Лекции по Библейской археологии 3 страница

У горы Низир корабль остановился.

Гора Низир корабль удержала,

Не дает качаться.

И вот один день, три дня, четыре дня,

Пять и шесть гора Низир держит корабль,

Не дает качаться.

При наступлении дня седьмого

Вынес голубя и отпустил я.

Отправившись, голубь назад вернулся,

Места не нашел, прилетел обратно.

Вынес ласточку и отпустил я,

Отправившись, ласточка назад вернулась,

Места не нашла, прилетела обратно.

Вынес ворона и отпустил я,

Ворон, отправившись, спад воды увидел,

Не вернулся.

Я вышел, на четыре стороны принес я жертву,

На башне горы совершил воскуренье:

Семь и семь поставил курильниц,

В их чашки наломал я мирта, тростника и кедра,

Боги почуяли добрый запах,

Боги, как мухи, собрались к приносящему жертву...

Доселе Утнапиштим был человеком,

Отныне Утнапиштим нам, богам, подобен,

Пусть живет Утнапиштим при устье рек в отдаленье".

После этого боги ему, как спасшемуся, даровали бессмертие и взяли в свое собрание. Они его там поселили, и Утнапиштим преспокойно жил, пока его не нашел Гильгамеш. Как видим, повествование очень близко похоже к библейскому повествованию. Те же сюжеты: и ковчег, и зверье, ворон, голубь, которые присутствуют. Гора не Низир, а Арарат в Библии названа. Только не указано повода, почему боги решили уничтожить человечество, а в остальном повествование сходно. Оно в своем литературном обрамлении имеет очень древнее происхождение.

11. Археология Древнего Египта

Название "Египет" происходит от греческого слова "egiptos", которое, в свою очередь, является искаженным египетским словом "hikupta" - земля бога Птах. Сами же египтяне называли свою страну Ти(мурис Ке(мет - Черная Земля. Египет состоял и состоит до сих пор из двух частей:

1. Нижний Египет, который включает в себя дельту Нила

2. Верхний Египет, который охватывает узкую долину Нила в верхнем его течении.

В древности каждая из этих двух главных областей делилась на несколько номов или районов (в разное время на разное количество). Их обычно насчитывалось 22 в Верхнем и 20 в Нижнем Египте - 42 нома.

Расовый тип египтян не поддается точному определению (очень смешаны). По-видимому, первоначальное население составляли небольшие группы и племена, которые заселили долину Нила в период высыхания Сахары (протоафразийцы). Поэтому, по своему типу древние египтяне относились к т.н. хамитам.

В настоящее время в современном Египте арабское государство, хотя сохранились и потомки древних египтян - это нынешние копты.

Египетская история обычно делится на периоды, которые исчисляются по династиям фараонов. И была эта хронология Египта разработана египетским жрецом Манефоном, который жил во времена Птолемея I и Птолемея II, т.е. уже в эллинистическое время. Писал Манефон по-гречески, и от него сама история не сохранилась, а только краткие изречения из нее. Подразделение на династии оказалось приблизительно верным.

Сами египтяне не пользовались датировкой по эрам, а каждый год именовали по какому-либо важному событию, поэтому хронология Египта довольно трудновата.

Манефон делит всю историю Египта на три периода:

1. Древнее Царство,

2. Среднее Царство,

3. Новое Царство.

До них - т.н. преддинастический период (или додинастический, дофараонский), и между периодами, когда государство распадалось - период первого распада и период второго распада их царства, когда правили неегипетские династии.

История Египта нам важна, прежде всего, своей культурой и религией, на что мы и обратим внимание. Поскольку Древний Египет состоял из т.н. "номов", то естественно в каждом номе был главный город этого нома и там был храм номового божества, поэтому египетская религия тоже политеистична. Но, в отличие от Месопотамии, в Египте в разные периоды времени были и господствующие идеологии, например мемфисского бога Птах или гелиопольского бога Ра или Фиванского бога Амона, несмотря на то, что существовало множество местных культов. Поэтому религия в Египте отличается:

1. местничество;

2. терпимость к другим культам;

3. семейность (боги были всегда семейными - у них были жены, дети и т.д.).

 

Кроме этого, существовал культ животных. Были и неодушевленные объекты поклонения, происхождение которых не совсем ясно до сих пор. Несколько позже появились космические боги природы (Солнце, Луна, Звезды и т.д.)

Были животные общеегипетского поклонения, например быки Гелиополя Апис, Мневис в Мемфисе (по Аверинцеву, тоже в Гелиополе) и Бухис в Гермонте. Им поклонялись, как божествам, ухаживали, мумифицировали.

Были в представлении их и т.н. "личные" боги типа домашних гениев или богов очага. Иногда (в период Нового Царства) в традиционный египетский пантеон вводились и чужеземные боги (например при гиксосском завоевании Сет или Сутеп, покровитель этих племен).

Иногда обожествлялись некоторые люди. Цари (или фараоны) всегда обожествлялись с самого рождения. Вся страна считалась собственность фараона, все в государстве совершалось от имени фараона, остальные люди правоспособностью не обладали и все делали от имени царя, поэтому фараон считался добрым богом Египта.

Кроме царей некоторые люди получали обожествление, например знаменитый архитектор и строитель первой пирамиды (фараона Джосера) Имхотеп.

Даже сам Нил был обожествлен и назывался Ха(пи.

С течением времени в Древнем Египте сложились 4 наиболее известные богословские системы.

1. Гелиопольская;

2. Гермопольская;

3. Мемфисская;

4. Фиванская.

Все эти системы, несмотря на свой мифологический характер, уже имели в своем мировоззренческом плане зачатки монотеизма, а одна из них, мемфисская богословская система, разработала такие понятия, как творение мира из ничего посредством слова, Логоса. Поэтому, ВЗ-е учение о творении Словом - это не первое слово в религиозной мысли.

Очень был развит в египетских представлениях культ мертвых, в отличие от Месопотамии, где культа мертвых не было (был шеол, куда сходили души умерших, и неизвестно, как они там проживали). Здесь в связи с культом мертвых чрезвычайно развита мумификация тел умерших. Египтяне также разработали понятие загробного суда и посмертной участи. Идея о т.н. "мытарствах" у них тоже уже существовала.

Т.о., в идейном плане, несмотря на политеистическую окраску, древнеегипетская религия на уровне жрецов и богословов достигла очень больших высот, и посредством известного философа Филона эти идеи проникли и в ВЗ, и в христианство. Святоотеческое учение о Lo(goj proforiko(j и Lo(goj evndia,qetoj (слово мыслимое и слово произнесенное) уже было разработано в Древнем Египте. В мемфисской богословской системе все это уже есть.

Кроме богословских систем, в истории Египта была ещё одна монотеистическая попытка. Фараон Аменхотеп IV Эхнатон произвел религиозную реформу в Египте, запретил все культы всех богов и провозгласил, что богом является только один Атон (Солнечный диск), т.е. своеобразный монотеизм. Все храмы были закрыты, культы совершались только одному богу. Все остальные боги не признавались. Он выстроил новую столицу для Египта, назвал ее Ахетатон (Горизонт Атона), и сам переименовал себя - вместо "Аменхотеп" стал именовать себя Эхнатон (Угодный Атону).

После его смерти правил фараон Тутанхамон (гробница которого осталась неразграбленной). Он и восстановил старые порядки. Женой Тутанхамона была известная царица Нефертити (Кажется, на самом деле она была женой Аменхотепа IV Эхнатона - ред.).

Т.е., в истории Египта были разные действия религиозного характера, но все они имели ярко выраженные полумонотеистические идеи, несмотря на всеобщий политеизм. Это - одна из исключительных черт египетской религии.

С культом фараона в Египте появилось нечто схожее с нашим понятием антиминса. Поскольку все культы и богослужения совершались жрецами, но всегда "от имени фараона", как бы за него, поэтому, где не было санкции фараона, там нельзя было совершать никаких культов, если не было своеобразной уставной грамоты от фараона.

11.1 Мемфисский богословский трактат

Итак, египетская религия странно сочетала черты:

1. политеистичность, возникшая из номовой раздробленности;

2. монотеистические черты.

Монотеистические черты выражались в том, что в таких крупных центрах, как Гелиополь, Мемфис и Фивы сложились очень своеобразные представления о происхождении богов и, соответственно, самой природы.

Более древняя гелиопольская система возводит все существующее к некоему богу Атуму, что значит "совершенный". Он ни кем не сотворен, и сотворил себя сам. Он создал первичную девятку богов (эннеаду), которая, в сущности, является его проявлениями. Совершенный Атум рождает первую пару: Шу и Тефнут (воздух и влага воздушная). Те, в свою очередь, рождают следующую пару: Геб и Нут (земля и небо). А Геб и Нут рождают 2 пары: Осирис и Исида, Сет и Нефтида.

 

 

Шу

(воздух)

Тефнут

(влага

воздушная)

 

 

Геб

(земля)

Нут

(небо)

 

Осирис

Исида

Сет

Нефтида

 

Если первые 2 пары - стихии, то последние четыре - антропоморфные божества. Все они являются проявлениями Атума. Т.о. здесь мы видим монотеистические идеи, что бог один, и хотя другие тоже именуются богами, но они на самом деле мировые стихии, которые являются проявлениями единого бога.

Когда Мемфис стал столицей Египта в эпоху Древнего Царства, там сложилась своя религиозно-богословская система. Но для того, чтобы стать, своего рода, господствующей, она включила в себя гелиопольскую систему, ассимилировала ее. Верховный бог Мемфиса был Птах.

Оттуда до нас дошел Мемфисский богословский трактат, который был записан ок. 700 года до н.э. на каменной плите, но был переписан, как сказано в самой надписи, с очень древнего папируса, который хранился в мемфисском храме, и по просьбе жрецов фараон повелел высечь этот текст на камне, чтобы он не погиб. Эту надпись, к сожалению, постигла беда: когда Египет был завоеван арабами, то из этой плиты с надписью был сделан мельничный жернов, и часть текста безвозвратно утрачена. Сейчас этот камень в таком поврежденном виде хранится в Британском музее.

Содержание этого трактата. Бог Птах представлен демиургом: творцом мира, богов и людей. Чтобы как-то скрасить противоречие с гелиопольской системой, она была включена в этот трактат таким образом: Птах создал и Атума, а Атум все остальное.

Текст интересен тем, что впервые в религиозной мысли прозвучала мысль о том, что мир творится богом словом. Птах задумывает в сердце (Сердце считалось седалищем мыслей), и когда Птах произносил, это получало бытие. Т.о. здесь впервые появляется идея творящего Логоса. То, что не произнесено божественными устами, ещё не существует.

Здесь есть, естественно, идейная параллель с книгой Бытия

1. о творении мира словом;

2. вся серия творений (светил, земли, неба, богов и т.д.) тоже завершается тем, что "и вот, Птах был удовлетворен после того, как он все сделал", т.е. тоже "отдыхает" от сотворения.

Впоследствии, после распада Древнего Царства, когда столица была перенесена в Фивы, столицу Нового Царства, то постепенно значение Мемфиса потерялось в политической истории государства, и, естественно, эта религиозная система стала только уделом жрецов, поэтому они и просили, чтобы это было вырезано на камне, чтобы сохранить как можно дольше. Никакого развития эти идеи в египетской религии не получили, потому что в Фивах верховным богом почитался Амон. Представления об Амоне тоже носят явно монотеистический характер, особенно в последние годы Нового Царства он вообще считался единственным, и хотя другие боги тоже существовали, но только "на народном уровне".

Но и в древности, когда был расцвет этих богословских систем, они тоже были уделом фактически одних жрецов, народ этого ничего не знал.

11.2 Представления о загробном мире

В Египте ещё в додинастический период сложились представления о загробном мире. Тела, как правило, тщательно мумифицировались. Речь шла, собственно, не о смерти, а о другом качестве жизни. Выработались понятия "двойника" человека, например, "Ка". Тексты пирамид и другие древние египетские тексты очень часто пользовались этим термином, и бесчисленное количество раз встречается он в подобных текстах. Учёные долго не могли понять, что это за категория, потому что наше понятие "душа" не совпадает с египетским "Ка". Одни считали, что это - духовный двойник человека, другие считали, что это нечто вроде Ангела - хранителя или гения, который дается человеку и т.д.

Но в недавнее время при изучении рисунков, которые находят в гробницах, стали делать другое предположение об этом.

Учёные долго не понимали, для чего в гробницах, особенно знатных людей, делались изображения, которые никто никогда не видел (кроме покойного), потому что гробница закрывалась, и больше никогда не открывалась. Значит, предполагалось, что какая-то жизнь должна быть, кто-то мог видеть эти изображения. Изучая эти рисунки, увидели, что все они строятся по определенной схеме. Изображался сам хозяин гробницы, как правило, сидя или стоя, а перед ним рядами шли надписи с изображениями, которые учёные назвали "формулы смотрения". Они стандартные: "он смотрит на то, как проходит жатва", "он смотрит, как проходит охота" и т.п. ряды формул. Для чего это было нужно?

Древние египтяне предполагали, что если есть изображение, то все, что изображено, может существовать в духовном плане. Для нас это как фотографии. Человек, может быть, давно уже умер, а мы, видя его фотографию, вспоминаем, и перед нами встает образ этого человека, т.е. мы видим двойника этого человека. Следовательно, если есть изображение, то этот предмет или человек продолжает существовать в духовном плане, он как бы выходит из изображения, это изображение является дверью для этого двойника. Этот двойник и назывался "Ка". Пока существовали изображения или надписи, этот человек продолжал существовать (Поэтому одной из казней было уничтожение изображений. Это могло повредить самому усопшему).

Второй подобной категорией было имя. Механизм подобен. Если мы произносим имя какого-нибудь человека, перед нами встает его образ. Есть 2 типа: или графический, или звуковой способ общения с "Ка". Поэтому пока существует надписи или имя человека существует в надписи, то существует и сам этот человек, его "Ка". Уничтожить имя равносильно уничтожению этого человека до основания.

Поэтому всегда, особенно знатные люди, тщательно хранили эти надписи и списки своих родственников. Это напоминает наши поминальные записки, когда мы обращаемся к Богу за вечной памятью.

Т.о. для древних египтян мир был как бы двойным, всё существовало во втором измерении. Если рабы или бедняки не могли себе позволить подобной роскоши, то у них никакой загробной жизни не было. Но т.к. за гробом происходила жизнь, подобная нашей, то эти рабы нужны там, поэтому их просто бесплатно рисовали на стене.

Иногда покойникам из средних слоёв населения, которые тоже не все могли себе позволить мумифицирование или рисунки, клали заместителя - фигурки из дерева, которые назывались Ушерти(, которые заменяли мумию. Находили даже целые кладбища из одних ушерти, видимо за павших солдат, пропавших без вести и т.п.

Впоследствии древние египтяне выработали понятия и о загробном суде, и взвешивании душ, и наказании.

Постепенно из всех этих текстов сложилась т.н. "Книга мертвых" (Название условное, дано учеными). В эпоху Нового Царства в гробницу всегда клали "Книгу мертвых" с полным набором текстов и всего необходимого.

Кроме понятия "Ка" существовало еще т.н. "Ба". Но что такое "Ба", трудно поддается определению. "Ба" имел только умерший человек.

Тень человека тоже считалась его отдельным проявлением.

12. Археология Древнего Ханаана или Сиро-Палестины

"Ханаан" в исторической и библейской науке - понятие очень неопределенное. Иногда источники подразумевают всю Палестину, именуя ее Ханааном, иногда только побережье Палестины, иногда и только западную часть.

Термин "Ханаан" появился примерно в XIV веке до Р.Х. и впервые учеными обнаружено упоминание о Ханаане в т.н. "амарнских" текстах из Египта. Эпоха Амарны - это период правления фараона Аменхотепа IV Эхнатона, который выстроил новую столицу, назвав ее Ахетатон, в которой было средоточие всей египетской жизни. После Ахетатон был раскопан археологами. На этом месте существовала деревенька Эль-Амарна, поэтому этот период истории теперь называется "амарнский". Это - XIV век.

Именовалась эта страна "Кинахни", т.е. страна, где производили и торговали пурпуром.

"Ханаан" - это огреченая форма "Кинахни".

Страна сначала была заселена очень редко и состояла, в основном, из городов - государств, из которых известны Иерихон, Гай, Гизер, Мигиддо и т.д.

Вся территория Ханаана находилась под владычеством Египта, хотя и не прямым, но зависимым от Египта.

С падением XII династии Египет утратил свою мощь, и всей этой территорией, включая и сам Египет, овладели т.н. гиксосы. Но примерно через 100 лет, с ослаблением власти гиксосов, с наступлением Нового Царства при фараоне Яхмасе I Египет снова восстанавливает свою власть над Ханааном, и в этот период население Ханаана становится смешанным. Это отражает 9-я глава книги Иисуса Навина. Здесь уже среди вторгшихся племен упоминаются:

* хеттеи,

* хореи (которые в Библии именуются евеями)

* амореи.

С другой стороны, несмотря на то, что Ханаан находился под владычеством Египта практически всегда, он находился под очень сильным влиянием Месопотамии, и даже долгое время, несмотря на то, что ханаанский язык - семитский и имел свою письменность, в официальной переписке пользовались вавилонской клинописью, и даже свои послания и донесения в Египет царьки писали по-вавилонски, и фараон отвечал им по-вавилонски. Т.о., эта территория находилась под двойным влиянием и культурным, и политическим.

Постепенно термин "ханаанеянин" стал обозначать "купец". Это связано с тем, что ханаанеяне основали такие прибрежные города, как Тир, Сидон, и стали заниматься мореходством и торговлей, и с этого времени они именуются в греческих источниках "финикияне". Это известно и из Ветхого Завета, где тирский царь активно торговал и с Соломоном, и Давидом. Т.о., термин "ханаанеянин" перешло в понятие "торговец". Даже до сего дня ханаанейские слова для денежных операций сохраняются в языках Ближнего Востока.

Ханаанеяне известны также в истории человечества тем, что от них сохранилась алфавитная письменность. Впервые алфавитные надписи были обнаружены на Синайском полуострове в египетских медных рудниках. И именно от финикиян этот алфавит переняли греки примерно в VIII веке, а от греков разошелся по всему миру, попав и к нам.

Немало взяли от ханаанеян и евреи, т.к. культурный уровень евреев, заселявших Ханаан, был значительно ниже. Даже Соломон, как мы знаем, не мог сам храм построить, а приглашали архитекторов, зодчих и каменотесов из Тира, и они, как известно, выстроили этот храм по типу своих храмов. Храм Соломона - типичный ханаанейский храм, только больших размеров. У ханаанеян были т.н. "ашеры", священные столбы, так они их и перед храмом Соломона поставили 2 столба, присвоив им имена, и евреи даже не знали, для чего эти столбы.

Кроме того, сам еврейский язык является диалектом ханаанейского языка. Когда евреи заселяли Палестину, они утратили связь с арамеями и переняли ханаанейский язык, переработав его под себя. Некоторые учёные даже считают, что книга "Песнь Песней" первоначально была культовым ханаанейским произведением, включавшимся в культ плодородия.

Различные титулы своих богов, как Эль-Элион (Бог Великий), Эль-Шаддай (Бог Всемогущий), Адонаи, "Грядущий на облаках" и т.д. - это ханаанейские эпитеты их богов, они встречаются и в ВЗ. Т.е., евреи очень сильно были подвержены влиянию Ханаана (Против чего пророки и восставали), и даже, как мы знаем, до периода иерусалимской реформы, произведенной царем Иосией, храм Соломонов был наполнен всеми атрибутами ханаанейских божеств (4Цар.).

Часть еврейских обрядов тоже берет своё начало в ханаанейских обрядах. По крайней мере, все виды жертв, которые описаны в книге Левит, были и у ханаанеян.

Ритуальная еврейская музыка - это ханаанейская музыка.

Т.о., ханаанеи сделали немалый вклад в развитие евреев, ханаанеи евреев фактически окультурили.

Однако, конечно, все эти заимствования евреи подвергли существенной переработке: одежда осталась прежней, но содержание резко изменилось.

Почему евреи были очень привержены поклонению Богу в виде тельца. И Аарон создал тельца, и потом, когда произошло разделение царств, Иеровоам поставил в Вефиле и Дане тельцов, т.е. народу было это близко, они тут же приняли это. Это в связи с тем, что верховный бог ханаанеев Эл изображался в виде тельца.

Само наименование "Бог" в ВЗ ханаанейское, потому что верховный бог ханаанеев - "Эл" (la), или множественное число "Элогим" (~yhil{a/).

История ханаанеев стали известны совсем недавно. С 1929 года были произведены в местечке Расша(мра, где был древний ханаанейский город Угарит. Там была раскопана эта культура, найдены мифологические тексты, алфавит.

Поэтому в старых пособиях ВЗ вы не найдете этих ссылок или разъяснений, и очень много мест ВЗ, особенно связанных с культом или ритуалом, были непонятны. Придумывали всевозможные толкования, ухищрялись, но все равно эти места были непонятны. Толкователи пытались навязывать свои представления, но все это не вязалось. Например, совершенно было непонятно запрещение варить козленка в молоке матери. Чего только не измышляли толкователи XIX века и прочих времен, придумали какие-то символические толкования. А это просто был один из ханаанейских культовых обрядов, и для того, чтобы не следовать этому обряду, в книгу Завета было внесено это запрещение.

12.1 Религия в Ханаане

Поскольку ханаанская религия была создана очень древней цивилизацией, то естественно, что доминирующую роль в ней играли аграрные культы, т.е. зависящие от земли, климата - культы плодородия. Эти климатические условия нашли свое отражение и в культе, и в мифологии. Например, в мифах очень ярко выступает противопоставление зимы и лета, животворность воды. Поэтому, плодородие - главная забота ханаанейских мифов и культов.

Боги ханаанеян составляли организованную иерархическую систему. В старой литературе вы можете прочитать, что ханаанейская религия имела характер демонологии, т.е. поклонения различным духам. Это отчасти так, но существовала и иерархия богов. Наряду с иерархической структурой богов, действительно, существовали развитые представления о различных духах (источников, полей, высот), и все эти духи именовались "ваалами". Это мы видим, например, из ВЗ. Когда Иаков бежит из Месопотамии к Лавану, на ночь останавливается, ложится, кладет камень себе под голову и видит сон. Проснулся и сказал: "Поистине, это место - Дом Божий, Врата Небесная", - взял камень, и возлил на него елей. Т.е., это - место обитания местного духа, а камень - священный, где, видимо, этот дух живет, поэтому Иаков и возлил на него елей (принес жертву этому духу). Эти "Дома Божии", или вертикально стоящие камни, очень почитались и назывались "Бет-Эль" (lae tybe)- "Дом Бога" (в греческой транскрипции "Baiqhl").

Итак, несмотря на демонологическую сторону, были представления и об иерархической системе богов, в которой каждый бог имел свои определенные функции. Даже найдены различные списки этих богов.

Документы из Угарита (Расшамра, XV-XIV века) говорят, что ханаанеяне имели достаточно ясные понятия о своем пантеоне божеств. Пантеон именуется разными терминами:

1. "Все боги"

2. "Полнота божеств";

3. "Все сыновья Эла";

4. "Совет Богов".

Божеств было очень много, иногда их насчитывают до 76-ти.

1. Первое место среди них занимал Эл, который почитал во всем семитском мире, поэтому во всех семитских языках "Эл" стало общим названием "Бог".

la у евреев и арабов немного трансформировалось и стало произноситься hla [элоа(х] (У арабов [allah]), отсюда множественное число от hla - ~yhil{a/ [элоги(м]. У ханаанеян, кроме общего значения, это наименование выступало, как имя собственное их верховного бога. Этимология этого слова не совсем ясна. Наиболее правдоподобно представляется происхождение этого слова от "быть сильным". Эл считался главой богов, царем в полном смысле этого слова, творцом всего сотворенного. Он - вечный, всемогущий справедливый, мудрый и одновремено добрый и милостивый. Его почитали за отца всех богов и людей, и милость его старались заслужить жертвами. Почти ни один текст из Угарита не обходится без рассказа или упоминания о нем. Представляли Эла в виде старца с длинной бородой и чтили под видом быка.

2. Другим важным божеством ханаанейского пантеона, как явствует из угаритских табличек, был великий бог бури и грозы Ваал. Именно это его значение, как бога бури, дождя, грозы и засвидетельствовано в ВЗ, когда пророк Илия состязается с пророками Ваала. Если Ваал - господин этого всего, то молнии должны сойти с неба. Способ состязания используется именно с атрибутами Ваала.

Ваал почитался в различных городах в разных формах, ипостасях (Ваал-Хаддад, Ваал-Цефон и др.).

3. Почитали они и такого бога, как Дагон, известный из ВЗ, правда, там говорится, что это бог филистимлян - храм Дагона в Азоте. Филистимляне переняли культ Дагона у ханаанеян.

4. Богом засухи и неурожая был Мот. И в еврейском языке [mot] стало просто обозначать "смерть".

В финикийском пантеоне были также и богини.

5. Одной из почитаемых богинь была Ашер, которая изображалась в виде вертикального деревянного столба.

6. Астарта, богиня утренней звезды. Греки отождествляли ее со своей Афродитой или вавилонской богиней Иштар. При святилищах этой богини содержались т.н. "иеродулы", которые были предназначены для священной проституции (И у евреев при храме Силомском были "блудницы", и при храме Соломоновом. Когда Иосия производил реформацию, сказано: "И дома блудилищные при храме разрушил". У евреев это все было, только позже покрыли благочестивой пеленой, и только вскользь кое-где ВЗ об этом нескрывая говорит.).

7. А(нат, сестра Ваала.

Каждый ханаанейский город имел своего бога-покровителя. Например, главным богом Тира был Ваал-Меленкар. В Сидоне главным богом был Эшму(н, бог врачевания, который, по угаритским табличкам, сам себя оскопил, чтобы уберечься от любовного натиска Астарты.

Кроме того, почитались священные деревья, источники, возвышенности и камни.

12.2 Культ Ханаана

Святилищами или жилищами, домами богов, где можно было с ними войти в контакт, первоначально были естественные возвышенности: "бамо(т" - "высоты". Одновременно местами культа были священные рощи. Иногда при святилищах находились кладбища. В позднейший период, с развитием городской цивилизации, стали строить храмы, которые постепенно заменяли естественные возвышенности. Например, в Угарите был открыт храм Ваалa и Дагона. Состоял он из притвора, святилища и Святого Святых - т.е. все те элементы, которые мы знаем из ВЗ. ВЗ-й храм - точная копия ханаанских храмов. В Святое Святых, которое считалось обиталищем бога, тоже мог входить только главный жрец во время великих торжеств (а не раз в год).

Перед притвором находилась площадь, где помещался жертвенник. Было медное море для омовения, рядом с храмом находились помещения для жрецов, как и при соломоновом храме.

Жрецы были подчинены верховному жрецу. Наряду со жречеством, была ещё одна группа людей, посвященных божеству и служащих при храме. Это т.н. "кодашим" - "посвященные". Они исполняли ту же роль, что и пророки в Израиле. Кроме общины жрецов, при храме были школы писцов. Жречество в Ханаане, как и в ВЗ, было наследственным. Но, тем не менее, жречество считалось государственной должностью, и содержались они царем.

Основным актом ханаанейского культа была жертва. Известны жертвы из животных, плодов земли и жидкостей (т.е. вареные жертвы), а также и человеческие жертвы, которые держались очень долго. Из римской истории мы знаем, что когда велись "Пунические войны", которые Рим вел с Карфагеном (тогда финикийский город), и когда Карфаген в третью пуническую войну был в осаде, там ежедневно совершались человеческие жертвы. Человеческие жертвоприношения происходили при закладке городов, крупных зданий. При этом убитых младенцев помещали в кувшин и замуровывали в фундамент. Из ВЗ мы тоже знаем, как некий Аман первенца своего убил, замуровал в кувшин и заложил в основание города.

Человеческие жертвы приносили особенно в честь Мелькарта (Молоха), который считался владыкой человечества, и которое всецело от него зависела.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 697;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.035 сек.