Святой правитель
Витовт верил, что в одной из проигранных им битв он был чудом спасен самой Пресвятой Девой Марией, и сразу после той битвы заложил в Ковне (также Ковно, совр. Каунас) церковь во славу Богородицы. Вообще, большинство основанных Витовтом церквей ос- вящались во имя Пресвятой Девы Марии. Можно сказать, что традиция почитания Девы Марии в Литве берет свое начало во времена Витовта, хотя в акции по крещению Литвы его церковную политику затмил сво- ими действиями Ягайло. Основной целью Витовта было становление
Литвы равноправной частью католической Европы, чему мешал осуще- ствиться Тевтонский орден. Однако после Грюнвальдской битвы Витовт начал активно строить церкви и монастыри, обратил Жемайтию в хри- стианство (1413), учредил Жемайтийскую епархию (1417), а на Западе проводил широкую информационную кампанию о своей деятельности с целью представления Литвы как католической страны.
Кроме того, он попытался добиться для Литовской католической церкви статуса самостоятельной провинции, учредить Литовскую пра- вославную митрополию или епархию и объединить ее с Католической церковью. Однако папы римские весьма неохотно давали разрешения на учреждение архиепископств и церковных провинций, а объединить Восточную и Западную церкви не смогла даже Флорентийская церков- ная уния, подписанная в 1439 г., вскоре после смерти Витовта. Однако церковная политика Витовта заложила основы для дальнейшей христи- анизации Литвы.
Основным яблоком раздора с Тевтонским орденом была Жемайтия. Суть этого конфликта разъясняет одна интересная деталь: во вре- мя переговоров на острове Салине (неподалеку от Ковны) 28 января 1413 г. у князя Витовта состоялся любопытный разговор с главой по- сольства Тевтонского ордена маршалом Михаэлем Кюхмейстером фон Штернбергом: когда маршал заявил, что Литва не соблюдает условия Первого Торуньского мира, согласно которым она обязалась разрушить Велюонский замок и вернуть эту землю Ордену, Витовт отрезал: «Вы хотите вырвать из наших рук наследие предков и отнять Велюонский замок, но прежде чем я отдам его вам, многие сложат свои головы». Кюхмейстер возразил, что Орден может подтвердить свои требования
«верными грамотами и доказательствами», на что Витовт вспылил:
«Прусские земли – тоже мое наследство, и я буду требовать их вплоть до самой реки Осы, потому что все это – наследие моих предков». Вдобавок он язвительно поинтересовался у маршала: «А где же нахо- дится наследие предков вашего Ордена?»
Отвергая притязания Тевтонского ордена на Жемайтию, Витовт прибег к историческим и этническим аргументам – по его мнению, прежние документы о передаче Жемайтии утратили юридическую силу после перехода Литвы в христианство. Своей вотчиной он называл почти все прусские земли до правого притока Вислы – реки Осы, юж- нее которой уже была только Хелминская земля, подаренная немцам Мазовецким князем. Здесь Витовт повторяет установку предыдущих литовских правителей на расширение государства по всему балтско- му пространству. Однако позднее он умерил свои претензии и тре-
бовал передачи Литве всей Жемайтии до Немана, то есть с Мемелем (Клайпедой), а также Занеманья.
Таким образом, Жемайтия оставалась основной причиной конфлик- та Витовта с Тевтонским орденом даже после Грюнвальдской битвы, принесшей Литве и Польше военную, но не идеологическую победу – на Западе распространялись пасквили о «фальшивой» победе Ягайло и Витовта, которые якобы одержали верх только за счет язычников и татар-мусульман. Поэтому в 1413 г. Витовт и Ягайло начинают крестить жемайтов. В 1418 г. Витовт направляет в Констанцу уже упомянутую нами выше православную делегацию во главе с Г. Цамблаком. Перед де- легацией стояла задача обосновать желание Литовской православной митрополии жить в унии с Католической церковью. Экуменическая служба, проведенная Г. Цамблаком в Констанцском кафедральном со- боре, произвела на современников такое сильное впечатление, что они подробно описали ее в своих хрониках, а Литва в числе других евро- пейских стран, шествующих к кресту, попала на страсбургскую фреску, изображающую христианское сообщество государств.
Таким образом, вся политика Витовта была ориентирована на цер- ковную стратегию и преобразование Литвы, которое историки за- частую слишком формально завершают так называемым крещением Жемайтии. Создается впечатление, что вся политика Витовта была на- правлена на создание образа «святого правителя» в подражание вен- герскому монарху иштвану, который за несколько сотен лет до Витовта получил более высокий статус, чем просто «Великий», став «иштваном Святым». Поскольку на долю Витовта выпала действительно серьезная задача по преобразованию страны – не только обратить в христианство языческие земли Литвы, но и найти формулу сосуществования с право- славной, или византийской, традицией, то проект по его коронации сле- дует рассматривать в контексте христианизации и европеизации Литвы. Витовт начал стремиться к коронации сразу после решения перво- степенного по важности вопроса своей политики – в 1422 г. Тевтонский орден окончательно отказался от притязаний на Жемайтию и больше не представлял опасности для Литвы. Теперь наступило время для решения проблемы отношений между Литвой и Польшей. В конце двадцатых годов XV в. Витовт стал вести себя как самостоятельный правитель. В 1427 г. он отправился в поход на помощь своему внуку, московскому князю Василию II – тогда демонстрации силы оказалось достаточно. Возвращение из похода Витовт использовал для проверки восточных окраин своего государства, попутно присоединив к Литве Псков (1426) и Великий Новгород (1428). Казалось, что для достиже-
ния второй цели своей политики – Королевства Литовского – ему не хватает лишь короны. Поскольку в регионе царила гегемония Польши, а не Литвы, и после Мельнского мира основной политической пробле- мой стали литовско-польские отношения, то реализация задуманного Витовтом проекта коронации имела не только местное, но и между- народное значение, так как решение важных региональных вопросов было невозможным без участия Литвы.
Специально для встречи правителей Литвы и Польши – Витовта и Ягайло – с королем Венгрии и императором Священной Римской им- перии Сигизмундом I Люксембургским для совместного обсуждения политических проблем Центральной и Восточной Европы и предна- значался съезд в Луцке, проходивший с 9 по 29 января 1429 г. На съезд также прибыли посланники великого князя московского и князя твер- ского, князья Рязанского, Одоевского, Новгородского, Псковского княжеств, папский легат, послы Тевтонского ордена, Золотой Орды, Молдавского княжества, датского короля и византийского императора. Съезд в Луцке продемонстрировал значение ВКЛ и Витовта для регио- на, а в литовскую историю вошел прежде всего благодаря плану коро- нации Витовта. Этот план поддержал Сигизмунд I Люксембургский, а также Тевтонский орден, стремившиеся создать в регионе противовес Польше. Решение Витовта принять предложенную императором коро- ну и заявление, что он делает это «без чьего-либо спросу», означало его превращение в суверенного правителя.
Съезд в Луцке логичным образом завершил сложный политический путь Витовта, намеченный им в конце XIV в. и приведший к конечной цели: в европейской политической системе вот-вот должна была по- явиться и литовская монархия. Однако хотя нюрнбергские ювелиры уже изготовили короны для Витовта и его жены иулиании, церемония не состоялась – польская знать вынудила Ягайло отозвать данное им согласие на коронацию. В 1430 г. Витовту все же удалось добиться от Ягайло согласия, после чего оставалось лишь заручиться поддержкой польских вельмож. К сожалению, Витовт скончался 27 октября 1430 г., так и не успев стать королем Литвы. и хотя полностью план не был осу- ществлен, политика Витовта все же достигла важнейшей цели: отсталое и изолированное Литовское государство сумело устранить величайшие опасности, узаконить свое существование, войти в Европу, приобщить- ся к ней и удержаться в Европе.
При Витовте Литва ближе всего подошла к той форме государ- ственного устройства, которую сейчас иногда называют империей. Впоследствии она все больше и больше ослабевала, поэтому во времена
Луцкий съезд. Худ. Й. Мацкявичюс, 1934 г.
невзгод и бедствий, во времена необходимости в национальном сплоче- нии фигура Витовта стала легендой, придававшей сил, пробуждавшей чувство национальной гордости и патриотизма. Культ князя Витовта зародился еще при его жизни. Эней Сильвий Пикколомини в своей
«Книге о мужах, прославленных своею жизнью» посвятил Витовту та- кие слова: «Как велик Ты и как велика Твоя родина!» Расцвет культа Витовта приходится на XVI в., когда литовское общество начало искать идеологическую опору против польского плана (плана Ягеллонов) по созданию союза двух государств во главе с Польшей.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 957;