Занятие. Церковное искусство Византии IX - XV вв.
- Послеиконоборческий классический период (вторая половина 9-12 век).
- Эпоха Македонской династии,
- Эпоха Комниновской династии.
- Искусство периода политической раздробленности и латинского завоевания (1204 – 1261).
- Искусство Византии в период Палеологовского ренессанса (вторая половина 13- 1453)
- Характерные особенности церковного искусства Византии.
1. Послеиконоборческий классический период (вторая половина 9-12 век).
Борьба против иконоборчества завершилась победой иконопочитателей только после кончины последнего императора-иконоборника Феофила в 842. Лишившись поддержки власти в 843 году, почитание икон было восстановлено во многом благодаря активному участию в этом процессе студийского игумена св. Феодора Студита и православных патриархов-иконопочитателей святых Тарасия и Никифора, занимавших столичную кафедру в 784-815 гг.
Однако церковное фигуративное искусство возрождалось постепенно. Сначала это были одиночные фигуры, такие как: Богоматерь в апсиде, Христос и ангелы в куполе, апостолы, пророки и святые в наосе. Сюжетные композиции появляются гораздо позже. Исключением из этого правила являются: купольное "Вознесение" и "Сошествия Святого Духа". Примером тому могут служить мозаики и фрески Никеи и Салоник, которые, однако, сохранились не полностью.
Традиционно византологи в этом периоде выделяют две эпохи, связанные с временем правления представителей двух наиболее успешных династий: македонской и комниновской.
Культура и искусство в период правления императоров Македонской династии (867-1056) получили название «македонского ренессанса», обусловленного особым интересом к античному наследию, возрожденному в мозаиках, фресках и книжных миниатюрах этого времени. Основателем династии считается Василий I Македонянин (867-86), армянский крестьянин из области Македония, получивший власть в результате убийства Михаила III. Этот период по праву называется классическим в истории Византийской культуры и искусства, ибо во время правления императоров этой династии Византия достигла наивысшего своего могущества со времен Юстиниана. Любопытным материалом этого периода есть описание церкви Св. Василия, составленного патриархом Фотием. Церковь была освящена в 881 году. Согласно древней традиции стены храма были покрыты мрамором, а своды – блистали золотом. Здесь мы встречаем упоминание об изображении Пантократора с ангельским воинством в центральном куполе, о фигуре Богоматери (тип Оранты-Платитеры) в апсиде, "сонме апостолов, мучеников, пророков и праотцев" в наосе, а так же портрете ктитора храма Василия в одном из малых нефов. Важным моментом, фиксирующим изменения в художественном оформлении храма, было доминирование золотого фона на верхних частях здания, символизирующего нетварный свет из которого, как бы, проступают фигуры изображенных. Все ниши, включая апсиду храма, украшались мозаиками. Так формировалась техника передачи структуры человеческого тела с учетом изогнутости поверхности. Результатом принципиального изменения роли мозаики в храме этого периода стало, согласно исследованиям Отто Демуса, следующее: «Вместо того чтобы обрамлять и украшать архитектуру интерьера, он сам обрамлен этой архитектурой… Весь интерьер храма превращается в одну огромную икону, помещенную в оправу его стен» (Отто Демус «Мозаики…). Так постепенно формировалась и новая концепция функции образа, исходя из которой образ воспринимался не только как изображение святого (в качестве своеобразной иллюстрации), но и его заместитель. Одновременно следует признать, что даже с появлением первых композиций, состоящих из отдельных фигур и обычно лишенных пейзажного фона, во всем доминировал принцип умеренности, упрощенности в выборе деталей (замена композиции «Деисус» на изображение в медальонах только голов Иисуса Христа, Богородицы и Иоанна Предтечи) и количестве изображений. Нередко прибегали к замене образа изображенного присущим ему символом. Этим временем датируются и созданные по указу императора мозаики апсиды церкви Св. Софии в Константинополе (Богоматерь с младенцем Христом на троне и архангелом Гавриилом).
Рисунок 15. Камень, кирпич, мрамор.1164 г. Нерези (Рес. Македония). Церковь св. Пантелеймона Церковь св. Пантелеймона близ Скопье была построена константинопольским аристократом Алексеем Комнином. Это храм типа вписанного креста, с изолированными угловыми ячейками и световыми главами над ними, пониженным нартексом и 5-гранной апсидой. Его архитектура представляет собой упрощённое истолкование столичных пятиглавых построек.
Важные изменения произошли и в структуре христианского храма. Во-первых, создается классический византийский тип крестово-купольного храма на четырех колоннах, ярким примером которого может служить северная церковь монастыря Липса в Константинополе, которая не сохранилась. Во-вторых, закрепляется богословское осмысление иконографической программы его живописной декорации: в куполе — Христос Пантократор; в апсиде — Богоматерь, Евхаристия, святительский чин; на столбах церкви — св. воины–мученики; в парусах — евангелисты; на стенах — сцены из жизни Христа, Богоматери, святых и т. п.
Таким образом, «магический реализм» церковно-христианского искусства Византии этого периода обрел черты: строгости, выразительной аскетичности, спиритуализации образов. Яркими образцами этого периода могут служить: Мозаики монастыря Осиос Лукас в Фокиде и Неа Мони на Хиосе (Греция), в церкви св. Софии в Охриде.
Рисунок 16. Крещение. Мозаика в тромпе наоса. 1042-1055 гг. Остров Хиос. Монастырь Неа Мони Евангельский цикл. Монастырский кафоликон был выстроен и расписан по заказу Константина IX Мономаха в память о предсказанном ему здесь престоле. Наос перекрыт куполом, лежащим на стенах и угловых тромпах. Сцены Праздников занимают восемь тромпов - четыре по главным пространственным осям, и четыре в углах. Евангельский цикл продолжен в нартексе. Многофигурная композиция собирается вокруг центральных персонажей - погруженного в воды Иордана Христа и стоящего справа от Него Иоанна. На главу Спасителя сходит Св. Дух в виде голубя. Слева два ангела с покровенными руками склоняют головы перед Христом. Противоположная часть композиции заполнена изображениями иудеев, пришедших на берег по призыву св. Иоанна. [Средневизантийский или постиконоборческий период: Искусство столицы. Византийское искусство, S. 1145]
Материал этого периода будет ущербным, если не вспомнить об активном развитии науки и литературы. Важную роль в этом процессе сыграл патриарх Фотий, собравший знаменитую библиотеку, которая вошла в историю под названием «Фотиевой библиотеки» (ок. 280 отрывков из сочинений античных авторов). Согласно существующей традиции книги украшались миниатюрами. В особенности востребованными в этот период стали минологии – тексты житий святых, дополненных их иллюстрациями-изображениями. Минологий Василия II, который хранится в Ватикане, является самым значительным памятником искусства этого периода. Значительным событием этого периода стало и учреждение знаменитой Магнаврской императорской школы в Константинополе, имевшей функции университета, в которой преподавал выдающийся философ, ритор, богослов и историк Михаил Пселл.
События 1054 года, вызвавшие окончательное разделение Византийско-православной и Римско-католической Церквей и имевшие влияние на дальнейшее развитие Церковного искусства как Византии, так и католической Европы, в некотором роде могут рассматриваться в качестве точки заката уходящей эпохи македонской династии и формирования новых тенденций приходящей эпохи, получившей название Комниновской.
Как и предыдущая эпоха, эпоха Комнинов получила свое название по имени правящей династии Комнинов (1081–1185). Несмотря на то обстоятельство, что до трагического события завоевания Константинополя крестоносцами на византийском престоле за 19 лет правили представители еще двух династий Ангелов и Дуков, весь этот период в истории Византии вплоть до 1204 года принято называть комниновским.
Рисунок 17. Святая София. Константинополь: Южная галерея. Богоматерь с императором Иоанном Комнином и императрицей Ириной. 1118-1123 гг.
Обращение к греческому наследиюво многом определило характер искусства этой эпохи. Характерными особенностями Церковного искусства этого периода стали устойчивые тенденции на преодоление жесткости и суровости искусства предыдущего периода, как чертам, не отвечающим запросам доминирующего греческого стиля. Утонченное восприятие красоты, интеллектуализм и аристократичность искусства комниновского периода формировались под непосредственным влиянием культивируемого античного чувства формы, пропорций и статуарности, которые подчинялись требованиям максимальной одухотворенности изображенного. Для иконы и монументального искусства они состояли, согласно Отту Демусу, «во-первых, в стремлении связать отдельные фигуры при помощи оптических приемов, оживленных поз и комбинации цветовых пятен, а во-вторых, в наплыве сюжетных композиций в виде праздничных образов». (Отто Демус «Мозаики…). Выше названные тенденции в искусстве появились уже в Х веке (изначально в книжной миниатюре) усиливая свое влияние до тех пор, пока не прорвав свои собственные границы, привели к постепенному разложению уже существующей системы, и как следствие, формированию новой. Увеличение количества сюжетных изображений хорошо видно в качестве тенденции на следующих примерах: если в наосе Осиос Лукас (памятника начала XI в. или конца X в.), находятся четыре сцены праздников, то в Неа Мони на Хиосе (около 1040 г.) их восемь, а в Дафни (мозаики датируют концом XI в.) - тринадцать. При этом количество одиночных фигур сокращается: в Осиос Лукас их более ста пятидесяти, в Дафни меньше пятидесяти.
Заметной есть и тенденция к принятию местных сюжетов, традиций, связанная с расширением ареала распространения византийской культуры, в том числе и на Русь. Примерами тому могут служить: фрески Софии Новгородской, Николо-Дворищенского собора и Антониева монастыря в Новгороде; мозаики собора Сан-Марко, в Торчелло (Италия); базилика св. Урсиана в Равенне; фрески в монастыре Бачково в Болгарии. Так для уже выше упоминаемого Осиос Лукас характерной особенностью есть заметно увеличенное число изображений святых монахов, в особенности чтимых местно. «Образы таких святых, как Лука Стириот (патрональный святой храма), Лука Гурникиот, Никон Метаноит и другие, занимают видные места, которые в других памятниках обычно отводились отцам Церкви» (Отто Демус «Мозаики…).
Яркими образцами комниновского периода есть: мозаики церкви Успения монастыря Дафни (близ Афин) (ок. 1100), Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве (1114–1115), церкви Успения в Никее, в Софии Константинопольской, фрески монастыря Иоанна Евангелиста на Патмосе (нач. 12 в.), фрески Дмитриевского собора во Владимире (посл. четв. 12 в.), фрески церквей в Амасгу и Асину на Кипре, Владимирская икона Божьей Матери (ок. сер. 12 в.).
Рисунок 18. Богоматерь Владимирская. Темпера, левкас, дерево. 78 х 55 см (первонач.) Первая четверть 12 в. Москва, Государственная Третьяковская галерея
2. Искусство периода политической раздробленности и латинского завоевания (1204 – 1261).
Завоевание Константинополя крестоносцами в 1204 году привело к распаду уже ослабленную страну. Так сформировалось три политических центра: Никейская империя на северо-западе Малой Азии, Эпирская империя на Балканах и Трапезундская империя на южном берегу Черного моря. Недолгий период господства латинян, характеризовавшийся гонениями и всяческими притеснениями православных (патриарший престол был передан католическому прелату Томмазо Морозини), однако наложил отпечаток и на развитие Церковного искусства этого периода. Патриотизм и возрождение эллинских традиций сопровождалось отстаиванием и реставрацией как светской, так и храмовой архитектуры, примером тому может служить храм Св. Софии в Нике – место проведения 1 и 7 Вселенских Соборов. Сочетание элементов византийского константинопольского стиля с местными традициями малоазийского зодчества характеризуют возведенные в эту эпоху храмы и их фресковую роспись: храмы Антония Великого и Св. Трифона. Обращение к местным традициям, дополняемое ностальгией по былому величию византийской империи, формировало так называемый «народный стиль» искусства этого периода. Классический храм этого времени представлял собою однонефную сводчатую базилику, стены которого были сложены из грубых кусков камня, а внутреннее убранство было простым, незамысловатым. На его основании в первой половине 13 века в Эпире сформировался новый тип церковного сооружения, получившего название «ставропистегос» (крестовопокрытый) – крестовокупольное в плане сооружение, но лишенное купола. Ярким тому примером может быть трехнефная сводчатая церковь Като Панагия в Арте (1231-1271). (З.В.Удальцова Культура Византии, с.205).
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 3884;