Объект и предмет социологии.
1. Социология - это одна из множества существующих сегодня общественных наук. Со времени возникновения - основы социологии были заложены в первой половине XIX в. трудами французского мыслителя О.Конта (1798-1857) - она прошла большой путь своего развития и совершенствования. В настоящее время социология обладает развитой атрибутикой, характерной для любой ставшей, зрелой науки.
Важнейшим из атрибутов, то есть неотъемлемых свойств любой науки, в том числе и социологии, является изучаемый ею предмет. Предмет науки - это та сторона (сфера) действительности, окружающего нас мира, которая изучается данной наукой. У каждой науки свой предмет. При этом предмет науки имеет двойственную природу, что, кстати, не всегда принимается во внимание, во-первых, - он представляет, как только что было отмечено, какую-то конкретную сторону объективной реальности, а, с другой, - выступает в качестве результата, своего рода продукта исследовательской работы ученых, суть которой в вычленении и абстрагировании из окружающего нас мира для специального изучения данной его стороны.
Чтобы учесть эту двойственность предмета науки в науковедении используют и такое понятие как «объект науки». Благодаря этому проводится различие между тем, с чем непосредственно имеет дело ученый как представитель данной науки (предмет науки) и тем, что существует в самом окружающем нас мире как объективная реальность (объект науки).
Нередко различные явления, процессы окружающего нас мира выступают как объекты междисциплинарного исследования, то есть они могут рассматриваться как общие объекты целого ряда наук.
Именно как раз так обстоит дело с социологией. Социология - это одна из научных дисциплин, изучающих общество. Ответ на вопрос, что она изучает содержится уже в самом ее названии. «Социология» - наука об обществе. Оно образованно в результате сочетания двух терминов - латинского societas (общество) и греческого logos (слово, учение). В нем указывается, прежде всего, на объект социологии - общество. Общество как объект изучается и другими науками. У социологии имеется свой угол зрения на общество, не совпадающий с подходами к изучению его, характерными для других общественных дисциплин. При этом, хотя социология имеет дело с любой стороной (сферой) жизни общества, она не подменяет собой других наук. В то же время и ни одна из общественных наук в отдельности, как и все они, вместе взятые, не могут заменить собой социологию.
Итак, объектом исследования социологии является общество.
Что же выступает в таком случае предметом социологии как одной из общественных наук?
Ответ на данный вопрос, хотя и весьма общий, также имплицитно содержится в самом названии этой дисциплины - социология (наука об обществе). Дело в том, что в этом названии, в отличие от конкретных общественных дисциплин, той же, скажем, политологии, совсем ничего не говорится о том, какую сторону или сферу общества - экономическую, политическую, духовную, географическую, этническую и т.д. изучает социология. Такое указание содержится лишь в названиях частных наук, изучающих общество (наука о политике - политология; наука об экономике - экономическая теория; наука о морали - этика и т.д.)
Социология - это наука об обществе. И в этом заключен глубокий смысл, если иметь в виду проблему определения ее предмета. Предмет социологии - просто общество, или иными словами, общество вообще (общество как таковое), общество в целом. Именно в этом заключается специфика того угла зрения на общество, который характерен для социологии.
Но что это значит - изучать общество вообще, общество в целом? Определение предмета социологии предполагает обязательное разъяснение данного вопроса. Это тем более следует сделать, потому что при данной формулировке предмета науки, о которой здесь идет речь, вполне возможен упрек в том, что общества вообще (общества как такового) нет; оно просто не существует. Реально существуют лишь конкретные общества, скажем, российское, японское, французское; традиционное, индустриальное, постиндустриальное; западное, восточное; демократическое, недемократическое. Общество вообще - это абстракция. И с этим надо согласиться. Но в таком случае выходит, что социология имеет дело не с реально существующей жизнью, а лишь с понятиями (абстракциями) и является в высшей степени абстрактной дисциплиной, наподобие философии, которая, как известно, не является наукой в точном смысле этого слова.
Социология не единственная наука, которая имеет дело с общими понятиями. Таковыми являются все теоретические дисциплины. В общих понятиях, абстракциях, отражаются характерные для реально существующих явлений, процессов, вещей общие им черты, признаки, свойства. Общество как абстракция фиксирует в себе общие признаки, свойства, характерные черты, присущие всем без исключения конкретным, реально существующим обществам. Они, эти признаки, свойства могут и должны быть предметом специального рассмотрения. Прерогатива этого рассмотрения и принадлежит как раз социологии как общей, комплексной науке об обществе. Адекватное представление о них является весьма важным для понимания самих реально существующих, конкретных обществ, ибо как бы эти последние не отличались друг от друга, они тем не менее представляют собой один и тот же тип объективной реальности - социальную жизнь.
Определение «социология - наука об обществе как таковом, обществе в целом» означает, также то, что она изучает не какие-то отдельные стороны общества, а общество в единстве всех его сторон (сфер). И здесь чрезвычайно важным является понимание того, что общество не равно простой сумме образующих его сторон. Общество не суммативная, а целостная, органическая система. Оно больше, нежели простая сумма составляющих его сторон. Это «больше» образуется за счет функционального взаимодействия различных сторон общества и проявляется в особых качествах, свойствах, признаках общества, которыми не обладает ни одна из его сторон, взятая сама по себе. Это новое также обусловливает возможность и, что очень важно необходимость особого, специального изучения общества, которое и закрепляется, как раз, за социологией. Это есть изучение общества как органического целого, как системы.
Таким образом, предмет социологии - это, во-первых, общество вообще (как таковое), и, во-вторых, общество в целом (как целое).
В данных двух аспектах социологии заключается ее специфика и отличие от других наук об обществе.
Также как и первый, второй из этих аспектов предмета социологии связан с изучением общего. Только в первом случае, как уже было показано, речь идет об изучении общих черт, свойств и признаков, характерных для любого общества, любого с точки зрения принадлежности к тому или иному историческому типу, - а во втором, - об изучении общего, что является характерным для любой из сфер общества, для любого его процесса или явления. Таким общим у всех сторон или сфер жизни общества выступает то, что все они представляют собой конкретную, но только на этот раз не историческую, а функциональную форму проявления социального. «Социальное» - вторая важнейшая, наряду с «обществом» категория социологии как науки. Она также, как и категория «общество» имеет заглавный характер и имманентно содержится в самом названии науки «социология». Социология - наука о социальном. И это - не игра слов или случайное совпадение. В этой полизначности (дуальности) названия "социология" объективно содержится глубокий смысл.
Дело в том, что понятие «общество» и понятие «социальное» существуют лишь как взаимосвязанные, соотносительные категории, фиксирующие две стороны одного и того же - предмета социологии, выступающего в реальной действительности как исторический процесс жизни и деятельности (жизнедеятельности) людей. Понятие «общество» фиксирует основную, организационную форму (структуру) проявления социального; оно представляет социальное во всем его многообразии проявлений. Понятие «социальное» же фиксирует и выражает сущность того, что является объектом социологии – общества. Понятие «общество» отражает объект социологии прежде всего со стороны его объема, тогда как понятие «социальное» – фиксирует и выражает то, что составляет главное качество, специфику и сущность общества.
Социальное - это сущностная основа всех общественных отношений и взаимодействий людей. Благодаря тому, что социальное как бы разлито по всему обществу - составляет своего рода субстрат общественных отношений - в компетенцию социологии входит изучение любой стороны, а также этапа и уровня функционирования и развития общества.
При этом социология изучает социальное как само по себе, так и конкретные формы его проявления в различных сферах и на различных уровнях общественной жизни. Она изучает не экономику в обществе, а социальное в экономике (социальный аспект экономики); не политическое в социальной жизни людей, а социальный аспект политики (социальное содержание и смысл политики).
Социология изучает, кроме того, взаимосвязь этих различных форм проявления социального. Дело в том, что взаимосвязь, взаимодействие в обществе - это и есть главное содержание «социального».
Понимание социального как взаимосвязи, взаимодействия еще в большей мере имеет смысл применительно к человеческим индивидам как социальным существам. Именно взаимные ориентации и зависимость, взаимные ожидания ответных действий и обязательства, то есть взаимодействие человеческих индивидов, потребность их друг в друге и составляет суть социального, его квинтэссенцию. По мнению известного немецкого социолога М.Вебера, сопряженная система взаимных ожиданий-обязательств составляет основу совместного, коллективного, то есть общественного проживания людей; обеспечивает упорядоченность, стабильность общества, регулярность в его функционировании, надежность, управляемость и прогнозируемость и тем самым рациональность коллективной, то есть общественной формы жизни человеческих индивидов. Указанная система служит также основанием становления, формирования самих человеческих индивидов в процессе их социализации.
Исходя из этого, а также, учитывая то, что общество состоит из индивидов и что носителями (субъектами) социального являются, прежде всего, индивиды и их различные объединения, группы, социология изучает не только собственно общество и образующие его различные сообщества людей, но и самих индивидов. При этом социолог имеет дело не только с такими общими понятиями как «индивид», «человек», «личность», но и с реальными, конкретными, живыми людьми. Более того, только через изучение реально существующих, взаимодействующих между собой живых человеческих индивидов и возможно изучение различных сообществ, групп людей, их агрегатов и организаций и тем самым общества как такового.
Поэтому социология в качестве своего предмета имеет и индивида (человека), личность, и социальную группу как объединение индивидов, и, наконец, общество как особого рода сообщество людей.
К предмету социологии следует отнести и мировое сообщество людей, ибо в нем, хотя и в весьма специфической форме также проявляется социальное. Взаимодействие человеческих индивидов на этом уровне опосредуется соответствующими организациями: одни из них возникают и существуют в рамках отдельных стран (государств), а другие возникают и функционируют как международные, межгосударственные структуры (например, ООН, ЕС, и др.).
Учитывая сказанное ранее, можно заключить, что существует четыре уровня предметной области социологии как науки: межличностный, групповой, социетальный (уровень, представленный обществом как страной, государством), мирового сообщества.
Являясь специальной или собственной наукой об обществе, предмет которой и понятие «общество» совпадают, социология выступает как прима - общественная наука, лидер среди всех наук, изучающих общество. Таковой она является также потому, что с одной стороны, наиболее полно охватывает общество как объект изучения, а с другой - изучает самое суть того, что составляет общество - социальное как особое качество жизни человека в обществе и посредством общества.
Таким образом, социология это наука об обществе, социальной жизни, ее базисных элементах и закономерностях, о человеке как социальном существе.
2. Социология представляет собой целостную, органическую систему знаний. Однако внутренне она является весьма сложным, многоплановым, многоуровневым образованием.
Сложность и внутреннее многообразие социологии как науки обусловливается, по крайней мере, тремя факторами. Во-первых, большим онтологическим (бытийным) разнообразием самого объекта изучения - общества, представляющего собой сложнейшее образование, которое включает в себя множество различных сторон, процессов, явлений (экономика, политика, мораль, семья, городские и сельские поселенческие общности, этносы, социальные группы и т.д.).
Во-вторых, тем, что она использует разнообразный, богатейший арсенал методологических средств, приемов, способов и философских (мировоззренческих) принципов изучения общества.
В-третьих, сложный, многоплановый характер социологии определяется также тем, что она призвана одновременно решать принципиально разные по своему характеру задачи: с одной стороны, - открывать и изучать объективные законы функционирования и развития общества, - а с другой, - на основе знаний об этих законах вырабатывать практические рекомендации по организации, управлению и совершенствованию социальной, общественной жизни людей.
Двумя важнейшими структурными составляющими социологии являются теоретическая социология и эмпирическая социология.
Во-первых, теоретическая социология - это высший уровень социологического знания. Высший, разумеется, не в смысле (лучший, худший), а в смысле уровня обобщения изучаемого социологией объекта - общества. Теоретическая социология имеет дело с категориями, понятиями, в которых фиксируется и отображается сущностное в обществе, в социальной жизни, в жизни человеческих индивидах и их различных объединений; то, что лежит не на поверхности, а скрыто за внешним, за явлением. Кстати, чем выше абстрактность понятия, тем более глубокую сущность оно охватывает и отражает. Это достигается за счет отвлечения от несущественного и сосредоточения внимания на существенном, главном, основном. То, что не удается схватить и выразить чувствами фиксируется теорией и образующими ее понятиями. В понятиях фиксируется, кроме того, не единичное, частное, отдельное, а общее, типичное для самых разных обществ, сторон общества, групп людей, отдельных человеческих индивидов.
Теоретическая социология представляет собой, таким образом, систему понятий. Эти последние выступают как ее узловые моменты. Это, во-первых.
Во-вторых, теоретическая социология - это та часть социологии, которая возникает, развивается и связана с применением теоретических методов исследования и прежде всего общенаучных методов (анализ, синтез, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция, классификация, сравнение и др.). При помощи данных методов формулируются общие выводы и положения на основе той информации, которая уже имеется - собрана и предварительно обработана, сведена в систему, готовую к теоретическому анализу.
В-третьих, теоретическая социология связана с открытием и изучением объективных законов, которым подчиняется функционирование и изменение (развитие) общества. То есть, это та часть социологии, в которой данная дисциплина представлена прежде всего как фундаментальная наука.
Теперь об эмпирической социологии. Эта последняя конституирована в особый компонент (уровень) социологии в целом по такому критерию как специализация на исследовании социальных фактов. Ее главной задачей является сбор первичной информации и накопление научных (социологических) фактов, что осуществляется посредством изучения реально существующих социальных процессов, явлений, а также конкретных, живых, действующих человеческих индивидов и результатов их деятельности.
Ее отличительной чертой выступает использование эмпирических методов исследования (наблюдение, опрос, анализ документов, эксперимент, социометрия).
Различая эти два уровня социологии, следует иметь в виду, однако то, что они не только не исключают друг друга, но и тесно, органически взаимосвязаны между собой. Более того, само их существование возможно лишь в результате взаимного влияния и взаимодействия. Теоретическая и эмпирическая социология - это всего лишь две стороны одного и того же - комплексной науки об обществе. Данное удачное, во многом судьбоносное, сочетание, взаимодействие и взаимодополнение теории и эмпирии выгодно отличает социологию от философии. Именно оно делает социологию подлинной наукой об обществе, обусловливает ее как сравнительно точную науку об обществе, имеющую большое практическое значение.
Если бы социология была исключительно теоретической, она была бы слишком абстрактной и тем самым весьма далекой от практики, а если бы она была только эмпирической дисциплиной, имела дело лишь с одними фактами, она была бы лишена возможности не только быть ориентиром в практической жизни, но и не смогла бы надежно организовать сами эмпирические исследования.
Недооценка теории и переоценка эмпирической социологии, сведение социологии исключительно к собирательству фактов получило название эмпиризма. Его суть в отстаивании той мысли, что социолог должен лишь описывать факты, классифицировать, группировать их и ничего не привносить в них при помощи теории, которая якобы может лишь исказить факты. Недооценка теории обрекает социологию на утрату ею своей целостности. Она может привести к тому, что социология распадется на ряд отдельных исследований без общей, объединяющей методологии, без соотнесения результатов конкретно-социологических исследований с общей картиной, отражающей общество.
Можно говорить и о другой крайности - недооценке эмпирических исследований, без которых социология утратила бы характер точной науки об обществе.
Большую роль в соединении социологической теории и эмпирии сыграл французский социолог Э.Дюркгейм. Важный вклад в решение данной проблемы внес видный американский ученый Р.Мертон. Он впервые на должном уровне смог в своих работах органически сочетать эмпирические и теоретические исследования, в результате чего было выработано и применено в социологии такое понятие как «теория среднего уровня» (1947). Оно характеризует как раз степень, меру обобщенности социологических концепций. Мертон считал при этом, что главным направлением в развитии социологического знания должно стать создание именно ТСУ. ТСУ выполняли бы, по его мнению, роль «посредников» между малыми рабочими гипотезами, развертывающимися в изобилии в повседневных исследованиях и широкими теоретическими обобщениями.
В настоящее время, особенно в отечественной традиции, под ТСУ понимают «специальную или частную социологическую теорию» переменных (социология труда, социология культуры, социология города, социология образования и др.). Современная социология все больше становится похожей на некий комплекс таких вот специальных, частных, но взаимозаменяемых между собой социологических отраслей знания (отраслевых социологических наук).
В социологии как единой и одновременно внутренне весьма дифференцированной и многоплановой можно выделить и такую ее область как прикладная социология.
Прикладная социология - это совокупность теоретических моделей, методологических принципов, методов и процедур исследования, а также специальных технологий, конкретных программ и рекомендаций, ориентированных на практическое применение, достижение реального социального эффекта. Если фундаментальная социология ориентированна, прежде всего, на науку, эмпирическая - на приращение знаний путем сбора первичной информации, то прикладная социология - на заказчика, на клиента; это - работа, сделанная для кого-то - государства (правительства), учреждения, частной фирмы и т.д. То есть главным, здесь является ориентация на практическую пользу.
Исторически корни прикладной социологии восходят к работам ранних социологов. Важную роль сыграл в ее конституировании американский социолог Смолл (1854 - 1926), который еще в 1885 году высказал идею о необходимости прикладных работ в американской социологии. Большая заслуга в институциализации прикладной социологии принадлежит американскому социологу П.Лазарсфельду (1901-1976). Прикладная социология особенно бурно развивалась в последние годы.
В настоящее время и, особенно в американской социологической науке, она дифференцирована на два направления - социальная инженерная и клиническая социология. Первая связана главным образом с маломасштабными опросами, сериями полевых экспериментов; разрабатывает проекты социальной перестройки небольших сообществ (например, производственных бригад), занимается планированием. Клиническая же социология нацелена на то, чтобы ставить диагноз, предлагать альтернативы, разрабатывать терапевтические меры.
Внутреннее многообразие социологии проявляется также в том, что в ней различаются исследования, ведущиеся на макро- и на микроуровне. В соответствии с этим можно говорить о таких ее сферах как макросоциология и микросоциология. Макросоциология - это изучение общества в целом, разработка его концепций, та область социологического знания, которая ориентирована на изучение крупномасштабных социальных явлений - наций, государств, социальных институтов и организаций, социальных групп и т.д. Микросоциология - это область знаний, которая ориентирована на исследование сферы непосредственного социального взаимодействия, то есть не межличностные отношения и процессы социальной коммуникации в группах, на повседневную реальность, отдельных сравнительно узких проблем.
Соотношение данных областей социологии трактуется сегодня неоднозначно. Одни социологи хотели бы, чтобы социология ограничивалась чуть ли не одними макросоциологическими исследованиями, а другие - микросоциологическими. Отождествляя социологию, в первом случае, с макросоциологией - сторонники данной точки зрения, а это представители таких школ как структурный функционализм, неоэволюционизм, конфликто-социология и др. - считают, что предметом социологии должны стать общество и его структурные образования, которые не сводимы к социально-психологическому уровню, поскольку имеют свои качественные особенности. Что касается микроявлений и процессов (поведение личности, межличностные отношения и т.д.), то они рассматриваются этими социологами всего лишь как проявление законов макроуровня.
В свою очередь микросоциологи, а это представители таких школ и направлений в мировой социологической мысли, как теория социального обмен, символический интеракционизм, этнометодология, анализ социальных сетей, настаивают на приоритетном изучении социологией в качестве своей предметной области непосредственно наблюдаемого социального взаимодействия, механизмов коммуникации, интерпретации, сферы повседневной реальности и т.д. Это, по их мнению, то единственное, что реально существует, и что достойно, следовательно, изучения в социологии. Макросоциальные же явления - всего лишь неправомерные абстракции, реальность которых, якобы нельзя эмпирически доказать.
Однако это то, что хотелось бы видеть тем или иным отдельным социологам - в одном случае сторонникам макросоциологии, в другом микросоциологии. На самом же деле для социологии как целостной, многоплановой науки об обществе важны и макро- и микросоциологические исследования. Одно другому - не только не помеха, но скорее, одно дополняет другое.
Кстати, следует обратить внимание на то, что макро- и микросоциология - это не только два компонента социологии, но и два различающиеся по своим парадигмам изучения общества направления в мировой социологической мысли.
Весьма многообразна и дифференцирована социология и как мировая мысль. В том плане, она включает в себя множество различных направлений и школ. Они выделяются в зависимости от того подхода, который избирается при изучении социальной жизни, от парадигмы, которая кладется в основу социологического анализа общества. Это - и структурный анализ, и функционализм, и конфликтосоциология, и символический интеракционализм, и теория социального обмена, неоэволюционизм, марксистская социология, неомарксизм и др.
Это многообразие направлений и школ - форма развития социологической науки, путь познания социальной истины. И хотя в этом теоретическом и методологическом многообразии социологии есть свои минусы, в целом же оно приносит больше пользы, чем вреда.
Таким образом, социология включает в себя теорию, эмпирические исследования (КСИ), ТСУ. Ее особой, специфической областью является прикладная социология. Среди ее подразделений макро- и микросоциологии, различные направления и школы, развивающиеся внутри этих последних. Хотя все это и усложняет социологию как науку, но в то же время делает ее весьма эффективной, полезной и ценной для общества, для человека общественной научной дисциплиной, дисциплиной имеющей универсальный характер.
3. Социология как наука об обществе тесно связана с его жизнью. Во-первых, - и прежде всего, - она возникла и конституировалась как ответ на практические запросы меняющего свою конкретно-историческую форму общества. Эта смена одной исторической формы общества другою представляла собой процесс утверждения и дальнейшего развития нового социального строя - западноевропейского капитализма. Капитализм - общество чрезвычайно рационалистичное, прагматичное. Как таковой он с самого своего рождения нуждался в качественно новой организации социальной жизни более совершенном управлении.
Социология и задумывалась как раз как научный фундамент, на котором бы капиталистическое общество могло нормально функционировать и успешно наращивать свой потенциал.
Во-вторых, социология напрямую связана с жизнью общества и в том отношении, что она, решая встающие перед человеком и человечеством проблемы - а они по отношению к социологии становятся уже социологическими, сама совершенствуется, развивается, обогащая общество соответствующими знаниями, обогащая себя новым теоретическим материалом и более совершенными исследовательскими средствами.
И, наконец, в-третьих, связь социологии с жизнью общества проявляется в непосредственном, прямом воздействии, всего ее теоретического, методологического и методического комплекса на общественную жизнь через те, на этот раз уже специализированные функции, которые она по самой своей природе как наука вообще и как особая, специфическая научная дисциплина призвана выполнять.
Итак, каковы те функции, которые выполняет социология как наука и, следовательно, какую роль конкретно социология играет в жизни общества.
В современной литературе существуют разные мнения о тех функциях, которые призвана выполнять социология как наука: общепринятого взгляда здесь нет ни на количество этих функций, ни на их перечень. Общий суммарный взгляд по данному вопросу сводится к следующему:
Социология выполняет в жизни современного общества следующие функции: 1) теоретико-познавательную (Ж.Т. Тощенко, Э.В.Тадевосян) или просто познавательную (Радугины А.А. и К.А.); 2) прогностическую (А.А. и К.А. Радугины); 3) прикладную (А.А. и К.А. Радугины), называемую иногда еще практически-политической (Э.В.Тадевосян) или управленческой (Ж.Т. Тощенко); 4) идейно-воспитательную (Э.В.Тадевосян) или идеологическую (А.А. и К.А. Радугины). Некоторые авторы за социологией закрепляют также методологическую и просветительскую функции.
Сущность теоретико-познавательной функции социологии - это приращение информации, знаний об изучаемом ею объекте - обществе. Если говорить более определенно, то задача социологии сводится в данном случае к выявлению сущности социального, социальной жизни, общества, его природы и естественноисторического смысла; открытию и исследованию объективно действующих законов и тенденций, лежащих в основе функционирования и изменения (эволюции) общества, а также тех его сторон и процессов, в которых реализует себя специфическое качество общественной жизни, называемое «социальным».
Познавательная функция социологии - это атрибутивная и сущностная ее функция. Ведь наука - это не что иное, как процесс познания. Об этой функции социологии можно было и не говорить, если бы изучение социологией своего предмета имело исключительно практическое, прикладное значение.
Однако наука обладает большим, нежели одно лишь прикладное значение смыслом. Наука, в том числе и социология, связана также с любознательностью человека, представляющей собой его природное свойство. Данная наука помогает человеку понять, что его окружает, какова среда, в которой он живет, что он сам представляет собой, какое отведено ему место в мире, каковы судьбы человечества.
Второй, наряду с познавательной, важнейшей функцией социологии как науки является ее практическая функция. Именно она определяет сегодня главную ценность социологического знания.
Казалось бы, поэтому, что, продолжая рассматривать вопрос, после характеристики познавательной функции социологии следует перейти к рассмотрению практической, прикладной функции. Если исходить только из значимости функций, то так и следовало бы сделать. Однако если следовать социальной логике науке, то рассмотрение практической функции социологии необходимо предварить характеристикой еще одной ее функции предсказательной, прогностической. Эта последняя по своей природе и назначению занимает как бы промежуточное, а точнее переходное положение между познавательной и практической функциями. В одном отношении она стоит ближе к познанию социальной истины, в другом - к основанному на социологических знаниях практическому решению социальных проблем. Прогностическая, предсказательная функция - это уже начало и основа практических рекомендаций потребителю социологических знаний.
Прогностическая функция - это общенаучная функция. В ней реализуется наше природное человеческое (как разумных существ) желание заглянуть в будущее. Для общественных наук, и конечно же, прежде всего их лидера - социологии, эта функция является наиболее характерной. Социология будет мало чего стоить, если она лишится данной функции. Осуществляя предсказание, она позволяет людям принимать адекватные решения, с меньшими потерями выходить из различного рода затруднений, продвигаться вперед не путем проб и ошибок, а целенаправленно, со знанием дела и следовательно, с меньшими издержками. Разумеется, это имеет место лишь тогда, когда социологические прогнозы востребуются - с ними считаются и исходят из них. Социология рационализирует человеческое общество, повышает КПД его жизнедеятельности.
Социологический прогноз строится не на гаданиях, предложениях и не на одной интуиции, хотя роль этой последней в науке весьма велика, или скажем, на экстрасенсорике, а на данных, полученных в результате научного исследования. И хотя, наверное, ничего нельзя предугадать на все, как говорится, 100%, все же при тщательной работе с объективными фактами, опоре на теорию квалифицированный социолог может обеспечить общество и его различные институты достаточно надежным социологическим прогнозом.
Теперь, что касается собственно практической функции социологии. Она является главной среди прочих, так как составляет основное содержание смыслообразующего мотива социологии как науки.
Практическое значение социологии реализуется, прежде всего, через осуществление ее прикладной функции. Об этой последней уже говорилось там, где речь шла о структуре, внутренней организации социологии как многоплановой науки. В данном разделе было показано, что для западной традиции характерно подразделение прикладной социологии на две отрасли - социальную инженерию и клиническую социологию. Здесь добавим, что третьим проявлением практической, прикладной функции социологии, является социальное планирование, больше разрабатывавшееся в нашей отечественной социологии и социальной практике.
Речь идет здесь об участии социологии (социологов) в социальном планировании регионов, районов, городов, иных поселенческих общностей, а также крупных предприятий России. Для социального планирования было характерным то, что социологи не только собирали первичную информацию, обрабатывали ее соответствующим образом, обобщали, делали выводы; они принимали непосредственное участие в работе специально создававшихся для этого групп, которые состояли из специалистов в самых различных областях общественной жизни, и тем самым существенно влияли на общую картину социальных планов, внося на основе проводимых ими социальных измерений конкретные рекомендации и предложения в их разработку.
Практическая функция социологии не сводится только к сугубо прикладному ее значению. Она - шире. Можно говорить, например, об опосредованном влиянии социологии на практическую жизнь общества через воспитывающее, просвещающее ее воздействие на человека, его жизнь - личную (частную) и общественную.
Одной из ведущих функций социологии является ее методологическая функция. Хотя она не всегда называется в учебной литературе. Эта последняя связана главным образом с теоретической, фундаментальной социологией, играющей роль общесоциологической основы по отношению к частным и специальным общественным наукам. Методологическая роль социологии обусловливается тем, что социология является общей теорией общества; изучает общество как целое, в единстве всех его главных сторон; исследует общие законы функционирования и развития общества, тогда как частные социальные науки исследуют лишь те или иные отдельные стороны общественной жизни, природу и закономерности которых можно понять лишь с учетом целого и в связи с целым - обществом. Социология дает частным, специальным наукам об обществе те принципы и подходы (парадигмы), которые им необходимо использовать, чтобы, исследуя свой предмет, идти не вслепую, не на ощупь, а со знанием дела, чтобы не сбиться с пути к истине. Дело в том, что и частные науки об обществе должны «мыслить» социологически, то есть постоянно коррелировать результаты своих исследований с общим, целостным представлением об обществе как системе, вырабатываемым теоретической социологией.
Методологическая роль социологии заключается также и в том, что данная дисциплина представляет частным социальным наукам обоснованную и апробированную систему средств и способов (методов) исследования ими своих предметов, а именно - систему методов, проводимых ими эмпирических исследований. Ведь эмпирические исследования - характерная черта любой современной, социальной науки.
И, наконец, еще об одном значении социологии в жизни общества - о ее роли в духовной жизни людей. Одними оно идентифицируется с идеологической функцией, другими - с критической функцией, третьими - с идейно-воспитательной функцией; четвертыми - с просветительской функцией социологии.
Некоторые авторы сознательно приписывают идеологическую функцию социологии. При этом ссылка делается на то, что результаты социологических и особенно эмпирических (КСИ) используются в интересах каких-либо отдельных групп людей, для достижения ими своих частных, узкогрупповых интересов. Это, во-первых. Во-вторых, оперативные эмпирические исследования, могут быть использованы для того, чтобы оказывать давление на общественное мнение, влиять на него с целью изменить его в чью-либо пользу, иначе говоря, чтобы манипулировать общественным мнением.
Действительно, и первое и второе верно. И все же заявление, тем более сделанное безо всяких оговорок, разъяснений, о том, что социология выполняет и идеологическую функцию, вряд ли правомерно.
Социология имеет общий (общечеловеческий), а не частный - классовый или групповой (корпоративный) - характер. Ее призвание следовать фактам, истине и служить общей рационализации общества; социолог должен по возможности избегать оценочных и нормативных суждений. По крайней мере, утверждение об идеологической функции социологии следовало бы сопроводить замечанием - положительное или отрицательное это ее качество. Ибо хотя социология и выполняет сегодня идеологическую роль, - это проявление не силы ее, а слабости, идущей от ее недостаточной развитости. Не следует забывать, что там, где начинается идеология, там кончается наука. А там, где царит наука, там, в идеологии нет особой нужды. Конечно, данные социологии могут использоваться в идеологических целях. Но опять же социология тут не причем; здесь дело уже в социологах - насколько они могут олицетворять науку, быть верными истине, бескорыстно служить ей.
Аналогично обстоит дело с идеей критической функции социологии как науки. Эта идея в свое время дискутировалась в западной социологии. Еще более усердно приписывалась данная, во многом гипотетическая, функция социологии в марксистской социологической традиции. Между тем, критичность - это не что иное, как одна из сторон, наряду с апологетической стороной, какой-либо идеологической доктрины. Если говорить о том, что социология должна быть критичной, - необходимо признать, что она, по крайней мере, может быть и апологетичной. Это последнее означает защиту социологией определенного рода ценностей в обществе, либо интересов каких-то групп людей, наций и т.д. А критика одних ценностей и защита (апология) других - это уже не функция науки, а функция идеологии. Дело науки не критиковать, или защищать что-либо или кого-либо, а объяснять, что происходит в обществе, как оно происходит, в каких направлениях идут процессы и что ими движет.
То же самое следует сказать и о нормативности социологии как еще одной гипотетической функции социологии, образующей вместе с критичностью и апологетичностью идеологическую функцию социологии. Ибо признание нормативности социологии означала бы, что социология занимается не тем, что есть, а тем, что должно быть. В связи с этим нельзя не спросить: а с чьей точки зрения «должно быть» - с моей «как обывателя» или с вашей «как ученого»; с точки зрения правительства или граждан; с точки зрения предпринимателя, или с точки зрения наемного рабочего; с точки зрения большой, господствующей нации, или с точки зрения малого народа (немногочисленной, зависимой) нации? Нормативность - это функция и признак идеологии, а не науки.
То же самое следует сказать о такой гипотетической функции социологии - как идейно-воспитательной ее функции.
Вместо идейно-воспитательной, применительно к социологии, следовало бы говорить о просветительской функции. Эта последняя если и имеет отношение к идеологии, то только к идеологии, рассматриваемой в широком значении данного понятия, то есть понимаемой как все то, что образует духовную сферу жизни общества. К идеологии же, понимаемой как доктрина какой-то группы людей, партии, класса, нации, государства, просветительская функция социологии никакого отношения не имеет.
Просветительская функция социологии, несомненно, имеет место и является одной из наиболее значимых. Она входит в разряд атрибутивных функций социологии. Ее смысл состоит в социологическом просвещении, образовании граждан. Просветительская функция социологии в настоящее время наиболее организованно (институционально), систематично и систематизированно реализуется через преподавание и изучение социологии в виде особой учебной дисциплины. Хотя, конечно же, социологическое просвещение и образование осуществляется также и через издание, распространение и изучение научной и научно-популярной социологической литературы, включая периодические издания.
Социология и как наука и как учебная дисциплина призвана всячески, воздействовать на формирование у людей социологического мышления. Мыслить социологически, - значит мыслить общество научно, системно; мыслить системно также его различные процессы, место человека в обществе и роль общества в жизни конкретных человеческих индивидов; мыслить общество исторически, в движении, динамике; не только описывать события и мнения, факты и процессы социальной жизни, не только рассматривать их, но и объяснять их, отыскивать и понимать их причины.
Одним из важнейших моментов социологического просвещения и формирующегося под его воздействием социологического мышления выступает наведение мостов между проблемами отдельных конкретных индивидов и обществом в целом, личностью и социумом; научное их понимание не только управленцами, но и по возможности большим кругом людей, членов общества.
Лекция 2
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 587;