ВКЛ в Европе эпохи барокко. Шляхетская демократия
Куда в XVII–XVIII вв. исчезло величие италии – лиде- ра европейской цивилизации эпохи Ренессанса? Средиземное море утратило свое экономическое значение после великих географиче- ских открытий и экспансии Османской империи. А что случилось с Португалией и испанией – пионерами великих географических откры- тий? Ведь с геополитической точки зрения в XVI в. с испанией не мог- ло сравниться ни одно государство: во владениях испанской короны никогда не заходило солнце. Одной из причин, по которым испания и Португалия лишись лидерских позиций, была слишком сытая жизнь: реки золота, текущие из Латинской Америки, позволяли испанцам не заниматься развитием своих городов и экономики. Закат испанского могущества ознаменовало поражение Непобедимой армады в 1588 г. Хотя высадке в Англии помешала случайная буря, испания так и не повторила этот поход.
В XVII–XVIII вв. старая Западная Европа раскололась на две части – южную католическую и северную протестантскую. Католичество было предпосылкой для распространения культуры итальянского и испан- ского барокко в католических странах Западной Европы – во Франции, Баварии, Фландрии, особенно при монарших и аристократических дво- рах (Фландрия дала миру одного из самых известных живописцев эпо- хи барокко Питера Пауля Рубенса).
Протестантизм, в свою очередь, позволил бывшей средневековой периферии – Северной Европе (Скандинавии) – догнать динамич- но развивающуюся северную часть Западной Европы (Голландию, Англию) и в XVII–XVIII вв. обогнать католическую Центральную Европу с ее более слабыми городами и меньшей (по сравнению с про- тестантизмом) потребностью в письменности, которая тяготела к като- лическим странам южной части Западной Европы (италии, испании, Португалии). В XVI–XVII вв. это казалось неплохим выходом – Рим, Мадрид и Лиссабон оставались оплотом католичества и распростра- няли свет культуры барокко вплоть до Мексики и Парагвая. Дру- гой – самой северной – окраиной этого мира была Литва.
Начало эпохи барокко в Литве можно датировать не только Люблинской унией, но и появлением иезуитов, которые в 1579 г. уч- редили здесь Виленский университет. Строительство барочной церк- ви Несвижской иезуитской коллегии было начато в 1586 г., а под- линным манифестом барокко обычно считается виленский костел Св. Казимира. искусство барокко, иезуиты и Виленский универси- тет – вот основные слагаемые культуры той эпохи. Они были связаны и с дворянским сословным строем, возобладавшим в стране с 1566 г., и с волочной померой – аграрной реформой по введению фольвароч- но-барщинной системы хозяйства, что позволяет использовать такие понятия, как барочный уклад и барочное хозяйство.
Барокко постепенно сменялось классицизмом, который, однако, расцвел лишь в самом конце XVIII в. Реформы Антония Тизенгауза (Антанас Тизенгаузас) 1767 г., Павловская республика Павла Ксаверия Бжостовского 1769 г., упразднение ордена иезуитов и создание Эду- кационной (Образовательной) комиссии в 1773 г. – все эти события иногда считаются началом эпохи Просвещения.
С точки зрения государственной истории эпоха барокко – это союз Польши и Литвы, образованный в результате Люблинской унии. У объе- диненного государства было официальное название – Речь Посполитая Обоих Народов (даже литовцы иногда называют его Жечьпосполита, от польского rzeczpospolita – «республика»; мы же сокращенно будем назы-
вать Польско-Литовское государство ПЛГ). Название, казалось бы, ука- зывает на равноправный союз двух государств. В действительности же в этом союзе главенствовала Польша. Верховным органом власти на- ряду с королем был общий Сейм, состоявший из Сената и Посольской избы (палаты представителей) и обладавший полномочиями по выбору монарха. Литва получила в Сейме лишь 1/3 мест, т. е. приравнивалась к одной из польских провинций, которых до этого было две – Великая Польша с центром в Познани и Малая Польша с центром в Кракове.
Однако Литва смогла сохранить не только отдельный титул и терри- торию ВКЛ, но и самостоятельную исполнительную власть – канцлера, казначея, гетмана и др. (общие органы исполнительной власти начали появляться лишь во второй половине XVIII в.), отдельную казну, армию, суды и судебную систему, узаконенную Третьим статутом Великого княжества Литовского 1588 г. Таким образом, Речь Посполитая Обоих Народов представляла собой не унитарное государство, а федерацию, в которой общими были только верховные органы власти – король и Сейм. С другой стороны, при заключении Люблинской унии литовским дипломатам удалось добиться сохранения большой печати ВКЛ, без ко- торой решения польского короля не имели силы в Литве. Кроме того, перед совместными сеймами литовские депутаты сначала проводили собственные «сеймики» для выработки единой позиции. С течением времени на сеймах ПЛГ утвердился принцип liberum veto (свободно- го вето, согласно которому решения могли приниматься только еди- ногласно), и поэтому общий Сейм никак не мог навязать Литве свою волю. Таким образом, поляки стремились к созданию унитарной дер- жавы, а пришли к федеративному (в теории) или конфедеративному (на практике) государству с общей внешней политикой.
Эту юридическую и политическую ситуацию изменила полонизация литовской элиты. Хотя в то время в Литве существовали русинская, латинская и литовская модели языковой культуры, все большее рас- пространение получал польский язык, чье использование обусловли- валось интеграционными процессами в общественной жизни. Одной из важнейших начальных точек полонизации стала «Хроника польская, литовская, жомойская и всей Руси» Матея Стрыйковского, изданная на польском языке и ставшая подручной книгой всего литовского дво- рянства. Процесс полонизации Литвы является одним из важнейших явлений эпохи барокко. Перенимается не только язык, но и культура, и образ жизни. В результате этого процесса литовскую культуру того времени называют «вторым изданием польской культуры». В качестве аналогии подобного явления можно привести английскую культуру
Один из наиболее величественных и пышных интерьеров
ВКЛ эпохи барокко – убранство вильнюсского костела
Св. апостолов Петра и Павла (вторая пол. XVII в.). Фото А. Бальтенаса
в ирландии (не говоря уже о США и Австралии), датскую культуру в Норвегии, французскую культуру в канадском Квебеке, испанскую культуру в Мексике или Аргентине.
Сословный строй был определен и закреплен Литовскими стату- тами. Таким образом, в Литве был единственный привилегирован- ный социальный слой – дворяне, у которых были политические пра- ва и свои представители в Сейме. Поскольку от этих представителей зависел выбор монарха, может сложиться впечатление, что формой правления была уже не монархия, а республика, тем более что офици- ально это государство так и называлось. Это означало бы, что государ- ственный строй ПЛГ приближается к Новейшему времени, сравним с Голландией (где республика начала складываться во второй половине XVI в.) и опережает английскую конституционную монархию, окон- чательно установившуюся к 1689 г. Однако то, что государственный
строй ПЛГ опирался лишь на 7 % своего общества (столько в нем было дворян), доказывает его сугубо сословный характер – хотя монарх и выбирается шляхтой, но суверенную власть получает от Бога. Таким образом, в 1566–1795 гг. литовская «шляхетская демократия» представ- ляет собой сословную монархию, которую можно сопоставить с госу- дарственным устройством Англии и Франции XIII–XV вв. К сожале- нию, в этом укладе было больше анархии, чем порядка – современники даже говорили: «Государство держится на беспорядке». Дело в том, что на сеймах ПЛГ, где сформировалось право liberum veto, каждый деле- гат мог наложить вето на решения Сейма и парализовать его работу. С 1573 г. по 1763 г. было проведено 137 сеймов, причем 53 из них разо- шлись, так и не приняв никакого решения, поскольку их работа была прекращена отдельными представителями.
В западных странах сословные монархии использовали в качестве противовеса дворянству третье сословие, т. е. городское население, но в Польше и Литве в связи со слабостью городов сословная монархия превратилась в анархию, а точнее – в феодальную децентрализацию, или раздробленность. Малонаселенность городов не позволила госу- дарственному строю Польши и Литвы приобрести черты абсолютизма и отменить сословное представительство.
издревле Литва гордится своими Статутами, которые по уровню систематизации действительно оставили далеко позади правовые си- стемы стран Центральной Европы, а также инициаторами создания Статутов – Альбрехтом Гаштольдом (Альбертас Гоштаутас) и Львом Сапегой (Ляонас Сапега). Однако политическими правами обладало лишь дворянское сословие (хотя даже в XIX в. в конституционной и развитой Великобритании процент правоспособных граждан был не больше). Конечно, эгоизм дворянского сословия цвел пышным цветом, тем не менее, нельзя не отметить и его консенсусную политическую культуру, которая иногда даже позволяла запускать руку в собствен- ный карман и в случае необходимости облагать налогами самих себя. Понятно, что в XVIII в. чем дальше, тем этой культуры становилось меньше, однако без такой культурно-политической традиции дворян- ские реформы были бы необъяснимы.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1578;