Лекции по Библейской археологии 2 страница

Поэтому жертвоприношения были для людей подлинными праздниками. А сам обычай регулярно жертвовать животных богам, вероятно, возник от того, что человек должен делиться с богом таким важным продуктом, потому что он дал мясо человеку.

В остальном ритуал состоял из магических обрядов и песнопений. Начиная с правления Лагашского царя Гудеи (сер. 3 тыс. до н.э.) появилось в Шумере обожествление царя, хотя и не так, как в Египте, храмы им не воздвигали, но строили какие-то памятные часовни и т.д., где статуе приносили жертвы.

Особенно важным было празднование Нового года, как бы обновление жизни, когда совершался т.н. "священный брак" с божеством.

6.8 Мифология Шумера

Один из мифов - миф об их прародине - острове Дильмуне.

Дильмун (аккад. - Тильмун) в этом мифе представляется по типу рая, описанного в Библии. Хотя, конечно, повествование не такое логично связное, трудно воспринимаемое, но идея содержится именно эта.

Согласно мифу, Дильмун - это чистая, непорочная страна, страна живых, не знающая ни болезни, ни смерти. Вот как сам миф говорит об этом. Обращаясь к богам, автор говорит:

"Когда вы делили первозданную землю с вашими богами собратьями, была страна Дильмун святою землею, страна Дильмун была светла, была свежа. Там лев не убивал, волк ягненка не хватал, дикий пес не знал, как схватить козленка; как едят зерна, не знал осел; там не было болезней, там не было старости."

Т.о., они ее считали не только своей прародиной, как и мы тоже считаем рай своей прародиной, но и такой страной, которая не была ещё запятнана болезнями и последствиями человеческой деятельности.

Кроме того, в этом мифе описывается, подобно как в Библии, что орошалась эта страна тоже благодаря богу воды Энки и богу солнца Уту, подобно тому, как в Библии говорится: "и пар поднимался с земли, и орошал все лице земли", так и тут солнце воздействует на воду, и т.о. эта страна орошалась.

Там не было болезненных родов.

И есть в описании этого мифа очень интересный сюжет, который вкратце можно так пересказать. Страна Дильмун была выделена богами богу Энки и богине Нинхурса(г (или Нинхурсанга). Конечно, здесь текст очень сбивчивый, трудно понять некоторые моменты, но в целом сюжет так развивается.

Эта богиня сажает какие-то 7 священных растений (по Аверинцеву - 8 растений), а Энки, ее предполагаемый супруг, или тайно, или по незнанию срывает их и съедает. Что это за растения, трудно сказать, но в связи с этим богиня его проклинает, и у него приключилась болезнь различных органов тела. Совет богов упрашивает богиню, чтобы она как-то исцелила Энки. Для того, чтобы исцелить его, она создает маленьких богинь - от каждой болезни свою богиню, и тем самым он исцелился.

В этом мифе содержится очень интересное описание, которое передает нам аналогию к библейскому повествованию о рае, именно знаменитое описание сотворения Евы из ребра Адама. Мы всегда задаемся вопросом: "Почему из ребра?". Тут есть какой-то ответ на этот вопрос.

В повествовании о Дильмуне одним из заболевших членов тела Энки является ребро. Шумерское же слово, означающее "ребро", звучит "ти", а богиня, созданная для исцеления ребра этого Энки по шумерски звучит, как "нин-ти" - "госпожа ребра". Но одновременно то же самое шумерское слово "ти" означает "животворить, давать жизнь", следовательно, "нин ти" может также иметь значение "госпожа, дающая жизнь". Поэтому в шумерской литературе игра слов "госпожа ребра" стало отождествляться с госпожой, дающей жизнь. Автор библейского повествования, видимо, это знал (может быть из устных преданий). В еврейском же языке эта игра слов утратила значение, потому что еврейский язык - другой, там нет никакой игры слов, т.к. еврейские слова, означающие "ребро" и "дающая жизнь" не похожи друг на друга. Поэтому, эта женщина, сотворенная из ребра Адама, названа "Ева" - "дающая жизнь", вот почему из ребра. Это, конечно, обычные научные изыскания, и мы не можем с полной уверенностью сказать, что так это и было. Это просто научное предположение лингвистов - семитологов.

Был найден шумерский миф о потопе, даже сохранился перечень царей шумерских, которые делятся не несколько периодов, и первый период так и называется - "допотопные цари", потом "послепотопные цари". И у этих допотопных царей невероятное число лет правления, тысячелетиями измеряющееся (аналогия с библейскими допотопными долгожителями).

Этот миф сейчас широко известен и очень важен для сравнительного изучения ВЗ. Но, к сожалению, до сих пор была обнаружена лишь одна табличка с текстом этого мифа (Обычно их по несколько вариантов с одним текстом. А от этого очень древнего шумерского мифа одна только табличка осталась, и то не полностью, - нет продолжения).

Начало мифа на табличке отломано, и в первых, доступных пониманию строках, уже идет повествование о сотворении человека, растительности и животных, - кем и как - неизвестно, - и о небесном происхождении царской власти, об основании пяти допотопных городов. И далее мы узнаем, что боги решают уничтожить человечество потопом, почему и отчего, объяснения нет, потому что текст не сохранился.

Затем в рассказ вводится некий персонаж по имени Зиусу(дра (Ут-напишти (аккад.)) в качестве богобоязненного царя, который обращается постоянно к божествам, имеет видения, откровения, т.е. благочестивый человек типа Ноя.

И вот, бог Энки сообщает ему, что боги решили уничтожить человечество потопом. Здесь текст опять обрывается, и когда он возобновляется, мы видим, что потоп уже обрушился на страну, бушевал 7 дней и 7 ночей, и на 8-й день появился бог Солнца Уту, освещая и согревая землю, и спасшийся Зиусудра (каким образом, этого фрагмента нет) обращается к богу и приносит ему благодарственную жертву.

Здесь мы видим явную, хотя и краткую, параллель с библейским повествованием о потопе. Есть и другие мифы, но мы их не будем рассматривать, потому что они имеют косвенное отношение к ВЗ. Из шумерской мифологии рассмотрим только два мифа.

7. Аморейское вторжение и падение царства Шумера и Аккада

Первым свидетельством приближающегося падения царства Шумера и Аккада является сообщение от 2033 года до н.э., где говорится о построении стены, ограждавшей Аккад со стороны степи с Запада и Севера. Она имела длину примерно 200 километров и называлась "отдаляющая диданов". Диданами называлось одно из Западно-семитских аморейских скотоводческих племен, которое около этого времени переправилось с Запада через Евфрат в Месопотамию.

Нашествие Амореев приняло характер социального переворота и краха царства Шумера и Аккада, которое распалось на отдельные города-государства, в которых хозяйничали амореи. Однако, племена Амореев в Месопотамии не имели единства, напротив, они разделились на множество совершенно независимых друг от друга и родственных, но нередко враждовавших племен.

Термин "аморей" искусственный. Сами они себя называли по названиям племен, а "амореями" из называли жители Месопотамии, т.е. "западные". Термин "аморей" теперь к ним почти не применялся, потому что они уже ни какие не западные, а в самой Месопотамии. Им стали называть или наемников в войсках, или жителей Сирии, которая продолжала оставаться западной по отношению к Месопотамии.

Сами же племена теперь чаще себя называли "сутиями" по имени некоего Суту или библейский Шет (tve) (Shq), сын Адама. Они его считали своим предком.

Этот Суту считался легендарным предком всех Западно-семитских племен не только в Месопотамии, но и в Сирии вплоть до границы Палестины. В русской и греческой Библии он фигурирует как Сиф.

Все эти племена амореев вели полукочевой образ жизни, таким образом предки Авраама и попали в Месопотамию. Они не имели еще ни верблюдов, ни лошадей, и кочевали на небольшие пространства, 1-2 перехода - от воды до воды.

Обычно группы амореев помимо общего хозяйства были связаны лишь кровным патриархальным родством. Каждый человек хранил в памяти очень пространные генеалогии своих родичей и предков, так что не только цари древне-вавилонского периода, но и даже ассирийские цари в своих генеалогических списках продолжали числить своих древних аморейских предков. Ту же самую историю мы видим и на страницах ВЗ, переполненного списками генеалогий, когда от самой истории ничего не осталось, кроме длинных цепей генеалогий.

В 1894 году до н.э. в небольшом тогда городке, именовавшемся Вавилон (он был ничем не примечателен среди других городков) создал отдельное царство некий аморей Суму Абум, который тоже вел свою генеалогию от аморейских пастушеских предков.

В дальнейшем, после многих войн, город-государство становится одним из могущественнейших царств Месопотамии, особенно своего могущества достигает Вавилон при аморейском царе Хамурапи.

7.1 Храмы в старовавилонский период

В период аморейских завоеваний в храмовом устройстве произошли большие перемены. Обладатели храмовых должностей тогда были простые государственные чиновники, а должность практически их собственностью, поэтому эти должности стали предметом купли-продажи. Можно было уступить, продать должность на день, на месяц, на полгода и т.д., и ничего такого противоречащего мировоззрению не было.

Связано это с тем, что древний жрец не был священником в нашем смысле слова, т.е. не был лицом, облеченным какой-то благодатью. Ни в шумерском, ни в аккадском языке вообще не было понятия "жрец" или "жречество" или "духовенство" отличное от светских лиц. Это была обыкновенная государственная служба, только исполнявшаяся не при дворце или в армии, или еще где-то, а в храме, поэтому ничего благодатного эта служба не несла, это была государственная работа, потому что по шумерскому учению вообще весь человеческий род был создан для обслуживания богов, и поэтому никого не занимало, будет ли человек, временно купивший должность, обладать какой-то особой благодатью, или нет.

Другое дело, что приступать к священнодействию мог только человек

1. знавший, как правильно приносить жертвы;

2. в ритуально чистом состоянии.

7.2 Ритуал

Образ вавилонских богов складывался по подобию царя. Храм был его дворцом или домом, где он обитал, и, независимо от того, какое он занимал положение в сонме богов, он мыслился конкретно пребывающим в этом храме в своем изображении в виде статуи.

Статуя всякого бога, практически всегда антропоморфная, делалась из дерева, покрывалась золотом, глаза изготовлялись из драгоценных камней, придавалась неподвижная поза, на голову одевалась тиара, и вся статуя одевалась в одежды древнего покроя.

Помещалось это изображение бога на высоком подиуме в помещении, которое называлось "святая святых". Перед этим помещение располагались в ряд другие промежуточные помещения, которые отделяли бога от двора, где уже могли собираться люди, и видели божество только издали через ряд дверных проемов.

Ежедневное богослужение тоже имитировало этикет царского двора. Утром из своих святилищ выносились статуи подчиненных божеств, которые по определенному рангу занимали места в отдалении от своего господина, главного бога. Затем служители приносили стол, ставили перед изображением бога и подавали в чаше воду для омовения рук.

Затем на этот стол в определенном порядке ставилась пища и сосуды с напитками. В качестве основного жертвенного блюда было особым образом приготовленное мясо, затем фрукты.

При этом играла музыка, и храм окуривали благовониями для устранения запаха пищи, т.е. совершали каждение.

Через некоторое время эти блюда убирались, а идолу снова предлагалась вода для омовения рук.

Блюда, побывавшие у божества, отсылались царю, т.к. такая пища считалась благословенной благодаря контакту с божеством, и поэтому ее мог есть только царь как верховный жрец. Часть жертвенной пищи употреблялась жрецами.

Вечером в таком же порядке подавался ужин, а в остальное дневное время, в промежутках между трапезами, как и положено во дворце, бог выслушивал различные песнопения в его честь на шумерском языке.

Сама суть иррациональных представлений, лежавших в основе процесса поглощения пищи богами, находила выражение в определенных обрядах. Пища помещалась перед идолом, который, как предполагалось, поглощал ее взглядом, поэтому каждое подаваемое блюдо медленно и торжественно проносилось перед глазами этого изображения, а сама трапеза происходила за закрытыми занавесами в тайне от непосвященных. Народ в богослужении не участвовал.

Некоторые элементы этого храмового порядка распространились вообще по всему Ближнему Востоку, и, в частности, нашли свои отражения на страницах ВЗ. Мы знаем очень непонятное для всех нас жертвенное установление ВЗ т.н. "грудь возношения и плечо потрясания". Это, как раз, остатки возношения перед глазами бога жертвенной части, и она делалась священной, и ее могли есть только священники, т.е. называлась эта часть в ВЗ "великая святыня".

Жертвенная трапеза, которая делилась остальными жрецами, тоже нашла отражение на страницах ВЗ - т.н. "мирные жертвы", которые съедались теми, кто ее приносил, а сжигался только тук. Т.е. подобные ритуалы совершались в большинстве храмов древнего Ближнего Востока.

7.3 Изобретение и развитие письменности

Одним из наиболее значительных вкладов Шумеров в цивилизацию было изобретение и развитие клинописи или клиновидной системы письма, которую от них заимствовали сначала аккадцы, а затем многие другие окружающие народы, каждый из которых применял эту систему клинописи к собственному языку. Этот шрифт возник из первоначальных пиктографических знаков, т.е. рисуночных. Изобрели, видимо, эту систему жрецы в основном для того, чтобы следить за ресурсами храма, за его деятельностью, т.е. вести учет. Поэтому первоначально шрифтом пользовались для самых простых административных заметок.

Но с течением столетий шумерские писцы и учителя так уже разработали этот шрифт, что он утерял свой пиктографический характер и превратился в чисто фонетическую или звуковую систему письма, в которой каждый знак обозначал один или более слогов.

До нас дошли десятки тысяч глиняных табличек от шумерского периода. Более 90 % этих табличек представляют собой экономические, юридические и административные документы. И примерно, как насчитывают археологи, около 5000 табличек и фрагментов являются чисто литературными произведениями, которые состоят из мифов, легенд, гимнов, молитв и т.д. Это - самая древняя художественная литература, созданная человеком.

В этих литературных текстах находится немалое количество мотивов и идей, которые нашли свое отражение в Библии.

7.4 Образование

Непосредственным результатом изобретения клинописи было развитие шумерской системы образования. Главная цель шумерской школы, которая называлась "Эдуба" - "дом табличек", - подготовить писцов, т.е. административный персонал.

Но в ходе развития и роста школы курс обучения постоянно расширялся, и шумерская школа стала центром культуры и знания древнего мира. В их стенах появились своего рода ученые, поэты и писатели.

Курс обучения состоял, в основном, из бесчисленных копий, которые ученики делали с различных текстов, постепенно их заучивая. До нас дошло много таких ученических записей. Дошли различные списки слов (древние словари), списки деревьев, насекомых, городов и т.д. Все это им надо было заучивать. Занимались там и математикой, до нас дошло множество и грамматических, и математических текстов.

К оканчивающим полный курс этой эдубы, которые назывались "шумерскими писцами" (И в аккадский, и в аморейский период вся переписка продолжалась вестись на шумерском языке, хотя в быту говорили на аккадском), предъявлялись очень высокие требования. Они должны были уметь устно и письменно переводить с шумерского на аккадский и наоборот, знать шумерские грамматические термины, спряжения глаголов, шумерское произношение, различные виды каллиграфии и тайнописи, технический язык жрецов и других профессиональных групп, все категории культовых песен; должны были уметь руководить хором и пользоваться музыкальными инструментами; уметь составить, завернуть в глиняный конверт и опечатать любой документ, знать математику, включая землемерную практику; уметь вычислить объем землекопных и строительных работ и т.д.

Математика была уже достаточно развита, по крайней мере, то, что мы называем теоремой Пифагора, они знали уже задолго до него.

Что касается литературной деятельности, то в этих школах сложились 2 т.н. "литературных канона":

1. Ниппурский (более древний, который сложился в школах города Ниппура) а в более поздний период сложился

2. Аккадский литературный канон (Так что понятие канонических текстов возникло в глубокой древности).

Канон - определенный набор литературных произведений, который должен был знать каждый образованный человек. Эти литературные образцы в бесчисленном количестве и копировались учениками в школе. И поэтому персонажи этих литературных произведений были всем очень хорошо известны, потому, когда создавались какие-то новые произведения, то они были с уже известными действующими лицами, т.е. использовались одни и те же действующие лица, одни и те же герои. Фактически новые произведения хотя и создавались, они монтировались, складывались, как из кирпичиков, из уже известных сюжетов с участием тех же самых героев. Поэтому эта литература, эти персонажи, мотивы, идеи получили распространение по всему Ближнему Востоку, и в произведениях других народов мы встречаем те же самые идеи, мысли и персонажи, и это объясняется не заимствованием, а такой традицией - использовать всем известные и распространенные сюжеты и мотивы. Т.е. всякий культурный образованный человек должен был быть с ними знаком. Таким же путем некоторые идеи попали и на страницы ВЗ, потому что священный автор использовал те понятия и ту терминологию, которые были хорошо всем известны, другим путем он не мог идти, потому что иначе эти произведения никто бы не читал и не понимал. Такая была традиция, заложенная шумерской школой.

8. Шумерский национальный характер

Этот шумерский национальный характер, о котором иногда говорят, был очень ярко окрашен стремлением к превосходству и исключительности в древнем мире, к престижу, к известности.

Шумеры, подобно древним евреям, считали себя избранным народом (Это не сугубо еврейская идея, она существовала еще до евреев у шумеров), особой благословенной общиной людей, которая находится в более тесном контакте с богами, чем другие народы.

Шумеры первые выработали в древнем мире такое абстрактное понятие, как человечность, то, что мы называем "гуманизм".

Имелась у них идея о счастливом безопасном мирном существовании, когда народ будет объединен общей верой, общим языком, но, в отличие от ВЗ пророческого учения о том, что это произойдет в мессианские времена, у них считалось, что это уже было в прошлом, в более древние времена, счастливый "золотой век" уже был у человечества.

Итак, шумерский народ выработал понятия:

1. Избранность народа;

2. Человечность (гуманизм);

3. Вера в счастливое единство человеческого рода, только оно мыслилось в прошлом.

9. Поэма "Энума Элиш"

Первый памятник, очень грандиозный и важный - это т.н. поэма о творении мира. Поэма называется "Энума Элиш" по первым словам "Когда вверху".

Это очень древняя поэма, которая приблизительно в середине 2-го тысячелетия была записана по-аккадски, но существовала и в более ранние времена. Поэма делится на 2 части.

1. В первой части повествуется о происхождении Вселенной и основных черт Вселенной;

2. Вторая часть об установлении земного порядка и назначении разных предметов на земле.

Поэма начинается с описания Вселенной, какой она была в начале:

"Когда вверху небеса именованы не были,

А название суши внизу еще не мыслилось,

Тогда лишь первородный Апсу1, их сотворитель,

И Мумму, и Тиамат, та, что всем дала порождение,

Воедино свои смешивали воды.

Когда не было никакого болота,

Островка никакого еще не возникло,

Когда ни один из богов еще не создался,

Ничто по имени не было названо,

Никому не был присужден жребий,

Тогда сотворились внутри них боги".

 

Это описание представляет древнейшее состояние Вселенной в виде водного хаоса. Этот хаос состоял из трех, сплетенных вместе элементов:

1. Апсу (пресные воды),

2. Тиа(мат (море),

3. Му(мму. Предполагается, что он олицетворяет гряды облаков или тумана, т.е. третий вид воды.

Эти три типа воды были смешаны в огромную неопределенную массу - "воедино свои смешивали воды", и не возникало никакой еще мысли ни о небе, ни о земле, т.е. ни о чем еще речи не было, и не было ещё и богов даже, только эти обожествленные стихии.

Тогда среди этого водного хаоса возникают 2 бога, которые называются:

1. Ла(хму

2. Лаха(му.

Они, видимо, олицетворяют первичный ил, осаждавшийся в водах.

От этих двух происходят другие 2 бога, которые называются:

1. Аншар

2. Кишар.

Это два аспекта горизонта. Аншар - это окружность, охватывающая небо, потому что небо по-шумерски "Ан", а земля "Ки", поэтому "Кишар" - это земной горизонт. Но самих еще неба и земли нет, только еще эти предпосылки их возникновения, названные горизонтом.

Эти Аншар и Кишар порождают бога неба Ану и бога пресной воды Энки:

 

"Создались Ла(хму и Лаха(му,

Наречены они именем были2.

Год за годом мужали они, возрастая,

Аншар и Кишар затем были созданы,

Превосходны над теми"

 

И далее говорится, что создалось небо и земля: Ану и Энки (Энки - это бог пресной воды и одновременно земли или сама земля).

С рождением этих богов в мире возникло новое начало - движение, активность. И эти новые существа резко противопоставляются первичным силам хаоса, и возникает конфликт между древними стихиями и возникшими богами. Апсу говорит о том, что нужно этих богов уничтожить. Эта новость ошеломляет богов, описывается, что они бесцельно мечутся, затем успокаиваются, бесцельно сидят и не знают, как им быть. Тогда они в собрании богов решают поручить их защиту богу Ма(рдуку (Мардук - верховный бог Вавилона).

Мардук выступает на бой с Тиа(мат, убивает ее, разрубает на две части и из одной части делает твердое небо, чтобы оно не пропускало верхнюю воду, а из нижней части делает землю. На небе он устанавливает звезды и светила и устанавливает календарь, который необходимо отсчитывать по этим светилам (т.е. начинает заниматься мироустройством).

Он же создает и человека. Боги убивают бога Ки(нгу. На крови этого бога Мардук замешивает глину и делает из него человека.

Как мы видим, эта поэма выдержана в мифологических тонах, где все стихии персонифицируются и т.д., но представление о творении мира, где имеется твердое небо и земля, светила и прочее устройство, всё это постепенно перешло в мировоззрение вообще ближневосточных людей и попало на страницы Библии. В Библии (еврейский текст) вы даже найдете Тиамат, потому что "бездна" (РБ), по-еврейски звучит "teomo(t". Последовательность семидневного творения тоже подобна тому, какая описана в поэме.

Библия: созданы сначала небо и земля, а в последующих стихах снова упоминается о творении уже видимого неба и земли посреде воды и да отделяет воду от воды.

Поэма: сначала Ан и Ки, а потом в вещественном виде твердь посреди воды, чтобы держала верхние воды.

Библия: светила созданы для дней, месяцев и годов, т.е. для календаря.

Поэма: Мардук тоже устанавливает светила и календарь.

Завершается все творением человека. В вавилонской поэме человек тоже двусоставен - замешан на крови бога, в нем есть божественная искра, кровь в нем божественного происхождения. В ВЗ уже всех этих мифологизмов нет: создается человек из праха земного, и вдувается дыхание жизни, и стал человек душею живою.

Но некоторые отзвуки тоже имеются, потому что еврейское слово nephesh3 - "душа" в древности ассоциировалась с кровью, поэтому мы знаем из книги Левит, что нельзя употреблять кровь, ибо душа животного в крови его.

Далее:

 

"На крови его замешали они человека,

Божие бремя Энки дал человеку,

Богам от бремени дал свободу.

Непостижимо это деяние для разума человеков -

По искусному замыслу Мардука сотворил это Энки".

 

Древние тоже недоумевали относительно того, что такое человек: "Непостижимо это деяние".

Завершается эта поэма торжественным пиром обрадованных богов, что они избавлены, что мир создался, и человек сотворен, чтобы освободить от бремени богов (ВЗ почил Бог от дел Своих, т.е. творение завершается покоем).

Подобного рода идеи были близки всему Ближнему Востоку, и в разных вариациях во многих религиозных представлениях этих народов присутствуют.

10. Поэма о Гильгамеше

Второе повествование, с которым мы ознакомимся, это повествование из эпоса или поэмы о Гильгамеше - это сказание о потопе.

Некто Гильгамеш, царь города Уру(ка, был озабочен идеей бессмертия: почему человек умирает, и не может ли он достичь бессмертия. Ему сообщают, что один из людей, некто Утнапи(шти (или Утнапишти(м) достиг такого бессмертия. Гильгамеш решил его найти и узнать, каким путем тот этого достиг.

Утнапиштим рассказывает Гильгамешу, как он этого достиг. Произошло это в связи с потопом.

"Гильгамеш ему вещает:

Гляжу на тебя я, Утнапишти,

Не чуден ты ростом, таков, как и я,

И сам ты не чуден, -

Не страшно мне с тобою сразиться.

Отдыхая, и ты на спину ложишься.

Скажи, как ты, выжив,

В собрание богов был принят,

И жизнь обрел в нем4.

Утнапишти ему вещает:

Я открою, Гильгамеш, сокровенное слово,

И тайну богов тебе расскажу я..."

 

Он был жителем некоего города под названием Шуру(ппак. Это исторический город, его следы были найдены.

 

"Шуруппак, город, который ты знаешь,

Что лежит на берегу Евфрата.

Этот город древен,

Близки к нему боги.

Богов великих потоп устроить склонило их сердце".

 

Но Энки решил предупредить Утнапиштима, хотя боги сказали, что это - тайна, и нельзя ее разглашать, он решил сообщить Утнапиштиму о потопе. Энки советует построить ковчег:

"Едва занялось сияние утра,

По зову моему весь край собрался,

Всех мужей я призвал на повинность,

Дома сносили, разрушали ограду,

Ребенок смолу таскает,

Сильный в корзинах снаряжение носит,

В пятеро суток заложил я кузов:

Треть десятины площадь,

Борт 120 локтей высотою,

По 120 локтей края его верха,

Заложил я обводы, чертеж начертил я,

Шесть в корабле положил я палуб,

На 7 частей его разделивши ими.

Его дно разделил я на 9 отсеков,

Забил в него колки водяные,

Выбрал я руль, уложил снаряженье,

Три меры ........ в печи расплавил,

Три меры смолы туда налил я,

Три меры носильщики натаскали елея,

Кроме меры елея, что пошла на промазку,

Две меры елея спрятал кормчим.

Готов был корабль в час захода солнца.

Сдвигать его стали, он был тяжелым,

Подпирали кольями сверху и снизу,

Погрузился он в воду на две трети.

Нагрузил его я всем, что имел я,

Что имел я серебра,

Что имел я злата,

Что имел я живой твари.

Поднял на корабль всю семью и род мой,

Скот степной и зверье,

Всех мастеров я по(днял.

Время назначил мне Ша(маш5:

Утром хлынет ливень,

А ночью хлебный (?) дождь ты узришь воочию,

Войди на корабль, затвори его двери.

Настало назначенное время.

Утром хлынул ливень,

А ночью хлебный (?) дождь я увидел воочию.

Я взглянул на лицо погоды -

Страшно глядеть на погоду было.

Я вошел на корабль, засмолил его двери.

И едва занялось сияние утра,

С оснований небес стала черная туча.

Вся земля, как горшок, раскололась,

Быстро налетел южный ветер,

Первый день бушует,

Затопляет горы ливень,

Словно войною настигает землю,

Не видит один другого,

И с небес не видать людей,

Боги потопа устрашились,

Поднялись, удалились на небо,

Прижались, как псы растянулись снаружи,

Иштар кричит, как в муках родов,

Госпожа богов, чей голос прекрасен...6

...Ходит ветер шесть дней, семь ночей,

Потопом бури покрывает землю.

При наступлении дня седьмого

Буря с потопом войну прекратили,

Те, что сражались, подобно войску,

Успокоилось море, утих ураган,

Потоп прекратился.

Я открыл отдушину, свет упал на лицо мне.

Я взглянул на море - тишь настала.

Все человечество стало глиной.

Плоской, как крыша, сделалась равнина.

Я пал на колени ............. и плачу.

Стал высматривать берег в открытом море,

В двадцати поприщах поднялся остров7.








Дата добавления: 2014-12-22; просмотров: 837;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.086 сек.