Возвышение династии Гедиминовичей
В конце XIII в. упоминаются еще несколько великих литовских князей: Будикид (Бутигейдис), за ним – его брат Будивид (Бутвидас), далее – сын Будивида Витень (Витянис). Это было новое яв- ление в литовской истории – престол последовательно занимали люди из одного рода – братья или сыновья. Таким образом, в этот период сформировался принцип наследования престола, что в Средние века являлось одним из важнейших признаков стабильности государства. Дело в том, что теперь любой претендент на власть должен был сначала доказать свои права, родство или принадлежность к правящей дина- стии. В конце XIII в. на арену литовской истории вышла одна из самых известных династий литовского происхождения – Гедиминовичи.
Династия получила название по имени брата Витеня – князя Гедимина (Гедиминас), правившего с 1316 по 1341 г. Гедимин не был пер- вым представителем этой династии, но благодаря сыгранной им в раз- витии литовской истории роли он затмил своих предшественников. Во времена правления великого князя Гедимина сформировалась ранняя, или военная, монархия, уже обладавшая всеми характерными для нее признаками, а именно: диархия, ранний феодализм, проявившийся в образовании первых дворов-поместий. Литва в то время уже распола- гала столицей, а Гедимин положил начало традиции наследования пре- стола, возведения каменных оборонительных сооружений. Во времена правления Гедимина или его сына Ольгерда (Альгирдас) была создана целая система каменных замков вокруг ядра молодого государства – его столицы. В эту систему входили: Медницкий, Кревский, Лидский, Трокский замки и более удаленные Городенский и Ковенский замки. Литва стала центром политической системы, вокруг которого сплачи- вались не только земли Черной Руси и Полоцка, присоединенные еще во времена Миндовга, но и земли Галиции и Волыни, Киева, Пскова, по- павшие в сферу политического влияния Литвы, что позволило ей стать участницей крупных политических комбинаций и главенствующей си- лой своего региона, то есть истинной державой. Политика Литвы ста- новилась заметной в масштабе обширного региона или даже Европы.
Гедимин строит Виленский замок. Худ. М. Э. Андриолли, 1882 г.
Наиболее значимым свидетельством политики Гедимина считают- ся его письма. и хотя о них чаще всего говорят только в связи с пер- вым упоминанием Вильнюса в письменных источниках, они вместе с тем являются доказательством последовательной политики европеи- зации Литвы, которую проводил князь Гедимин. Его письма раскры- вают перед нами очень широкий (с учетом международной изоляции Литвы) политический кругозор правителя. Гедимин создавал право- славную митрополию, решился принять христианство сам и учредить католическую архиепархию. Этой церковной политикой ему удалось заинтересовать папу иоанна XXII, который уже в те времена выдви- гал идею церковной унии. именно ему Гедимин и посылал письма, в которых выражал желание креститься. Он писал о том, что литовские правители хотели бы принять католическую веру, но вынуждены за- щищаться от крестоносцев, которых волнует не крещение, а завоевание государства. Гедимин также разослал по немецким городам и монасты- рям письма с известием, что Литва ожидает приезда папских посланцев для переговоров о крещении. Литовский князь приглашал приехать в
Воображаемые портреты литовских правителей Итальянский худ. Александр Гваньини, XVI в.
Миндовг Гедимин
Ольгерд Витовт
Кейстут. Худ. А. Пеньковский, 1838 г. Бирута. Худ. А. Пеньковский, 1838 г.
Литву и обосноваться тут немецких рыцарей, купцов, ремесленников, крестьян, обещая им те же условия для деятельности, что и в Европе. Однако в 1323–1324 гг. акция Гедимина с крещением потерпела неудачу из-за сопротивления жемайтской и православной знати.
Отказ от крещения не означал отказа Гедимина от другой цели – сближения Литвы и Западной Европы посредством приглашения в Литву немецких колонистов. О том, что уже во времена Гедимина Литву начали посещать западные монахи, говорит загадочная история о францисканских мучениках, положившая начало одной из самых древних виленских легенд. Эта история известна с XIV в., она рассказы- вает об убийстве двух францисканцев, произошедшем в Вильне в кон- це правления князя Гедимина. В XVI в. на месте их захоронения была возведена часовня, рядом с которой позднее будет основан монастырь ордена бонифратров.
итак, языческое литовское общество и его хозяйственная, социаль- ная, политическая и духовная структура приобрели наиболее зрелый вид именно в правление Гедимина. Таким образом, в конце XIII в. в ли- товскую историю вошла известнейшая и, что немаловажно, литовская по своему происхождению династия Гедиминовичей, которая правила в Литве до 1572 г., вплоть до смерти Сигизмунда Августа (Жигимантас Аугустас), после которого литовский престол перешел к чужеземным правителям. Династия Гедиминовичей была названа по имени самого известного ее представителя – князя Гедимина, затмившего своими де- яниями всех предшественников. К этой династии принадлежали выда- ющиеся великие литовские князья, сыгравшие необыкновенно важную историческую роль: сыновья Гедимина Ольгерд (Альгирдас) и Кейстут (Кестутис), сын Ольгерда Ягайло (Ягелло, Йогайла) и величайший представитель династии – сын Кейстута Витовт (Витаутас) Великий, правивший с 1392 по 1430 г. Правда, в Европе в то время более известен был его кузен Ягайло, который в 1386 г. стал королем Польши и основал новую ветвь рода Гедиминовичей – династию Ягеллонов. Впоследствии (кон. XV – нач. XVI в.) эта ветвь Гедиминовичей достигла вершины сво- его могущества. Ее представители одновременно занимали престолы Литвы, Польши, Чехии (1471–1526) и Венгрии (1490–1506).
Правление династии Гедиминовичей связано с самым прославлен- ным в национальном сознании историческим периодом развития Литвы. имена Гедимина, Ольгерда, Кейстута, Витовта занимают в ли- товской культуре особенно почетное место, а геральдический знак ди- настии – Гедиминовы столпы – является одним из важнейших симво- лов литовской нации и Литовского государства.
ЯЗЫЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО. КРЕЩЕНИЕ ЛИТВЫ
|
вместе с ним – и о коронации, что было обусловлено постоянной войной с немецкими орденами: в конце XIII в. Тевтонский орден окончательно по- корил пруссов и начал агрессию против Литвы. Понимая, что крещение, полученное от Ордена, обойдется слишком дорого, литовские правите- ли искали другие пути принятия христианства – через Чехию, Венгрию, Польшу (крещение в православие не решило бы проблемы военной агрессии со стороны немецких орденов). Вместе с тем все литовские пра- вители именовали себя королями (напр., Гедимин в своих письмах на Запад подписывался – rex; Ольгерд в своих письмах в Византийскую им- перию – basileus). Так же титуловали их и источники немецких орденов, отличая тем самым от вождей других племен, не имевших государства, или даже от князей русских земель. Таким образом, можно утверждать, что еще до вступления Ягайло на польский престол (1386) Литва заслу- жила название королевства, даже не обладая всеми атрибутами для при- знания со стороны Запада – назовем ее своеобразным, или внесистем- ным, королевством. Тем более что Литва действительно стала уникаль- ным европейским государством, которое исследователи иногда даже классифицируют как самостоятельную цивилизацию, не относящуюся ни к римской Западной Европе, ни к византийской Восточной Европе. и действительно, в Литве в то время уже формировалось индивидуальное хозяйство, что является основой западной цивилизации, но не характер- но для Восточной Европы. Кроме того, там, где не требовалось между- народного признания, где хватало собственных сил, языческая Литва постепенно становилась ведущей силой своего региона, превращалась в великую державу (лит. didvalstybė, польск. mocartstwo, нем. Grossmacht), от которой до империи – всего лишь шаг.
итак, правитель Литвы Гедимин титуловал себя Rex Lethowye и вел интенсивные переговоры о принятии христианства, а в своих письмах западным странам и городам наряду с вопросом о крещении поднимал тему о переселении в Литву западных купцов и ремесленников. Его уси- лия, направленные против изоляции Литвы, долго не приносили пло- дов, а военная агрессия немецких орденов вынуждала Литву направ- лять всю энергию на военное дело. Поэтому государственное устрой- ство Литвы XIV в. иногда называют военной монархией.
Первое воздействие на своих соседей Литва и смогла оказать именно в области военного дела – от Москвы до Чехии был известен и использовал-
ся своеобразный «литовский» (или «прусский») щит. Крестовые походы против Литвы отчасти объясняют ее экспансию на опустошенные монго- лами земли Киевской Руси и присоединение их к своей территории – так Литва накапливала ресурсы для борьбы на западе. Во времена правления великого князя литовского Ольгерда (1345–1377) Литва не только стано- вится великой державой, но и расширяет свои границы от Балтийского до Черного моря. Это обусловило неоднородность литовского государства – оно включало в себя этнические земли с языческим литовским населением и гораздо более обширные территории, густо населенные православными русинами. Поскольку эти области были отделены от Московской Руси, на них постепенно начала формироваться особая славяно-русинская народ- ность Великого княжества Литовского, из которой впоследствии сложи- лись современные белорусская и украинская нации. На этих землях ли- товцы нашли то, чего у них не было: церковную систему и письменность. Оба эти обстоятельства обусловили важную роль православной культуры в ранней литовской истории: удельные литовские князья, став наместни- ками на русских землях, принимали православие, а формирующаяся ру- синская письменность стала официальным языком документов ВКЛ. Это несколько напоминает ситуацию с франками в Галлии, когда германские племена франков, создав на землях Галлии свое государство и властные структуры, переняли язык и культуру местного населения.
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 2449;