Религия и культура Древней Месопотамии.
В Месопотамии с ее множеством сменявших друг друга государственных образований (Шумер, Аккад, Ассирия, Вавилония) не было сильной стабильной государственной власти. Сравнительно невысокая степень централизации политической власти и соответственно обожествления правителя способствовала тому, что в Месопотамиисравнительно легко, без ожесточенного соперничества (что имело место в Египте) уживались друг с другом многие боги с посвященными им храмами и обслуживавшими их жрецами. Главными считались (верховная триада богов) бог неба Ан и богиня земли Энки, бог воздушного пространства Энлиль.На рубеже IV-III тыс. до Р.Х. Египетпредставлял собой единое раннее государство во главе с всеобщим обожествленным правителем – фараоном. И обожествление правителя достигло здесь небывалых размеров.
Большинство шумеро-аккадо-вавилонских богов имели антропоморфный облик, и лишь немногие, как Эа или Нергал, несли на себе зооморфные черты, своеобразное воспоминание о тотемистических представлениях далекого прошлого. К числу священных животных месопотамцев относились бык и змея. Египетские боги имели немало зооморфных черт и признаков, и многих животных египтяне почитали священными.
Храмы строились не всем богам, а лишь главнейшим, преимущественно же богу или богине – покровителям данной общины. На севере и на юге Месопотамии формируется определенный тип культового строения, где закрепляются и становятся традиционными почти для всей позднейшей месопотамской архитектуры некоторые строительные принципы. Главные из них таковы: 1) постройка святилища на одном месте (все более поздние перестройки включают в себя предшествующие, и здание, таким образом, никогда не переносится). 2) высокая искусственная платформа, на которой стоит центральный храм и к которой с двух сторон ведут лестницы (впоследствии, может быть, именно в результате обычая строить храм на одном месте вместо одной платформы мы уже встречаем три, пять и, наконец, семь платформ, одну над другой, с храмом на самом верху – так называемый зиккурат). 3) храм состоял из трех частей: центральной в виде длинного двора, в глубине которого помещалось изображение божества, и симметричных боковых приделов по обеим сторонам двора. На одном конце двора располагался алтарь, на другом конце – стол для жертвоприношений. 4) членение наружных стен храма, а также платформы (или платформ) чередующимися выступами и нишами.
Мифология Междуречья богата и весьма разнообразна. В ней можно встретить и космогонические сюжеты, истории о создании земли и ее обитателей, в том числе вылепленных из глины людей, и легенды о подвигах великих героев, прежде всего Гильгамеша (поиск бессмертия), и, наконец, рассказ о великом потопе. Важное значение придавалось загробной участи. Загробный мир представлялся очень мрачным. Реальное бытие земледельцев с их культом плодородия и регулярной смены времен года, не могло не привести к представлению о тесной и взаимообусловленной связи между жизнью и смертью, умиранием и воскресением. Поэтому одно из центральных мест в мифологии месопотамцев заняла история о смерти и воскресении Думузи (Таммуза). Процесс искания истины характерное свойство месопотамской религии.
Как и в Месопотамии, у египтян сложились различные мифы о сотворении мира, создании богами людей из глины. Главным был миф об умирающем и воскресающем боге Осирисе и его супруге богине Исиде, символизирующим идею плодородия, весеннего возрождения природы. В более поздних мифах Осирис приобрел также и функции повелителя подземного царства мертвых, определявшего грехи и заслуги покойников.
Во II тыс. до Р.Х. в Месопотамии с возвышением бога-покровителя города Вавилона – Мардука была связана и сакрализация правителя, статус которого со временем приобретал еще большую святость. Мардук – бог, дающий санкцию на твердую монархическую власть. Мардук претендовал на место Бога, в котором сочетаются и содержатся все боги (но это еще не единобожие).
И в Египте, и в Месопотамии, также как и в других обществах древности господствовал политеизм. Но именно в Египте с его наибольшей централизацией политической власти идея монотеизма возникла раньше всего. Первым, кто попытался осуществить ее, был фараон Аменхотеп IV, живший в XIV в. до Р.Х.
Религиозные системы древнейших очагов цивилизации – Месопотамии и Египта, развивавшиеся на протяжении тысячелетий, в целом достигли весьма высокого уровня и сыграли важную роль в становлении более поздних религий всего ближневосточного региона.
Культура. В I тыс. целом вавилонское общество оставалось чрезвычайно светским, поэтому основные процессы в нем шли в соответствующей форме, что, например, выразилось в культе технического знания. Было большое количество специалистов по разным научным отраслям. Школьное образование возникало как светское, но сейчас становится все более и более мирским. Идея самодостаточного знания расцветает и становится массовой, поскольку исторические события разворачивались на фоне новых технических успехов, экономического подъема и т. д.
Было два типа писцов: шумерские (высокого уровня специалисты, обязанные знать кроме грамоты математику, музыку, обязательно два языка, литературу, а главное – уметь пользоваться бесчисленными словарями и справочниками) и хурритские (хурриты – нечто простое, свалившееся с гор и не очень образованное; хурритский писец – обидная кличка человека, знающего всего 200-400 знаков, по преимуществу слоговых, то есть записанных на слух).
В Месопотамии была открыта теорема Пифагора задолго до рождения самого философа, знали число «пи», правда оно у них было равно 3, умели вычислять не только площадь, но и объем (весь приблизительно).
Чрезвычайно была развита астрономия, но в крутой смеси с астрологией. Именно шумеры, а за ним и вавилоняне догадались считать 12 лунных месяцев и многое другое по двенадцатиричной системе.
В I тыс. Вавилонская литература обладала набором идей о положительном идеале, о вере в конечную справедливость и – не обязательно здесь, на земле. Такая идея была совершенно чужда не только шумерской, но и семитской культуре Двуречья II тыс. В общество проникает вера в возможность конечной победы справедливости и понимание общего движения мира к чему-то позитивному. В целом культурные процессы, развивавшиеся в вавилонском обществе на протяжении I тыс. до Р.Х. постепенно теряют свою интенсивность.
В архитектуре I тыс. ничего оригинального не появилось – господствует идея широкой и прямой улицы. Прямоугольная сетка больших улиц стала базовой при планировке городов. Зиккураты (ступенчатые башни) становятся все больше и больше, по высоте достигают 90 м. Возможно, именно такой по форме была легендарная вавилонская башня. Все постройки достигали невероятных размеров – огромные арки, стены, дворцы, однако на выдвижение новых идей месопотамское общество уже было не способно.
Дата добавления: 2014-12-24; просмотров: 1071;