Вавилон в эпоху Старовавилонского царства и при касситской династии.
В Дверечии держава III династии Ура (наиболее выдающиеся цари Ур-Намму (2111-2094) и Шульги (2093-2046)) просуществовала, подобно Аккадской, свыше столетия. В самом начале II тыс. до н. э. она распалась под натиском врагов, вторгшихся почти одновременно с запада (семитские племена амореев) и востока (эламиты).
Борьба городов Двуречья и возвышение Вавилона. После падения III династии Ура в Двуречье на протяжении двух с лишним столетий наблюдается усиление центробежных сил, политическая раздробленность и междоусобные войны.
Завоеватели-амореи основали несколько государств, из которых два Исин и Ларса оказались более сильными, и властители их именовали себя царями Шумера и Аккада, т. е. претендовали на власть над всей страной. Однако, ослабляя друг друга, они не в силах были осуществить свои притязания. Самостоятельную роль играли аморейские царства за пределами собственно Двуречья (Мари на среднем Евфрате и Эшнунна к востогу от Тигра). Кроме того, в дела Двуречья пытается вмешиваться семитический город-государство Ашшур (на среднем Тигре, ядро будущей Ассирийской державы).
Наконец, возвышается город Вавилон. До XIX в. до н. э. этот город, расположенный на левом берегу Евфрата (южнее современного Багдада), не играл самостоятельной политической роли и не отличался большими размерами. В дальнейшем, Вавилон усиливается экономически и политически, используя упадок и разорение ближайших соседей – Киша и Аккада.
Выгодное расположение на скрещении речных и караванных путей способствовало его превращению в крупный торговый центр. Население увеличивалось за счет притока аморейских переселенцев, двигавшихся из Сирийской степи.
Образование Старовавилонского царства. С 1894 по 1595 г. до н. э. здесь уже правит самостоятельная династия, которая ведет активную внешнюю политику и стремится к объединению всего бассейна Тигра и Евфрата под своей властью.
Наибольшего могущества достигает Вавилон при царе Хаммурапи (1792-1750 гг. до н. э.), который проявил себя опытным и умелым дипломатом, использующим распри и столкновения соседей. Он заключает тесный союз с богатым государством Мари, держащим в своих руках торговый путь, ведущий к побережью Средиземного моря.
Обеспечив, таким образом, свою северную границу, Хаммурапи сосредоточивает главный удар против Ларсы, связанной с Эламом.
Разгромив этого наиболее опасного соперника, Хаммурапи решительно разрывает дружеские отношения с Мари, захватывает этот город и разрушает его дворец (одно из лучших архитектурных сооружений того времени). Под его власть попадает также Ашшур, и таким образом создается обширное Старовавилонское царство, охватившее большую часть Месопотамии.
Свод законов царя Хаммурапи. О внутренней политике Хаммурапи мы узнаем из его переписки с вельможами и чиновниками и в особенности из изданного им свода законов. Эти законы начертаны на базальтовом столбе, украшенном рельефными фигурами.
В чем смысл законов Хаммурапи в общей форме? В том, что с одной стороны имеется право нормативное, которое государство рекомендует, а не навязывает, а с другой стороны – право обычное, как люди данной местности, данного этнического меньшинства привыкли судить. И вот вавилонское право было терпимо к обычному праву. У мусульман имеется шариат (как поступать по законам религии) и имеется адат (как поступать по жизни), который у разных мусульманских народов может быть совершенно разным. Терпимость к обычному праву (совершенно не характерная, скажем, для римского права), отсутствие желания все заменить и все нормировать, все это сделало эту систему устойчивой. Право было в значительной степени казуальное (от слова casus – случай). Но надо сказать, что закон Хаммурапи был в значительной степени систематизирован, казуальное право в высокой степени переработано.
Законы Хаммурапи охватывают самые различные сферы жизни и деятельности населения. Особое внимание уделяется сельскому хозяйству. Самым детальным образом регулируются условия аренды поля и сада. Наряду с сохранившимися еще элементами натурального хозяйства (иногда товары оплачиваются зерном и возмещение убытков производится натурой) все более усиливаются денежные отношения, причем мерилом стоимости является серебро в слитках.
По своему юридическому положению все население страны делится на свободных, находящихся под охраной законов, и рабов, находящееся в полном распоряжении господина.
Законы Хаммурапи сходны с В.З. законами: за убийство чужого раба полагается отдать его господину другого раба (или возместить его стоимость). За увечье, нанесенное чужому рабу (выбитый глаз, сломанная кость), возмещается половина стоимости раба. Если раб ударит свободного человека, то ему за это отрезают ухо. Однако в отличие от времен III династии Ура принимаются меры к тому, чтобы свободный, вавилонянин не попадал в рабство (только тяжелые преступления влекут за собой лишение свободы).
Главным способом превращения массы сограждан в рабов была долговая кабала, и именно долговую кабалу законы Хаммурапи стремятся ограничить. Стоя на страже частной собственности, закон допускал взыскание долга и процентов, но вводил это взыскание в определенные рамки, обуздывая чрезмерные аппетиты хищных заимодавцев. Долг отрабатывал не сам должник, а его жена или дети, притом лишь в течение трех лет, причем в отличие от рабов эти кабальные люди охранялись законом и ростовщик отвечал жизнью своего сына за насильственную смерть сына должника, отрабатывающего долг отца.
Свободные люди, по законам Хаммурапи, независимо от своего экономического положения делятся на две группы, различающиеся по своим правам. С одной стороны, упоминаются полноправные «сыны мужа» (маравелим), а с другой стороны, «подчиненные» (мушкену). Последние были собственниками и частично даже рабовладельцами, но тем не менее были ограничены в своих правах. За нанесение увечий мушкену виновник платил штраф, тогда как за членовредительство, причиненное «сыну мужа», преступник карался по принципу талиона («око за око, зуб за зуб»).
Царская власть при Хаммурапи имела по-прежнему деспотический характер, и царь мог вмешиваться во все взаимоотношения между подданными, даже в их личную жизнь. Так, муж имел право убить на месте преступления жену-изменницу и ее соблазнителя. Но если муж прощал преступную жену, то и царь имел право помиловать ее любовника. Закон обеспечивал полное подчинение детей отцу. Сын, ударивший отца, наказывался отсечением кисти руки.
Никаких ограничений царя в его действиях законы Хаммурапи не предполагают. Основы деспотии сохранились в полной мере. Правда, претензий на обожествление своей личности вавилонские цари, в отличие от царей III династии Ура, не предъявляли, но они провозглашали себя ставленниками богов, даровавших им престол.
Кроме законов, Хаммурапи обратился к упорядочению верований. Аба был у аккадцев и Энлиль у шумеров. Именно Хаммурапи способствовал выдвижению на передний план нового бога – куратора государства. Бога, в лице которого техногены обожествили государство и который только за него и отвечал. Это Мардук, первый в истории человечества языческий бог, основной специальностью которого является поддержание порядка в государстве и дача санкции на деятельность монарха. Египтяне до этого не додумались, хананеям это вообще было не нужно. Мардук – это бог общественных отношений, бог социальных институтов, и самое главное, патрон царя. Ни за какой дождик или грозу Мардук не отвечает, даже плодородие его не касается. А вот власть, как самостоятельная сфера человеческой жизни, получает своего бога, и этот бог становится главным. Другие боги не исчезли, но у них тоже появляется оттенок господства, оттенок власти.Но главное, что он господин, то есть он руководит по преимуществу. Самое главное для него – власть. Он не создатель мира, а царь богов, он царь на небе. Доминирование одного божества в отношении других оформляется в понятии царской власти, и это полный переворот в представлениях об обществе.
Вторжение касситов. При преемниках Хаммурапи центральная власть в Вавилонии вновь ослабевает. Происходит отпадение южных областей, а с северо-запада вторгаются народы Малой Азии хетты и касситы (вопрос о первоначальной родине касситов является спорным. Обычно ее локализуют на восток от Месопотамии (в горах Загроса). Однако имеются данные в пользу того, что они пришли из Малой Азии).
Если нашествиехеттов разграбившихоколо 1595 г. до н. э. Вавилонбыло лишь сокрушительным набегом, то касситы внедрялись постепенно и прочно. После того как хетты во главе с Мурсили I вторглись в Месопотамию и низложили последнего царя Вавилонской династии – Самсудитану, касситы захватили царскую власть в Вавилонии. Их правление продолжалось более 400 лет.
Завоеватели образовали господствующий слой военной знати, оттеснив на задний план туземных воинов.
Господство воинственных горцев, захвативших страну с высокой земледельческой культурой, было связано с известным регрессом. Так, возрождаются в известной степени сельские общины. Но в то же время широко начинают применяться малоизвестные прежде лошади и мулы (в военном деле и транспорте как упряжные животные). Совершенствуется земледельческая техника (появляется плуг-сеялка). Устанавливаются регулярные связи с Египтом (теперь уже безусловно прямые и непосредственные).
Таким образом, после короткой временной заминки поступательное движение возобновляется с новой силой.
Дальнейшие судьбы Вавилонии уже тесно связаны с историей Ассирии и будут рассматриваться в связи с ней.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1721;