Тема 4. Психологические особенности музыкальной деятельности
Понятие «деятельность» является одним из самых общих понятий в психологической науке. Психологическая теория деятельности -методологическая база для всех психологических дисциплин. Огромный вклад в разработку проблемы деятельности внесли научные школы таких отечественных психологов как С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, А.В Петровский, Б.Г. Ананьев, А.В. Брушлинский, В.В. Давыдов и др.
С.Л. Рубинштейн выдвинул, глубоко и всесторонне обосновал с методологической точки зрения принцип единства сознания и деятельности. «Формируясь в деятельности, психика, сознание в деятельности, в поведении проявляются. Деятельность и сознание – не два в разные стороны обращенных аспекта. Они образуют органическое целое – не тождество, но единство», - писал С.Л. Рубинштейн. Ученый доказал, что психика и деятельность представляют органический сплав внешнего и внутреннего. Рассматривая сознание человека как неразрывное единство знания и переживания, С.Л. Рубинштейн подчеркивал необходимость изучения переживаний человека в контексте его деятельности. В выделенной С.Л. Рубинштейном основной единице психики и деятельности – действии – диалектически взаимосвязаны «внешнее-внутреннее».
С.Л. Рубинштейн раскрыл механизмы осознанного регулирования деятельности. Отделяя переживание как высшую подструктуру сознания от эмоций как частного психического процесса, СЛ. Рубинштейн отмечал, что в зависимости от значимости воспринятого личностью образ восприятия может остаться лишь знанием, но может включаться в личностный план переживания. Поэтому задача психологии заключается в выявлении всесторонних отношений между сложными человеческими переживаниями и реальной деятельностью.
Проблема взаимозависимости переживаний и деятельности представлена в трудах А.Н. Леонтьева. По его мнению, исследовать триаду «деятельность-сознание-личность»- значит изучить в первую очередь проблему соотношения личностных смыслов, выражающих пристрастность сознания деятельного человека, и «равнодушных» к нему значений- социализированных знаний, понятий, взглядов, общественных стереотипов, с которыми сталкивается человек в процессе жизнедеятельности. К решению этой проблемы А.Н. Леонтьев шел на протяжении всей истории становления и развития его концепции деятельности. Уже на начальном этапе становления данной концепции главным вопросом для А.Н. Леонтьева был вопрос о взаимосвязи деятельности и мотивов.
Мотив придает направленность деятельности. При этом, деятельность, всегда полимотивирована. У человека могут одновременно сосуществовать самые разнообразные мотивы, связанные как с предметом деятельности, так и с личностными смыслами.
Развивая представления С.Л. Рубинштейна о человеке как индивиде, личности, индивидуальности Б.Г. Ананьев подчеркивал, что индивидуальность можно понять лишь на основе всестороннего анализа свойств человека как индивида, личности и субъекта деятельности.
Принцип субъекта деятельности убедительно реализуется в исследованиях ученика Б.Г. Ананьева –Б.Ф. Ломова: «Деятельность, рассматриваемая безотносительно к ее субъекту (например, при ее алгоритмическом описании) никакими психологическими характеристиками, конечно не обладает. Ими обладает только субъект деятельности. Психологию интересует, прежде всего, то каковы роль и место системы процессов психического отражения в деятельности индивида, будь то деятельность трудовая или любая иная. С одной стороны, она рассматривает деятельность как детерминанту системы психических процессов, состояний и свойств субъекта. С другой – она изучает влияние этой системы на эффективность и качество деятельности».
Предмет, средства, условия и продукты деятельности также интересуют психолога, однако, как подчеркивает Б.Ф Ломов, лишь для того, чтобы глубже понять характеристики субъекта деятельности.
Следует подчеркнуть, что и в настоящее время проблема деятельности продолжает оставаться предметов споров и дискуссий. Как справедливо отмечают ведущие представители современной отечественной психологической науки А.Г. Асмолов и В.А. Петровский, общепсихологическую теорию деятельности не следует считать окончательно сложившейся. Вместе с тем, по мнению многих ученых, в наибольшей степени отвечает потребностям психологической науки определение деятельности, данное А.Г. Асмоловым: «Деятельность – динамическая система взаимодействия субъекта с миром, в процессе которого происходит возникновение и воплощение в объекте психического образа и реализация опосредованных им отношений субъекта в предметной действительности». В этом определении подчеркивается отражательная и регуляторная природа психики, указывается на необходимость системного изучения деятельности как процесса взаимодействия субъекта с объектом.
Данное определение позволяет говорить о том, что главным методологическим подходом к раскрытию психологической сущности деятельности в современных условиях становится системный подход, который требует всестороннего исследования механизмов, закономерностей, связей, отношений субъекта и объекта.
Структурным ядром деятельности является ее предмет – объект воздействия человека в процессах труда, познания, общения. Предмет деятельности, существуя, с одной стороны, независимо от деятеля, представлен, с другой стороны, в сознании человека в виде образа, отражающего свойства объекта.
Операциональная сторона деятельности связана с наличием определенного способа деятельности – конкретных приемов, действий, операций – социально установленных или индивидуализированных. В процессе овладения деятельностью формируются целостные системы «человек-техника», «орган-орудие». Б.Г. Ананьев придавал большое значение орудиям труда – искусственным элементам человеческой организации, ускорителям и преобразователям психофизиологических функций человека. Орудия труда, как компоненты системы деятельности, являются посредствующим звеном между человеком и объектом труда. В познавательной и коммуникативной деятельности такую функцию выполняют знаковые системы.Предмет деятельности, орудия труда, знания, умения, навыки образуют условия деятельности. Системообразующей характеристикой деятельности является ее мотивационная сторона. Именно мотивы создают направленность деятельности.
Названные выше структурные компоненты деятельности учитываются большинством российских исследователей. Вместе с тем, анализируя многочисленные структуры деятельности, представленные в философии, социологии, психологии В.Н. Сагатовский совершенно справедливо предлагает отказаться от установки на поиск одной единственно верной структуры, подчеркивая что «деятельность есть феномен полифункциональный и полиструктурный». Автор представил наиболее обобщенную структуру в виде схемы, в которой замысел (смысл-цель-план), реализация (способ: возможности субъекта – средства - предмет) и результат (продукт) выступают в их взаимосвязи и взаимной обусловленности. Почти все имеющиеся в отечественной литературе варианты структурирования деятельности логично вписываются в общую структуру, предложенную В.Н. Сагатовским.
О предметной структуре деятельности можно говорить в случае выделения таких ее видов как материальная и духовная, о целевой структуре – в случае выделения видов деятельности по функциональному признаку (например, структура, предложенная М.С. Каганом), наконец, о мотивационной структуре – в случае выделения уровней деятельности, в зависимости от того, каким элементом замысла она управляется: смыслом, целью или задачей (например, структура А.Н. Леонтьева).
Структурный подход к исследованию деятельности дает возможность специалистам не только изучать ее как последовательность действий, операций или динамику направляющих ее мотивов, но и вскрыть ее регулирующие механизмы. Как уже отмечалось, системообразующими характеристиками деятельности являются «мотивы-цели». Именно они являются и ведущими психологическими регуляторами деятельности, определяя динамику и соотношение всех других составляющих деятельности. Достижения целей ведут за собой изменения в мотивационной сфере личности, что, в свою очередь, стимулирует постановку новых целей. Этот спиралевидный процесс самодвижения и развития личности в деятельности приводит в динамику фонд способностей и интересов, знаний, умений и навыков, поднимая их на качественно более высокий уровень. Цели деятельности идеально воплощают конечные результаты деятельности, но, сохраняясь в памяти до успешного завершения деятельности, регулируют всю систему действий.
Образ-цель всегда связан с планом деятельности, в котором отражена тактика выполнения деятельности. Еще до осуществления деятельности человек осуществляет процесс планирования, моделирования как общих и частных результатов, так и хода выполнения деятельности, который связан с определением этапов выполнения отдельных действий, задач или сопоставлением вариантов деятельности, оценкой их сравнительной эффективности, выбором наиболее оптимальной тактики и техники выполнения. Активная роль в этом принадлежит не только процессам мышления, но и процессам восприятия информации о начальном и изменяющемся состоянии всей системы деятельности, в том числе и оценке частичных результатов (продуктов) деятельности.
Важной задачей психологической теории деятельности является систематизация и классификация видов человеческой деятельности. Чаще всего классифицируют деятельность в зависимости от предмета. Традиционным стало выделение таких видов деятельности как игра, учение, труд, обусловливающих основополагаюшие изменения в психике. Б.Г. Ананьев выделяет в качестве основных видов деятельности труд, познание, общение. К.К. Платонов делит все виды деятельности на общие и частные, сложные и элементарные. К общим он относит труд и общение, а также их производные: речь, учение, игру, спорт, искусство, религию, нравственно-правовую, политическую деятельность, к частным- все многообразные виды профессиональной деятельности, учения и спорта.
М.С. Каган, избрав в качестве основы для классификации видов деятельности активность субъекта в системе субъективно-объективных отношений, выделил пять видов деятельности: преобразовательную, познавательную ценностно-ориентационную, коммуникативную, художественную, подчеркивая, что в последней синтезированы все четыре другие. Такой подход к художественной деятельности особенно важен, так как позволяет включить в его контекст и проблематику музыкальной деятельности.
Что касается собственно художественной деятельности, то одной из ее главных особенностей является то, что ей не противостоит особый объект. Предметом художественной деятельности может стать любой объект действительности. Субъект художественной деятельности воплощает коллективный опыт человечества сквозь призму собственной чувственно-эмоциональной практики. Субъект художественной деятельности, в отличие от гносеологического (познающего) субъекта, отражает мир пристрастно, в форме художественных образов, в которых слиты воедино художественная идея, художественная оценка и художественная эмоция.
Художественную деятельность в единстве ее созидательных и созерцательных моментов многие исследователи рассматривают в целом как творческую. Что касается созидательной деятельности, связанной с созданием произведения, она всецело является творческой (от замысла до продукта). Однако к творческой или сотворческой деятельности относят иногда и художественное восприятие, которое не является пассивным созерцанием художественного содержания и его интерпретации, это активная интеллектуально-эмоциональная переработка увиденного или услышанного в соответствии с личностным опытом и ценностными ориентациями воспринимающего.
Если в «статичных» искусствах (архитектуре, живописи, графике, скульптуре и т.д.) творческий процесс завершается созданием произведения автором, в «динамичных» искусствах (хореографии, музыке, театре) художественный замысел передается посредником-интерпретатором. Деятельность интерпретатора, являясь относительно самостоятельной, заключается в творческом воссоздании и художественном прочтении продукта первичного художественного творчества. Таким образом, три основные вида художественной деятельности - создание, исполнение, восприятие произведения - представляют собой иерархическую систему, а анализ каждого из звеньев требует всестороннего раскрытия его связей с другими звеньями.
Творческую деятельность автора произведения невозможно психологически раскрыть, не учитывая ее направленность на будущих зрителей, слушателей, читателей. Истоки творческой деятельности интерпретатора содержатся не только в замысле автора, но и в многочисленных связях со слушателями и зрителями. Наконец, сотворческая деятельность воспринимающего субъекта есть результат взаимодействия субъектно-личностного с объективным и вариативно-интерпретационным, содержащимися в произведении и его трактовке.
Музыкальная деятельность, будучи разновидностью деятельности духовно-практической, представляет собой пример многообразия ее специфических форм: в слушательской деятельности все звенья являются внутренними, в деятельности исполнителя важную роль играют внешние действия направленные на техническую реализацию замысла. В одних видах как композиторской, так и исполнительской деятельности процесс и результат (продукт) творчества совпадают (например, фольклорное исполнительство, импровизация), в других – не совпадают (дирижирование).
Здесь необходимо отметить следующее. Музыкальное искусство занимает особое место среди других искусств, благодаря уникальности, высокой степени обобщенности своего языка. Если художественные средства других искусств имеют жизненные аналоги, музыкальный предмет может функционировать лишь в системе музыкально-слуховой деятельности. Знаковая сфера музыки обозначает предметно-духовную содержательность, являющуюся сплавом «внешней» предметности, заложенной в самой ткани произведения и внутренних состояний субъекта музыкальной деятельности, отражающего музыку в соответствии с эстетическими ценностями и оценками. Двойственная природа предмета музыкальной деятельности по-разному преломляется в каждом из видов музыкальной деятельности.
Материальная основа предметности, которая воплощена в существующем независимо от субъекта художественном произведении – связана у исполнителя с нотным текстом, у слушателя – с реальным звучанием. В отличие от исполнительской и слушательской деятельности, в которых с самого начала их осуществления материальная основа предмета в значительной степени обусловливает динамику формирования его образа, композитор, приступающий к сочинению произведения, не располагает материальными основаниями предмета своей творческой деятельности. Предметом его творческого внимания может стать любой объект действительности, в том числе и собственное переживание.
Однако, с первых этапов деятельности, с момента рождения замысла появляется материальная основа будущего продукта. Материально-зафиксированные элементы замысла могут оказать существенное влияние на процесс его преобразования, окончательного воплощения и художественный продукт в целом. В свою очередь, художественный продукт деятельности композитора становится предметом деятельности исполнителя, продукт же этой деятельности является процессуально-развертывающимся предметом деятельности слушателя.
Таким образом динамика психологического «функционирования» материально-образного единства, воплощенного в предмете музыкальной деятельности представляется в виде цепной реакции со сложными и многомерными трансформациями, подчиняющимися психологическим закономерностям творчества и восприятия.
Важной особенностью музыкального предмета в целом является то, что он воплощает в себе диалектическое единство двух основных функций музыки: функции выражения эмоционально-ценностной сферы человека и функции воздействия на слушателя. Это позволяет психологу Л.Л. Бочкареву сделать вывод о том, что исследовать музыкальную деятельность –значит всесторонне исследовать субъекта этой деятельности и, в первую очередь способности, необходимые для ее осуществления. Поэтому ни один ученый, занимающийся проблемами музыкальной деятельности, не прошел мимо проблемы музыкальных способностей ( о которых шла речь выше). С другой стороны, для того, чтобы исследовать музыкальные способности, необходимо знать психологические особенности музыкальной деятельности в целом и ее видов.
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 2133;