Глава 1. Понятие и сущность медицинской услуги
Согласно п. 1 ст. 779 ГК РФ возмездным оказанием услуг является договор, по которому исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Из приведенного определения следует, что договор, которому посвящена гл. 39 ГК РФ, относится к числу консенсуальных, двусторонних, возмездных.
Придавая особое значение последнему признаку, и имея в виду распространение во взаимоотношениях участников гражданского оборота именно возмездного оказания услуг, законодатель включил данный признак в само определение договора. Даже если бы ГК РФ прямо не поименовал услуги в качестве возмездных, они таковыми являются в силу законодательного закрепления презумпции возмездности гражданско-правового договора. Так, согласно п. 3 ст. 423 ГК: "Договор предполагается возмездным, если из закона, иных правовых актов, содержания или существа договора не вытекает иное". Здесь же, в п. 1 ст. 423 ГК, содержится определение возмездного договора: "Договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возмездным". При этом отсутствует упоминание, что для признания договора возмездным оплата должна производиться именно потребителем. Целым рядом норм как самого ГК РФ, так и специальных законодательных актов прямо допускается возможность оплаты, как потребителем, так и третьими лицами - важно, чтобы эта оплата была получена исполнителем за выполнение своих обязанностей.
Ранее в специальной литературе высказывалось предложение включить в ГК РФ единый договор оказания услуг в расчете на то, что в случаях, указанных в законе или договоре, соответствующая модель могла быть и безвозмездной*(126).
Однако законодатель во избежание возможных противоречий в ГК РФ не только установил презумпцию возмездности гражданско-правового договора, но и применительно к возможным его видам указал на их возмездный характер.
Для того, чтобы определиться с признаками и условиями рассматриваемого договора, необходимо вскрыть сущность, специфику услуги как таковой.
По мнению Н.А. Баринова, услуга - это "экономическое отношение, возникающее по поводу результатов труда, создающего потребительские стоимости, проявляющиеся в форме полезного действия товара (вещи) или самой деятельности для удовлетворения конкретных, разумных потребностей человека"*(127).
В этом определении сделан акцент на результате труда, результате услуги. Данный подход детализирует положения общего характера, закрепленные в ст. 779 ГК.
Услугой является целесообразная деятельность, полезный эффект труда, т.е. особая потребительная стоимость, которую доставляет сам труд, подобно всякому товару. Потребительная стоимость труда получает специфическое название "услуги" потому, что труд оказывает здесь услуги не в качестве вещи, а в качестве деятельности*(128). Этим услуга принципиально отличается от работы, результатом которой является овеществленный результат (создание вещи). Вещь - продукт материального производства, результат соединения труда человека с материальным субстратом. Потребительная стоимость здесь отделена от человека, существует самостоятельно и независимо от него.
При оказании услуги отсутствует как таковой овеществленный результат трудовой деятельности. Ценность представляет не овеществленный результат (который иногда может и быть), а сама деятельность, процесс.
Услуга - это, по общему правилу, полезная деятельность исполнителя, не имеющая материального результата, полезный эффект которой используется потребителем для удовлетворения своих личных нужд.
Услуга обладает определенной спецификой: ее невозможно произвести впрок (потребляемость в момент оказания); нематериальный характер услуги (невозможность продемонстрировать); неразрывная взаимосвязь производства услуги и ее потребления.
Добавим к этому тот факт, что нематериальная услуга неотделима от личности услугодателя, в связи с ее потреблением в процессе оказания услуги. В этом заключается одно из существенных отличий обязательства по оказанию услуг от подрядных отношений, где, во-первых, передается именно полученный вещественный результат работы заказчику, во-вторых, процесс выполнения работы и личность подрядчика не имеют такой значимости как при оказании услуги.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 720 ГК РФ: "Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат)". Согласно п. 1 ст. 706 ГК РФ: "Если из закона или договора подряда не вытекает обязанность подрядчика выполнить предусмотренную в договоре работу лично, подрядчик вправе привлечь к исполнению своих обязательств других лиц (субподрядчиков)".
В связи с изложенным, общими признаками, объединяющими обязательство об оказании услуг являются: особенности объекта (нематериальный характер); связь услуги с личностью услугодателя (исполнителя услуги).
Как и в отношении большинства возмездных гражданско-правовых договоров, существенным условием договора возмездного оказания услуг является его предмет. При отсутствии в договоре возмездного оказания услуг условия о предмете или не достижении сторонами соглашения о его предмете договор считается незаключенным.
Предметом договора возмездного оказания услуг является либо совершение исполнителем определенных действий, либо осуществление им определенной деятельности.
Получаемый эффект по договору возмездного оказания услуг носит, как отмечалось, нематериальный характер. При этом следует учитывать конечную (итоговую) цель деятельности или действий услугодателя.
В противном случае может возникнуть проблема квалификации тех или иных действий как выполнение работы, следовательно, квалификации договора как договора подряда. Часто упоминаемые в специальной литературе зубные протезы в качестве примера "овеществленного результата" при проведении медицинских манипуляций, не могут, на наш взгляд, квалифицироваться как договор подряда. В соответствии с квалифицирующими признаками договора и смыслом оказания медицинской услуги, зубной протез (ортодонтический аппарат, кардиостимулятор, штифт и проч.), применяющийся при лечении пациента, должен восприниматься как "лечебный аппарат", "лечебное средство", "приспособление" и т.п. Иными словами, применение такого рода средства равнозначно определению "лечебное средство, которое в определенной дозе и последовательности или сочетании, введено в больной организм"*(129) с целью определенного воздействия в течение какого-то периода времени для восстановления здоровья пациента.
Прав, на наш взгляд, В.А. Кабатов, который пишет, что "достижение такого овеществленного результата неразрывно связано с проведением различного рода медицинских обследований, хирургического, медикаментозного лечения и составляет с ними определенное единство. Поэтому вряд ли было бы обоснованным относить подобного рода медицинские услуги к подрядным отношениям"*(130).
Ключевым моментом является цель медицинского вмешательства: не поставить протез, а решить проблему больного (нарушение процесса пережевывания пищи, эстетический дефект и проч.). Поэтому после получения (или не достижения) эффекта он может быть удален, заменен другим и т.д. Причем соответствующие действия осуществляются и вне зависимости от внешнего вида и состояния лечебного средства (аппарата), а по рекомендации врача в зависимости от изменений необходимого воздействия на организм пациента в данный момент (период)*(131).
Правила определения цены оказанной услуги устанавливаются п. 1 ст. 709 ГК. В договоре должна быть указана цена подлежащих оказанию услуг или способы ее определения. Однако при отсутствии в договоре таких указаний цена определяется в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК.
Немаловажным условием договора возмездного оказания услуг является срок. Согласно ст. 708 ГК в договоре должны указываться начальный и конечный сроки оказания услуги, а по соглашению сторон могут предусматриваться сроки завершения отдельных этапов услуги, т.е. промежуточные сроки.
Права и обязанности исполнителя. В соответствии со ст. 779 ГК основной обязанностью исполнителя является оказание по заданию заказчика услуги (услуг).
Риск невозможности исполнения договора возмездного оказания услуг согласно п. 3. ст. 781 ГК, т.е. невозможность исполнения, возникшая по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает, по общему правилу, несет заказчик. Он обязан возместить в этом случае исполнителю фактически понесенные им расходы, если иное не предусмотрено законом или договором.
Риск гибели или повреждения имущества, использовавшегося при оказании услуги в соответствии со ст. 211 ГК несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.
Права и обязанности заказчика. Основной обязанностью заказчика является оплата оказанной услуги. Оплата услуг исполнителя может осуществляться как самим заказчиком, так и иными лицами, которые указаны в договоре. Срок и порядок оплаты также определяются договором возмездного оказания услуг.
Поскольку услуги оказываются исполнителем в соответствии с заданием заказчика, последнему предоставляется право проверять ход и качество оказываемых услуг, не вмешиваясь в оперативно-хозяйственную деятельность исполнителя услуги.
В случае, если исполнитель не приступает своевременно к исполнению договора или оказывает услуги настолько медленно, что исполнение их к сроку становится явно невозможным, заказчик приобретает право отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных ему убытков.
Если в процессе оказания услуг исполнителем заказчику станет очевидным, что они не будут выполнены надлежащим образом, заказчик вправе назначить исполнителю разумный срок для устранения недостатков.
При невыполнении исполнителем в назначенный срок этого требования заказчику предоставляется право отказаться от договора и потребовать возмещения убытков либо поручить оказание услуг другому лицу за счет исполнителя.
Важнейшей характеристикой предмета договора является качество оказываемых услуг. Поэтому в случаях, когда услуга оказана с отступлениями от условий договора или с иными недостатками, которые делают результат ее оказания непригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчику предоставляется ряд правовых возможностей, направленных на обеспечение его законных прав и интересов.
Заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору от исполнителя потребовать: соразмерного уменьшения установленной за оказание услуги цены; безвозмездного оказания услуги заново с возмещением заказчику причиненных просрочкой исполнения убытков.
Следует учитывать, что заказчик по завершении оказания услуг должен оценивать полученный результат. При обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат оказания услуги, или иных недостатков он должен немедленно заявить об этом исполнителю, если иное не было оговорено сторонами. Заказчик, не выполнивший этих требований, лишается права ссылаться на недостатки исполнения, которые могли быть установлены при обычном способе использования результата услуги (явные недостатки), если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг.
При обнаружении после окончания оказания услуги отступлений от договора возмездного оказания услуг или иных недостатков, которые не могли быть установлены в момент окончания ее оказания при обычном способе использования результата услуги (скрытые недостатки), заказчик обязан известить об этом исполнителя в разумный срок после их обнаружения.
В случае возникновения между заказчиком и исполнителем спора по поводу недостатков или их причин для разрешения возникающих вопросов может быть назначена экспертиза.
Согласно ст. 782 ГК заказчику также предоставляется право на односторонний отказ от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты фактически понесенных им расходов. В отличие от этого исполнитель услуги имеет право отказаться от исполнения обязательств по данному договору только при условии полного возмещения заказчику убытков.
Глава 39 ГК РФ, посвященная правовому регулированию возмездного оказания услуг, является лаконичной и не претендует на то, чтобы полностью охватить различные типы договоров, отвечающих признакам возмездного оказания услуг. Напротив, ее задача - выделить лишь общие признаки соответствующего договора, а также устранить за счет общих норм пробелы и противоречия, которые могут возникнуть при правовом регулировании отдельных договоров, отвечающих признакам возмездного оказания услуг, причем, как поименованных, так и непоименованных.
Как пишет М.И. Брагинский: "Появление таких пробелов и, следовательно, потребность в их устранении являются прямым результатом последствий развития различных отраслей человеческой деятельности и прежде всего науки и техники, поскольку едва ли не любой шаг в этом направлении порождает потребность в самых различных видах услуг. При этом многие из таких услуг настолько специфичны, что влекут за собой необходимость формирования новых правовых моделей, а до этого - использование общих статей, помещенных в гл. 39 ГК РФ"*(132).
Согласно п. 2 ст. 779 ГК правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и других, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
Медицинская услуга направлена на особое благо - здоровье человека. Организм человека как объект воздействия существенно отличают медицинскую услугу в ряду других услуг. Особенности медицинской услуги могут и должны найти отражение в специальном законодательстве.
К ним можно отнести и субъектный состав возникающего обязательства, предмет или объект договора. Возможно, что в дальнейшем будет предусмотрен специальный порядок заключения такого договора, будут уточнены и дополненные отдельные права и обязанности сторон.
Несомненно, договор возмездного оказания медицинских услуг требует отдельного правового регламентирования.
Отдельные нормы по этому поводу имеются и в настоящее время. Так, действующее законодательство предъявляет к субъектам предоставления медицинских услуг повышенные требования: медицинская организация по закону ответственна перед пациентом за причинение в ходе предоставления медицинской услуги материального и морального вреда здоровью (гражданско-правовая ответственность). Помимо обязательств перед пациентом, у хозяйствующего субъекта имеются также обязательства перед государством и обществом. Он обязан соблюдать все требования, предъявляемые к нему как субъекту оказания медицинских услуг населению. Допуск к осуществлению данной деятельности производится на основании разрешения (лицензии).
Дата добавления: 2019-10-16; просмотров: 754;