Христианизация и св. Казимир. Готика
Крещение Литвы (1387) и Жемайтии (1413–1417) стало только первым небольшим шагом на пути к христианскому обществу, поскольку тогда были уничтожены лишь самые главные языческие свя- тыни, между тем как локальные места отправления культа продолжали
существовать. и хотя языческие капища в то время представляют со- бой альтернативу католическим церквям, но и они уже становятся ре- зультатом совместного развития с христианством. Церковь стремилась интегрировать языческие верования, однако католические святые до- вольно медленно вытесняли языческих богов, которые еще долго про- должали жить в сознании людей наряду с новыми представлениями. Тем не менее, в начале XVI в. христианство уже охватило все дворян- ское сословие, а в крестьянскую среду проникло лишь в XVII в.
Символом христианизации Литвы стало формирование традиции почитания св. Казимира (1458–1484), сына великого князя литовского Казимира IV. Уже в начале XVI в. королевича Казимира почитали как святого в окрестностях Вильны, а культ св. Казимира начал вытеснять культ покровителя Польши св. Станислава. После своей смерти короле- вич Казимир прославился как чудотворец и был канонизирован: народ верил, что именно он спас Литву в войнах с Москвой: способствуя тому, чтобы литовское войско одолело врага под Полоцком в 1518 г., выигра- ло сражение на Западной Двине в 1519 г. Культ св. Казимира показывал, что в Литве сформировалось устойчивое, ориентированное на Запад- ную Европу религиозное самосознание. После канонизации в 1604 г. св. Казимир стал важнейшим покровителем Литвы и Вильнюса и основ- ным ее святым, а традиция проведения народной «ярмарки Казюкаса» в день памяти этого святого сохранилась со времен ВКЛ до наших дней.
Европеизация Литвы была бы невозможной без создания церковной организации. Сразу после крещения в ВКЛ наряду с уже действующими православными епархиями были сформированы четыре католических епархии (Виленская, Жемайтская, (Жемайтийская), Луцкая и Киевская), основывались монастыри. К середине XVI в. в Литве обосновались семь монашеских орденов (наиболее известные из них – францисканцы и бернардинцы), располагавшие 18 монастырями – четыре находились в Вильне, по два – в Ковне и Гродно. В Литве началось строительство пышно украшенных монастырских храмов с роскошными алтарями и множеством картин, скульптур и фресок, а с конца XV в. в костелах на- чали появляться оргáны. Везде, даже в самых отдаленных уголках ли- товских епархий учреждались приходы и возводились храмы. В сере- дине XVI в. сеть католических приходов уже охватила почти всю Литву. Готика – это европейский архитектурный и художественный стиль, появившийся в XII в. Расцвет этого направления в искусстве приходит- ся на середину XIII в. Вертикальные линии готических церквей и ухо- дящие в небеса башни символизировали стремление человека к Богу. В конце XIV в., когда готика только начала свое проникновение в Литву,
в Европе она уже насчитывала около полутора веков существования, перешла в зрелую стадию и затронула все области творческой деятель- ности человека. В различных регионах Европы сложились самобытные региональные особенности готического искусства, которые наиболее ярко проявились в архитектуре сакральных сооружений. В Западной и Северной Европе здания возводились из камня, а в бедных строитель- ным камнем областях основным строительным материалом стал кир- пич. Таким образом, в Европе выделились два региона, различавшиеся по типу готической архитектуры – каменной и (красной) кирпичной. Литва переняла у Европы кирпичную готику.
Распространение готической архитектуры в первую очередь было об- условлено принятием страной христианства и начатой после крещения программой Витовта по строительству каменных храмов (вильнюсские Кафедральный собор, костел Святых иоаннов, францисканский костел Вознесения Пресвятой Девы Марии, каунасские костел Святых апо- столов Петра и Павла, костел Св. Георгия, костел Св. Гертруды, костел Св. Николая). Одним из наиболее хорошо сохранившихся культовых зданий является костел Витаутаса Великого в Каунасе. Особенностью литовской готической архитектуры является ее оборонительный харак- тер: даже сакральные здания были оснащены сторожевыми башнями или амбразурами – во времена Витовта чаще всего строили именно оборони- тельные сооружения. Витовт перестроил или построил каменные замки в Вильнюсе, Тракай, Каунасе, Гродно, Новогрудке и Луцке. Парадный зал Тракайского островного замка с крестовыми готическими сводами свиде- тельствует о том, что готика проникла и в оборонительную архитектуру. Подлинная готическая революция произошла, по-видимому, в кон- це XV – первой трети XVI в., когда были сооружены самые значитель- ные памятники в Каунасе и особенно в Вильнюсе. Готика начала про- никать в строительство жилых зданий, достигла отдаленных районов (Кедайняй, Запишкис), воцарилась даже в архитектуре православных храмов. Литовская готическая архитектура переняла основные черты этого стиля – высокие пространства (центральный неф Бернардинского костела в Вильнюсе) и грациозность (вильнюсский костел Св. Анны). Правда, эти храмы возводились искусными приезжими мастерами. Таким образом, в архитектуре проявлялись общие тенденции эпохи европеизации – основные вещи «импортировались». Местные мастера также включились в творческий процесс, однако их здания пока еще не могли сравниться, например, с костелом Св. Анны, построенным в то же время. В середине XVI в. в Литву начнет проникать новый архитек- турный стиль – ренессанс, в котором был выполнен Нижний вильнюс-
Самый восточный в Европе шедевр готической архитектуры –
вильнюсский костел Св. Анны. Фото А. Бальтенаса
ский замок, но среди местных мастеров готическая традиция просуще- ствует вплоть до начала XVII в.
Уже во времена Витовта в Литве сформировался определенный эпи- центр готического стиля – это современные Вильнюс, Тракай и Каунас, готические замки строились также и вдали от этнической Литвы, на ру- синских землях ВКЛ: в Черной Руси (Гродно, Новогрудок), в Подляшье (Мельник, возможно Брест) и даже на Волыни (Луцк). На пограничье двух вероисповеданий, да и на православных землях тоже начали появляться готические католические костелы. В этом регионе готика стала стилем даже православных или будущих грекокатолических (униатских) церквей. известный деятель того времени Константин Острожский перестро- ил в готическом стиле несколько церквей в Вильнюсе и Новогрудке и донес готику до своей вотчины – Волыни. Стиль готических церквей ВКЛ отражается и в архитектуре резиденций (Мирский замок под Несвижем), а вместе с тем, можно сказать, является феноменальным и во всей европейской культуре в целом, поскольку так далеко на вос- ток готика проникла только в исторической Литве, образовав рубеж европейского значения. Москва в XV–XVI вв. следовала византийской традиции, а Запад если и оказывал на нее какое-то влияние, то лишь
фрагментарное, и оно не включало в себя готику (итальянские архитек- торы и стиль ренессанса в Кремле конца XV в.).
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1036;