Источники по истории Древнего мира.
жизнь и плодородие земле и живым созданиям, предоставили Инанне роль, которая в других мифологических системах обычно выпадала на долю мужского божества. Инанна — дочь Энки или Наины и сестра или супруга солнца, которую собратья обошли при первоначальном разделении обязанностей. В ответ на ее жалобы боги даруют ей дивную красоту и способность сеять раздор, разжигать распри и войны. Как богиня планеты Венера, Инанна обозначалась звездой с восемью лучами; другой ее атрибут — лунный серп в виде рогов. Инанна — воплощение чувственной любви и таинственных сил природы. С ее именем связаны самые увлекательные и искусные по композиции сказания. Мифологический цикл «Инанна — Думузи», повествующий о любви богини и пастушьего бога, содержит множество лирических песен, которые исполнялись на празднестве священного брака между царем и верховной жрицей. Инанна как истинно природное божество обречена проходить круговорот умирания — воскрешения в своем ежегодном путешествии в подземное царство. Лишенная там своей волшебной силы и пораженная «взглядом смерти» подземной богини Эрешкигаль, Инанна будет вынуждена ради спасения разделить пребывание под землей со своим супругом Думузи. Так шумерская Венера обретает черты еще по меньшей мере двух знаменитых божеств, известных нам по египетской и греческой мифологии: Осириса и Персефоны.
Именно такой жизненный круг проходит аккадская богиня Иштар (Астарта), попадающая однажды в «страну без возврата». Со II тыс. до н. э. культ Инанны распространяется у хурритов и хеттов, где она отождествляется с местными богинями. Вобрав в себя некоторые черты обрядов, посвященных Великой матери, культ богини типа Инан-ны-Иштар воплотил в себе важнейший мифологический мотив — повествование об умирающем и воскресающем божестве, чья загадочная гибель оказывается сплетенной с темой неумирающей природной силы, возрождения и возвращения весны. Такова же и западносемитская богиня Астарта, воительница и «госпожа колесниц», владычица любви и морской стихии, почитавшаяся не только в утаритской мифологии, где впервые встречается упоминание о ней, но и у египтян и финикийцев. В Древнем Египте она отождествлялась с богиней Сехмет либо представала под своим собственным именем; в Карфагене ее образ повлиял на представления о крылатой богине Таннит. Культ женских божеств, подобных Инанне-Астарте, был связан с оргиастическими празднествами во имя плодородия, включавшими не только экстатические обряды, но нередко и самоистязания в качестве жертвы богине. Иннана-Иштар к тому же
еще и соединительное звено между космологическими и героическими мифами. Одно из известнейших сказаний шумеро-аккадского цикла повествует о ее попытках добиться любви Гильгамеша, величайшего из героев эпоса «О все видевшем».
Множество культур и царств, вплоть до Кипра и Греции, приняли этот тип женского божества в свой пантеон, и далеко не случайно с такой ожесточенностью вели борьбу с астартическим культом иудейские пророки, создававшие великую религию единого Бога.
Круг вавилонских божеств в целом весьма близок шумеро-аккадским. Главный его персонаж — «божественный господин Вавилона» — Мардук, ставший центральным божеством в период правления Хаммурапи. Мардук — владыка мирового порядка, мудрости, врачевания; судья, отец и повелитель остальных богов. Однако не он является самым старшим в вавилонском пантеоне. Прародительницей богов, удивительно похожей на древнегреческую Гею, является богиня довременного мирового хаоса Тиамат, некогда побежденная Мардуком. Последний же, подобно греческому Зевсу, возглавляет создание подчиненного законам Космоса, в частности, создавая таблицы мировых судеб. Впоследствии эта роль достается его сыну Набу, богу наук и письменности. Мардук изображался в виде змеи с головой грифона, его обязательными атрибутами были палка с кольцом и бумеранг. В число вавилонских божеств входили также царь подземного мира Нергал и повелитель, защитник людей, бог счастливой войны, создатель скотоводства, строитель и целитель Нинурта.
В вавилонской эпико-мифологической литературе господствует образ бога-воителя, поражающего чудовище, — в отличие от литературы шумерской, где этот подвиг совершается смертным героем. В шумеро-аккадской, но еще более ярко — в вавилонской мифологии возникает характерный сюжетный мотив, устанавливающий взаимосвязь мировых судеб и подземного царства. Таблицы судеб, которыми владеют боги, определяют движение мира и мировых событий. Пишутся они в подземном, загробном мире. Основу судеб составляют могущественные силы и законы, называемые в мифологии Востока «ме». В мифах перечисляются «ме», представляющие все области жизни и культуры древней цивилизации: царские и жреческие функции, знаки власти, моральные установления, искусства и ремесла и т. д.
Религиозно-мифологические представления жителей Древнего Двуречья прямо воздействовали на формирование их искусства. Мир мифологических сказаний, тесно переплетенный с записями об исторических победах царей и героев, нашел отражение в монументальных каменных стелах, по-
Источники по истории Древнего мира.
Источники письменные и археологические.
Археологические: Рим (Помпеи), Парфенон (Афины), Египет (пирамиды).
Письменные: исторические (анналы – вид хроники, отличающийся более сжатой формой изложения событий), религиозные, юридические (законы), научные (тексты древней медицины, географии), художественные, хозяйственные тексты. Эпиграфика (надписи на твердых материалах).
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1405;