ГЛАВА 10 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЯ КАК СРЕДСТВО УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ 1 страница

Н. М. КОРКУНОВ

САНКЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ НОРМ…………………………………...237

В.М. ХВОСТОВ

НАРУШЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВА…………………………………… 239

Г.Ф. ШЕРШЕНЕВИЧ

НАРУШЕНИЕ ПРАВА …..........................................................................247

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

В работе сконцентрирован хрестоматийный материал, составляющий основу глубокого и серьезного познания общей теории государства и права.

Многие общетеоретические идеи и выводы наших отечественных юристов остались за пределами внимания ученых и практиков современности. Тем не менее их анализ поможет найти более эффективное практическое решение этих идей в интересах человека как главно­го созидателя благосостояния общества, как субъекта правового закона.

Цель работы — помочь глубокому изучению курса и показать, что подавляющее боль­шинство русских юристов, специалистов в области общей теории государства и права в сво­ем научном творчестве исходили из принципов гуманизма, справедливости, законности.

В соответствии с государственным стандартом по всем разделам курса теории государ­ства и права излагаются наиболее важные положения произведений авторов о закономер­ностях возникновения, функционирования и развития государства и права.

В хрестоматии используются в основном работы, являющиеся библиографической ред­костью, а поэтому широкому читателю практически недоступны.

Хрестоматия поможет всем, кто занимается изучением общетеоретических проблем государства и права. Она значительно сэкономит время, ускорит усвоение курса, повысит уровень знаний студентов юридических вузов, особенно заочников, которые не располагают необходимой программной литературой.

Для курсовых и дипломных работ это необходимое и важное пособие.

Хрестоматия также добрый помощник диссертантам. Она является ориентиром для по­иска и более углубленного изучения оригиналов литературных источников в полном объеме.

РАЗДЕЛ I. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НАУКИ

О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

И. В. МИХАЙЛОВСКИЙ

ПРЕДМЕТ НАУКИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ

[...] Современный правопорядок представляет собою чрезвычайно сложную систему, целый своеобразный мир явлений, самым непосредственным образом связанных с жизнью людей. Длинный ряд специальных наук изучает этот мир, свидетельствуя о богатстве его содержания, о сложности и бесконечной разнообразности входящих в его состав вопросов. Представители специальных юриди­ческих наук разрабатывают отдельные части этого огромного организма.

При первом взгляде на правовую жизнь, на отдельные науки, изучающие эту жизнь, может по­лучиться впечатление хаоса, но более внимательное наблюдение наводит на мысль, что здесь мы имеем дело с областью явлений однородных, связанных общими началами, представляющих одно гармоническое целое. Отсюда логическая неизбежность такой науки, которая ставила бы себе зада­чей изучение не какой-нибудь одной части явлений правовой жизни, а всей совокупности этих явле­ний в их органическом единстве, которая стремилась бы найти гармонию в кажущемся хаосе разроз­ненных специальных наук.

Для возникновения такой науки, удовлетворяющей основному стремлению разума — стремле­нию к единству, необходимы два условия: 1) нужно, чтобы накопился разнохарактерный юридиче­ский материал, требующий объединения, т. е. необходимо, чтобы развились отдельные специальные юридические науки, и 2) нужна основа, на которой можно было бы объединить эти специальные науки в одно гармоническое целое.

Само собою разумеется, что каждое из этих условий требует для своего появления значитель­ного периода подготовительной работы. И если в настоящее время мы имеем первое из этих условий, то относительно второго очень многое еще предстоит сделать. Отсюда понятно, что наша наука по­является сравнительно поздно; отсюда понятно, что из всех юридических наук она является наименее разработанной и возбуждающей наибольшее количество спорных вопросов. В результате мы видим, что в то время, как между представителями специальных юридических наук достигнуто соглашение по целому ряду капитальных вопросов, не говоря уже о вопросах мелких, в нашей науке почти все главные вопросы являются спорными.

И прежде всего возбуждаются споры относительно самого названия нашей науки. Существуют названия: энциклопедия права общая теория права и философия права. Что это — разные науки или разные точки зрения на одну и ту же науку, различные направления в разработке одной науки?

Есть ученые, утверждающие, что здесь мы имеем три различные науки с различными предме­тами, задачами и методами. Но если мы сравним между собою энциклопедию права, общую теорию права и философию права, то увидим, что все они возникли на почве одной и той же указанной выше потребности, а именно потребности в гармоническом объединении всей совокупности юридических знаний, все они стремятся удовлетворить эту потребность. Далее мы видим, что все они имеют один и тот же предмет, а именно — правовую жизнь во всей ее совокупности и полноте, как гармонически единое целое.

Различны лишь задачи, которые ставят себе названные дисциплины, и различны методы обработки изучаемого ими предмета. Но из того, что научные задачи можно суживать и расширять, из того, что научный материал можно разрабатывать тем или иным методом, вовсе не следует, что существует столько отдельных наук, сколько есть задач и методов. И если в академическом преподавании можно, а нередко и должно из одной науки делать целый ряд отдельных курсов для изложения с кафедры, если отдельные ученые разрабатывают одну науку с разных точек зрения, от этого наука не потеряет своего единства, не раздробится на ряд отдельных наук: решающее значение имеет единст­во предмета.

Обращаясь к интересующему нас вопросу, мы увидим, что энциклопедия права, общая тео­рия права и философия права представляют собою одну и ту же науку и различаются между собою лишь постановкой своих задач и методами разработки. Эти задачи и методы наиболее просты и несложны в энциклопедии права, несравненно глубже, шире и сложнее в общей теории права и достигают высшей степени в философии права, таким образом мы имеем не три отдельных науки, атри направления в разработке одной и той же науки.

Что такое энциклопедия права? Это краткое изложение всех специальных юридических наук. Ее задача — свести весь огромный, необозримый материал специальных наук к чисто внешнему единству, изложить его сжато, отчетливо для предварительного ознакомления и для ориентирования. Кроме этой цели энциклопедия права имеет чисто учебную цель: служить введением в изучение юридических наук.

Посмотрим, пригодна ли энциклопедия для этой последней цели. Бесспорно, представляется очень важным для целей академического преподавания, прежде чем приступать к изучению отдель­ных специальных юридических наук, усвоить ряд основных понятий, общих всем этим наукам, озна­комиться с правовой жизнью в ее целом, почувствовать ее единство, изучить общий вид и план гран­диозного здания права, чтобы затем начать изучение деталей.

Но сделать это при помощи энциклопедии права нельзя: она дает краткие сведения о всех дета­лях здания, о всех частях, всех сторонах жизни права, а посему и не может дать самого важного, а именно знания основных принципов, сообщающих единство и гармонию этой жизни. Из знания от­дельных частей вовсе не вытекает знание целого как единого организма.

Еще крупный порок энциклопедии права как учебного предмета — ее краткое, конспективное изложение может принести скорее вред, чем пользу.

Любая специальная юридическая наука, требующая для своего изучения большой работы, теряет свой характер, если ее изложить кратко в соответствующем отделе энциклопедии: она представляется чрезвычайно легкой, поверхностной. Но если даже взять лучшие образцы энциклопедий, то и тогда изучение специальных наук по ним может принести вред: студенту даются результаты, выво­ды, и не дается тот материал, на основании которого достигнуты эти результаты, студент лишен возможности проделать всю внутреннюю духовную работу, весь процесс мысли, который привел к тому или иному результату. Таким образом получится поверхностное знание, с чужих слов, знание, которое так же скоро улетучится, как скоро оно было приобретено, знание, от которого до газетной бол­товни только один шаг. Нечего и говорить, что при подобного рода занятиях ум развращается, при­учается скользить по верхушкам, отвыкает от серьезной, строго научной работы.

А если мы будем рассматривать энциклопедию с чисто научной точки зрения, то придем к вы­воду, что она не имеет права называться наукой. И понятно почему: она не имеет своего предмета.
Ведь все то, о чем кратко говорится в энциклопедии, излагается подробно в отдельных специальных науках; самостоятельного содержания у энциклопедии не остается.

Отсюда вывод: перед энциклопедией права должны быть закрыты двери университета. Ее мож­но преподавать как учебный предмет в средних учебных заведениях, но для такого преподавания во­все не нужно быть профессором. Энциклопедия права представляет собою низшую ступень развития науки, ступень весьма несовершенную. Но не надо думать, что это направление окончательно сдано в архив науки: до последнего времени в германской науке появляются работы энциклопедического характера (напр.: Меркель «Юридическая энциклопедия», Колер «Введение в науку права»), в немецких университетах читаются курсы введения в науку права, носящие такой же характер, нако­нец, в больших курсах общей теории и философии права попадаются отделы с энциклопедическим изложением специальных наук.

Нередко можно встретить курсы, озаглавленные «энциклопедия права», а на самом деле пред­ставляющие собою общую теорию права (напр. курс проф. Н.К.Ренненкампфа) или философию пра­ва (напр. курс кн. Е.Н.Трубецкого). Отчасти это можно объяснить существованием официального названия нашей науки, но, во всяком случае, оправдать такой терминологии нельзя. В настоящее вре­мя у нас никто энциклопедии права с кафедры не излагает.

Гораздо более высокую ступень по широте своих задач и научной ценности своих результатов за­нимает то направление нашей науки, которое можно характеризовать термином общая теория права. Предмет ее точно так же, как и предмет энциклопедии, — вся совокупность юридических зна­ний, вся правовая жизнь как одно целое. Но предмет этот общая теория права разрабатывает с других точек зрения, ставит себе другие задачи.

Она изучает понятия, общие всем юридическим наукам, лежащие в основе всех специальных наук. Эти понятия и являются тем, что связывает в одно целое все отдельные науки, что сообщает им внутреннее единство, что служит им необходимым фундаментом.

Здесь уже мы имеем совершенно самостоятельную область вопросов, подлежащих разреше­нию, мы имеем самостоятельный предмет, а следовательно, имеем и самостоятельную науку. Это уже не краткий пересказ того же, о чем подробно говорится в специальных науках, а напротив, это исследование таких вопросов, которыми ни одна специальная наука не может заниматься.

Каждый представитель специальной юридической науки предполагает, что вопросы общей тео­рии права уже решены. Этими вопросами он не занимается, да и не может заниматься, потому что иначе ему пришлось бы оставить работу в своей области. Целый ряд понятий он принимает на веру, кладет их в основу своих специальных исследований. Возьмем, напр., основное для всех юридиче­ских наук понятие права: ни цивилист, ни криминалист, ни публицист, ни полицеист не исследуют этого понятия. И если до сих пор мы находим в отдельных юридических науках изложение некото­рых общих вопросов права, то это объясняется неразработанностью нашей науки, спорностью боль­шинства ее положений, а также и несовершенством специальных наук, сплошь и рядом не дающих себе отчета о своих границах.

Исследование основных, общих вопросов права предполагает и особый склад ума, и особые на­учные симпатии, а главное — особую, специальную подготовку, которой часто не обладают представи­тели отдельных наук. С другой стороны, каждая специальная юридическая наука ставит перед своим представителем такую массу задач, предлагает ему такой огромный материал для разработки, что брать на себя еще лишние задачи, вводить в свою науку посторонний материал было бы не только загромож­дением науки излишним балластом, но и серьезным препятствием для ее прогресса. Ко всему этому надо добавить, что общие вопросы права сплошь и рядом излагаются в специальных юридических нау­ках односторонне, поверхностно, а нередко и безусловно неправильно.

Итак, общая теория права ставит себе задачу: построить логически законченную систему поня­тий, лежащих в основе всех специальных юридических наук, и обобщить все результаты этих наук в одно гармоническое целое, проникнутое не внешним только, но и внутренним единством. К этому добавляется еще одна задача, а именно изучить методы, при помощи которых разрабатываются спе­циальные науки. Что эта последняя задача не входит в область ни одной из специальных наук, со­вершенно очевидно: вопросы методологии являются общими для всех наук.

Сделанная выше характеристика того направления нашей науки, которое называется общей теорией права, оказывается неполной. Необходимо отметить, что представители этого направления считают единственно пригодным материалом для своих построений только положительное право и отдельные специальные юридические науки. При этом одни ученые признают, что возможны и впол­не законны другие точки зрения на правовую жизнь в ее целом, что при этих других точках зрения можно привлечь и другой материал, кроме указанного выше, можно ставить и другие задачи, кроме тех, которые ставит себе общая теория права. Но все это, по их мнению, не входит в компетенцию общей теории права, а может быть разрабатываемо в особой дисциплине.

Другие ученые относятся вполне отрицательно к только что указанным попыткам расширения границ общей теории права. Наука, говорят они, должна быть наукой точной, положительной, неза­висимой от какого бы то ни было субъективизма. Она должна только изучать то, что есть, и отказать­ся как от оценки существующего, так и от построения идеалов.

Таким образом, то направление нашей науки, которое называется общей теорией права, может быть характеризовано как позитивизм, релятивизм и реализм.

Наконец, третье направление нашей науки, философия права, подписываясь под всем тем, что признает общая теория права, признавая и ее научный материал, и ее задачи, и ее методы, находит, что этого еще не достаточно. Философия права не довольствуется приведением в гармонически стройную систему того материала, который дает положительное право и специальные юридические науки. Она ставит себе новую задачу — познать глубочайшую сущность того явления социальной жизни, которое называется правом, связать это явление с мировым разумно-этическим порядком. Очевидно, что для разрешения этой задачи недостаточно материала, которым располагает общая теория права. Поэтому философия права широко пользуется данными других наук, кроме юридиче­ских, и прежде всего — данными общей философии (в особенности — метафизики и этики).

А из этого логически неизбежно вытекает другая новая задача философии права — дать оценку явлениям правовой жизни с точки зрения высших разумно-этических начат, указать идеалы, к кото­рым должно стремиться право. И само собою разумеется, что для разрешения этих задач филосо­фия права должна выйти из границ чисто юридической области, она должна подняться над поло­жительным правом и над обобщениями специальных наук: ведь критерии для оценки не могут быть заимствуемы из самого изучаемого явления. Таким образом, в отличие от общей теории пра­ва философия права работает под знаменем метафизики и идеализма; она отвергает релятивизм общей теории права и учит, что существуют абсолютные начала, на основании которых можно сделать принципиальную оценку правовых явлений.

Только что сказанное приводит нас к вопросу о предмете и задачах общей философии. Рас­смотрение этого вопроса тем более необходимо, что мы только таким путем можем выяснить значе­ние устанавливаемых философией абсолютных начал и производимых на основании этих начал оценок. Другими словами, мы решим вопрос о научном характере философии права, мы ответим на вопрос: законно ли с научной точки зрения то расширение задач и материала, которое отличает фило­софию права от общей теории права?

Итак, — что такое философия, каков ее предмет, ее задачи?

Если мы посмотрим, какие ответы давались на эти вопросы в разные времена различными мыслителями, то первое впечатление может получиться самое безотрадное. Мы видим массу всевоз­можных определений, сплошь и рядом противоположных друг другу. Тут есть и полное отождеств­ление философии с наукой, и полное отрицание за философией научного характера; тут есть и чрез­вычайное расширение предмета и задач философии, и чрезвычайное их сужение; тут есть и приписы­вание философии исключительно теоретического характера, и. наоборот, чрезвычайно резкое под­черкивание ее исключительно практического характера; наконец, тут есть и весьма высокая оценка философии как наивысшего проявления духовной жизни человека, и, наоборот, безусловно отрица­тельное отношение к ней как к низшей форме духовной жизни сравнительно с наукой. Философия есть наука о первоосновах мира: философия есть фантазирование в понятиях; философия есть теория знания; философия есть обобщение выводов всех частных наук; философия есть учение о мире как целом; философия есть учение о принципах абсолютной оценки; философия есть учение о смысле жизни и о принципах человеческого поведения; метафизика есть основная, важнейшая часть фило­софии; метафизика есть нелепость, и т. д., и т. д. Как разобраться в этом хаосе мнений?

Исходным пунктом для разрешения нашего вопроса должна служить история философии. Та­кой науки не могло бы существовать, если бы мы не имели бесспорного критерия, на основании ко­торого мы данное произведение человеческой мысли относим к области философии, данного писате­ля характеризуем как философа. Очевидно, есть общие черты, роднящие между собою множество разнохарактерных воззрений на философию. Такими общими чертами являются: 1) стремление полу­чить единую, гармоническую систему всех наших знаний и 2) стремление выработать законченное полное мировоззрение, которое могло бы служить надежным руководителем всей жизни и деятель­ности человека. От преобладания одного из этих стремлений и от способов для достижения их зави­сит главным образом все разнообразие мнений о предмете и задачах философии. Напр., и взгляд на философию как на обобщение результатов всех частных наук (т. наз. положительная философия), и взгляд на нее как на науку о первоосновах мира — оба являются результатами первого из указанных стремлений: позитивист думает, что он получит единую, гармоническую систему всех наших знаний путем соединения результатов частных наук, метафизик убежден, что цели этой он достигнет только путем познания первооснов, дающих смысл и значение всем частностям.

История философии свидетельствует нам, что размышления человека над окружающим миром и стремление понять этот мир как единое целое начались в глубочайшей древности. Эта древность в лице индийской и египетской религиозной философии оставила человечеству такое богатое наслед­ство, что оценить его по достоинству является непосильной задачей для большинства ученых. Этот первый период истории человеческой мысли характеризуется полным единством духовной жизни: все области ее были слиты на одной общей религиозно-метафизической основе и о противоположе­нии понятий философии и науки не могло быть и речи. Хранителями всех духовных богатств были только посвященные; только этой небольшой группе и было доступно знание.

В Греции, с которой обыкновенно принято начинать историю философии, понятия философии и науки были тождественными: метафизические размышления не отличались принципиально от всех остальных видов знания.

Далее мы видим, что из этой единой основы начинают постепенно выделяться отдельные спе­циальные науки, так что философия мало-помалу теряла одну за другою части своего содержания. Процесс этого выделения продолжается до последнего времени, и, напр., психология на наших гла­зах из составной части философии преобразуется в самостоятельную специальную науку. Этот факт приводится как аргумент против философии: все ее содержание распределяется (или должно распре делиться) между специальными науками и на долю философии ничего не остается. Кроме того, ссы­лаются на ряд крупных ошибок, допущенных некоторыми философами в области вопросов, разрабо­танных специальными науками; на параллель между блестящим развитием естествознания и техники во 2-й половине XIX века и упадком философии; на очевидный прогресс специальных наук наряду с застоем философии — и все это приводят как факты, свидетельствующие против философии. Даже среди самих философов раздавались голоса, утверждавшие, что жизнь философии прекратилась и отныне имеет право на существование только история философии.

И, однако, сами представители отрицательного отношения к философии чувствовали потреб­ность в объединенном знании. Они не могли не заметить двух сторон того сложного целого, которое называется миром: 1) множества и бесконечного разнообразия отдельных его проявлений и 2) един­ства и однообразия существенных его начал. Специальные науки изучают первую из этих сторон, удовлетворяют одной потребности нашего духа. А что же должно удовлетворить другой потребности нашего духа, потребности найти общее в частном, свести все многообразие явлений бытия к единству?

И вот предлагают для этого т. наз. позитивную философию: обобщения всех специальных наук должны подвергаться дальнейшей обработке для получения наивысших обобщений; частные прин­ципы специальных наук должны быть сведены, таким образом, к небольшому количеству общих принципов. При этом, что самое важное, — надо отказаться от познания сущности вещей, от познания всего того, что недоступно точному наблюдению и опыту, от познания сверхчувственного. Единственной задачей науки должно быть изучение явлений с целью открытия их законов; а следовательно, задачей «позитивной» (или «научной») философии должно быть сведение всех частных законов к возможно меньшему количеству основных законов. [...]

[...] Право слишком близко затрагивает человеческие интересы, слишком непосредственно сливается с нашей жизнью, чтобы мы могли остаться к нему равнодушными. Но если специальные вопросы отдельных юридических наук редко интересуют широкий круг лиц, то основные вопросы философии права всегда возбуждают общий интерес. Как разобраться, напр. в острых, животрепе­щущих вопросах, которые возбуждаются такими направлениями, как анархизм, социализм? Где най­ти истину среди горячих споров о задачах государства, о наилучших формах государственного уст­ройства, об отличии права от силы или произвола, об отношении между личностью и государством, об отношении между церковью и государством и т. д.? Только философия права может дать здесь надежные указания и спасти от того мутного источника, который представляет собою газетная болтов­ня и партийная литература.

Для юриста же философия права должна быть альфой и омегой всего его образования. Только она может дать ему нить Ариадны, чтобы он не запутался в лабиринте правовой жизни. Только она одухотворяет эту жизнь, дает ей глубокий смысл и показывает, что служение праву есть великое и важное дело; только она может дать ему надежное руководство для самостоятельной работы на всех поприщах юридической жизни, наконец, last not least, только она может спасти от дилетантизма при таком на вид легком занятии, как построение идеалов, к которым должна стремиться правовая жизнь. Вот почему пробелы в знании философии права ничем не заменимы и самым роковым образом отра­жаются на всей дальнейшей деятельности юриста (и не только практика, но и теоретика).

В последнее время замечается иногда смешение философии права с т. наз. политикой права. У одного из крупных наших юристов мы читаем, напр., что «практическая задача философии права заключается в построении идеала правового порядка в его цельности». При этом добавляется, что здесь разумеется объединение тех положений правовой политики, которые создаются отдельными специальными науками.

Для оценки этого воззрения надо заметить прежде всего, что науки политики права не сущест­вует. Правда, ее желают создать некоторые ученые, но пока все дело ограничивается пожеланиями. Что же касается тех «положений правовой политики, которые создаются отдельными специальными науками», то опять-таки, несмотря на существование отдельных работ и курсов, озаглавленных, напр., «Уголовная политика», «Политика», на обещание создать «Цивильную политику», таких наук нет и быть не может — и вот почему. Если, напр., криминалист изучал ту область правовой жизни, которая имеет своим предметом преступление и наказание, рекомендует законодателю те или иные меры для проведения в жизнь общих начал науки уголовного права, если он предлагает известные реформы, то ведь все это находится в органической связи со всем содержанием науки, все это обу­словлено общими началами и без них будет висеть в воздухе. Уголовная политика не есть наука, а есть один из приемов обработки содержания науки (т. наз. «политический метод»). Сущность этого приема, этой точки зрения на предмет науки, заключается в указании тех средств, тех путей, которы­ми в данной конкретной среде могут быть проведены в жизнь те или иные общие принципы. Тут весьма важную роль играют соображения целесообразности, потребности т. наз. «оборота» и изуче­ние всех условий места и времени.

То же самое надо сказать о всех других «политиках». Все это составные элементы соответст­вующих специальных юридических наук: гражданского, государственного, административного права. Из них можно делать специальные научные работы, специальные курсы для изложения, но из того, что существует особый курс, напр. «Учение о наказании», вовсе не следует, что это само­стоятельная наука.

После всего сказанного понятна неправильность смешения философии права с проектируемой фантастической наукой политики права. По самому существу своему философия права не может за­ниматься изучением такого множества текучих и изменчивых предметов, как всевозможные «кон­кретные среды», где должны быть реализованы те или другие принципы. Это дело специальных на­ук. Каждая такая наука, руководствуясь общими началами философии права, должна: 1) развить ее основные принципы в применении к своей области и 2) указать средства для реализации полученных выводов при данных условиях места и времени.

Итак, резюмируя все сказанное, мы приходим к выводу, что философия права есть синтез всех существующих направлений нашей науки. Она признает все то (или почти все), что признают эти на­правления, но дополняет их указанными выше элементами и. таким образом, избегает односторонностей «общей теории права», В основе ее лежит идеалистическое мировоззрение, т. е. признание ми­рового разумно-этического порядка, частью которого является право. Она вовсе не игнорирует ре­альных фактов окружающей нас жизни, она не отворачивается от положительного права. Напротив, она находит, что понятие права должно быть Единым и для чистого юриста, и для философа, и что без положительного права не может быть и речи о праве. Поэтому положительное право должно быть тщательно изучаемо во всей его полноте.

Но велика разница между воззрением на право как только на продукт данной среды, всецело обусловленный «соотношением реальных сил», потребностями оборота и т. д., — и воззрением на право как на реализацию в данной среде известных абсолютных начал. В первом случае мы сделаем­ся рабами нашего материала, мы не будем иметь никаких критериев для оценки его, кроме критериев целесообразности, мы не будем в состоянии принципиально отличать право от насилия и произвола, а во втором — мы поднимемся над изучаемым материалом, мы будем в состоянии отличать ненор­мальные отклонения положительного права от идеи, уродливые искажения этой идеи от несовер­шенной реализации ее, неизбежной и необходимой при данных условиях места и времени. Таким образом, философия права спасает от двух крайностей; от полного преклонения перед существую­щим правом и от легкомысленного отрицания этого права, если это покажется несоответствующим тем или другим идеалам. С другой стороны, философия права дает критерии и для оценки самих идеалов, для различия идеалов от утопий.

В заключение надо отметить, что в России основатель нашей науки К. А. Неволин держался идеалистического направления, к этому же направлению принадлежал величайший представитель ее — Б.Н.Чичерин, к нему же принадлежат лучшие из современных философов права— кн. Е. Н. Труоецкой и П.И.Новгородцев. А история нашей науки и современное ее состояние доказывают справедливость остроумного замечания профессора Токийского университета Л.Бриделя, что фило­софия права подобна Фениксу, постоянно возрождающемуся из своего пепла: несмотря на периоды, когда противники >же праздновали ее похороны, — она бессмертна. [...]

Текст печатается по изд.: Михайловский И.В. Очерки философии права.— Томск,1914.—Т. I. —С. 1—10.33—36.

П. А. СОРОКИН

ПОНЯТИЕ ОБ ОБЩЕЙ ТЕОРИИ ПРАВА

Под научной дисциплиной, носящей название общей теории права, разумеется наука, занимающаяся изучением определенного вида общественных явлении — явлений правовых.

Дисциплин, изучающих право, много: есть наука или теория гражданского права, уголовного, государственного и т. д.

Каждая из этих дисциплин изучает специальный вид права — право как видовое, а не как родо­вое явление.

В отличие от этих дисциплин, общая теория права как родового явления, т. е. наиболее общих родовых признаков права, которые свойственны всем правовым явлениям: праву гражданскому, и праву уголовному, и праву государственному, и всем другим видам права.








Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1093;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.024 сек.