Крещение Литвы – завершение процесса формирования Европы?
Во второй половине XIV в. агрессия Тевтонского ордена против Литвы достигла невиданных доселе масштабов – по три-четыре похода в год. Силы страны истощались, и она была вынуждена искать со- юзника. Выходом стала Кревская уния с Польшей, заключенная в 1385 г. и принесшая великому литовскому князю Ягайло (Ягелло, Йогайла) польскую корону. Одним из условий унии было крещение Литвы, что и сделал Ягайло сразу по возвращении из Польши в 1387 г. При этом Ягайло старался уничтожить проявления старой веры: священные рощи, поклонение священному огню, культ ужа. Но на первом плане все же были политические обстоятельства того времени – польза от креще- ния вскоре стала очевидна: папы римские запретили Тевтонскому орде- ну нападать на Литву. С тех пор этот Орден уже не мог рассчитывать на эффективную поддержку Запада. Кревская уния с Польшей позволила добиться победы в Грюнвальдской (Жальгирисской) битве. Своим кре- щением и победой над Тевтонским орденом Литва устранила двухсот- летнюю угрозу своему существованию и вышла на новую стадию своей истории, вступив в эпоху «европеизации», или «пути в Европу».
14 августа 1385 г. в Кревскийзамокприбылапольскаяделегация. Пред- полагается, что у поляков уже был заготовлен текст договора. Ягайло со- гласился с содержанием этого документа, он был подписан и вошел в исто- рию под названием Кревской унии. Условия договора были следующими: Ягайло берет в жены дочь польского короля Ядвигу, обещает обратить Литву в католическую веру, вернуть утраченные польские земли, освобо- дить польских пленных и «прислонить» Литву к Польше. Слово «присло- нить» необходимо заключать в кавычки, поскольку историки до сих пор спорят, как в данном случае следует переводить с латыни глагол applicare.
При заключении Кревской унии Ягайло, как и все первые монархи, считал всю страну своей собственностью и полагал, что может обра- щаться с Литвой по своему усмотрению. Это характерная черта той эпо- хи, а не высокомерное поведение самого Ягайло: ведь можно считать, что договор был заключен между королевством Польским и великим князем литовским. В отличие от Польши (где власть распределялась между монархом и государственным советом и уже начал действовать шляхетский сейм), в Литве не было никакой другой институции для вы- ражения воли Литовского государства, за исключением князя. Однако Ягайло не отказался от своих прав на Литву как на законную вотчину, и Литва стала вассалом Польши, не утратив при этом своей государствен- ности. А еще точнее – великий князь литовский Ягайло стал вассалом короля польского Ягайло. Однако самым большим минусом Кревской унии было то, что вопросы управления страной регламентировались не правовыми, а реальными отношениями между государствами – именно здесь и таилась наибольшая опасность для Литвы. На первый взгляд, казалось бы, между новыми областями деятельности существовал па- ритет: Гедиминовичи получали княжества в Польше, а польские санов- ники получали полномочия на управление делами Литвы, литовское войско помогало полякам, а польское – литовцам. Однако в первом слу- чае помощников контролировали польские государственные институ- ции, во втором же весь контроль принадлежал только общему правите- лю, который находился в Кракове (где, в отличие от Вильно, он являлся монархом признанного Европой государства) и мог опираться на под- держку Государственного совета Польши. После включения литовских чиновников в польские государственные учреждения Литва стала пре- вращаться в провинцию, а взаимодействие двух государств, основан- ное на заключении личной унии, уничтожало ее государственность.
Литва была вынуждена заключить столь невыгодную для себя унию в связи с ожесточенными нападениями немецких рыцарей. В преддве- рии подписания Кревского договора силы Литвы уже были на исходе, поэтому поляки и стали ее союзниками. Кревская уния ограничила са- мостоятельность Литвы. Был ли у нее другой путь, не через Польшу? история предыдущих 200 лет доказала: сделать это через немецкие ордены было невозможно. Польша была ближайшей соседкой Литвы, и Кревская уния открыла новую страницу литовской истории: Литва повернулась лицом к Польше.
В 1387 г. Ягайло прибыл в Вильно для крещения литовцев. Знать была приглашена для крещения в Вильно вместе с семьями, и каждый удостоился отдельного водного обряда. Простому же люду король, как
крестный отец, раздавал рубашки и шерстяную одежду, поэтому были желающие креститься по нескольку раз. Похожая история произошла и с крещением кельтских и германских племен. из-за большого числа жела- ющих принять христианство пришлось крестить их целыми группами в речных водах. Наряду с введением новой веры Ягайло уничтожал прояв- ления язычества: священные рощи, культ ужа, поклонение священному огню. В Вильно был возведен Кафедральный собор, торжественно освя- щенный в честь Краковского епископа св. Станислава («чтобы оба рав- ноправных народа имели одного покровителя и заступника»), главный алтарь собора находился на месте бывшего языческого вечного огня.
17 февраля 1387 г. Ягайло издал специальный указ об учреждении Виленской епархии. Этот документ (так называемый привилей) являет- ся важнейшим актом христианизации Литвы. 22 февраля того же года Ягайло издал грамоту, в которой поклялся привлечь всех литовцев на свою сторону или даже силой заставить их принять католическую веру. Превратив Литву в христианскую державу, Ягайло тем самым устранил основную причину политической изоляции, что не замедлило прине- сти плоды: в 1403 г. папа римский запретил Тевтонскому ордену воевать с Литвой. Принятие христианства стало важным идеологическим фун- даментом дипломатической борьбы Ягайло и Витовта накануне воен- ного конфликта с Тевтонским орденом.
Наиболее ярко после крещения проявились внешние изменения. Крещение принесло в Литву неизвестный до сих пор социальный ин- ститут – церковь. Это не только здания и сооружения новой архитек- туры, картины, другие предметы церковного искусства и хранилища церковных книг, но и очаги письменности и просвещения. Церкви стали проводниками новых идей в Литве, ввели новое представление о смерти и христианский похоронный обряд. К концу XIV в. в Литве значительно снизилось число погребений по характерному для язы- чества обряду сожжения. Церковь распространяла идеи единого Бога, первородного греха и искупления Христа, что, без сомнения, оказыва- ло свое влияние на сознание человека. Для вчерашнего язычника новы- ми оказались не только принципы сочувствия и благотворительности, но и понятие греха, особенно постулат о том, что согрешить можно не только делами, но и мыслями. Трансформированная христианская идея любви к ближнему находит отражение в отношениях сеньора и вассала, особенно это касается ответственности сеньора за спасение души сво- его подопечного, а это означает, что сеньор получает право определять за своего вассала его вероисповедание. Таким образом, феодальные от- ношения приобрели идейный фундамент, а верховному сеньору – пра-
Литва (последняя пешая аллегорическая фигура) на фреске «Шествие наций к кресту». Церковь Св. Петра Молодого в Страсбурге, нач. XV в.
вителю – было предоставлено право преемственности и наследования власти. С понятием tripartitio christiana (трехчленное деление общества на тех, кто молится, кто сражается, и кто трудится) можно напрямую связать и идею средневековых сословий. Напомним, что после креще- ния Литвы Ягайло даровал привилегии не только Виленскому еписко- пу, но и дворянам (шляхте), закрепив за ними их собственность, а так- же виленским горожанам, предоставив им самоуправление. Крещение Литвы положило начало формированию сословного общества.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1964;