Лекции по Библейской археологии 1 страница


[1] Слово «Россия» с двумя «сс» писали Поляки, а по-руски правильно писать – «Росия», с одним «с».

Лекции по Библейской археологии

1. Наименование науки

Библейская Археология (БА) - сравнительно новая наука. Её появление связано с развитием археологии Ближнего Востока в XIX веке. Т.о. БА - часть исторической науки вообще, её специфический раздел. БА изучает комплекс археологических сведений, имеющих отношение к изучению и раскрытию текста Библии. БА является одновременно и вспомогательной богословской дисциплиной, позволяющей более полноценно заниматься изучением истин Откровения, заключающихся в Библии. Т.о. БА не занимается богословствованием (изучением догматов веры), а занимается только бытовыми реалиями (нравственными и пр.), которые существовали и нашли отражение в Библии и которые помогают более глубокому уяснению Откровения.

 

2. Предмет

Первоначально предмет науки понимался очень узко. БА считалась наукой только о библейских древностях (в XIX веке). Так, например, "Богословская энциклопедия" говорит: "о быте древнееврейского (т.е. израильского) народа..." Этой же точки зрения придерживался в своём учебнике "БА" проф. СПбДА Иван Гаврилович Троицкий.

Исходя из этих определений, нам является не археология Библии, а только археология еврейского народа - а это лишь небольшая часть БА. И большая часть - археология всего древнего Ближнего Востока - при такой точке зрения не рассматривается. Поэтому нельзя сводить БА к археологии еврейского народа, т.к. сам еврейский народ появился на исторической арене сравнительно поздно: он постепенно зарождался в недрах семитских племён и ассимилировал культуру и быт своих как предшественников, так и соседей. Это относится в т.ч. в некоторой степени и к религиозным внешним обрядовым формам. И если заниматься археологией только еврейского народа, то мы не поймём многих реалий Библии. Поэтому сейчас расширился и предмет науки БА.

Сейчас предмет БА - реконструирование исторических обществ древности, имевших непосредственное отношение к культуре, среди которой появились книги Священного Писания ВЗ и НЗ. В основном это культура Палестины эпохи ВЗ и НЗ. Но ввиду несомненных культурных связей Палестины с великими цивилизациями - Египтом, Месопотамией, Ханааном (Финикией), - а также вследствие того, что повествование Библии включает элементы Египтологии, Ассириологии, Семитологии и других близких наук, т.е. БА обнимает весь древний Ближний Восток, как цельный единый культурный мир, современный Библии. Вот что говорит немецкий учёный Мартин Нот в своей "Истории Израиля":

"Более 100 лет назад начавшееся открытие Ближневосточных древностей... добавляет к фактам истории Израиля богатый исторический материал, так что теперь нельзя представить историю Израиля без вспомогательной истории всего Ближнего Востока."

 

3. Метод науки

Т.к. БА - часть общеисторической науки, то и метод БА - исторический, т.е. изучение всех памятников и библейских реалий в связи с историей их возникновения и происхождения. Исторический метод противостоит ранее существовавшему т.н. "феноменологическому" методу, основанному Карлом Гусером (Вероятно, Эдуардом Гусером - прим.ред.). (ср. "гусерианство" в философии), согласно которому любое историческое явление является феноменом, и изучать его необходимо как феномен, т.е. без связи его с другими историческими явлениями (без побочных исследований). Исторический же метод изучает все предметы и явления в связи с историей их возникновения и происхождения. Один из теоретических обоснователей исторического метода - акад. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Его постулаты:

1. Литературные или исторические памятники нельзя вырывать из контекста истории.

2. Их надо изучать только в связи с биографией автора или эпохой, его породившей.

Иногда наши интересы будут далеки от Библии, но мы будем их касаться по вышеуказанным причинам.

 

4. Историческая этнография Древнего Ближнего Востока

Создатели первых земледельческих культур на Ближнем Востоке принадлежали к "европеоидной большой" расе, а в её составе - к "средиземноморской малой" расе. Но расовая принадлежность этих народов мало о чём говорит, т.к. к этим расам принадлежали и все последующие народы Ближнего Востока вплоть до сего дня. Поэтому самым надежным и доступным критерием для исследователя является язык, на котором говорили древнейшие представители этих культур. Это легко понять. И в нынешней ситуации, например, население Кавказа, в основном, принадлежит к одной и той же расе, но говорят все на своих языках, и мы определяем - это грузин, чеченец, кабардинец, дагестанец и т.д.

 

5. Кто населял Месопотамию

Первые скопления небольших поселений в жаркой и почти отрезанной пустынями от окружающего мира низменности Месопотамии начали появляться уже в 6 тысячелетии до н.э. Впоследствии эти первые общины земледельцев в низовьях Евфрата были, как полагают, поглощены пришельцами - Шумерами. Затем сюда же из Верхней Месопотамии пришли Восточные Семиты.

 

5.1 Шумеры

Откуда появились шумеры, до сих пор для историков является совершенной загадкой. Их собственное предание заставляет нас думать о каком-то восточном или юго-восточном их происхождении.

1. Древнейшим своим поселением или городом они считали г. Эрэду. Это самый южный из городов Двуречья. Он находится почти на побережье Персидского залива.

2. Местом своего возникновения сами шумеры считали остров Дильмун (Тильмун) (или по современной географии о.Бахрейн в Персидском заливе).

3. Важную роль в их религии играли культы, связанные с горой. На шумерском языке "страна" и "гора" даже произносились одинаково. Поэтому предполагают, что они по происхождению из какой-то гористой местности, тем не менее, где-то на побережье, потому что пришли в Месопотамию водным путем. У них были развиты представления о Мировом океане.

А откуда точно они, никаких данных нет до сих пор.

Что касается языка шумеров, то и он пока продолжает оставаться загадкой не в том, что его не могут дешифровать (он давно дешифрован, клинопись шумерская уже хорошо читается), но происхождение языка неизвестно, он не относится ни к какой языковой группе древних или новых языков.

Шумерская культура прослеживается в Месопотамии с конца 5-го тысячелетия. И эта шумерская культура (именно культура с развитой письменностью, наукой, счетом и прочими достижениями) и наложила неизгладимый отпечаток на все последующие культуры и народы, которые прямо или косвенно приходили с ней в соприкосновение. И уже многие народы не знали, откуда что взялось, никаких шумеров уже не было, а продолжали пользоваться и образом мыслей, и литературными памятниками, и прочими достижениями шумеров.

О шумерах в Библии ничего не говорится, потому что ко времени написания Библии никаких шумеров не только в природе не было, а и в помине нигде не было, но обычаи шумерские, многие законы, по которым жили шумерские города, вошли даже в состав законодательных сборников, т.н. "Книги Завета", которые находятся в книгах Числа и Левит. Некоторые формулировки вошли в Ветхозаветное законодательство опосредовано, уже через другие народы. Поэтому, о шумерах нам надо будет говорить.

Немного спустя появляются семиты.

5.2 Семиты

По крайней мере, со 2-й четверти 3-го тысячелетия до н.э. в Северной и Центральной частях Нижней Месопотамии зарегистрированы Восточно-Семитские собственные имена, следовательно, здесь уже появились носители семитских языков - семиты. И уже в шумерском языке появилось некоторое количество слов, которые заимствованы из семитского языка.

Кто такие семиты, каково их происхождение? Восточные семиты говорили на одном из языков обширной семьи родственных между собой языков, называется эта семья Афразийская или в некоторых исследованиях Семито-Хамитская (По поводу термина "семитский". Термин появился в XIX веке, в науку был введен ...... и Шельцером, и никакой специальной нагрузки не несет; был введен для обозначения носителей этих специфических языков, и по наименованию Сима, библейского патриарха, их условно назвали "семитами", поэтому никакого т.н. "семитского вопроса" вообще не существует).

Все языки этой семьи восходят к т.н. "протоафразийскому" языку, еще более древнему, существовавшему не позже 7-го тысячелетия до н.э. на сравнительно небольшой территории Северной Африки.

Далее протоафразийский язык в эпоху раннего неолита разделился с течением времени на несколько ветвей: на кушитскую, семитскую и египетскую языковые ветви.

Древнейшую историю племен - носителей афразийских языков можно представить следующим образом. Примерно в 8-7 тысячелетии до н.э. они жили в степях, непосредственно прилегавших к Сахаре. Она тогда еще не полностью превратилась в пустыню, и была степного характера, поэтому можно было там жить и пасти скот.

С постепенным высыханием и оскудением сахарских степей, пустыня стала наступать, жизненная территория стала сокращаться, и эти протоафразийцы (или семито-хамиты) начали расселяться с этой территории. Одни двинулись вглубь Африки, вошли в Центральную Африку и там смешались с темнокожим населением тропиков, передав ему свой язык. От них пошли т.н. чадцы и кушиты.

На Восток ушли племена семитской группы, и в начале 4-го тысячелетия они прошли через долину Нила в Переднюю Азию.

Вслед за семитами ушли и египтяне и осели в долине Нила.

В связи с этим расселением единый некогда протоафразийский язык и разделился на эти языковые ветви.

В Передней Азии семиты разделились на Северных и Южных семитов. Северо-восточная группа первоначально расселилась в северной части Южного Двуречья, где и пришла в соприкосновение с шумерами. И представители этой группы говорили на семитском языке, который теперь именуется "аккадским" по имени их города Аккада, который они основали. Поэтому в науке эта группа называется "аккадцами".

Дальнейшая судьба этой группы связана с историей Аккада, Вавилонии и Ассирии, потому что они смешивались с местным населением. От ассимиляции с шумерами пошли вавилоняне, а от ассимиляции с ...... пошли ассирийцы.

Северо-западная группа семитов расселилась в Передней Азии постепенно, несколькими волнами. Первыми известными представителями этой группы были амореи (или протоарамеи) и ханаанеи.

Немного позднее появляются арамеи, и более поздней волной тех же арамеев были халдеи.

На территории Передней Азии в течение 5-4 тысячелетий семиты повсюду находили условия, пригодные для своего проживания, для возделывания полей и выпаса стад, и поэтому они, в основном, перешли к полукочевому овцеводству.

В сравнительно более населенных районах семитоязычные племена смешивались с многочисленными древними этносами, а их язык, как более живой, быстро вытеснял языки этих ранних этнических культур, т.е. происходила постепенная семитизация. Это происходило оттого, что мелкие земледельческие общины меньше имели между собой контактов, поэтому и появлялись очень изолированные замысловатые построения языка и речи - говоры. А пастушеские племена, хотя попутно тоже занимались примитивным земледелием, но, все таки, сохраняли некоторую подвижность, поэтому, имели довольно единообразный язык. Поэтому, семитский язык повсюду становился языком взаимного понимания и общения. Чисто местные изолированные говоры вытеснялись общепонятным языком пастушеских племен.

Все это значит, что первоначальных носителей семитских языков нельзя прямолинейно отождествлять с предками народов, которые говорят на семитских языках. И евреи - не древний народ, они относятся к своим предкам - Древнему Израилю также, как мы к каким-то славянским и скифским племенам. Есть древнее происхождение, но напрямую никакого древнего народа нет, он без конца со всеми смешивался, передавали свой язык, сами теряли язык неоднократно и, в конце концов, утратили его, и поэтому напрямую ни один из тех народов, которые говорят сегодня на семитских языках, нельзя напрямую отождествить с теми племенами, которые были носителями этих языков в древности.

Именно эти народы, в основном, будут нас интересовать.

6. Археология Месопотамии

6.1 Шумер

Название "Шумер" впервые было обнаружено в одной надписи, которая датируется ~2400 годом до н.э. И ученые стали условно называть носителей этой культуры шумерами, сами они себя шумерами не называли. Однако, шумеры не были первыми обитателями Месопотамии.

Археологические данные свидетельствуют о народе, известном по имени убайдийцев, которые еще до шумеров тут жили и создали довольно высокую для своего времени культуру. Они говорили на языке, который ученые называют "протоевфратским". Именно этот убайдийский народ еще до шумеров построил и различные поселения, деревни, которые постепенно развились в большие городские центры. Это Эреду(г), Ур, Ларса, Ниппур, и т.д.

Убайдийцы способствовали развитию самой шумерской культуры. Они были первыми земледельцами, скотоводами, рыбаками и т.д.

Но они недолго оставались единственной господствующей группой в стране. Постепенно туда проникали и заселялись шумеры, а потом и семиты, и убайдийцы растворились.

Шумеры появляются в 4-м тысячелетии в Месопотамии. С точки зрения антропологии, шумеры принадлежат к средиземноморской расе. Говорили они на языке, который не принадлежал ни к какой группе. Местонахождения их первоначальной родины неизвестно. Но, тем не менее, придя в соприкосновение с убайдийцами, они и создали очень высокую развитую культуру.

В течение последовавших веков Шумер достиг новых высот и в политической области, и в экономической, был свидетелем огромных достижений в искусстве, ремеслах, монументальной архитектуре (чего не было еще в истории до них), религиозной и этической мысли.

Они разработали систему письма, а раз появилось письмо, то появился очень эффективный способ фиксирования тех духовных достижений, которых они достигли.

 

6.2 Два периода истории Шумера

6.2.1 Раннединастический период

В этот период шло становление городов - государств, ибо единой государственности у шумеров не было, были отдельные города - государства, т.е. город с небольшой примыкавшей к нему территорией, и каждый город был самостоятелен, имел своих правителей, имел своих богов и т.д. Был у них, правда, один город - Ниппур, - который считался священным городом для всех шумеров.

Дело в том, что эти города - государства на протяжении истории без конца воевали между собой, и гегемония власти без конца переходила из одного города в другой, на некоторый период даже создавались небольшие империи, как, например, объединенное царство Шумера и Аккада.

Эти бесконечные войны, а потом начавшееся вторжение семитов и положило начало конца шумерской цивилизации.

Как я уже упоминал, Северо-восточные семиты, которых мы называем аккадцами, основали в Месопотамии свой центр и назвали его Аккад. Согласно археологическим данным, со 2-й половины 4 тыс. до н.э. в Месопотамии появились семиты. Вначале семиты хорошо уживались с шумерами, но затем стали постепенно завоёвывать их города. Так образовалась небольшая империя с центром в г. Аккад, который выстроили Северо-восточные семиты - аккадцы. Правил там царь Саргон Древний в течение более 50-ти лет. Он завоевал всю Западную Азию и даже часть Эфиопии - это т.н. "царство Шумера и Аккада". После смерти Саргона его сыновья правили успешно, но его внук - Нарамсин - развалил империю. Царство Шумера и Аккада распалось и было разорено горными племенами сутиев.

6.2.2 Период "возрождения" Шумера

Но произошло возрождение шумерской культуры через несколько поколений - это т.н. "царство 3-й династии Ура". Это - реанимация культуры шумеров, но "двуязычная":

1. культура, письменность, литература были шумерские;

2. говорили на аккадском языке.

Что представляло из себя это государство? В 3-м тысячелетии Шумер насчитывал ок. 12-ти городов - государств. Все эти города - государства управлялись правителями, которые назывались "энси", одновременно они были и верховными жрецами местного бога. В критической ситуации они выбирали царя - "лугаль". Т.о. там постепенно появляются маленькие монархии, которые, конечно, могли между собой воевать.

6.3 Экономическая жизнь

Само общество, конечно, было расслоенное - были воины, земледельцы, пастухи, купцы, писцы, врачи и т.д., т.е. общество было достаточно развито и дифференцировано. Поэтому экономическая жизнь в Шумере уже управлялась законами. До нас дошли несколько сводов шумерских законов из разных городов. Такие своды законов, как законы ....... Иштара (царь), Ур-Намму. Эти шумерские юридические документы были обнаружены археологами в очень значительном количестве. Т.о. шумерское общество было очень развито.

Существовало там и рабство. Семейная жизнь тоже строго регламентировалась не обычаями, а законами.

6.4 Древнейшие религиозные представления шумеров

Для непосредственного ознакомления и изучения религиозных представлений в древнейший период историки обычно используют памятники изобразительного искусства, потому что письменности еще не было. Письменные источники появились только с 3-го тысячелетия.

Эти следы примитивного изобразительного искусства свидетельствуют, что представления об индивидуальных божествах существовали в Шумере еще в дописьменный период, в самой ранней древности. Когда они только пришли в Месопотамию, они пришли уже со своими развитыми религиозными представлениями, они их не тут нажили. И уже ко времени образования шумерских городов - государств сформировались представления и об антропоморфном божестве плодородия.

К концу 4 тысячелетия до н.э. каждая шумерская община имела свой храм со своим местным божеством. Невзирая на различные атрибуты, каждое из этих божеств обеспечивало:

1. плодородие;

2. урожай;

т.е. от него зависела жизнь общины, т.к. урожаи в те времена были очень слабые. Храм, т.о., был центром экономической жизни общины.

В то же время храм был центром и политической жизни у шумеров. Религия была основой жизненного уклада. Во главе всех культов находился энси - одновременно и правитель, и главный жрец местного божества.

Религия в основном освящала существующий порядок, и официальные культы освящали, прежде всего, само существование данной территориальной общины, в т.ч. и всякие государственные правовые установления тоже считались священными, божественными, поэтому гражданское законодательство практически находилось в сфере священного права, подобно тому, как это было в Ветхом Завете.

Главный местный бог каждого города - государства мыслился одновременно и как создатель мира и всей жизни на земле, и как создатель данной общины, ее устройства и плодородия ее полей, и несмотря на то, что все боги разные, все равно они все "творцы". Поэтому все члены общины и все те, кто был причастен к службе в ее храмах, были само собой разумеющимися участниками культа и ее богов, поэтому чужакам в такой общине или городе - государстве делать было нечего. Он - не человек этого бога. Это религиозное объединение зиждилось на том, что культ, основу которого составляло умилостивление бога или богини и пропитание богов жертвами, сулил общине благосклонность этого божества, а значит процветание и благополучие во всех делах и начинаниях.

Т.о. в древний период культ носил практически не религиозный характер, а социальный, не было еще грани разделения между религиозным и секулярным.

Из этого вытекала такая характерная черта, как полная терпимость к чужим культам. Вообще было безразлично, есть культы у других, или нет, главное, что у нас есть бог, т.к. другие культы, если они были, то совершались на другой территории, и поэтому очень терпимы были друг к другу, и ничего подобного религиозным войнам не помышлялось и не возникало.

Отсюда факт существования уже в более позднем Шумере, а потом в Вавилонии, множества божеств с совершенно сходными функциями.

В целом религия сохраняла свои первобытные магические функции, а религиозно-этические понятия еще не были выработаны и осознаны, например, не было понятия греха как нравственного или религиозного преступления. Вместо понятия "грех" в шумерской религии имелось лишь понятие "ритуальная нечистота". Кроме того, в древнейший период Шумера само слово "религия" имело совершенно другое содержание, чем в более поздние периоды, и хотя имеющиеся источники не позволяют современным исследователям со всей ясностью разобраться в особенностях мировоззрения и мироощущения древних, следует отметить, что то, что мы называем религией древних шумеров, было комплексом довольно беспорядочных смутных представлений относительно существующего мироустройства и эмоциями, связанными с этими представлениями (страх, желание получить какие-то блага), и, конечно, ритуальных действий. А ритуальные действия были необходимы для сохранения каждым человеком своего места в этом мироустройстве. В дальнейшем эти представления получат своё развитие.

Примерно к эпохе третей династии Уров в Шумере сложились более менее определенные религиозные понятия.

6.5 Космология и теология шумеров

В духовном или интеллектуальном плане шумерские мыслители развили довольно таки серьезную космологию и теологию, которые стали основной догмой, основным кредо всего Ближнего Востока, - более менее сходно веровали все другие народы (они позаимствовали эти религиозные представления от шумеров).

Шумеры верили, что море и вода вообще окружает землю, вселенную со всех сторон. Земля плавает, как плоский диск, в этом море. В этом первозданном море появилась вселенная.

Над этой плоской землей возвышается куполообразное небо, при чём, небо считалось твердым, которое имело в себе до 7-ми сфер (то, что в Библии rakia - твердь). Оно, как чашка, накрывает круглую землю и покоится весь этот небосвод на т.н. "плотине небес", т.е. круглая плоская земля имеет типа бортики, на которые опирается купол небес.

Земля плавает в воде, и вниз, в воду, в мировой океан уходит вторая, в виде чаши или конуса, нижняя часть этого диска, причем пустая, это - преисподняя, куда сходят души умерших.

Между сферами небесными находится атмосфера, а за ее пределами располагались на тверди Луна, Солнце, звезды и т.д.

Они представляли, что вслед за созданием материального мира, вслед за отделением неба от земли и создания астральных тел возникла животная и человеческая жизнь.

Вся эта вселенная в таком устройстве подчинялась богам, которые мыслились живыми существами, похожими по виду на людей, но обладали сверхъестественной способностью бессмертия.

Боги невидимы для глаз человеческих, но они руководят и управляют космосом в соответствие с определенными законами, которые они сами установили.

Одни боги имеют попечение о небе, земле, воздухе, воде, другие планетами, небесными телами, третьи - различными стихийными бедствиями - ветром, бурей, грозой, другие управляли реками, морями, другие имели попечение и заботу об орудиях труда человека, т.е. орудия труда тоже считались божественного происхождения.

Главными созидающими богами, которые управляли четырьмя основными стихиями или частями космоса, были Ан (небом), Ки (землей), Энлиль (воздухом) и Энки (водой).

Также шумерские мыслители, в соответствие с их представлениями о мире, имели и своеобразные представления о судьбе и назначении человека. Считалось, что человечество создано было из глины для того, чтобы обслуживать богов, т.е. обеспечивать их пищей, питием, домом и т.д. А поскольку человек не знает наперед уготованной богами судьбы своей, то представлялось, что жизнь полна различных неопределенностей и опасностей для человека, т.к. поступки богов непредсказуемы. И когда человек умирает, то его дух опускается в эту темную ужасную преисподнюю, где жизнь очень печальная, несчастная. Самое худшее отражение земной жизни проводят эти люди.

Такая фундаментальная проблема всех религий и философии, как свобода воли, даже никогда не тревожила шумеров, ничего у них нет на эту тему. Они абсолютно были убеждены, что человек создан богами единственно для собственного блага и удовольствия, и жребий человека - смерть, потому что бессмертны только боги.

Богам, естественно, приписывались самые высокие моральные качества, этические добродетели.

Было очень развито у них представление и о низших божествах или различных демонах и духах. Каждый человек, например, считалось, имел своего бога или богиню - хранительницу, который назывался "лама", он рождался вместе с человеком.

Имелись и злые духи. Такие духи назывались "уду".

И хотя в поздний период Шумера считалось, что боги различных общин связаны различными генеалогическими связями или узами, однако, божества каждой общины, как и в древний период, составляли свой отдельный пантеончик в этом городе - государстве.

Этим же всем божествам, которым поклонялись шумеры, стали поклоняться и пришедшие сюда аккадцы, только они несколько изменили имена богов на свой семитский лад, и т.о. религия стала общей, шумерско-семитской.

6.6 Храмы и жречество

В этот поздний период Шумера в каждой общине важнейшую социальную роль играли храмы, тем более, что организация оросительных работ всегда входила в обязанности жреца - правителя (энси), поэтому чем большее значение имела ирригация, а значит урожай, тем большее значение приобретал храм и его верховный жрец.

Однако, социально-экономическая роль шумерских храмов не ограничивалась только тем, что во главе их стоял правитель, он же и верховный жрец. Храмы имели обширное земледельческое, скотоводческое и ремесленное хозяйство, которое позволяло создавать большие запасы продуктов, хлеба, шерсти, тканей и других изделий. Но это не было достоянием жрецов или какого-то клана или касты, как иногда пытаются представить, напротив, все главнейшие должностные лица, выполнявшие какие-либо культовые обязанности, получали сами свои особые наделы, которые они должны были возделывать и от них кормиться. Ценности же, которые скапливались в храмах, предназначались совершенно для других целей:

1. Они служили запасным фондом для всей общины на случай неурожая, войны или еще чего-нибудь;

2. Это был обменный фонд для международной торговли;

3. Для жертвоприношений (опять в общественных целях);

4. Частью урожая наделялся храмовый персонал (в последнюю очередь).

А так как вся земля считалась божьей по принадлежности, то она была общей, поэтому и земля храма считалась общей землей, не какой-то выделенной только для храма, а самой что ни на есть общей землей, и работала на ней вся община.

В связи с тем, что боги воздействовали на природу, давали плодородие, то, естественно, что все функции воздействия на природу в общине поручались одним и тем же должностным лицам, как представителям общины. Поэтому глава любого дома, семьи или рода обязательно имел и жреческие функции в пределах своего дома.

Роль храмового персонала в Древнем Шумере недостаточно ясна - был ли он на содержании общины или храма, или выдачи из этих запасов были разовыми, точно неизвестно. Однако, известно, что среди персонала существовала иерархия.

Т.о. то, что мы называем "жрец", был просто государственный чиновник, обслуживающий город (Кто-то в поле работает, а кто-то бога обслуживает, потому что иначе и в поле не надо будет работать.).

ХРАМЫ

В каждом городе был храм. Строился обычно на возвышенном месте.

Постепенно типы храмов на холмах перешли в т.н. "зиккураты" - ступенчатые башни. Это вклад шумеров в религиозную архитектуру - вавилонские башни.

Храм обычно состоял из прямоугольного центрального алтаря, и окружало это помещение ряд комнат, где помещались жрецы. В центральной зале размещалась статуя божества, перед которой находился стол для жертвоприношений, обычно делался из глиняных кирпичей.

Были храмы обширные и маленькие, с колоннами и без колонн. Иногда украшались фресками, живописью. Неизменно храм всегда был самым большим и высоким зданием в городе.

Самым древним культовым помещением, которое известно от Шумера был маленький храмик, откопанный в местечке, которое называется "Абу-Шахраим". Он был построен из глиняных кирпичей, состоял всего из одного помещения для божества и вокруг которого, видимо под открытым небом, собирался народ.

Постепенно в результате перестроек (археологи насчитали 7 перестроек) это святилище превратилось в большой храм, который стоял уже на искусственной платформе, который обязательно включал в себя остатки предыдущих храмов, т.е. строили всегда на одном и том же месте, и остатки древнего храма всегда органично входили в состав более нового. И это стало традицией вообще месопотамских храмов - строить на одном и том же месте, отсюда и появилась ступенчатость этих храмов.

6.7 Храмовой ритуал

Важнейшей частью осуществления культов в этих храмах являлись жертвы заклания, т.е. кровавые жертвы. При этом жертвы не были просто непроизводительной тратой продуктов, потому что только часть жертвенных животных сжигалось для богов, остальное съедали сами участники жертвенного ритуала, подобно тому, как ВЗ-я жертва мирная, то, что называлось "есть, пить и веселиться пред Господом".

Кроме того, жертвоприношения были в течение почти тысячелетия единственным источником мясного питания для людей, потому что просто так животных не убивали, мясо ели только при жертвоприношении, отсюда мы знаем из законодательства ВЗ, когда разрешалось есть мясо сначала только при жертвоприношении, а потом во Второзаконии была сделана уступка, что можно было есть, но сначала убить его нужно ритуальным образом, т.е. фактически принести жертву, и без крови, кровь надо было отдать Богу.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 922;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.038 сек.