Государственная религия или десять конфессий?
историки характеризуют веротерпимость Польши XVI– XVII вв. как не имеющую аналогов в Европе, а Польшу – как крупней-
шую в Европе гавань толерантности. Мультикультурализм и много- конфессиональность иногда считаются величайшим вкладом Польши в европейскую культуру. С 1387 г. ВКЛ стало, как и Польша, католи- ческим государством, но если в Польше к 1500 г. насчитывались лишь три православные епархии, то в ВКЛ их было шесть, и все эти епархии подчинялись той же Киевской митрополии, причем резиденции митро- полита находились не только в Киеве, но и в Новогрудке и в Вильне. Таким образом, управление польскими православными епархиями осуществлялось из ВКЛ, а удельный вес литовского православного на- селения превратил ВКЛ в актуальное пространство для осуществления церковной унии. Поэтому в XV–XVI вв. именно в ВКЛ, а не в Польше были сосредоточены многочисленные попытки церковной унии, завер- шившиеся Брестской унией 1596 г. В результате Брестской унии боль- шинство польских и литовских православных стало так называемыми грекокатоликами (католиками византийского обряда). Однако митро- политами Грекокатолической церкви опять стали киевские митрополи- ты, которые отныне обрели постоянную резиденцию в Вильне. Таким образом, как православные, так и грекокатолики играли в ВКЛ более важную роль, чем в Польше.
Лютеранство, пришедшее в Литву как самая ранняя ветвь реформа- ции в 1539 г., с течением времени привлекало к себе все больше мест- ных немцев, поэтому лютеранские общины стали называть немецки- ми. Правда, в Литве это направление было слабее, чем в Польше, где жило больше немецких колонистов. Однако в Литве сформировалась более многочисленная и сильная Церковь евангелистов-реформаторов (Кальвинистская церковь). Это привело к тому, что магнаты ВКЛ (выс- ший социальный слой) приняли именно эту веру. Почти все вельможи- католики, а также часть православной знати перешли в кальвинизм и секуляризировали почти 50 % католических храмов. Со временем, од- нако, кальвинизм начал ослабевать.
ВКЛ также отличалось и наличием других христианских и не- христианских конфессий, которые существовали здесь уже с XIV в. Прежде всего, это были «посреднические меньшинства» – армяне (католики) и евреи (иудеи). Эти меньшинства переселились в ВКЛ из Польши и, может быть, из Венгрии, поэтому естественно, что здесь их было меньше. Однако в XVII–XVIII вв. Вильна в данном отношении сравнялась или даже превзошла такие центры еврейской культуры, как Краков, Люблин и Львов (именно тогда зародилось представление о Вильне как о «Литовском иерусалиме»). Но даже если роль евреев и особенно армян в ВКЛ была скромнее, чем в Польше, зато в Польше
не было таких ярких мусульманских (татарских) и караимских об- щин, как в Литве, куда их переселил еще великий литовский князь Витовт (Витаутас). именно караимская община ВКЛ дала миру знаме- нитого теолога-полемиста исаака бен Авраама Трокского (1525–1586), часто упоминаемого в работах по истории толерантности. Не было в Польше и старообрядцев, которые во второй половине XVII в. отверг- ли российскую церковную реформу и, спасаясь от преследований со стороны властей, переселились в ВКЛ. Культурное разнообразие ВКЛ усиливалось благодаря этническому аспекту: хотя некоторые конфес- сиональные и этнические границы и совпадали (у евреев, татар, ка- раимов, отчасти и старообрядцев), но нередко одно вероисповедание могло охватывать несколько сообществ различной этнической отне- сенности.
Еще до унии с Польшей ВКЛ превосходило ее по культурному и конфессиональному разнообразию, а в объединенном государстве это разнообразие стало еще более явственным (например, в Литве были татары-мусульмане, которых в Польше до тех пор не было). С точки зрения разнообразия вероисповеданий (десять различных конфессий) ВКЛ в XVI в. лидировало даже по сравнению с самыми пестрыми ев- ропейскими странами – Польшей и Трансильванией. ВКЛ выделяется из всей Центрально-Восточной Европы скоростью узаконивания или юридического оформления многоконфессиональности. В Польше это произошло только после Люблинской унии, а точнее – в результате так называемой Варшавской конфедерации 1573 г., тогда как в Литве указ (привилей) об уравнивании в правах всех христианских конфес- сий был издан Сигизмундом II Августом (Жигимантас Аугустас) еще в 1563 г. – эта правовая норма закреплена во Втором и Третьем ста- тутах. Даже Первый статут (1529), составленный еще до Реформации, предназначался не только для католической, но и для православной знати. и хотя это законодательно гарантированное равноправие и не затрагивало напрямую нехристианские религии (иудеев, караимов и татар-мусульман), их этнические общины и религия беспрепятственно существовали в Литве с конца XIV в. Впоследствии как в Польше, так и в Литве границы веротерпимости все более сужались, но изменения происходили медленно и без насилия, а многоконфессиональность со- хранилась вплоть до ХХ в. Ситуацию в Западной Европе XVI в. отлично характеризует Варфоломеевская ночь в Париже (1572), ставшая сим- волом религиозной нетерпимости в европейской истории. Разве всего вышесказанного не достаточно для вывода, что Литва в середине XVI в. была колыбелью европейской толерантности?
Дата добавления: 2014-12-23; просмотров: 1098;