В ВКЛ приходит Просвещение
Постоянные стычки с турками, а особенно войны с Великим княжеством Московским (позднее – Россией) за восточные территории, попытки выйти к Балтийскому морю и закрепиться в Ливонии провоцировали конфликты между ПЛГ, Россией и Швецией, чья военная мощь в XVII в. значительно возросла. В Ливонских войнах 1558–1583 гг. Литва и Польша завоевали значительную часть Ливонии, включая Ригу. Однако Швеция стремилась к господству на Балтийском море (dominium maris Baltici), что повлекло за собой военные действия между Швецией и ПЛГ, а также между Швецией и Россией.
В XVII в. ПЛГ воевало со Швецией два раза: в 1600–1629 и в 1655– 1660 гг. Война осложнялась тем, что короли Речи Посполитой из швед- ской династии Ваза претендовали на шведский трон. В наибольшей степени в борьбе за Ливонию была заинтересована Литва, у которой не было своего крупного порта, тогда как у Польши был собственный порт – Гданьск. В 1605 г. литовское войско добилось большой победы над шведами в битве при Кирхгольме (ныне Саласпилс, Латвия), но с течением времени Швеция сумела в ходе военных действий отнять Ригу и завладеть Балтийским побережьем.
В 1655–1660 гг. шведы уже воевали на территориях Литвы и Польши, а в 1655 г. литовские магнаты даже заключили со Швецией Кейданскую унию, однако Швеции все же не удалось закрепиться в Литве. именно на данный период приходится начало возвышения России, которая в ходе Северной войны (1700–1721) разгромила армию шведского короля Карла XII, заняла всю Ливонию и получила Балтийское побережье от Выборга до Риги. Эта война привела к экономическому и политическо- му ослаблению Литвы и Польши, их территории были разорены сво- ими и чужими войсками, в стране начались первые проявления анар- хии и внутренних разногласий между магнатами, кроме того, шведы разрушили небольшие литовские порты Поланген (Паланга) и Свенту (Швентойи). Борьба со шведами оставила глубокий след в литовской народной памяти, о чем свидетельствуют различные преданиях и рас- сказы о шведах, «шведских могилах» и пребывании шведов в Литве.
Польше и Литве угрожала не только усиливающаяся Россия Петра I, но ставшая в 1701 г. королевством Пруссия – именно эти централи- зованные государства впоследствии и определят дальнейшую судь- бу ПЛГ.
После падения саксонской династии Веттинов правителем Речи Посполитой Обоих Народов в 1764 г. был выбран Станислав Август
В битве при Кирхгольме (близ Риги) 1605 г. армия Великого княжества Литовского (слева) с конницей из 3 тысяч всадников под
предводительством Я. К. Ходкевича побеждает 12-тысячное шведское войско. Худ. П. Снайерс, около 1620 г.
Понятовский. Хотя он и не относился к тем монархам, которые опре- деляют ход истории, но именно его правление (1764–1795) стало исто- рической эпохой – это и попытки перемен и реформ, и закат барокко, и агония и уничтожение государства.
Почти в одно и то же время в литовской культуре отмечаются два новых явления – в 1759 г. был выпущен первый букварь литовского языка, а в 1760 г. начали издаваться первые в Литве газеты – «Курьер Литовский» и «Литературные известия» (на польском языке). Самым значительным событием стало учреждение в 1773 г. Эдукационной
(Образовательной) комиссии, председателем которой стал Виленский епископ игнатий Масальский (игнотас Масальскис). Это первое в Европе учреждение, по функциям сопоставимое с современным ми- нистерством просвещения. Комиссия должна была перенять систе- му образования у упраздненного к тому времени ордена иезуитов и реформировать ее в целях создания единой системы просвещения. Страна была разделена на Польскую и Литовскую учебные провинции, которые, в свою очередь, были поделены на учебные округа. Делами Литовской учебной провинции ведал реформированный Виленский
университет. Эдукационная комиссия модернизировала и секуляризи- ровала учебную программу (ввела обязательное письмо и счет, начала совмещать общеобразовательные элементы с формированием практи- ческих навыков в сельском хозяйстве или ремеслах), ввела изучение естественных и точных наук. Существенные перемены в сфере науки и образования произошли и в Виленском университете. Началась новая жизнь таких наук, как физика, биология и медицина, астрономия стала отдельной специальностью. и хотя литовскому языку учили только в начальной школе, а средняя школа и университет перешли с латинского языка на польский, тем не менее новая система образования способ- ствовала разрушению сословных барьеров.
С политическими переменами и первыми шагами Просвещения совпало и начало деятельности Антония Тизенгауза (Антанас Тизенгаузас), принесшей большие перемены в литовское хозяйство. Он предпринял радикальные реформы королевских экономий: учре- дил фольварки, вместо чинша (денежного оброка с земли или дома) ввел 2 дня барщины в неделю, разделил земли на категории в зависи- мости от их качества, положил начало мелиорации полей, прокладке дорог, выращиванию новых (голландских) пород домашнего скота. А. Тизенгауз посылал молодежь в Англию для изучения агрономии, открыл в Гродно школы землемеров, бухгалтеров, строителей, ве- теринаров, учредил в Гродненской экономии текстильную, бумаж- ную, галантерейную, оружейную, каретную мануфактуры. Реформы А. Тизенгауза стали одним из важнейших явлений жизни Литвы кон- ца XVIII в.
Проявлением идей Просвещения в литовском хозяйстве следует счи- тать и случаи освобождения крепостных крестьян, предоставления им личной свободы. Наиболее ярким проявлением этой тенденции счита- ется Павловская (по имению Павлово) Республика П. К. Бжостовского. Четырехлетний (Великий) сейм ПЛГ в 1791 г. даже утвердил устав этой республики, продемонстрировав, таким образом, благосклонность к «эксперименту» по внедрению республиканского образа жизни. В то время даже говаривали, что в стране существуют три республи- ки: Польская, Литовская и Павловская. Это показывает, какое особое значение придавало общество этому беспрецедентному явлению, не имевшему аналогов в Центральной Европе. Павловская Республика стала одной из самых радикальных крестьянских реформ в Польско- Литовском государстве второй половины XVIII в.
Классицизм в Европе считался детищем законодательницы мод – Франции. В Литве черты классицизма и Просвещения, по сути, были
Литовские крестьяне. Худ. Ф. Смуглевич, 1800 г.
элементами одного и того же исторического процесса. В 1769 г. один из основоположников архитектуры классицизма в Литве Мартин Кнакфус (около 1740–1821 г.) стал архитектором будущего первого председателя Эдукационной комиссии Виленского епископа игнатия Масальского и начал строить в предместье Вильны Верки (Веркяй) епископский дворец, ставший одним из самых живописных памятни- ков литовского классицизма. В 1769 г. обрушилась башня Виленского кафедрального собора, накренилась и башня Виленской ратуши. Жизнь словно сама помогала классицизму занять главенствующее место в столице Литвы. Самый известный представитель литовско- го классицизма – литовец Лауринас Гуцявичюс (Вавжинец Гуцевич, 1753–1798) в 1782 г. начал реконструкцию Виленского кафедрального собора, а в 1786 г. – и реконструкцию Виленской ратуши. и хотя для переднего фасада собора еще создавались последние детали в стиле барокко – скульптуры и тимпан, но в 1786 г. в его портале уже была поставлена колоннада – символ литовского классицизма. В 1792 г. были завершены скульптуры покровителя Литвы св. Казимира, по- кровителя Польши св. Станислава и св. Елены, водруженные над фронтоном собора.
Виленский кафедральный собор. Из «Виленского альбома» Я. К. Вильчинского. Худ. И. Деруа, 1847 г.
Строительство Виленского кафедрального собора и ратуши со- впало с глобальными переменами, обусловленными деятельностью Четырехлетнего сейма. На защиту Конституции 3 мая 1791 г. встанет сам Л. Гуцявичюс, возглавив виленскую гвардию во время восстания Т. Костюшко. Для литовской истории Л. Гуцявичюс стал не только фи- гурой, соединившей в своей деятельности идеи Просвещения и клас- сицизма, но и одним из ярчайших творцов, связавших свою судьбу с судьбой родного края.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1856;