Особенности редакционного коллектива
Редакция СМИ представляет собой коллектив — совокупность людей, объединенных общими целью и задачами. Это прежде всего трудовой коллектив, его работники трудятся, выполняя задания руководства. Однако редакция отличается от других трудовых коллективов.
Во-первых, характером ее цели и задач. Она создана для подготовки и выпуска газеты, журнала, радио- телепередачи и удовлетворения с их помощью информационных потребностей аудитории.
Во-вторых, характером членов редакционного коллектива. В нем трудятся специалисты, представители ряда определенных профессий, прежде всего журналисты, а также технические и коммерческие работники, обладающие знаниями и умениями, необходимыми для выпуска данного средства массовой информации. Для того чтобы работать в редакции, нужны специальные способности, знания и умения, особая подготовка, жизненный опыт.
Специфика редакции как трудового коллектива заключается и в том, что это производственный коллектив. В отличие от непроизводственных коллективов, действующих, например, в сфере спорта, производственный коллектив входит в область материального или духовного производства. Результатом деятельности редакционного коллектива является духовная продукция — определенное количество знаний, сведений, представленных в форме журналистской информации, а также ее материальные носители, например, для печатных СМИ — номера газеты, журнала. Как каждый производственный коллектив, редакция работает по плану, подчинена производственному ритму — графику выпуска газетных номеров, радио-, телепередач. Конечно, в процессе своей деятельности редакция должна зарабатывать, получать прибыль, обеспечивая свое существование и выпуск СМИ.
Однако не следует проводить прямую параллель между редакцией и, например, коллективом промышленного предприятия. Специфика редакции заключается и в том, что она представляет собой не только производственный, но и творческий, в основном литературный коллектив. Значительная часть его работников — журналисты — занимается творческой деятельностью — литературным трудом, создавая свои журналистские произведения или помогая внередакционным авторам готовить их выступления в периодическом издании.
Социологи рассматривают редакцию не только как малую социальную группу, но и как саморазвивающуюся систему. Как любая система, она представляет собой совокупность, объединение различных элементов, каждый из которых обладает своими качествами и соответствующими им возможностями. При объединении этих элементов система приобретает новые «интегративные качества», обретает новые свойства и возможности. Редакционная система — сотрудники редакции, прежде всего журналисты. Каждый из них выполняет свою функцию. Но их объединение — редакционный коллектив — способен решать общую задачу — выпускать коллективное журналистское произведение — номер газеты, радио— и телепередачу, давая аудитории представление о действительности в целом, о всех важнейших ее сторонах. Один сотрудник редакции выполнить эту задачу не в состоянии. В результате внешних и внутренних воздействий редакционная система развивается и совершенствуется, устанавливаются оптимальные в данной ситуации величина, состав и структура редакции. Одним из важнейших факторов, определяющих эти характеристики, как и специфику организации ее работы, являются особенности журналистского труда.
В редакционном коллективе, где есть своя иерархия, у главного редактора, ответственного секретаря, заведующего редакцией, отделом и т. п. имеются сложившиеся политические, социальные, нравственные и профессиональные ориентации, которые порой могут не совпадать с взглядами и установками журналиста. И потому для журналиста остра проблема, как найти коллектив единомышленников, чтобы сохранить свою творческую, человеческую индивидуальность, цельность своих взглядов, т. е. остаться самим собой. Здесь может помочь точное определение своего места в данном редакционном коллективе и роли, которую журналист будет выполнять для своего читателя. Если политические взгляды не совпадают с направлением издания, можно заняться неполитическими сферами: культурой, экологией, спортом, проблемами семьи и т. п. Если не нравится или не удается управляющая роль (пропагандиста, воспитателя), можно попробовать себя в роли собеседника, партнера, друга, защитника своего читателя, слушателя, зрителя. Нужно найти свое амплуа, свой имидж, который соответствует особенностям вашей личности, позволит реализоваться в творчестве, принесет наибольшую пользу.
Совместное творчество в редакционном коллективе
В редакционном коллективе творчество во многих случаях носит совместный характер. Считается, что работа в команде предпочтительнее: для решения сложных задач; когда для решения проблем требуется консенсус; при обдумывании множественности вариантов выполнения намеченного проекта; когда необходима высокая самоотдача; когда требуется высокий диапазон компетентности; при возможности реализации индивидуальных целей сотрудником редакции; при разработке перспективной стратегии; когда необходим разносторонний подход. Творческим коллективом следует считать такой, который вырабатывает новые решения, восприимчив к новым идеям, терпим к «странностям», обладает свободой выбора проблемы и изменения направления исследований, имеет стимулы для творчества. (Ильин Е.П., 2009).
Часто отмечают терпимость в творческих коллективах к странным, «лишним» людям, не подчиняющимся организационным нормам. Это чаще всего работник, предпочитающий одиночество и плохо работающий в коллективе, как, например, интроверт. Его «отстраненность» от коллектива не должна удивлять, поскольку он продуцирует идеи, несущие подчас вызов представлениям, принятым у коллег, и тем более не должно приводить к его изоляции в коллективе, так как это затруднит использование многих его ценных идей (Советова О. С., 1997).
Пути повышения творческой продуктивности. По мнениюЧ.М.Гаджиева (1983) повышение творческой продуктивности в творческом коллективе достигается следующими путями:
1) расчленением, сведением вместе и размещением в непрерывной последовательности операций "производства" творческих идей, организацией непрерывного "производственного" процесса решения задач;
2) эффективным разделением труда, применением специальных методов и приемов на каждой операции;
3) особым эффектом взаимного творческого воодушевления».
Этапы творческого общения. Совместная творческая деятельность может протекать в различных формах - от короткой беседы незнакомых людей, решающих какую-то общую ситуативную задачу, до регулярных встреч на протяжении многих лет в профессиональном творческом коллективе. Отсюда: творческое общение может проходить, как отмечают Я. А. Пономарев и Ч. М. Гаджиев (1986), ряд этапов.
Первый этап.Общение носит преимущественно коммуникативный характер и заключается в передаче информации, которая используется строго по назначению. Никакая второстепенная и побочная информация из нее не извлекается, а нечетко выраженная и бессмысленная в данном контексте информация не принимается. Примером такого рода общения может служить строго официальная беседа.
Второй этап.Общение носит тот же характер, однако партнеры по общению непроизвольно или сознательно извлекают из передаваемой информации не только то, что составляет ее прямое содержание, но и второстепенные и побочные моменты, используемые в качестве «подсказки» для решения своих задач. Однако возможности высказывания и понимания идеи минимальны. Новые идеи, высказываемые на этом этапе, не встречают формального сочувствия, несмотря на то, что могут быть восприняты и использованы партнером.
Третий этап.Общение носит коммуникативно-творческий характер. Информация используется и по прямому назначению, и как «подсказка». Нечеткая и бессмысленная информация допускается. Высказывание и объективизация новых идей возможны, но ничего не делается для их облегчения. На этом этапе завершается развитие стихийного творческого общения на обыденном уровне.
Четвертый этап.Общение специально организуется и становится творчески-коммуникативным. Передача информации носит вспомогательный характер. Главное — высказывание новых идей на основе известной информации или новых идей партнеров. Нечеткая и бессмысленная информация циркулирует наравне с остальной.
На этом этапе существенное значение приобретает понимание участниками коллективного творчества новой идеи. Понимание новой идеи — это уяснение сущности высказанного предложения. Непонимание и еще хуже — неприятие новой идеи затрудняет эффективное сотрудничество, хотя и не исключает полностью его возможность. Ведь даже в возражениях не понявшего суть идеи человека можно почерпнуть нечто ценное: новое направление мысли, информацию о некоторых важных вещах, которым не придавалось значения, возможное направление аргументации будущих более серьезных оппонентов (например, начальства).
Понимание новой идеи, по мнению Я. А. Пономарева и Ч. М. Гаджиева, в отличие от «простого» понимания заключается в восприятии и понимании принципиально новой для члена творческого коллектива информации, в преодолении своеобразных психологических барьеров. Если «простое» понимание облегчается установкой, при которой определенная информация как бы ожидается и на ее восприятие настроены определенные психологические структуры, то новая идея противоречит этим ожиданиям, не «прогнозируется». Для уяснения и принятия требуются довольно значительные усилия, прежде всего для преодоления психологических барьеров, связанных с инертностью установок и стереотипов мышления. Уяснение новой идеи требует ломки привычных представлений, а принятие пусть даже непонятной идеи — внутреннего согласия на возможность необычного, противоречащего привычным представлениям взгляда на вещи.(Е.П.Ильин, 2009).
Методы коллективного творчества.Основным методом коллективного творчества считался спор, противоборство идей. В настоящее время на помощь ему пришли методы, основанные на сотрудничестве, взаимной поддержке, понимании и подхватывании идей друг друга. Особой популярностью среди них пользуются: мозговой штурм (брайншторминг), синектика, маевтика, ИПИД (индуцирование психоинтеллектуальной деятельности) и др..
Мозговой штурм— способ группового решения проблемных (творческих) задач, основанный на методе свободного ассоциирования. Предложен в конце 1930-х гг. американским психологом А. Осборном. Процедура его проста. Собирается группа людей для того, чтобы «свободно ассоциировать» на заданную тему. Критика запрещена. Цель - получить как можно больше новых идей, так как чем больше идей будет предложено, тем больше шансов для появления по-настоящему хорошей идеи. Идеи тщательно записываются и по окончании мозгового штурма критически оцениваются, причем, как правило, другой группой людей. Мозговой штурм связан с соблюдением определенных правил общения: 1) запрещена какая-либо критика предлагаемых идей; 2) поощряются любые идеи — чем более дикой представляется идея, тем лучше; 3) требуется высказывать как можно больше идей; 4) приветствуются комбинирование и улучшение идей (Джонс К. Дж., 1976). Действенность мозгового штурма заключается в том, что у его участников снимается страх оценки неправильного ответа. При мозговом штурме творческий процесс делится на два этапа: 1) выработка и сочетание идей; 2) отбор идей. Примером мозгового штурма является телевизионная игра «Что? Где? Когда?».
Синектика также уделяет существенное внимание организации творческого общения, однако здесь большое значение придается технологии совместных решений, а обучение творческому общению происходит путем включения новичка в группу опытных синекторов. В процессе решения большое значение придается придумыванию аналогий, чему отводится соответствующее место в организации творческого общения. Если проводить сравнение с мозговым штурмом, то, во-первых, в синектике усовершенствована схема решения задач и введена новая операция — рассмотрение и переработка условий задачи. К условиям задачи подходят критически, преобразуя «проблему как она дана» в «проблему как она понятна». Схема решения задачи при этом становится такой: переработка условий задачи, генерация и сочетание идей, отбор идей. Во-вторых, в отличие от мозгового штурма, где для генерации идей не применяются никакие специальные методы, в синектике на этапе генерации и сочетания идей применяется набор аналогий: прямая аналогия, личная аналогия (эмпатия), символическая аналогия, фантастическая аналогия. В-третьих, усовершенствована схема операций и используются специальные методы, что позволяет перейти к стабильности коллективной творческой работы, создать регулярно функционирующий творческий коллектив. В-четвертых, большая роль в ней отводится руководителю, который выбирает методы решения, управляет ходом решения, соблюдает последовательность операций.
Маевтика(диалог Сократа) — наиболее древний метод совместного решения творческих задач. Он тоже требует соблюдения принципов, это: 1) свободный обмен мнениями между равноправными собеседниками; 2) возбуждение самосознания посредством целеустремленных вопросов; 3) применение шутки как способа активизации мышления.
Индуцирование психоинтеллектуальной деятельности (ИПИД),как пишет Ч. М. Гаджиев (1983), «базируется на гипотезе квантово-волновой природы процессов индуцирования психоинтеллектуальной деятельности» и заключается в том, что члены группы в соответствии с закрепленными за ними ролевыми функциями (например, «оппонент», «специалист по неожиданностям», «ведущий» и т. д.) и базируясь на специальном «программном вопроснике» стараются путем вопросов активизировать «психоинтеллектуальную деятельность» одного из участников заседания («испытуемого»). В ИПИД разработано несколько схем для решения разных типов творческих задач, количество операций в них находится в пределах сорока, все операции сформулированы, пронумерованы, переходы между ними определены и расписаны. Роли участников решения определены заранее, формализованы и отграничены. Причем если в мозговом штурме и синектике выделены две роли — руководителя и участников, то в ИПИД используется более тонкая дифференцировка ролей, которая зависит от типа решаемой проблемы.
Все эти методы связаны с искусственными, специальными приемами организации творческого общения. Это эмпирические методы, возникшие вне научных исследований проблем творчества по принципу «один ум хорошо, а два лучше». Они охотно используются на практике, но их научный анализ дает противоречивые результаты (Пономарев Я. А., 1981). Ч. М. Гаджиев отмечает следующие недостатки этих методов: «1) в них отсутствует строгая научная база и созданы они на основе самых разнообразных, иногда довольно произвольных, теоретических положений; 2) представляют собой не систему организации работы, а несколько хаотическое нагромождение приемов, построенных на основе эмпирических закономерностей» (1983, с. 268).
Характеристика творческой группы.По мнению Е.П.Ильина (2009) творческая группа обязательно должна включать в себя хотя бы одного генератора идей. Человек, у которого не возникают новые идеи, в лучшем случае может исполнять вспомогательные функции: оценщика предлагаемой идеи или информатора, снабжающего коллег полезной информацией, а в худшем он является балластом. У участника творческого коллектива идея может возникнуть, но он ее не высказывает, что может быть по двум причинам. Первая: человек не уверен в ее ценности или стесняется ее высказать, особенно в присутствии авторитета. Эта робость преодолевается небольшим специальным обучением или практикой работы в творческом коллективе. Вторая причина: желание единолично использовать возникшую у него идею. Здесь вопрос переходит уже в плоскость морали. Требуется разъяснить такому члену творческого коллектива, что «своя» идея возникла у него в результате коллективного обсуждения вопроса, в нее в качестве «сырья» вошли высказывания и идеи партнеров. Высказывание творческой идеи осуществляется чаще всего вслух, иногда на бумаге, в виде эскиза или краткого письменного наброска (например, формулы изобретения или литературного фрагмента при создании коллективного литературного произведения).
Важным участником творческой группы является «резонатор», т. е. человек, который умеет переформулировать новую идею, вскрыть ее суть, придать ей адекватное выражение (словесное, графическое, символическое и т. д.). Этот процесс называется объективизацией. Ее необходимость возникает в связи с тем, что не все «генераторы» могут выразить свою идею понятным для других языком. Объективизация новой идеи происходит, как правило, в диалоге «генератора» и «резонатора» (его также называют «активатором», так в силу порученной ему функции он старается поднять и поддержать на необходимом уровне активность участников совместного решения задачи). Важность объективизации состоит в том, что непонимание партнерами творческого общения друг с другом полностью блокирует процесс решения творческой задачи. При индивидуальном творчестве процесс уяснения, объективизации идеи нередко затягивается, порой на очень продолжительный период. В творческом коллективе при непосредственном решении задачи такая объективизация существенно ускоряется. Это объясняется тем, что, во-первых, потребность в разъяснении новой идеи возникает при коллективном творчестве немедленно, вслед за ее обнаружением; во-вторых, в высококвалифицированном творческом коллективе его члены обладают практическими навыками объективизации, хорошо понимают друг друга, знают, что новая идея чаще всего первоначально выглядит как «гадкий утенок», которому надо помочь превратиться в «лебедя» (Ильин Е.П., 2009).
Контрольные вопросы
1. Чем обусловлен интерес к группе в социальной психологии?
2. В чем отличие группы от агрегации?
3. С помощью каких основных параметров может быть осуществлен анализ группы?
4. Каковы основные психологические и социальные факторы влияют на статус члена группы?
5. Что такое коммуникативная структура группы?
6. В чем отличие редакции от других трудовых коллективов?
7. Что представляет собой редакция как саморазвивающаяся система?
8. В чем преимущества коллективного творчества?
9. Каковы этапы творческого общения в группе?
10. В чем особенности методов коллективного творчества
Литература
Андреева Г. М. Социальная психология. М., 2000.
Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе. М.. 1989.
Богомолов Н. Н. Доктрина «человеческих отношений». М., 1970.
Буш Г.О. Особенности эвристики для изобретателей. Рига. 1977.
Гаджиев Ч.М. Организация коллективного изобретательства: Исследование проблем коллективного творчества. М., 1983. С.266 – 279.
Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра. М.. 2004.
Ильин И.П. Психология творчества, креативности, одаренности. СПб., 2009.
Кричевский Р. Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы. М.. 1991.
Лутошкин А. Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.. 1988.
Морозов А.В. Социальная психология. М.. 2003.
Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.. 1982.
Репина Т. А. Социально-психологическая характеристика группы. М., 1988.
Робер М.-А., Тильман Ф. Психология индивида и группы. М.. 1988.
Розанова В А. Психология управленческой деятельности. М.. 2006.
Lytton H. Creativity and education. London. 1971.
Osborn A.F. Applied Imagination: Principles and Procedures of Creative Thinking. NY.1948.
Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 5462;