Держава Ольгерда
В XIII в. Монгольская империя разгромила Киевскую Русь, а Литва, воспользовавшись этой победой, подчинила себе неко- торые русские земли. Во времена правления Миндовга к Литве была присоединена Черная Русь, во времена Витеня и Гедимина – Белая Русь (Полоцк – в 1307 г., Витебск – в 1320 г.) и Волынь (1340) – иными слова- ми, вся современная Белоруссия и часть Западной Украины. Киев мог быть присоединен еще в 1322 г., в правление Гедимина, но историки склонны считать, что Киев завоевал князь Ольгерд после победы над Золотой Ордой в битве на Синих Водах в 1362 или 1363 г. Правление князей Гедимина и Ольгерда ознаменовалось не только расширением территорий – при этих властителях Литва стала значимой силой на исторической арене Центральной и Восточной Европы. Очевидно, что ВКЛ никогда не смогло бы завоевать просторы Киевской Руси, не будь монгольского вторжения – в XIV в. Литва больше всего напоминает те- невую империю. Подобные государственные образования возникают на пограничье либо на периферии рушащихся империй, когда бывшие
Карта: Расширение Великого княжества Литовского в XIII–XV вв.
подданные, торговые партнеры или союзники-сателлиты подчиня- ют себе часть ее территории (а порой и область былой метрополии). Обычно пришельцы перенимают и административную структуру, а также культурное наследие рухнувшей империи.
Русские княжества попали под власть Золотой Орды, возникшей после распада Монгольской империи, и были вынуждены постоянно платить ей дань. и хотя Литва присоединила немалую часть русских земель, но и Гедимин, и Ольгерд также обязаны были платить Золотой Орде дань за возможность управления этими областями (выплата дани прекратилась лишь при князе Витовте). Весьма вероятно, что рус- ские земли в составе ВКЛ представляли собой кондоминиум Литвы и Золотой Орды, то есть являлись их совместным владением. Тем не ме- нее, на разоренные монголами территории претендовали и неподвласт- ные ВКЛ древнерусские земли, одной из сильнейших среди которых была Владимиро-Суздальская.
В начале XIV в. главными соперниками в борьбе за ярлык (жало- ванная ханская грамота на сбор дани с других русских князей в поль- зу Золотой Орды) были Тверь и Москва. Победителем в этой борьбе стала Москва, сумевшая закрепиться также и во Владимире. Выступая на стороне Твери в ее попытках отвоевать у Москвы утраченное пер- венство, литовский князь Ольгерд целых три раза – в 1368, 1370 и в 1372 г. – предпринимал поход на Москву, но не сумел занять Кремль. Таким образом, заявленные Ольгердом цели («вся Русь должна принад- лежать литовцам») не осуществились, а Вильнюс так и не стал «вторым Киевом». Однако именно во время этих походов на Москву Ольгерд в своем письме константинопольскому патриарху (1371) называет себя
«литовским императором» (vasilea Letvon), тем самым возвышая себя над московским, тверским и другими князьями и приравнивая себя к императору Византии – литовские правители прекрасно ориентирова- лись не только в западноевропейской, но и в восточноевропейской по- литической системе.
Древнерусские земли, разумеется, не спешили добровольно присо- единяться к ВКЛ как к более милостивому оккупанту. В литовской экс- пансии было все: и прямой захват силой, и распространение влияния окольными путями. история не знает «добровольных» присоединений к великим державам. Византийские источники ничего не упоминают о миролюбии литовцев – наоборот, они говорят об «отважном и во- инственном народе». Даже династические браки в ту пору заключались под неприкрытым военным давлением.
Литовцы, скорее всего, были такими же империалистами, как и все остальные, разница заключалась лишь в том, что после захвата чужого края они не торопились с притеснением, т. е. поначалу не меняли сло- жившийся порядок. Точнее всего эту тактику характеризует излюблен- ное выражение литовских князей: «мы старины не рушим, новизны не вводим» – они сохраняли старые княжеские структуры, что позднее превратится в удельные привилегии, выражаясь языком современ- ным – в автономии. Украинцы шутят, что литовцы были самыми при- ятными захватчиками в их истории. Вряд ли причиной таких отноше- ний могло стать благодушие и миролюбивость самих литовцев. Литва не могла навязать другим народам ни свой язык, ни свою культуру, ни свою религию, поскольку язычество было не в состоянии конкуриро- вать с православием, обладавшим к тому времени развитой органи- зационной структурой и письменностью. Поэтому иногда Литовскую державу тех времен называют «бархатной империей». На окраинах ВКЛ зависимость колебалась в значительных пределах – от сюзерените-
та до гегемонии. Чем дальше от центра – Вильны, тем менее правив- шие на периферийных землях ВКЛ (именно сюда попадает Украина) Гедиминовичи прислушивались к своим виленским братьям, кузенам или дядьям – великим князьям.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1608;