Перемены времен правления Витовта

Значение вводимых Витовтом новшеств понимали уже его современники – именно их восхищение и преклонение перед ним выли- лось в его прозвище «Великий». Прежде всего, Витовт перестал платить дань монголам, отменил старинную систему удельных княжеств и назна- чил в эти княжества своих наместников, сосредоточив, таким образом, реальную власть над ВКЛ в своих руках. В 1393 г. Луцк перешел непо- средственно в ведение Витовта, в 1394 г. он покорил Киевское княжество (передав наместничество в Киеве князю Скиргайле), а в 1395 г. назначил своего наместника в Подолье. Самостоятельность сохранили только ма- лые княжества. Однако самой важной чертой политики Витовта были социальные перемены, так как именно при нем начал складываться слой рыцарей-землевладельцев. Массовая раздача земель и крестьян дворя- нам означала не только укоренение самих Гедиминовичей и пришельцев из Литвы на захваченных землях, но и, что самое важное, создание ло- яльного по отношению к новой власти слоя местной знати и сохранение лояльности со стороны местных князей.

После крещения Литвы в 1387 г., когда политическая элита перешла из язычества в католичество, чаши весов между католическим ядром го- сударства и православной периферией в области культуры сравнялись (православным запрещалось занимать высокие государственные посты и возводить свои церкви в центре страны). Баланс между политическим влиянием литовских католиков и культурным преимуществом право- славных лишился своих рычагов – политическая элита начала приоб- ретать и статус культурной элиты, поскольку православные утратили цивилизационное преимущество. Однако это породило новую про- блему – проблему конфессионального дуализма, чего не могло быть в


 

Большая государственная печать Витовта. Реконструкция худ. В. К. Келисинского, 1841 г.

 

языческие времена. Этническое «католическое» ядро государства про- должало составлять не более 10 % от всей территории и не более 20 % от общего числа населения. Понятно, что плотность населения в поли- тическом центре была выше, и отсюда в войско ВКЛ поступала чуть ли не половина (по другим подсчетам – более половины) состава кавале- рии, однако с таким огромным удельным весом подданных иного веро- исповедания не сталкивалось ни одно другое европейское государство. Поэтому перемены эпохи Витовта в культуре также были ощутимыми – интенсивно создавая сеть католических институций власти, правитель не забывал и о православии. В 1415 г. он созвал в Новогрудке собор пра- вославных епископов, на котором была основана православная митро- полия ВКЛ. Митрополитом Витовт поставил одного из известнейших православных богословов того времени – Григория Цамблака. Кроме того, он обеспечил митрополиту Киевскому и всея Руси условия для того, чтобы тот прочно обосновался в Вильне, где для него был постро- ен кафедральный собор и резиденция, а русинские кварталы Вильны были переданы под юрисдикцию митрополита (это положение сохра- нялось вплоть до конца XVIII в.). Кроме того, Витовт направил право- славную делегацию под руководством Г. Цамблака на Вселенский собор католической церкви в Констанце, где была выдвинута идея всемирной


 

церковной унии (эта идея была осуществлена в 1439 г. во Флоренции). именно во времена правления Витовта ВКЛ начало приближаться к им- перии, его реформы были радикальными даже по меркам того времени. Принцип «нерушимости старины» является не более чем историогра- фическим мифом – экспансия Литвы судьбоносным образом расколола пространство Киевской Руси на две части: Киевскую и Московскую, на многие века направив историю этих двух княжеств по разным путям.

Проводимая Витовтом политика централизации привела к со- средоточению больших ресурсов на широких просторах Восточной Европы. Наиболее успешно в жизнь ВКЛ интегрировалась Волынь, которую великий князь Витовт начал считать частью своей вотчины. Впоследствии Волынь вообще стала территорией побочных ветвей рода Гедиминовичей – здесь создали свои вотчины Сангушки (Ковель, позднее Славута), Чарторыйские (Клевань), Вишневецкие (Вишневец) и другие, так же поступали и вельможи Радзивиллы (Олыка) и Ходкевичи (Млинов), которые приобрели здесь обширные владения, кроме того, Острогом владели местные князья Острожские из рода Рюриковичей, сыгравшие существенную роль в истории Литовского государства.

Множество древних империй рухнуло, оставив по себе память как о тюрьме для народов, а те империи, которые смогли устоять, преврати- лись в плавильный котел наций. Подобные процессы происходили и в ВКЛ, и особенно важным фактором здесь стал польский язык. Тем не менее, это привело не к всеобщей полонизации, а к формированию не- скольких современных наций – литовской, белорусской и украинской. Поэтому ВКЛ вошло в историю не как тюрьма или плавильный котел, а как колыбель для народов, и в этом заключается важнейшая особен- ность империи ВКЛ.

 








Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1188;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.