Искусство Византии в период палеологовского ренессанса (Вт. Пол. 13- 1453).
Изгнание Михаилом VIII Палеологом латинян и освобождение Константинополя от их владычества положил начало новому и последнему периоду в истории Византии, которому суждено было войти в историю под названием «Палеологовского ренессанса».
Итак, палеологовский период в истории, культуре и искусстве Византии получил свое название по имени правящей династии византийских императоров (1259–1453). На фоне затяжного политического и экономического кризиса, перед самой гибелью Империи, искусство палеологовского периода процветало, выразив самые главные проблемы православной духовности и подытожив весь путь, пройденный от раннехристианской эпохи.
В отличии от церковного искусства комниновского периода, которое характеризуется утверждением идеи незыблемости Византии как оплота православия, в период палеологовского ренессанса доминирует идея неустойчивости, хрупкости и временности мира земного (дольнего) и, следовательно, устремленности к миру горнему. Этой идеологемой определяются новые тенденции в церковном искусстве: постепенный отход от монументализма, усиления динамизма, эмоциональности и экспрессивности.
Рисунок 19. Южная галерея. Деисус. Христос. 1261-1282 гг. Святая София
Храмовая архитектура. Теряя былую торжественность и монументальность, храм приобретает камерность, уменьшается в размерах. Жемчужиной храмовой архитектуры этого периода является церковь монастыря Хора в Константинополе, известная как Кахрие-Джами, которая отличается легкостью архитектурных пропорций и изяществом. По инициативе великого логофета (премьер министра Византии) Феодора Метохита храм был перестроен с 1303 по 1320 года. Тонкий знаток и ценитель античности Феодор Метохит вошел в историю византийской культуры как представитель гуманистического движения. Именно в Кархие-Джами этот известный меценат собрал чудесную библиотеку, состоящую как из светских, так и церковных авторов. Поражают изяществом форм и яркие образцы храмовой архитектуры в городе Мистра (столица Морейского деспота на Пелопоннесе), который к тому времени превратился в один из центров духовной жизни Византии. Это: храм монастыря Бронтохион (Афендико), который был посвящен Богоматери Одигитрии, церковь Св. Димитрия (митрополичья), а ток же две дворцовые церкви 14 века – Св .Софии и Богоматери Перивлептос. Особенностью храмовой архитектуры Мистры в этот период было соединение элементов базиликального типа постройки с крестово-купольной. Открытость западно-европейской традиции, обусловленной не в последнюю очередь попыткам найти союзника в борьбе с турецкой экспансией, которая подталкивала Константинополь на заключение унии с католической церковью (итог – Ферраро-Флорентийский собор 1438-1439), способствовала проникновению готических мотивов. Стрельчатые арки и скульптурные украшения являются отличительной чертой церкви монастыра Пантанасса (15 в.).
Рисунок 20. Юго-западный фасад 1312 г. Церковь Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами) Трёхглавая церковь-усыпальница, южный парекклесион монастырского кафоликона 11 в. Выстроена в качестве мавзолея Михаила Дуки Главы Тарханиота и членов его семьи
Мозаики и фрески. Общие тенденции развития храмовой архитектуры накладывают отпечаток на особенности фресковой росписи и мозаики этого периода. Отказ от фронтальности изображения, асимметричность композиционного построения, динамизм многофигурных изображений характеризуют мозаику и фреску палеологовского ренессанса. Мягкий и нежный колорит подчеркивает стройность и изящество фигур с подчеркнуто одухотворенными аскетическими лицами, выражающими приветливый и добродушный характер. Преобладают цвета: фиолетовый, голубовато-синий, светло-зеленый, жемчужно-серый, белый, розовый и золотой.
Изысканный вкус, утонченность и изящество форм присущи декоративному убранству интерьера церкви в Кархие-Джами. Мозаики из цикла Деисусный Чин представлены хорошо сохранившимися лишь фигурами Богородицы и Иисуса Христа. Тонкие черты лица, строгость пропорций и мягкость красочной палитры, представленной доминированием розового, белого и зеленого цветов, наиболее ярко выражают особенности стилистики этого периода. Обращает на себя внимание с сохранением портретного сходства и ктиторская фигура Феодора Метохита.
Рисунок 21. Феодор Метохит перед Христом. Фрагмент. Мозаика. Люнета над проходом из нартекса в наос. 1316-1321 гг. Ктиторские (донаторские) композиции. Константинополь: Внутренний нартекс. Феодор Метохит - ктитор монастыря Хора - с моделью храма, который он подносит своему суверену Христу
Великий логофет изображен стоящим на коленях перед восседающим на престоле Иисусом Христом в парадных одеждах с, присущим тому времени, высоким головным убором. Не менее известными образцами монументального церковного искусства этого периода следует назвать мозаики церкви Богоматери Памакаристос (Фетие-джами) в Константинополе и мозаики церкви Святых апостолов в Фессалонике.
Икона.Уход от монументализма определяет все более выразительно для иконы ведущую роль в живописи этого времени. Она постепенно начинает доминировать над фреской и мозаикой. В результате иконостас увеличивается в высоту, а иконы, заполняя местный ряд, увеличиваются в размерах. Важное место приобретает тема Преображения Господнего. Так, в храмах Мистры встречаем цикл изображений: восхождения, Преображения и схождение с горы Фавор. Внимание к Евангельскому сюжету Преображения Господнего во многом было обусловлено бурными событиями в Церковной жизни и богословской мысли 14 века, которые тесно связаны с возрождением исихазма, идейным вдохновителем которого стал Св. Григорий Палама (1296-1359). Дебаты св. Григория Паламы относительно догмата о «нетварных энергиях» с монахом, известным знатоком античной и святоотеческой литературы Варлаамом Калабрийцем (1290-1348) побудили к написанию св. Григория знаменитых «Триад в защиту священно-безмолствующих». В этом труде он отстаивал учение о: «вечно сияющих, изобильно и таинственно льющихся из Божьей Сущности энергиях (действиях), к которым приближает постоянная молитва и через которые каждый может приобщаться к Богу, т.е. обоживаться, если только полюбил Бога чистой любовью, без примеси эгоизма и корысти». (см. Св. Григорий Палама Триады в защиту священно-безмолствующих. Приложение Вениаминов В. М. 1995. –с.354). После июньского Собора 1341 года учение Св. Григория Паламы о нетварных энергиях было принято как православное, а учение Варлаама – как ложное. Все книги против исихастов должно было публично сжечь. Так, энергия Божьего озарения определялась как вечная и нетварная (т.е. Самим Богом), а символом этих Божьих энергий был «нетварный Свет Преображения Христова», который стало уместным запечатлеть на иконе.
Рисунок 22. Деисус. Христос. Мозаика в апсиде. 1312 г. Церковь Богоматери Паммакаристос (Фетие Джами). Трёхглавая церковь-усыпальница, южный парекклесион монастырского кафоликона 11 в. Выстроена в качестве мавзолея Михаила Дуки Главы Тарханиота и членов его семьи. [Константинополь: Деисус. Христос. Византийское искусство, S. 4616] [Константинополь: Деисус. Христос. Византийское искусство, S. 4615]
Рисунок 23. Сошествие во Ад. Темпера, левкас, дерево. 44,5 х 36 см. Первая половина 14 в. Охрид, Галерея икон. Евангельский цикл
Главным символом нетварного Света выделяются пробелы, которые занимали всегда важное место в иконографии, но теперь становятся более выразительными. Для этого используют технику «движка» - белильных ярких линий, большей частью нанесенных на одеждах и лицах. Тема света начинает доминировать в иконах этого периода, нередко, размывая и делая нечетким изображенный силуэт. Золотой свет, ранее освещавший лики икон, теперь ими источается, символизируя идею одухотворенной и преображенной земной природы и земной красоты. Образ Спасителя в белых одеждах на фоне белой мандорлы, от которой исходят лучи, (еще один вариант - от фигуры Спасителя) так же является образом-символом нетварного Света. Спиритуальность и вдохновенность - характерные черты, присущие иконографическому образу палеологовского ренессанса. Одним из наиболее известных иконографических образов этой эпохи есть икона Христа Пантократора (1363 г.), находящаяся в экспозиции Эрмитажа Санкт-Петербурга. Наиболее влиятельным иконописцем палеологовского ренессанса считается Мануил Панселинас, оставивший после себя богатое наследство из которого наиболее выразительными есть фресковые росписи одного из афонских соборов.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 9566;