СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА

 

1. Классовая и стратификационная парадигмы социальной структуры.

2. Социальная стратификация и социальная мобильность

3. Изменения в социальной структуре российского общества на современном этапе.

 

1. Изучив предмет и объект социологии, рассмотрев историю становления науки и ее методы, познакомившись с базисными элементами социальной жизни и взглянув на общество как на систему, мы с объективной неизбежностью подходим к необходимости осмысления социального строения общества, т.е. к его структуре.

Понятие “структура” имеет латинское происхождение - structura – и означает: строение, расположение, порядок. В общем, мы имеем основания трактовать данное понятие как “…расположение и связь частей, составляющих целое; …внутреннее строение чего-либо” (5, с. 774). Структуры могут быть разных видов и типов связи.

Если за критерий различия мы берем характер связи, то все множество структур комбинируется в следующие группы: порядковые, композиционные, топологические. По критерию направленности можем рассматривать все структуры либо как субстанциальные, либо как функциональные. И еще один критерий мы не имеем права упустить. Это критерий разнообразия связей. Пользуясь им, мы можем разделить структуры на простые и сложные.

Следовательно, учитывая вышеизложенное, возможен вывод о множественности составных элнментов сущности понятия “структура”, а также о его многофункциональном использовании. Данный тезис не зависит от сферы применения понятия “структура” и в полной мере проявляется в его социальном аспекте.

Итак, “социальная структура” трактуется как “определенный способ связи и взаимодействия элементов” социума, выполняющих определенные социальные функции в строгом “соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей”. Основные свойства социальных структур определяются следующими критериальными подходами:

1. Отношения, взаимоотношения, взаимозависимость.

2. Регулярность, внутреннее разнообразие, постоянство.

3. Фундаментальность, существенность, глубина измерения.

4. Детерминирующее, ограничивающее, контролирующее воздействие по отношению к эмпирически наблюдаемому социальному явлению.

Как видим, разнообразие критериальных подходов определяется унифицированностью самого понятия “социальная структура”. Такая множественная интерпретация данного понятия позволяет его использование в широком диапазоне социологических исследований для достижения наибольшей полноты изучения общества.

Теперь рассмотрим социальные структуры по видам. Существуют идеальные социальные структуры. Они связывают воедино верования, убеждения, воображение. Различают нормативные социальные структуры. Они включают в себя ценности, нормы, предписанные социальные роли. Большую значимость имеют организационные социальные структуры, определяющие способ взаимосвязи позиций элементов системы. Также ceotcnde.n случайные социальные структуры. Их характеризует совокупность элементов, имеющихся в наличии в данный момент и включенных в ее функционирование.

Большое значение для стабильности общества имеет управление социальными структурами. Если мы будем смотреть на социальные структуры как на функциональное единство совокупности элементов, то увидим, что эти структуры управляются своими, только им присущими законами и закономерностями, а именно:

1. Изменение социальной структуры носит характер саморегулирования, поддерживающего в определенных условиях равновесие ее элементов.

2. Элементы любой социальной структуры обладают индивидуальными качествами.

3. Специфика социальной структуры объясняет различие в содержании, деятельности и поведении людей различных социальных систем.

Если мы определяем социальную структуру как строение общества в целом с присущей ему системой связей между его основными элементами и тот факт, что эти элементы не равны между собой, то неизбежен вывод о наличии их иерархической зависимости. Исходя из этого заключения, мы можем утверждать, что социальная структура общества – это совокупность расположенных в иерархическом порядке социальных элементов. Этими элементами могут быть группы, классы, касты, сословия и т.д., подразумевающие в своей основе неравенство людей, являющееся одной из главных характеристик общества на любом этапе истории его развития. Рассмотрим причины социального неравенства.

Существует предположение, что социальное структурное дифференцирование общества на отдельные взаимоподчиненные иерархические элементы вытекает из потребности общества в стимулировании деятельности людей. Подобная мотивация предусматривает соответствующие системы наград и поощрений. Такой подход к определению причин социального неравенства находит интерпретации в различных научно-методологических теориях.

Это такие концепции, как функционализм, статусная теория, экономическая теория и другие. Функционалисты считают причиной социального неравенства дифференциацию функций разных групп, слоев и классов, составляющих структуру общества.

По мнению П.А. Сорокина, причина профессионального различия и соподчинения состоит из двух компонентов: степени значимости профессии для жизнедеятельности предприятия и уровня интеллекта, необходимого для успешного выполнения профессиональных обязанностей. П.А. Сорокин утверждает, что наибольшую значимость имеют те профессии, которые связаны с функциями организации и контроля. По мнению ученого, высокая профессионализация связана взаимно-однозначным соответствием с высоким уровнем интеллекта.

Почти совпадает с функционалистским объяснением причин социального неравенства и статусная теория. Согласно ее основным принципиальным положениям, социальное неравенство – это неравенство структурных позиций элементов социальной системы. Это неравенство имеет корневую основу, первопричину в способностях индивидов, как элементов социальной структуры, выполнять различные социальное роли, и возможностях, позволяющих человеку достигать желаемого положения в обществе.

Экономический подход к поиску причин социального неравенства напрямую связан с основными положениями отношений собственности. По мнению “экономистов”, индивиды и группы, обладающие собственностью, занимают превалирующее место в структуре социального управления обществом, а также в области распределения и потребления материальных и духовных благ. Большое теоретическое и прикладное значение эти положения приобрели в марксизме.

Итак, мы познакомились с различными взглядами на причины социального неравенства в общем. Теперь подробно рассмотрим социологические теории о классах.

2. Социально-классовая структура общества, по теории марксизма, представлена взаимозависимостью трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ленин трактует понятие “классы” как “…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению… к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают”.

Исходя их такого определения, мы видим, что главный признак класса, по мнению марксистов, это отношение к средствам производства. Они отмечают еще один важный аспект классового подхода к структуре общества, а именно: борьбу между классами как движущую силу общественного развития.

Этот подход использовали историки Ф. Гизо, О. Тьери политэкономы А. Смит и Д. Рикардо. Завершенное же оформление классовая теория получила в творчестве К. Маркса и Ф. Энгельса, обосновавших экономические причины возникновения классов. Они считали, что классовое деление общества есть результат общественного разделения труда и развития отношений частной собственности. Исходя из основных положений своей теории, они определяли два пути образования классов:

1. Выделение в родовой общине эксплуататорской верхушки.

2. Обращение в рабство военнопленных и экономическое закабаление соплеменников.

Марксизм подразделяет классы на основные и неосновные. Основные – это те, классы, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего отношений собственности. Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, приходящие на смену основным и составляющие основу классового деления в новой формации.

Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои. Они рассматриваются марксизмом как промежуточные или переходные общественные группы, не имеющие ярко выраженного отношения к средствам производства, и не обладающие признаками класса. Социальные слои могут рассматриваться как внутриклассовые и межклассовые. К первым можно отнести крупную, среднюю, мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д. Историческим примером межклассовых слоев является “третье сословие”, в период вызревания первых буржуазных революций в Европе – городское мещанство, ремесленничество. В современном обществе – интеллигенция. В свою очередь, межклассовые элементы современной структуры могут иметь свое внутреннее деление. Таким образом, социально-слоевая структура не вполне совпадает с классовой. Использование понятия классового строя, по мысли марксистских социологов, позволяет конкретизировать социальную структуру общества, указать на ее многообразие и динамизм.

Несмотря на то, что в условиях идеологического диктата и процветания догматизма в марксистской социологии абсолютное господство имело ленинское определение классов, основанное на сугубо экономическом подходе, часть марксистских социологов осознавала, что классы – это болееширокое образование. При более широком подходе в интерпретации социальной структуры общества значительное место отводится понятию “социальные интересы”.

Интересы – это реальные жизненные стремления индивидов, групп и иных общностей, которыми они осознанно или неосознанно руководствуются в своих действиях и которые обусловливают их объективное положение в социальной системе. В социальных интересах находят наиболее обобщенное выражение актуальные потребности представителей тех или иных социальных общностей.

Классы имеют общие социально-психологические характеристики, ценностные ориентации, свой “кодекс” поведения.

Выделим три фундаментальных понятия социологии – социальная структура, социальный состав и социальная стратификация. Социальная структура выражается через совокупность статусов. Совокупность статусов дает социальный состав.

Социальная стратификация – совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев.

Существует четыре главных изменения стратификации – доход, власть, образование, престиж.

Таким образом, социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация – по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.

Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Важно понять и усвоить следующие положения:

Социальные статусы взаимосвязаны друг с другом, но не взаимодействуют между собой.

Взаимодействуют между собой только субъекты (обладатели, носители) статусов, т.е. люди.

В социальные отношения вступают не статусы, а их носители.

Социальные отношения связывают между собой статусы, но реализуются эти отношения через людей – носителей статусов. Одинчеловек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Он – мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т.д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын. Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором.

Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его идентифицируют (отождествляют) другие люди или с которым он сам себя идентифицирует.

Социальный статус – положение человека в обществе, которое он занимает как представитель большой социальной группы (профессии, класса, национальности, пола, возраста, религии). Личным статусом называют положение индивида в малой группе, зависящей от того, как его оценивают и воспринимают члены этой группы (знакомые, родные) в соответствии с его личными качествами.

Приписываемым называется статус, в котором человек рожден (прирожденный статус), но который позже обязательно признан таковым обществом или группой. К нему относятся пол, национальность, раса.

Достигаемый статус - это то положение, которое индивид добивается сам.

Итак, обобщим сказанное: именно статусы определяют характер, содержание, продолжительность или интенсивность человеческих взаимоотношений (межличностных и социальных).

Перейдем к изучению социальных ролей. Мы понимаем социальную роль - как модель поведения, ороентированную на данный статус. Ее можно определить иначе - как шаблонный вид поведения, направленный на выполнение прав и обязанностей, предписанных конкретному статусу. Между статусом и ролью есть промежуточное звено - ожидания людей. Только такое поведение, которое соответствует ожиданиям тех, кто функционально связан с данным статусом, называется ролью.

Итак, сделаем вывод: социальная роль невозможна без таких условий, как ожидания членов группы, функционально связанных с данным статусом, и социальные нормы, фиксирующие круг требований к выполнению этой роли.

Можно сказать, что статус подчеркивает сходство людей, а роль - их различие. Таким образом, роль - индивидуальное поведение в соответствии со своим статусом.

Рассмотрим ролевой набор, т.е. совокупность ролей (ролевой комплекс), ассоциируемый с одним статусом. Для него характерны следующие основания:

- каждый статус обычно включает ряд ролей;

- каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения;

- соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений;

Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

Итак, обобщим все вышесказанное по данному вопросу: параллельно понятию статусного набора применяется понятие “ролевой набор”. Оно описывает все виды и все многообразие шаблонов поведения (ролей), закрепленных за одним статусом. Соответственно каждому виду роли формируется свой тип социальных отношений.

В социологии известны четыре главных типа стратификации – рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют Закрытые общества, а последний тип – открытые.

Закрытым является такое общество, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены. Открытым называется общество, где перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены.

Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.

Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого, и когда низший слой лишен всяких прав и свобод. Такого нет в кастах и сословиях, не говоря уже о классах.

Кастовый строй не такой древний, как рабовладельческий строй, и менее распространенный. Касты обнаружены только в Индии и отчасти в Африке. Индия – классический пример кастового общества.

Кастой называют социальную группу (страту), членством в которой человек обязан исключительно своим рождением.

Он не может перейти из свой касты в другую при жизни.

В Индии 4 основных касты: брахманы (священники), кшатрии (воины), вайшеи (купцы), шудры (рабочие и крестьяне) и около 5 тысяч неосновных каст и подкаст. Особо стоят неприкасаемые – они не входят ни в какую касту и занимают самую низшую позицию.

Сословия предшествуют классам и характеризуют феодальные общества, которые существовали в Европе с IV по XIV век.

Сословие – социальная группа, обладающая закрепленными обычаем или юридическим законом и передаваемыми по наследству правами и обязанностями.

Для сословной системы, включающей несколько страт, характерна иерархия, выраженная в неравенстве положения и привилегий. В России со второй половины XVIII века утвердилось сословное деление на дворянство, духовенство, купечество, крестьянство и мещанство (средние городские слои). Сословия основывались на земельной собственности.

Права и обязанности каждого сословия определялись юридическим законом и освящались религиозной доктриной. Членство в сословии определялось наследством. Социальные барьеры между сословиями были достаточно жесткими.

Неравенство расстояний между статусами – основное свойство стратификации. У нее четыре измерительных линейки, или оси координат. Все они расположены вертикально и рядом друг с другом:

· доход,

· власть,

· образование,

· престиж.

Доход измеряется в денежных единицах, которые получает отдельный индивид (индивидуальный доход) или семья (семейный доход) в течение определенного периода времени, скажем, одного месяца или года.

Образование измеряется числом лет обучения в государственной или частной школе или вузе.

Власть измеряется людей, количеством, на которых распространяется принимаемое вами решение (власть – возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания).

Три шкалы стратификации – доход, образование и власть – имеют вполне объективные единицы измерения: доллары, годы, люди. Престиж стоит вне этого ряда, так как он – субъективный показатель.

Престиж – уважение статуса, сложившееся в общественном мнении. Можем создать шкалу профессионального престижа. Для каждого статуса или индивида можно найти место на любой шкале.

Каждую шкалу можно рассматривать отдельно и обозначать самостоятельным понятием.

В социологии выделяют три базисных вида стратификации:

· экономическую (доход),

· политическую (власть),

· профессиональную (престиж)

и множество небазисных, например, культурно-речевую и возрастную.

Рассмотрим возможность принадлежности к определенной страте.

Принадлежность измеряется субъективными и объективными показателями:

· Субъективный показатель – ощущение причастности к данной группе, идентификации с ней;

· Объективные показатели – доход, власть, образование, престиж.

Так, крупное состояние, высокое образование, большая власть и высокий профессиональный престиж – необходимые условия для того, чтобы вас могли отнести к высшей страте общества.

Страта – социальный слой людей, имеющих сходные объективные показатели по четырем шкалам стратификации.

Сделаем вывод: принадлежность к страте имеет две составляющие – субъективную (психологическая идентификация с определенным слоем) и объективную (социальное вхождение в определенный слой).

Теперь рассмотрим социальную мобильность, т.е. перемещения в социальной стратификационной системе. Согласно определению П. Сорокина, “под социальной мобильностью понимается любой переход индивида, или социального объекта, или ценности, созданной или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой”.

П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную. Горизонтальная мобильность – это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Но наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).

Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальные мобильности, или социальный подъем и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъем, или фильтрация индивидов из низшего слоя в высший, и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом с существующими группами этого слоя или вместо них. Аналогично нисходящая мобильность существует в форме как выталкивания отдельных индивидов с высоких социальных статусов на более низкие, так и понижения социальных статусов целой группы.

Каналы социальной мобильности.

1. Изменение образа жизни. Недостаточно просто зарабатывать и тратить большие деньги в том случае, когда индивид сравнялся в доходах с представителями более высокого социального слоя. Для усвоения нового статусного уровня ему необходимо принять новый материальный стандарт, соответствующий этому уровню. Устройство квартиры, покупка книг, телевизора, машины и т.д. – все должно соответствовать новому, более высокому статусу. Материальная бытовая культура – это, может быть, и не очень заметный, но весьма значительный способ приобщения к более высокому статусному уровню. Но материальный образ жизни – только один из моментов приобщения к новому статусу и сам по себе, без изменения других компонентов культуры немного значит.

2. Развитие типичного статусного поведения. Ориентированная на вертикальную мобильность личность не будет принята в более высокий социально-классовый слой до тех пор, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы следовать им без каких-либо усилий. Аспирант, становясь постепенно профессором, или исполнитель, превращаясь в директора, должен изменить свое поведение, чтобы быть принятым в новой для себя среде. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться – все подвергается пересмотру и должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто готовят специально к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам. Правда, не все аспекты субкультуры социального слоя или группы могут быть освоены в результате преднамеренного обучения и сознательной имитации, но такие усилия могут ускорить процесс принятия индивидом субкультуры более высокого социального слоя.

3. Изменение социального окружения. Этот способ основан на налаживании контактов с индивидами и ассоциациями (социальными группами, социальными кругами) того статусного слоя, в который социализируется мобильный индивид. Идеальным условием вхождения в новый слой является положение, когда индивид полностью окружен представителями того слоя, куда он стремится попасть. В этом случае субкультура осваивается очень быстро. Однако положительным моментом налаживания связей всегда служит то, что новое знакомство (индивиды, ассоциации) может создать благоприятное общественное мнение в пользу новичка.

4. Брак с представителем более высокого статусного слоя. Во все времена такой брак служил наилучшим средством преодоления барьеров, стоящих на пути социальной мобильности. Во-первых, он может в значительной степени способствовать проявлению талантов, если дает материальное благополучие. Во-вторых, он предоставляет индивиду возможность быстрого подъема, часто минуя несколько статусных уровней (все, конечно, помнят о быстрой вертикальной мобильности Золушки в самые высокие слои общества). В-третьих, брак с представителем или представительницей более высокого статуса в значительной степени разрешает проблемы социального окружения и быстрого освоения образцов культуры высшего статусного слоя. Подобного рода браки позволяли людям преодолевать самые трудные социальные барьеры в кастовом обществе, а также проникать в элитные слои. Но такой брак может быть полезен только в том случае, если индивид из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению новых образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.

3. В период существования Советской России (1917 – 1922) и СССР (1922 – 1991) основу теории социальной структуры составляла схема В.И. Ленина, описанная им в работе “Государство и революция” (август – сентябрь 1917г.). Классы – это большие группы людей, различающихся по: а) их месту в исторически определенной системе общественного производства, б) по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, в) по их роли в общественной организации труда, г) по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они могут располагать. Благодаря четырем критериям классов они получили название “ленинской четырехчленки”.

Поскольку “Государство и революция” была написана до Октябрьской революции, Ленин не мог знать, какие именно классы должны существовать при социализме. Впервые их обозначил в ноябре 1936г. И.В. Сталин в докладе “О проекте Конституции Союза ССР”. Многолетним дискуссиям обществоведов был положен конец. Сталин создал трехчленную формулу: социалистическое общество состоит из двух дружественных классов –рабочих и крестьян и рекрутируемой из них прослойки – трудовой интеллигенции (синоним специалистов и служащих).

Новый этап отмечен созданием в 60 – 70-е годы теории развитого социализма. Социологи провели множество исследований и, как им казалось, обнаружили следующее:

- существуют внутри- и межклассовые слои, различающиеся характером труда, уровнем и образом жизни;

- межклассовые различия стираются, а внутриклассовые различия (дифференциация) возрастает;

- слои не тождественны прослойке. Слоев много, а прослойка только одна;

- во всех классах и слоях возрастает доля умственного труда и снижается доля физического.

В начале 60-х годов появился термин “рабочие-интеллигенты”. Он обозначал пограничный с интеллигентами (специалистами) слой рабочего класса, наиболее квалифицированных работников, занятых особо сложными и общественными видами труда. В разные годы в него входило от 0,5 до 1,0 млн. человек. В росте численности и удельного веса этого слоя советские социологи видели успехи социализма, признак зарождения новых социальных общностей. К специфическим социальным группам относили военнослужащих, служителей религиозных культов и работников аппарата управления.

В концепции развитого социализма получила теоретическое обоснование двухступенная схема эволюции советского общества:

- преодоление различий между классами и построение бесклассового общества произойдут в основном в исторических рамках первой фазы – социализма;

- полное преодоление классовых различий и построение социального однородного общества завершается на второй, высшей фазе коммунизма.

В результате построения вначале бесклассового, а затем социально однородного общества должна сложиться принципиально новая система стратификации: на смену “антагонистической”, вертикальной системе неравенства постепенно (в течение жизни нескольких поколений) придет горизонтальная система социального равенства.

В конце 80-х годов среди социологов растет критическое отношение к официальной теории. Обнаруживается, что социальные различия в обществе не исчезают, а усиливаются. Степень неравенства при социализме выше, чем при капитализме. В СССР существует антагонизм, отчуждение и эксплуатация. Государство не отмирает, а укрепляется. Работники аппарата управления – не специфический слой, а социальный класс, господствующий и эксплуатирующий население. На смену старой теории постепенно приходит новая, которая постоянно совершенствуется и пополняется.

Подведем итоги. Советское общество никогда не было социально однородным, в нем всегда существовала социальная стратификация, представляющая собой иерархически упорядоченное неравенство. Социальные группы формировали подобие пирамиды, в которой слои различались объемом власти, престижа, богатства. Поскольку отсутствовала частная собственность, то не было экономической базы для возникновения классов в западном понимании. Общество являлось не открытым, а закрытым, наподобие сословно-кастового. Сословий в привычном смысле в советском обществе не было, поскольку не было правового закрепления социального статуса. Вместе с тем в советском обществе реально существовали классоподобные и сословноподобные группы. В России возник новый уникальный тип смешанной стратификации.

В современной России сформировался высший класс собственников, составляющий около 3 % всего населения, и образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. Они составляли в 1991 – 1992 гг. около 70 % населения. А середину социальной пирамиды пока никто еще не занимает. Средний класс разрушен.

Есть все та же номенклатура, которая к началу экономических реформ успела занять ключевые посты в экономике и политике. Номенклатура лишь легализовала свою функцию реального распорядителя и собственника средств производства. Два других источника пополнения высшего класса – дельцы теневой экономики и научно-инженерная прослойка интеллигенции.


Лекция 6








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 629;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.