Ренессанс и Реформация

Люди с гуманистическими идеями и ценностями встреча- лись уже при дворе великого князя Александра на рубеже XV–XVI вв., однако перелом произошел в 1519 г., после женитьбы Сигизмунда I Старого на дочери миланского герцога Боне Сфорца. Это она привезла в Польшу и Литву итальянских архитекторов, художников и музыкан-


 

тов, воспитала в духе Ренессанса своего сына Сигизмунда Августа, вме- сте с ним построила Нижний виленский замок, внедрила множество новых вещей, начиная с «итальянских прогулок» (бальных танцев) и за- канчивая… вилкой, которой в то время не знали не только в Литве, но и в Скандинавских странах. Литовская аристократия начала постепенно перенимать «итальянскую моду». Ренессансные книги уже можно было найти не только у Сигизмунда Августа, но и в библиотеках литовских дворян и мещан. На основе прежнего представления о происхождении литовцев от римлян сформировалась идея о том, что латынь является настоящим, то есть родным, литовским языком.

Движение Реформации, начатое Мартином Лютером в 1517 г., счи- тается одним из наиболее значительных проявлений Нового времени. В XVI в. Реформация охватила всю Европу, расколола Католическую церковь и породила новое направление христианства – протестан- тизм. Литва приняла католичество на 1000 лет позже, чем страны Западной Европы, а Реформация запаздывала лишь на 22 года: в 1539 г. в Вильне начало ей положил лютеранин Абрахам Кульвец (Абраомас Кульветис). Такая последовательность событий не только доказывала, что Литва стала страной европейской структуры, но и демонстрирова- ла масштаб личности самого А. Кульвеца. В Вильне он учредил школу для знатной молодежи на 60 мест, читал проповеди с критикой в адрес Католической церкви и привлек на свою сторону множество народу, в результате чего в 1542 г. был вынужден эмигрировать в протестант- скую (с 1525 г.) Пруссию, где его приютил герцог Альбрехт. используя идеи Реформации о важности родного языка при общении с Богом, А. Кульвец сформулировал такую культурную программу, которая должна была сделать литовский язык основой всей образовательной системы, поднять его на уровень государственных интересов и таким образом воспитать собственную литовскую интеллигенцию. Эту про- грамму А. Кульвец пытался осуществить в эмиграции, где они вместе со Станисловасом Раполёнисом (Станислав Рафайлович) стали первы- ми профессорами только что основанного Кёнигсбергского универси- тета (1544). Частью их учебной программы следует считать изданный в 1547 г. «Катехизис» Мартинаса Мажвидаса. А. Кульвец прекрасно пони- мал проблематичность сложившейся культурной ситуации: литовская аристократия, не обладая собственной письменной традицией и пре- небрегая русинским письменным языком, выбирала польский язык не только для письменности, но и для общения. Это значит, что литовское общество было еще не готово перейти к письменности на литовском языке и предоставить литовскому языку официальный статус.


 

Николай Радзивилл Черный, гравюра из каталога

Якоба фон Шренка «Armamentarium Heroicum». Инсбрук, 1603 г.

 

На втором этапе в Реформацию включились вельможи. Они выбра- ли для себя другую ветвь протестантизма – кальвинизм, который лучше соответствовал их планам по ослаблению власти великого князя, опи- равшейся на авторитет Церкви, и влияния самой Католической церкви. Наиболее яркой и влиятельной фигурой литовской Реформации был канцлер ВКЛ, Виленский воевода Николай Радзивилл Черный (1515– 1565), который в 1563 г. издал «Брестскую Библию» на польском языке. Все литовские вельможные роды по традиции были фундаторами (ос- нователями и покровителями) множества церквей, и когда в 50–60-е гг. XVI в. почти все литовские вельможи перешли на сторону Реформации, они секуляризировали и возведенные на их средства храмы – а это со- ставляло около половины всех костелов в стране. Позднее кальвинизм в


 

Литве начал утрачивать позиции, но, тем не менее, сохранился здесь до наших дней. Биржайские евангелисты-реформаторы являются прямы- ми наследниками тех кальвинистов, которых после смерти Радзивилла Черного возглавил его кузен Николай Радзивилл Рыжий.

Реформация стала новым толчком к полонизации. Радзивилл Черный в 1563 г. заявил, что Библию надо переводить на польский (а не на какой-либо другой) язык с тем, чтобы она «была понятна народу». и хотя в это время начала также складываться и традиция письмен- ности на литовском языке, политическая элита ВКЛ не стала дожи- даться литовской культурной программы и выбрала польскоязычную. Литовский язык сохранился лишь в среде мелкопоместного дворянства (шляхты) и в наибольшей степени – среди крестьянства. Невзирая на потери для литовского национального самосознания, в XVI в. в от- ношениях собственности закрепляется ленное право, в социальной структуре хозяйствования – рыцарское поместье (феод) и крепост- ное право, в политико-социальной структуре – дворянское сословие и сословная монархия, в городском хозяйстве – цехи, в образовании – европейская система обучения (епископальные, или кафедральные, школы с программой тривиума, включающей грамматику, риторику и диалектику, коллегии и университет). Христианский менталитет на- чинает преобладать, по крайней мере в среде элиты (идея antemurale christianitatis – оплота христианства – была направлена против право- славной Москвы), и в Литве складывается дворянская нация, обладаю- щая историческим самосознанием и родословной.


Р а з д е л II

ДИНАСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ ЛИТВЫ И ПОЛЬШИ

 

В
XVII–XVIII вв. европеизированная Литва уже стала частью Центральной Европы. Правда, в то время как

северные регионы Западной Европы стремительно двигались в сторо- ну современного общества, капитализма и Просвещения, в централь- ных и южных областях Западной Европы еще сохранялись аграрный строй, феодализм, приверженность католичеству и барокко. Поэтому и историю Литвы в XVII–XVIII вв. мы описываем через понятия эпохи барокко, придавая ей то же значение, каким в Западной Европе обла- дали эпохи Ренессанса и Просвещения. Символическим началом эпохи литовского барокко можно считать появление ордена иезуитов в Литве в 1569 г. иезуиты принесли в Литву Контрреформацию (идею обновле- ния и очищения католичества) и при поддержке государства подняли образование в стране на новый уровень, создав сеть особых учебных заведений – коллегий, и поставив во главе этой системы Виленский университет (основан в 1579 г.). Стремление Литвы к интеграции в Центральную Европу привело к появлению солидной и оригинальной школы военной инженерии, давшей миру такое значительное научное достижение, как труд Казимира Семеновича «Artis magnae artilleriae» («Великое искусство артиллерии», 1650 г.), заложивший основы совре- менной артиллерии и даже космонавтики – в нем излагается теория многоступенчатых ракет.

Барочный ландшафт архитектуры и искусства XVII–XVIII вв. также определили иезуиты. и если в XVII в. преобладало «импортное», осо- бенно итальянское, барокко, то в XVIII в. уже была создана оригиналь- ная, так называемая виленская школа барокко. Главный представитель этой школы – архитектор иоганн Кристоф Глаубиц (Йонас Криступас Глаубицас) – может быть смело включен в историю европейского ба- рокко.

Аграрный характер общества и слабость городов привели к фор- мированию в Польше и Литве своеобразной разновидности сослов- ной монархии – шляхетской республики или даже анархии. Согласно праву liberum veto решения дворянского парламента – Сейма – долж- ны были приниматься единогласно, что весьма контрастировало с аб- солютистскими порядками Западной Европы и мешало укреплению и


 

централизации государства. С другой стороны, такой анахроничный (с современной точки зрения) строй позволял существовать в обще- стве не только католикам, но и множеству других этноконфессиональ- ных общин – кальвинистам, лютеранам, православным и униатам, еще позднее – бежавшим из России старообрядцам, а кроме того, караимам, татарам и евреям, жившим в Литве еще со времен князя Витовта.

Цивилизационному движению Литвы по барочной обочине Европы мешали мощные удары со стороны соседей: во времена правления шведской династии Ваза (1587–1668) Литву и Польшу захлестнул «по- топ» инвазии Швеции и России (1654–1667), а во времена правления саксонской династии Веттинов (1697–1763) Литва была превращена в театр боевых действий Северной войны между Россией и Швецией (1700–1721). Следствием этой войны стало прямое вмешательство России во внутренние дела Польши и Литвы, что, в конце концов, при- вело к разделу и уничтожению Польско-Литовского государства.

 

 

РЕСПУБЛИКА ОБОИХ НАРОДОВ

Люблинская уния

С
ближение Литвы и Польши началось в 1386 г., с бра- косочетания великого литовского князя Ягайло и

дочери польского короля Ядвиги. Метафора «священного брака» часто применяется ко всему процессу последовательных уний, приведших к Люблинской унии 1569 г. об объединении ВКЛ и Польши в одно го- сударство – Речь Посполитую (Республику) Обоих народов. Это было оригинальное государственное образование, которое сегодня иногда даже называют предшественником Европейского Союза. Победы в Грюнвальдской битве не могло быть без сближения Польши и Литвы и объединения их войск, а успешного окончания Ливонской войны в XVI в. – без Люблинской унии.

В Польше Литву традиционно считают частью Польши даже до Люблинской унии, а созданное в результате этой унии государство на- зывают не Речью Посполитой Обоих Народов, а Речью Посполитой Польской. Но такой алогизм традиционной польской исторической мысли вызывает улыбку: если уния представляет собой «священный брак», то где тогда второй супруг? А может, это вовсе и не уния, а только идея польской цивилизационной миссии, может, Польша стремилась просто поглотить Литву? Вот почему в литовской исторической памяти отрицательный образ польской «культурной миссии» затмил положи-


 

тельные стороны унии. Там, где литовцы традиционно видели эрозию литовского государства и его культуры, поляки усматривали цивилиза- ционную победу Польши.

Великому княжеству Литовскому с трудом удавалось удерживать восточный фронт в Ливонской войне. Об этом свидетельствует и при- езд в Польшу Жемайтского (Жмудского) старосты Яна иеронимовича Ходкевича (Йонас Ходкявичюс) в 1562 г. с просьбой о военной помощи, а вместе с ней и об унии, по поручению витебского «военно-полевого» сейма. О том же говорит и потеря Полоцка в 1563 г. – Литва остро нуж- далась в польской помощи. В феврале 1569 г. перед лицом польского Сейма в Люблине литовская и польская делегации вступили в пере- говоры. Литовцы представили свой проект союза двух равноправных государств, тогда как поляки стремились к присоединению Литвы. Поскольку соглашение не было достигнуто, литовская делегация 1 мар- та покинула Люблин. и тогда Литве был нанесен болезненный удар – король Сигизмунд II Август поддержал Польшу и издал указы о при- соединении к Польше почти половины территории Великого княже- ства Литовского (Подляшского, Волынского, Киевского и Подольского (Брацлавского) воеводств). Дворяне присоединенных областей были вынуждены принести присягу на верность Польше и прислать своих представителей для участия в польском Сейме. В случае отказа от при- сяги дворяне теряли свои земли – Литве грозила утрата суверенитета.

Я. и. Ходкевич осознавал трагическую дилемму: либо Литва свяжет себя с Польшей, либо будет завоевана Россией. Он выбрал первый путь, однако постарался добиться как можно более выгодных условий. На Люблинском сейме Я. и. Ходкевич 28 июня 1569 г. принял идею унии и даже единой государственной печати, т. е. идею присоединения Литвы к Польше. Это был жестокий компромисс. Обращаясь к Сигизмунду II Августу, он сказал: «По велению Вашей королевской милости мы были вынуждены склониться с великою болью и стеснением сердца наше- го, но как все это нам больно, невозможно этого выразить словами! Потому что мы, как верные сыны своего отечества, должны заботиться о его благе по мере сил своих. и если сейчас мы не можем защитить его, то лишь потому, что вынуждены отступить перед преградами, судьбой и временем».

После этих слов литовцы с плачем упали перед королем на колени, и даже поляки не могли сдержать слез. По-видимому, горестная речь Я. и. Ходкевича была дипломатической уловкой. Во время переговоров Жемайтский староста, ловко манипулируя двусмысленными формули- ровками, сумел свести вопрос унии к вопросу печатей: какие печати


 

Карта Польско-Литовского государства серед. XVIII в., на которой обозначены и границы ВКЛ (Варшавский королевский замок)

 

будут скреплять грамоты правителя – только печать Польши (что озна- чало бы для Литвы присоединение к Польше и, в лучшем случае, статус ее автономной провинции) или и печать Литвы тоже? Он сначала со- глашался с мнением поляков, одобрял использование единой печати, и тут же умолял их не уничтожать литовские государственные печати. Очевидное противоречие. Благодаря этой тактике Я. и. Ходкевич добил- ся отсрочки решения конкретных вопросов об определении взаимных


 

связей Польши и Литвы или даже об образовании унии, что оставля- ло надежду на сохранение литовской государственности. Люблинский сейм отложил решение этих проблем, что дало литовской стороне воз- можность требовать от следующих правителей Речи Посполитой при- знания литовских печатей. Таким образом, Я. и. Ходкевич нашел выход там, где его, казалось бы, не было.

Разумеется, во время Люблинской унии поляки и Сигизмунд II Август оказывали известное давление, стремясь уничтожить литовскую государ- ственность и получить часть территории Литвы. Однако даже такой ис- ход Люблинской унии был компромиссом, который представители ВКЛ были вынуждены принять (хоть и со слезами на глазах). Тем не менее, в его обоснованности никто серьезно не сомневался еще последующие двести лет. Польза от заключения Люблинской унии не заставила себя ждать. Когда правителем Польши и Литвы стал князь Трансильвании Стефан Баторий (правил с 1576 по 1586 г.), Польско-Литовское госу- дарство смогло добиться решающих побед в Ливонской войне про- тив Москвы, и русская угроза была отсрочена более чем на полвека (в 1609–1611 гг. Польша и Литва даже заняли Москву). Однако важнейшим результатом компромисса, достигнутого Люблинской унией, стала Речь Посполитая Обоих Народов, которая просуществовала еще два века. и не только просуществовала, но и дала Европе хлеб, веротерпимость, дво- рянскую демократию, искусство барокко и конституцию.

 








Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1081;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.