Виленский университет
Старая поговорка гласит: «Когда говорят пушки, музы молчат». Однако Стефан Баторий во время Ливонской войны по- заботился о создании пристанища муз – Виленского университета. Понятно, что потребность в высшем учебном заведении уже назревала в обществе, большое влияние на решение об учреждении универси- тета оказала конкуренция между Реформацией и Контрреформацией. Литовские католики – и сам виленский епископ Валериан Протасевич (Валерийонас Протасявичюс) – старались опередить протестантов в их намерении основать коллегию. Поэтому иезуиты, прибывшие в 1569 г. в Вильну по приглашению епископа, получили средства на открытие сво- ей коллегии и предусмотрели возможность ее преобразования в уни- верситет. Официально коллегия была открыта 17 июля 1570 г. иезуиты ставили перед собой грандиозные цели – посредством Виленского уни- верситета распространять науку и католицизм не только в Великом княжестве Литовском и соседних странах, но и в Скандинавии и даже в далеких восточных краях (вплоть до Китая!).
Стефан Баторий учреждает Виленский университет. Худ. В. Смоковский, 1828 г.
Для превращения коллегии в высшее учебное заведение требова- лось немало средств, нужны были квалифицированные преподавате- ли. Непременным условием являлось также согласие папы римского Григория XIII, которое было получено в 1577 г. Однако важнейшую роль сыграла поддержка правителя. 1 апреля 1579 г. король Стефан Баторий, одобряя замысел и усилия епископа Валериана Протасевича, издал привилей на открытие Виленской академии, а 29 октября 1579 г. папа римский Григорий XIII издал буллу, подтверждающую преобра- зование Виленской коллегии в университет. Новая школа называлась Академия и университет виленский Общества иисуса (Academia et Universitas Vilnensis Societatis Jesu).
Виленский университет вплоть до своего закрытия в 1832 г. был не только главным литовским учебным заведением, но и важнейшим куль- турным центром. иезуиты, определившие культурное содержание эпо- хи барокко, распространяли свои идеи через Виленский университет. Считается, что уровень образования в старинном университете ничем не уступал университетам Праги, Кракова, Вены или Рима. Профессора, приглашенные в Виленский университет из этих и других католических
Большой двор Виленского университета и костел Св. Иоаннов. Из
«Виленского альбома» Я. К. Вильчинского. Худ. Ф. Бенуа, А. Байо, 1850 г.
университетов Западной и Центральной Европы, принесли с собой принципы обучения, высокие требования, систему интенсивного обу- чения, сформировавшиеся под влиянием реформы католицизма, а вли- яние виленских ученых ощущалось не только во всей Литве (в первую очередь это труды по литуанистике К. Сирвидаса и Альберта Виюка- Кояловича (Альбертас Виюкас-Коялавичюс), но и далеко за пределами этнической Литвы и многонационального и мультиконфессионального ВКЛ. Деятельность иезуитского Виленского университета оказывала
Фронтиспис труда «Artis magnae artilleriae» известнейшего военного инженера ВКЛ, создателя теории многоступенчатых ракет К. Семеновича, 1650 г.
воздействие на всю Европу – это касается его школ теологии, фило- софии, логики, риторики и поэтики. Труды профессоров Виленского университета достигли даже протестантской Англии – например, на
«Логику» Мартина Смиглецкого (1618) ссылались ученые не только Сорбонны, но и Оксфорда, а поэзия Матея Казимира Сарбевского в 1646 г. была переведена с латыни на английский язык и читалась в евро- пейских университетах вместо привычного Горация.
Виленский университет является одним из древнейших универси- тетов в Центральной Европе – старше его лишь университеты Праги, Кракова, Пешта, Буды и Кëнигсберга. Следует, однако, отметить, что в Вильне университет был основан спустя всего лишь двести лет после крещения страны, тогда как в более прогрессивной Чехии это событие
Чертежи ракет К. Семеновича. Амстердам, 1650 г.
произошло через 400 лет после крещения. Существует и второй аспект исторического значения старинного Виленского университета. С XIV в. и на протяжении двух веков самым восточным университетом во всей Европе был Краковский университет, а с XVI в. на последующие 200 лет (до учреждения Московского и Санкт-Петербургского университетов) это звание по праву перенял Виленский университет. Что такая роль университета была далеко не формальной, понимали уже учредители академии – иезуиты. Один из них тогда писал: «Не следует также забы- вать, что отсюда нам широко открываются двери в Московию, а оттуда через татар мы сможем достичь и Китая. Кроме того, не стоит забывать о Швеции и Ливонии». Эти планы перестают казаться географической наивностью, если вспомнить воспитанника Виленского университета Андрюса Рудамину, который донес идеи Общества иисуса до самого Китая, где проповедовал в 1626–1634 гг. и писал труды по аскетике на китайском языке. Самый северный католический и самый восточный европейский – вот в чем заключается важнейшее значение старинного иезуитского университета.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1940;