Отмирание кровной мести
В этот период происходило отмирание кровной мести. Государственная власть, стремясь восстановить нарушенный мир, ограничивала кровную месть. Месть допускалась только в форме талиона - воздания равным за равное. Мести за особо тяжкие преступления должен был подлежать только сам преступник, а не его родственники. Право на месть имели только ближайшие родственники убитого. Мстить можно было только в течение года и одного дня. Месть запрещалась в христианских храмах.
Например, Баварская правда устанавливала: «Если какой-нибудь виновный убежит в церковь, то никто не может осмелиться насильно извлечь его после того, как он прошёл через двери церковные, пока не призовёт пресвитера или епископа церкви… Если же какой-нибудь упрямый и гордый человек не имел страха перед богом и уважения к святым и своего убегающего раба или другого, которого он преследовал, силой выведет из церкви…, то он должен, по указанию судьи, уплатить в пользу церкви 40 солидов и в качестве уплаты в обеспечение мира в казну 40 солидов» (1. 7). Последствием нарушения права церковного убежища была уплата штрафа в пользу церкви и государства. От представителей церкви зависела выдача укрывшегося преступника и они допускали выдачу, лишь заручившись обязательством преследователя примириться с преступником на условиях уплаты им выкупа. Чаще всего под защиту церкви скрывались лица, совершившие неосторожные убийства. Церковь давала беглому обидчику охрану от расправы потерпевшего и от органов государства.
Месть соединяется с судом, то есть требует или последующей за местью санкции суда или предварительного решения суда. О совершившемся факте мести мститель должен был сообщить суду. Суд, получив такое заявление, как бы санкционировал, утверждал уже осуществлённую месть, признавал её правильной и освобождал мстителя от ответственности. Мститель мог сделать заявление об обиде в суде, просил разрешения мстить и мстил, получив разрешение. В этом случае месть переходила в уголовное наказание, так как назначалась по приговору суда. Мститель лишь исполнял приговор суда. Он приступал к осуществлению мести лишь тогда, когда дело было разобрано судом, когда суд признал обвиняемого виновным и заслуживающим наказания.
Варварские правды допускали самоуправство, убийство на месте преступления преступника без опасности заплатить выкуп при совершении особо тяжких преступлений, которые вызывали особенно большой гнев потерпевшего: убийство (убийца должен умереть на том же месте, где совершит убийство): прелюбодеяние; изнасилование (дочери, жены); осквернение и ограбление гробниц; поджог дома с опасностью для жизни, проживающих в нём лиц; воровство, захваченное на месте преступления, когда вор сопротивлялся и не позволял себя задержать; воровство скота, особенно лошадей; ночное воровство.
Например, Баварская правда разрешала убийство ночного вора: «Если вор, захваченный в ночное время при воровстве, будет убит в то время, как он пытался унести краденые вещи, то никаких жалоб на это убийство не должно быть» (9. 5). Аналогичная норма была в древнем римском праве: вор, застигнутый на месте преступления ночью, мог быть убит безнаказанно хозяином. Таким образом, в древнем праве за покушение на кражу могла следовать смертная казнь на месте преступления без суда. Баварская правда разрешала убийство мужем прелюбодея на месте преступления (8. 1). В современном праве допускается правомерное убийство только в состоянии необходимой обороны и крайней необходимости.
Потерпевший имел право связать обвиняемого на месте преступления и доставить его в суд. Рипуарская и другие варварские правды знали право потерпевшего убить пойманного на месте преступления человека, если тот сопротивлялся связыванию. после этого он обязан был соблюдением определённых формальностей сообщить об этом суду, чтобы затем принести очистительную присягу. Это избавляло его от обязанности выплачивать выкуп за убийство.
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 455;