Источники формирования искусства Западной Европы.
«С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Италия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий; хотя большая часть из них была хорошей постройки и в этом не нуждалась, настоящее соперничество толкало всякую христианскую общину к тому, чтобы обзавестись церковью более роскошной, чем у соседей. Мир как будто стряхивал с себя ветошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, монастырские церкви, посвященные разным святым, даже маленькие деревенские часовни были перестроены верующими и стали еще краше». Это свидетельство былой эпохи, называемой ранним Средневековьем, принадлежит известному бургундскому хронисту Раулю Глаберу. (Жак Ле Гофф Цивилизация Средневекового Запада. М. Прогресс. 1992. –С.58.). Оно является ярким свидетельством того перелома в социальной и, главное, духовной жизни Запада, побудившего к необходимости перестройки всех сфер жизнедеятельности человека и, в том числе, церковной. Оказалось, что церковь, построенная в старом стиле, уже не отвечала мировоззренческим установкам этого периода. Что-то изменилось. Но что? Ответ на этот вопрос попробуем поискать как в социально-политической, так и внутрицерковной жизни Запада.
К 5 веку варвары, расселившись по всей территории западной римской империи, как и положено завоевателям принесли свои обычаи и традиции. Часть из них оставалась язычниками, однако остготы, вестготы, бургунды, вандалы и, несколько позже, лангобарды приняли христианство, но в арианской форме посредством Ульфилы (христианин, родом из Каппадокии, стал приверженцем арианства, а впоследствии попал в плен к готам), осужденной Никейским собором как ересь. Заимствуя, насколько это было возможно, римские нравы, титулы, приглашая в качестве советников римлян, варвары пытались подражать Риму. Однако смутное время, наставшее после всяческих столкновений завоевателей, привели к полному разрушению административной, хозяйственной и военной организаций, последствием чего стали: голод, триумф суеверий, руины и эпидемии. С этого времени страсть к разрушению была возведена в ранг доблести.
Приход к власти Хлодвига, крещенного вместе со своим войском не по арианскому, а католическому обычаю, положил начало возвышению франков. Со временем отреклись от арианства и стали католиками вестготы и лангобарды. Приход к власти каролингского майордома Пипина Короткого, заключившего с римским понтификом союз, согласно которому он признавал за наследником апостола Петра светскую власть над частью Италии вокруг Рима, положило начало светской власти папства. Сфальсифицированный (около 756-760 гг) документ, известный под названием «дара Константина», стал основанием для формирования папского государства. В свою очередь папа короновал Пипина и признал за ним титул короля. Потом на исторической арене появился еще один великий завоеватель (в 773-74 гг. Лангобардского королевства в Италии, в 772-804 гг. области саксов и др.) и государственный деятель – Карл Великий (742-814), ставший с 768 года франкским королем, а с 800 года императором. Его попытка возродить утраченные римские традиции и поднять на должный уровень образование и просвещения принесла определенные плоды. И все же античность для западного мира стала утратившим свою актуальность прошлым.
Развитие аграрного сектора и феодализация Западной Европы дали необходимый толчок к его экономическому развитию. К тому же в 10 веке нашествия прекратились, пришел долгожданный мир, закрепленный законодательно. Примером тому может служить постановление синода в Шарру от 989 г., призвавшее гарантировать некоторым категориям невоенного населения (женщинам, детям, клирикам, купцам, крестьянам) защиту во время военных действий и ограничить период ведения самой войны. Результатом стало усиление влияния папства и церкви на жизнь простого мирянина. Демографический рост, имевший место в 10-12 вв. сыграл не последнюю роль в освоении новых земель, а в дальнейшем и во внешней христианской экспансии. Расширение границ христианского мира происходило не только путем миссионерской деятельности (в частности на востоке: поляков, венгров, чехов), но и посредством крестовых походов против мусульман. Сначала разжигал огонь крестовых походов Урбан II в Клермоне в 1095 году. В 1146 г. в Везеле призвал на борьбу с неверными и св. Бернард Клервосский, который сам вербовал для сформировавшегося к тому времени ордена тамплиеров сторонников и помощников в их борьбе. В известном сочинении «Во славу нового воинства» он сравнивал тамплиеров с Христом, изгнавшим торгующих из Храма. Так сама церковь западного мира способствовала формированию духовно-рыцарских орденов и разжиганию ненависти к неверным, подменив меч духовный( молитвы) мечем вполне материальным. «В отличие от просто монашества, которое еще в уставе св. Бенедикта Нурсийского именовалось «воинством Христовым» и сражалось со злом мечом духовным, рыцари к последнему присоединили и меч материальный. Значение «нового воинства» св. Бернард видел также в нравственном перерождении рыцарства».
Со временем сформировавшиеся духовно-рыцарские ордена иоаннитов и тамплиеров (орден Храма Соломона, основанный Гуго Пайенским в 1118 на предполагаемом месте храма Соломона в Иерусалиме, который изначально заботился о защите паломников и больных при христианских святынях в Палестине) стали толчком к созданию национальных орденов. Яркими примерами национальных орденов, дававших присягу верности папе, могут служить: первоначально палестинский Тевтонский орден, испанские ордена Алькантары, Калатравы, Сантьяго, в Португалии - Ависский орден. В конечном итоге многие из них стали зажиточными и влиятельными структурами на социально-политической карте Европы. Позже, доминиканцы и иезуиты, поставившие себе цель бороться путём проповеди с неверными и с ересями, которые могли бы угрожать целостности Католической Церкви, вели вполне самостоятельную политику. Проповедь верного учения предполагала развитие образования и подготовку грамотных пастырей. Углубленное изучение богословия, а также изучение различных языков и в первую очередь латыни, способствовало формированию центров богословской и научной мысли. Такими центрами доминиканского ордена стали Париж и Болонья. Во многом благодаря доминиканцам сформировалось понимание, что есть истинное христианское учение. Два великих доминиканца - Св. Альберт Великий и его ученик св. Фома Аквинский (13 в.), осуществившие синтез христианства с аристотелизмом, и по сегодняшний день считаются крупнейшими авторитетами в католическом богословии. Из числа доминиканцев назначалось большинство инквизиторов, а последовательность и упорство братьев в борьбе за чистоту веры закрепила за ними прозвище Domini canes (лат. «псы Господни»).
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1890;