Ранние деспотии в Месопотамии.
Середина III тысячелетия до н.э. была отмечена энергичным заселением Двуречья скотоводческими семитскими племенами, и до того в немалом количестве проникавшими в Шумер. Их поселения на севере стали активно заимствовать достижения шумерской цивилизации, сближаясь с ней по уровню развития. Представителем и выразителем активной наступательной политики семитских племен стал в конце XXIV в. Саргон Древний. Поступив на службу к правителю Киша, Саргон быстро выдвинулся, а после гибели Киша выкроил себе собственное государство и стал успешно воевать с соседями. Затем Саргон провозгласил себя лугалем выстроенного им на севере Шумера нового города Аккада.
Вступив в длительную войну с Лугальзагеси (правитель из Уммы, создавший объединенное Шумерское государство), Саргон успешно довел ее до конца, объединил под своей властью Шумер и Аккад и стал правителем большого государства, состоявшего из многих десятков региональных подразделений, бывших городов-государств. В успехах Саргона большую роль сыграла созданная им армия: едва ли не впервые в истории в руках именно этого завоевателя оказалась крупная боевая сила профессиональных воинов (5400 человек), каждый из которых за свою службу получал надел и жил за счет дохода от него. Неудивительно, что после создания единого государства Саргон сумел подчинить себе соседний Элам и совершил ряд успешных походов на север и северо-запад.
Но главные его усилия были направлены на установление деспотии. Деспотия – общественный строй, где власть монарха ничем не ограничена, в том числе и соседями. Деспотия строится на страхе, на армии, на невозможности прямого воздействия на власть для всех социальных слоев и государственных институтов, тем более для местного самоуправления,что и сделал Саргон.
При нем известные уже энси становятся обыкновенными чиновниками – оформляется слой бюрократии, ахрамовые хозяйства, как и при Энентарзи, сливаются с государственными. Чтобы не было особенных волнений, характерных для довольно большой и хорошо вооруженной массы населения, профессиональная армия Саргона передислоцировалась в один центр – в пригороды Аккада (ранее – по городам). Любимая шумерская система – воины с государственными наделами, расположенными там и сям, – исчезает. Существуют либо профессионалы, сосредоточенные в одном месте, либо ополчение, собираемое из разных мест.
Были введены единообразные меры площади и веса. Происходит временное уменьшение числа наделов и увеличение числа пайков. Если у человека нет каких-то сбережений или запасов, то паек сильно привязывает к власти – надел же создает тенденцию к уходу на него.
Царь в отличие от своих предшественников ни с кем не советовался, если сам того не хотел. Всякие городские совещания и собрания старейшин исчезли. Царское окружение – служилое светское руководство, в значительной части военное.
Так оформилось большое, сложное, дисциплинированное и хорошо организованное техногенное общество деспотического типа, называвшееся царством Шумера и Аккада.
После смерти Саргона государство просуществовало недолго. Уже при его сыновьях и внуке Нарамсине (Нарам-Суэн), успешно продолжавших его политику (он оформил деспотию в чистом виде), стали заметны признаки упадка: региональный сепаратизм и недовольство покоренных давали себя знать, все чаще приходилось подавлять восстания. Нарамсин (Нарам-Суэн) принял ряд мер, укреплявших администрацию центра; он велел даже официально именовать себя богом Аккада, а прежних наследственных энси заменил назначаемыми чиновниками. Но уже при его сыне пришедшее в упадок Аккадское государство пало под натиском появившихся с территории Ирана племен кутиев (гутеев), которые стали управлять завоеванной ими Месопотамией с помощью назначавшихся ими из числа прежних региональных правителей-энси наместников. В руках некоторых из них оказалась немалая власть. Так, заметно выделялся среди других энси Гудеа в Лагаше, откупавшийся от кутиев данью и сосредоточивший в своих, руках власть почти над всей Южной Месопотамией. Правление Гудеа отличалось, в частности, размахом ирригационного и храмового строительства и значительным развитием торговых связей с различными районами Ближнего Востока, вплоть до Индии.
На рубеже XXII-XXI вв. до н.э. власть кутиев пала, и во главе нового «царства Шумера и Аккада» стали представители очередной, третьей, династии Ура.
Отличительной чертой шумеро-аккадского общества конца III тыс. до Р.Х. было преобладание государственного хозяйства (туда входили и храмовые земли – они слились с государственными). На период жизни трех поколений, на 100 лет здесь удалось осуществить «мечту бюрократа» – все отрегулировать и нормировать. В обществе доминировало единое унифицированное государственное хозяйство, сочетавшее в себе сельское хозяйство, ремесло, рыболовство, распределение, хранение и проч. Частные торговля и ремесло, скованные массой ограничений, находились в упадке. Вследствие притока пленных и разорения общинников возникла категория «крестьян на зарплате» - «молодцы» (гуруши), которые могли и в армии служить, и судиться с другими свободными и иметь частных рабов, и проч. Но... работали они в составе бригад, за паек, под строгим началом бригадиров. В схожем положении находились воины, чиновники, специалисты, квалифицированные рабочие, но паек у них был больше. Наделы же давать не любили. Чиновников развелось видимо-невидимо. Учитывалось, записывалось, распределялось все! Торговля была в упадке, рынки – в упадке. Регламентировалось даже скотоводство, все сдавали часть скота в центры, каждый округ по очереди.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1370;