением стали и мозаики доиконоборческого периода св. Софии Константинопольской.
Рисунок 13. Фреска в апсиде. 8 в. Церковь Св. Ирины в Константинополе. Крест. Крест в апсиде - один из немногих уцелевших примеров иконоборческой храмовой декорации.
Отвержение иконопочитания, толкавшее на отвержение почитания образа и удаление его из храма, отнюдь не касалось активного развития искусства светского, на дальнейшее формирование которого немалое влияние имело как искусство античное, так и неизобразительное искусство Ирана, раннего Ислама. Так рождался синтез двух культур, повлекший за собою кардинальную смену приоритетов и, в конечном счете, изменивший характер искусства Византии в целом.
В светском искусстве, где использовались орнаментальные мотивы, пейзажи или изображения животных, мозаика становится более свободной и независимой функционально от архитектуры. В храмовой же архитектуре практически единственным религиозным символом, допускавшимся иконоборцами для изображения, стал крест на золотом фоне. В это время он и заменил фигуры Христа и Богоматери в апсидах, образы святых и пророков на парусах. Действительно, именно в это время «золото достигло высшей степени своего колористического значения и силы. Оно стало той основой и тем фоном, по которому распределялись все остальные цвета». Используя разнообразные оттенки золота кубики смальты укладывались под углом и таким образом достигался непревзойденный эффект игры света и цвета. Таким образом, «именно в это время и таким способом церкви превратились в вызолоченные святилища, готовые воспринять новые темы, которые стали конечным итогом споров о почитании образов». (Отто Демус «Мозаики…).
Рисунок 14. Аниконические орнаменты. Фрески на своде восточного компартимента перед апсидой. Первая половина 9 в. Церковь св. Иоанна Богослова в Адисару, остров Наксос (Греция). Храм является однонефной одноапсидной базиликой с куполом посередине. В нём сохранились остатки росписей иконоборческого периода (аниконические фрески алтаря) и 13-14 вв.
Литература к теме 10. 1.
- Муратов П. П. "Ночные мысли. Эссе, очерки, статьи 1923-1934"", сост. Ю.П.Соловьёв, Москва, издательская группа "Прогресс", 2000 год, с. 152-173.
- Отто Демус. Мозаики византийских храмов. Принципы монументального искусства Византии / Пер. с англ. Э. С. Смирновой. ред. и сост. А. С. Преображенский.- М.: Индрик, 2001.-160 с.
- Культура Византии V - первая половина ХIII в. М.: Наука. 1989.
- Удальцова З.В. Византийсуая культура. М. Наука. 1988.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 2527;