Преступления против собственности
Кража, грабёж, разбой рассматривались как одно и тоже понятие, чётко не различались. Древнему праву не было известно мошенничество. Из имущественных преступлений варварские правды больше всего останавливались на краже. Кража - это тайное противозаконное изъятие чужой вещи. Она обыкновенно по наказуемости приравнивалась к грабежу, то есть открытому похищению вещи с применением насилия, не опасного для жизни, а по некоторым правдам даже строже наказывалась. Например, по законам аламаннов грабёж вёл к уплате двойной покупной цены похищенной вещи, а кража - к уплате девятикратной покупной цены вещи (Особые законы. II. 1-2).
Более строгое наказание грабежа по сравнению с кражей объясняется тем, что тайный вор, в период поклонения физической силе, должен был считаться более позорным и опасным, чем явный. Тайный вор возбуждал гораздо большее отвращение и более казался опасным, чем тот, кто открыто шёл к своей цели. Германцы видели в насильственном захвате чужого имущества деяние менее предосудительное, чем тайное, коварное похищение его. Грабёж к тому же смешивался с доблестным захватом добычи у неприятеля. В современном праве грабёж наказывается более строго, так как в открытом хищении заключается больше дерзости и потому оно засуживает более тяжкую ответственность.
Не все виды кражи карались одинаково. Квалифицированные кражи как особо опасные наказывались бόльшим выкупом. Самой тяжкой кражей считалась ночная кража, захваченная на месте преступления. Ночного вора в этом случае дозволялось безнаказанно убить. По Рипуарской правде вор, пойманный на месте преступления, должен был быть повешен. Более строго наказывалась кража из закрытых помещений со взломом, так как вору приходилось здесь преодолеть особые препятствия для того, чтобы украсть вещь из помещения (СП, XI, 5). К числу квалифицированных краж принадлежала кража важных в хозяйстве предметов - скота и особенно лошадей (СП, III, 3-4, X, 1), так как кража таких вещей грозила земледельческому хозяйству разорением и голодом. Поэтому конокрадов разъярённые крестьяне могли убивать на месте преступления.
Рипуарская правда за кражу табуна лошадей в 13 голов, стада рогатых животных в 13 голов или стада свиней в 7 голов устанавливала гигантский выкуп в 600 солидов, не считая уплаты стоимости похищенного и возмещения убытков (XVIII, 1). При этом подчёркивалось, что если в краже участвовало несколько человек, каждый из них платил по 600 солидов. Такие огромные взыскания были рассчитаны на то, что виновные не в состоянии будут их заплатить и вследствие этого лишатся или свободы, или жизни.
Повторная кража также наказывалась более строго, так как повторение изобличает особую злую волю преступника. Капитулярий 779 г. угрожал за третью кражу казнью через повешение. Строгость наказания за кражу соизмерялась с ценой украденного. Чем больше кража, тем больше вознаграждение. Вор должен был не только возвратить украденную вещь, но и уплатить потерпевшему двойную, тройную или четвертную покупную цену вещи.
Наравне с кражей, а иногда и строже её, наказывалось повреждение чужих вещей, как-то: злонамеренное повреждение скота оружием, повреждение изгородей, деревьев, оружия, платья. Самым тяжким видом повреждения чужих вещей был поджог, то есть истребление огнём жилых зданий, вещей, помещений, предназначенных для хранения хозяйственных предметов (СП, XVI).
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 198;