Самая восточная и самая северная в Европе архитектура барокко
Понятие барокко, как мы уже упоминали, пришло из истории изобразительного искусства и архитектуры, а само название
«барокко» связывают с испанским словом barrueco или португальским словом barroco, означающими жемчужину неправильной формы. В Литве барокко особенно ярко проявляется в архитектуре, в первую очередь – в архитектуре культовой. Этот стиль прошел несколько ста- дий развития – от скромного барокко, еще ощущавшего на себе вли- яние Ренессанса, до позднего, утонченно-пышного барокко и рококо, от этапа «импорта» к самобытной виленской школе барокко и провин- циальному деревянному барокко, от элитарного искусства к народно- му барочному творчеству. Стиль барокко ворвался в каменные храмы прежних стилей и изменил их внутреннее убранство, стал доминиру- ющим стилем скульптуры и живописи, принес в страну новый вид ис- кусства – театр, проник даже в быт, наложив свой отпечаток на предме- ты повседневности – мебель, посуду, одежду, книги. С барокко связаны такие значительные явления народного творчества, как придорожные деревянные столбы-часовенки с резными изображениями скорбящего Христа, Девы Марии с мертвым иисусом на коленях (пьеты) и скуль- птурками святых. В стране сформировался и барочный ландшафт с характерными для него храмами, монастырями, кальвариями (ком- плексами сооружений для паломничества, повторяющего Крестный путь иисуса Христа), часовнями, скульптурами святых, крытыми са- кральными столбами – «святой пейзаж», органически вписавшийся в природную среду. Одно из примечательных направлений литовского народно-прикладного искусства, сохранившееся до наших дней, – кре- стоделие – также пришло к нам из барокко.
В течение 200 лет, прошедших с момента строительства Несвиж- ской иезуитской церкви в 1586 г. и до возведения скульптур на фасаде Виленского кафедрального собора в 1784–1787 гг., Литва жила духом барокко. В стране были созданы произведения общеевропейского зна- чения: часовня Св. Казимира при Вильнюсском кафедральном соборе, костел Святых апостолов Петра и Павла в Вильнюсе, архитектурный ансамбль монастыря в Пажайслисе близ Каунаса. В первой полови- не XVIII в. сформировалась уникальная виленская школа барокко. Основоположником этой школы был лютеранин иоганн Кристоф Глаубиц (около 1700–1767 г.), прибывший в Литву из немецких земель и прослывший наиболее продуктивным архитектором XVIII в. не только
в Вильне, но и во всем ВКЛ. Он отлично вписался в мультиконфесси- ональную Вильну, где стал творить не только для своей лютеранской общины, но и для католиков, грекокатоликов, православных, евреев. и. К. Глаубиц сформировал редкостную разновидность архитектурного стиля, не имеющую аналогов, – виленскую школу барокко, которая от- личалась своеобразным сочетанием декоративных, композиционных и архитектурных элементов. Основной ее особенностью были очень вы- сокие и стройные башни главного фасада. Костелы с двумя изящны- ми башнями с разнообразным декором пролетов стали неотъемлемой чертой католического пейзажа и отмечали восточную границу католи- чества, а одновременно – и всей Центральной Европы. Тридцать лет творчества и. К. Глаубица (1737–1767) стали одним из ярчайших явле- ний былой литовской цивилизации, знаком ее принадлежности к за- падному миру, что позволяет причислить и. К. Глаубица к ряду самых значительных деятелей литовской истории, поскольку перед его заслу- гами меркнут даже деяния правителей той эпохи.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1065;