Раннединастический период в Месопотамии. Шумерское общество.
Реннединастический период это эпоха ожесточенной борьбы соседних городов-государств (город с небольшой примыкавшей к нему территорией, и каждый город был самостоятельный, имел своих правителей, богов и т.д.) за политичесую гигемонию, а их правителей – за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение за счет соседей.
Раннединастический период I(РД I, 2750-2600 гг.).В это время успех был на стороне города Киша(средняя Месопотамия), правители которого первыми приняли титул лугаля (царя), стремясь тем самым подчеркнуть свое первенство среди остальных. Первый монарх первой династии города-государства Киша – Эн-Менбарагеси (XXVIII в. до Р.Х.). Он воевал с государством Элам (к северо-востоку от Двуречья). Был у него сын по имени Ага, который был разбит известным Гилъгамешем, правившим Уруком. Вследствие этого возвысился Урук. Гильгамеш входил в первую династию Урука.
Раннединастический период II (РД II, 2600-2500 гг.). Начало РД II связано с деятельностью Гильгамеша. Он победил Киш, построил городскую стену родному Уруку (в Иерихоне стена стояла за шесть тысячелетий до этого). Гильгамеш вроде бы проторил дорогу вверх по Евфрату и вышел к Иранскому нагорью, Но может, и ближе – к Эбле. Имя Гильгамеша вошло в легенду (эпос о Гильгамеше: о мире, о смысле жизни, искание истинной веры. Сказание о потопе повторяет сказание Ветхого Завета – т.е. реальность).
Маленькие государства объединялись в союз и представляли собой не унитарное государство или деспотию, а федерацию во главе с Уруком. Во главе, например, Шуруппака стоял не местный деятель, а член династии Урука. Правитель Шуруппака – фигура малозначительная: у него мало власти, мало земли. Он ограничивался и правительством Урука и собственным советом. В основе социально-экономической структуры всего Шумера находились, во-первых, хозяйство земледельцев, объединенных в сельские общины, во-вторых, храмово-государственное хозяйство, где было сосредоточено основное население. Хозяйство свободных крестьян – частное. Верховная власть всегда берет начало от членов собственной фамилии.
Храмовое хозяйство обслуживали храмовые земледельцы, ремесленники и пастухи, с которыми рассчитывались двумя способами: посредством выдачи пайка или предоставлением надела. Паек привязывает сильнее к власти, но требует больших расходов на содержание хранителей и распределителей. Надел избавляет от дополнительных расходов, но придает мелким администраторам излишнюю самостоятельность, стремление стать наследственными частными владельцами.
Раннединастический период III (РД III, 2500-2310 гг.). Все 200 лет III РД лугали дерутся между собой, пытаясь объединить нижнюю Месопотамию. Главное новшество последнего периода – появление тенденции к созданию более крупного государства. Возникает понятие «гегемон», основанное на военной силе. Шумерские вожди-военачальники (лугали) опирались еще не на профессиональную армию, а на оплачиваемую ими дружину и на клиентов, то есть на людей лично, социально и экономически от них зависевших.
Основной противник укрепляющейся государственной власти – совет старейшин, привыкших за века решать все вопросы. Старейшины довольно медленно отдавали власть, но армии у них не было. Армией обладал только лугаль. Вместе с государем и его оплачиваемой дружиной появляется слой чиновников.
В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура. На рубеже XXV-XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел город Лагаш.
Сначала его правитель Эанатумприсоединил ряд соседних центров – Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резкое недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ. Он возвратил самостоятельность храмам, чем подорвал бюджет. Ограничил власть светских чиновников, чем подорвал государство. Уменьшил налоги, а затем их отменил. Видимо, эти вынужденные реформы содействовали ослаблению централизованной администрации Лагаша, что вскоре и привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее очень недолго.
Настоящее государство создадут здесь на рубеже 24-23 вв. до Р.Х. восточные семиты под руководством династии Саргонидов.
Шумерское общество.Хотя уже прошло всего 200 лет после II РД общество «внизу» оставалось таким же; «вверху» же произошли важные изменения. Основную массу по-прежнему составляют свободные общинники – более двух третей населения. Они оформляются как социальная группа – члены аграрных общин, имеющих свое право, социальные институты и органы управления в масштабе деревни. На втором месте – население государственно-храмовых земель, т. е. принадлежащих храму, но тесно связанных с государством, и затем – крупные землевладельцы (правители городов, крупные жрецы и т.д.), не связанные особыми обязательствами ни с кем, кроме царя. На земли, закрепленными за ними на срок службы, они получали юридический иммунитет – право не платить налоги, а брать их себе. Это условное землевладение нужно было, чтобы получатель верно служил царю. И, наконец, жители городов, как связанные с землей, так и не связанные.
Земли храма состояли из трех основных блоков. Первый – собственные поля, на которых трудилось зависимое население (обедневшие местные жители, частично лишенные прав). Второй – наделы для среднего слоя, связанного с храмом, сюда включаются управленцы, жрецы, ремесленники (бывшие, тем самым земледельцами). И третий – земли, сдававшиеся в аренду, видимо, общинникам.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 882;