Профессиональные знания, ценности, традиции

В журналистском про­фессиональном сознании, прежде всего, выделяются такие его элементы как знания, ценности, традиции. Все эти элементы входят в структуру сознания личности, отражают способы ее участия в реализации различ­ных видов журналистской деятельности. Именно изначальная коллективность редакционной работы порождает усиленную циркуляцию профессиональных знаний, ценностей, традиций, способствует быстрейшей выработке общепризнанных в редак­ции норм деятельности, воспитанию особого профессиональ­ного почерка, присущего журналистам одного издания.

Знание. Среди факторов, активно влияющих на творческий процесс, знаниям отводится одно из первых мест. Они представляют собой живую, наиболее подвижную, постоянно находящуюся в процессе обновления и реализации часть творческого потенциа­ла личности. «Знание, — отмечает В.А. Лекторский, — это такое специ­фическое образование, которому присуще свойство истинности, то есть соответствия объективно реальному положению дел». Условно можно выделить три основные подгруппы знаний:

1) эмпирические, основанные на чувственном и мыслитель­ном опыте членов редакционного коллектива;

2) теоретические, являющиеся результатом изучения и по­знания общих тенденций журналистской деятельности;

3) профессиональные, приобретаемые по мере постиже­ния «секретов» профессии, осмысления опыта своих коллег и предшественников.

Ценности. Ученые в структуре данной категории обычно выделяют как общезначимые для любого коллектива, для любого вида дея­тельности ценности, так и ценности сугубо журналистского толка. Содержание общезначимых ценностей обусловлено куль­турными достижениями общества. Мир ценностей — это, прежде всего «сфера духовной деятельности человека, его нравствен­ного сознания, его привязанностей — тех оценок, в которых выражается мера духовного богатства личности»[19]. Основны­ми составляющими общезначимых ценностей могут быть ду­ховные стремления человека, его идеалы, нормы нравственнос­ти. Но лишь тогда, когда эти ценности получают конкретное наполнение с профессиональной точки зрения, они начинают эффективно действовать. Среди ценностей жур­налистской деятельности обычно выделяют идеологические, этические и профессиональные. Нравственные ценности деятельности и поведения являются определяющими для развития и совершен­ствования коллектива.

Ценностные ориентации журналиста формируются во вза­имодействии с другими членами профессиональной группы. Они как бы становятся элементами саморегуляции поведения каж­дого сотрудника редакции. При этом специфика действия цен­ностных ориентаций не только в том, что они функционируют как способы рационализации поведения, но и в том, что они определяют направленность воли, внимания и интеллекта жур­налиста. Именно через действие нравственных регуляторов спе­цифические мотивы журналистской деятельности получают общезначимый смысл. Главным препятствием для нормальной работы профессионалы считают эгоизм, карьеризм, зазнайство.

В процессе совместной деятельности журналистов многие ценности интегрируются, образуя мировоззренческую сторону группового сознания. В нравственной сфере они могут выра­жаться в стремлении журналистов к свободе и справедливости, к истине и добру и т. д., в идеологической приверженности к определенным идеям и политическим пристрастиям.

Таким образом, категория «ценность» представляет собою обобщающее понятие для таких явлений духовной жизни про­фессиональной группы, как идея или идеал, нравственная нор­ма и т. д. При этом устойчивая и непротиворечивая структура ценностных ориентации журналистов обусловливает такие ка­чества личности, как цельность, надежность, верность опреде­ленным принципам, способность к волевым усилиям во имя каких-то идеалов, упорство в достижении целей.

Тра­диции. Данная категория отражает устойчивые, закрепленные в действиях и поступках производственные и другие отноше­ния, возникающие на основе взаимодействия людей. «Тради­ция в широком понимании, — пишет М. Б. Горгошадзе, — пред­ставляет собой механизм, связывающий поколения и передаю­щий им культуру, а в узком значении — это единство норм и правил поведения, выражающих относительно медленно раз­вивающиеся идеи, которые передаются на основе внутренней убежденности, привычек и общественных взглядов». Ос­новой традиционных представлений, по мнению данного авто­ра, является диалектическое единство обусловленности особен­ностей человека определенными общественно-экономически­ми отношениями и их отражение в его сознании. Но поскольку людям приходится реагировать, независимо от их сознания, на определенные взаимоотношения и среду, определяющая роль в возникновении традиций принадлежит именно этим последним факторам.

В общефилософском плане традиция рассматривается в контексте таких категорий, как преемственность, связь раз­личных этапов развития. Сущность традиций состоит в сохра­нении тех или иных элементов целого при его изменении как системы. В социально-психологическом аспекте традиция ис­следуется как способ передачи социокультурного опыта. Осно­вываясь на этих двух подходах, можно сказать, что в традициях того или иного издания овеществляется концепция газеты, на­работанные и принятые в свое время приемы журналистской деятельности. Такая преемственность в журналистской практи­ке отражается как на страницах издания, так и в живом опыте сотрудников редакции.

В каждом редакционном коллективе есть, так называемое, идентификационное ядро группы, в действиях которого наибо­лее полно выражены принятые в данной редакции приемы и способы работы. Идентификационное ядро группы, отмечают теоретики, является носителем коллективного сознания в ре­дакции, оказывает социально-психологическое воздействие на других членов коллектива и ориентирует на основные направ­ления деятельности.

Анализ деятельности редакционных коллективов показыва­ет, что подобные «костяки» существуют практически во всех изданиях. Их можно назвать еще референтными группами. Как правило, их состав немногочислен — от 5 до 10 человек. Это наиболее опытные и авторитетные сотрудники редакции, кото­рые являются не только хранителями традиций издания, но и их конкретными носителями. Чаще всего они выступают в роли на­ставников, передавая молодым журналистам накопленный опыт, знания и навыки работы.

Таким образом, традиции выступают как диалог различ­ных журналистских поколений, как способ трансляции нарабо­танного опыта, знаний и навыков деятельности, наконец, как специфическая форма обмена деятельностей и способностей. К традициям можно отнести: внутриредакционные взаимоотношения, фиксируемые в содержании традиций; идеи и нормы, способствующие определенному типу отражения тех или иных межличностных взаимодействий; индивидуальные свойства сотрудников, дающие соответствующий оттенок переданной традицией идее.

Основными функциями традиций являются: обеспечение стойкости к изменчивым и развивающим­ся взаимоотношениям; упорядочение межличностных взаимодействий; сохранение и передача социального опыта; воспитательная функция.

Традиции, являясь продуктом группового сознания, диа­лектически соединяют в себе эмоциональную и рациональную стороны человеческого мышления, а также определенные дей­ствия людей. При этом эмоциональная сторона объединяет в себя чувства, настроения, интересы, потребности, рациональ­ная — представления, мысли, идеи, взгляды, а система действий включает взаимоотношения людей друг с другом и выражается в различных формах межличностных взаимодействий — сотруд­ничества, соперничества и конфронтации.

Контрольные вопросы

1. Как вырабатываются профессиональные нормы журналистской деятельности в редакционном коллективе?

2. Какие нормы взаимоотношений «автор – редактор» являются приемлемыми?

3. Как достигается высокая действенность нравственных норм журналистской деятельности?

4. Как формируются ценностные ориентации журналиста в редакции оном коллективе?

5. В чем сущность и роль традиций издания в объединении редакционного коллектива?

Литература

Авраамов Д.С. Профессиональная этика журналиста (парадоксы развития, поиски, перспективы). М., 1991.

Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения. М., 1978.

Бухарцев Р.Г. Вопросы профессиональной этики журналиста. Свердловск, 1971.

Вычуб Г.С. Редакция газеты как трудовой коллектив //Редакционный коллектив советской газеты /Под ред. Г.С. Вычуба. М., 1985.

Журналист и этика. Мнения журналистов в зеркале обследования кодекса профессиональной этики. М., 1995;

Закон Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 1991.

Концепция газеты «Деловой Петербург».

Корконосенко С.Г., Ворошилов В.В. Право и этика СМИ. СПб., 1999.

Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения //Моральный выбор. М., 1980. С. 156.

Лазутина Г.В. Профессиональная этика журналиста. М., 1999.

Мальцев Г. Вальсирующие //Журналист. 2000. №11.

Право и этика в работе журналиста. Екатеринбург, 1996. С. 198–201;

Теплюк В.М. Социальная ответственность журналиста: (Содержание и формы нормативного регулирования журналистской деятельности в условиях совершенствования социализма): Автореф. докт. дис. М., 1987.

Устав газеты «Деловой Петербург».

 

 








Дата добавления: 2014-12-21; просмотров: 1806;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.