ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА

 

1. Социологические подходы к исследованию общества.

2. Уровни социальной реальности.

3. Типы обществ.

 

1. В центре постоянного внимания социально–гуманитарных наук находится изучение общества, его места и роли в жизни людей. По сравнению с повседневным использованием данного термина, в социологии общество рассматривается как исторический продукт естественно складывающихся взаимоотношений людей. Поэтому понятие “общество” применимо к любому периоду истории человечества. От английского социолога Г.Спенсера идёт понимание общества как социального организма, состоящего из сложного, взаимосвязанного, целостного и противоречивого комплекса социальных общностей, институтов, коллективов, групп, выполняющих определённые функции.

Общество- это совокупность всех способов взаимодействия и форм объединения людей, в которых выражается их всесторонняя зависимость друг от друга.

Это определенный тип общения, сложившийся между людьми в процессе практически – хозяйственной деятельности и социальной жизни.

Это универсальный способ организации социальных связей и социального взаимодействия, обеспечивающий удовлетворение всех основных потребностей людей, самодостаточный, саморегулирующийся и самовоспроизводящийся организм. Основой общества является социальная структура.

Признаки, по которым социальное объединение следует считать обществом:

Первый-постоянная территория, на которой происходит консолидация социальных связей. Природный ландшафт, климатические условия придают жизнедеятельности людей неповторимые особенности и черты. Территория — это основа социального, экономического, информационного пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между людьми.

Второй - развитая культура. Это цемент здания общественной жизни. Культура передается от одного поколения к другому, формируя у людей чувство принадлежности, сопричастности к определенной группе. Она способствует взаимопониманию наций и народов, населяющих определенную территорию. Культура позволяет людям вырабатывать определённые представления о ценностях, формировать стандарт поведения и стиль взаимоотношений в социальной группе, обществе.

Третий -психическое взаимодействие людей, т.е. обмен идей, чувств, волевых устремлений. Жизнь каждого человека представляет непрерывный процесс общения, взаимодействия с другими людьми. По мнению американского социолога П.Сорокина, «человеческое общество с этой точки зрения похоже на волнующееся море, в котором отдельные люди подобно волнам, окружённые себе подобными, постоянно сталкиваются друг с другом, возникают, растут и исчезают, а море – общество – вечно бурлит, волнуется и не умолкает...».

Способность общества поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей формировалась постепенно. Стабилизирующим фактором становились социальные структуры, т.е. устойчивые образования, связи, отношения. Возникнув для регулирования совместной жизни, в результате рационального отбора, они обеспечивают преемственность развития и прогрессивное движение общества. Из этого следует, что общество возникает по мере упорядочения и упрочнения связей, институтов и норм, регулирующих жизнедеятельность людей. Конкретные процессы их взаимодействий и взаимоотношений выражают сущность общества, его бытия.

Вопросы определения понятия общества, законы его развития и пределы совершенствования, источники и движущие силы происходящих в нём изменений занимали умы многих учёных и исследователей.

Натуралистический подход.Развитие общества определяется исключительно природными условиями (климатом, ландшафтом, богатством полезных ископаемых), которые определяют установление политического строя и объясняют характер поведения народа. Природная среда либо ускоряет, либо замедляет социальное развитие. Политика государства становится в зависимость от местоположения страны и территории.

Несомненно, природные условия, географическая среда оказывают влияние на жизнь общества. Страны, имеющие благоприятные климатические условия и полезные ископаемые, могут быстрее развиваться экономически. Однако опыт Японии и других стран убеждает, что важны не сами ресурсы, а то, как люди осуществляют свою деятельность, насколько разумно используют природные данные для стабильного развития.

Биологический подход. Общество сравнивается с биологическим организмом, в чем оно похоже на него и чем отличается. Порой расовой принадлежностью, наследственностью обосновывались подъемы и упадки цивилизаций. И сегодня нередко биологическими признаками индивидов объясняется преступность, терроризм, наркомания и их формы.

Значительная часть социокультурных явлений, таких как войны, революции, социальные противоречия, конфликты и кризисы рассматриваются следствием борьбы за существование, выживание наиболее приспособленных наций и народов. Особо подчеркивается и выделяется важная роль инстинктов, рефлексов, биологических потребностей и бессознательных сил в человеческом поведении, менталитете и творческой деятельности.

Конечно, действия и реакция людей отличаются большим разнообразием. Нельзя однако забывать, что человек обладает сознанием, эмоциями, чувствами и желаниями. Но это думающий, волеизъявляющий организм, способный реагировать и действовать в мире ценностей и норм.

Идеалистический подход. Признание абсолютной приоритетности сознания над всеми другими сторонами человеческой деятельности. Считается, что в основе социальных действий людей лежат цели, мотивы, установки, мнения и чувства. И некая идея определяет все поступки человека и творит историю. Несомненно, каждое новое поколение включается в социальный процесс на основе сложившихся знаний, идей и жизненного опыта. Однако в реальной действительности не происходит того, что стоит только изменить сознание людей и в жизни всё само собой образуется, отрегулируется. Великий французский мыслитель XVIII века Вольтер предупреждал, что разум человека развивается медленнее по сравнению с политическими процессами. Эту истину следует помнить при изучении человеческих отношений.

Материалистический подход. Основным источником развития общества считается материальное производство, т.е. производство людьми средств существования. Прежде чем заниматься политикой, искусством, науками, человеку требуется удовлетворить свои первейшие потребности в пище, одежде, жилье, а следовательно – произвести материальные блага.

В настоящее время отдаётся приоритет теориям, рассматривающим общество как взаимодействие различных факторов, таких как: экономика и мораль, право и религия, техника и человек. По мнению учёных, в каждой конкретной ситуации действует свой решающий фактор. Он не может быть неизменным, ограниченным рамками отдельного события.

2. Решающее слово в обществе остаётся за человеком во всём его многообразии и противоречивости. Он главная движущая сила развития общества. Поэтому пальма первенства принадлежит растущим и изменяющимся потребностям людей. В жизни для человека всё представляется важным и существенным. Поэтому необходимо видеть и учитывать взаимозависимость и взаимообусловленность всех факторов общественного механизма саморазвития общества.

Если представить общество в виде пирамиды, то в его основании находится человек с присущим ему уровнем потребностей, способностей, знаний, умений и желаний преобразовывать мир согласно удовлетворению собственных быстро растущих и постоянно меняющихся потребностей. Выбор путей их реализации зависит от интересов личности. Интересы объединяют и заставляют действовать совместно. По образному выражению К.Маркса, интерес «предприимчив», он «подслушивает», «высматривает», «оценивает», «охраняет», «хватает», «бегает». Поэтому интерес является побудительным мотивом деятельности и социальных действий людей.

Второй этаж общества включает технологический способ производства, характеризующийся достигнутым уровнем развития средств и предметов труда, определенной степенью вовлечения природы в производство и воздействия на нее, ступенью в разделении и кооперации труда. Человеческое общество есть такая материальная система, которая нуждается в постоянном взаимодействии с внешней средой, поскольку без притока вещества и энергии не может существовать.

Производство предметов производительного потребления осуществляется с помощью творческой трудовой деятельности человека. В орудиях труда и новых видах технологий материализуется уровень знаний и умений человека, культура развития образования и науки. Отношения людей с миром природы становятся все более сложными и взаимозависимыми. Технологический способ производства, организация труда накладывают непосредственный отпечаток на экологический базис общества, его социальную структуру, формы собственности и духовный мир людей.

Третий этаж общества представлен отношениями экономического управления. Данный элемент самоорганизации системы присущ всем подсистемам и структурам социального организма. Экономическое управление активно участвует в присвоении и перераспределении общественного продукта по уровням воспроизводства.

Четвертый этаж общества составляет духовный мир человека, выступающий как общественное сознание групп населения и народов. Сознание общества есть обобщенное отражение человеческого бытия. Одержимые прогрессивной идеей и целью, люди способны поступиться своими экономическими интересами. Духовный мир, состояние нравственности, культуры, образования, информации являются составными частями жизни людей, организуют ее.

Таким образом, общество как естественноисторическая целостная система представляет собой органическое единство и взаимозависимость духовного развития человека, характера экономических и социальных отношений. Столь же очевидно воздействие технологического способа производства на людей, как творцов создаваемого ими из природного материала преобразованного мира.

Общество как социальная система функционирует и развивается по своим собственным законам.

Человеческое общество является частью природы и в силу этого его развитие подчинено её законам. Невозможно обеспечить развитие общества без учета природы. Земля является жизненной средой обитания. И развитие человеческого общества возможно только в гармонии с природой. Нарушение этого требования ведет к деградации общества. Сегодня высокие показатели развития стран обеспечиваются за счет природных богатств, а они невосполнимы.

Канадский ученый Селье замечает: «Законы природы не предписывают, а лишь описывают. Они просто констатируют, что именно произойдет в определенных условиях. Законы общества предписывают, что можно делать, а чего нельзя. На каждом этапе они могут быть неточно сформулированы, но не могут быть нарушены». (Селье Г. Стресс без дистресса. - М., 1982. - С.20).

Основой существования и совершенствования общества является труд - умственный и физический. Труд—это целесообразная деятельность, способная удовлетворить конкретную общественную потребность. Научно-техническая революция второй половины ХХ века изменила характер общественного труда — ведущим, определяющим становится труд творческий, интеллектуальный, ответственный. А это в свою очередь требует, чтобы работники были личными, частными собственниками результатов своей деятельности. Общественная собственность на средства труда, переведённая во владение непосредственным производителям, исключает возможность эксплуатации человека человеком или государством. Внедрение внутрипроизводственных товарно-денежных отношений обеспечивает право личной, частной собственности каждого работника на предметы труда, продукты труда и доходы от своего труда.

Такая модель отношений постепенно внедряется в странах цивилизованного мира. Трудовой коллектив, как добровольное объединение работников – собственников, является самоуправляющейся ячейкой, основной формой организации производства. Именно благодаря непрерывному совершенствованию трудовой деятельности, системы управления и культуры увеличивается свободное время для самообразования людей, возрастает значение духовного начала в их жизни.

Общество находится в постоянном движении и изменении. Темпы и масштабы преобразований могут быть различными: в истории человечества были периоды, когда сложившийся порядок жизни не менялся в основе столетиями, но были и такие времена, когда общественные процессы осуществлялись стремительно. Непрерывное взаимодействие в обществе структурных элементов ведёт к социальным изменениям. Гегель утверждал, что общественное развитие есть движение вперед от несовершенного к более совершенному.

В теориях социальных изменений общества существуют различные точки зрения. Одна из них отрицает необратимость социального развития. Другая рассматривает движение общества как попятное, цикличное, маятниковое. Третья характеризует его как движение от низшего к высшему.

Переход из одного состояния в другое происходит как эволюционным, так и революционным путём. В первом случае изменения происходят естественным образом, плавно внося перемены в ход социального развития с учётом требований времени. Эволюционное развитие сохраняет основные характеристики системы, предусматривает наличие единых социокультурных ценностей. Одним из проявлений эволюции в жизни общества являются реформы, направленные на совершенствование социального организма.

Несвоевременность решения острейших противоречий в обществе со всей неизбежностью приводит к революционному способу их разрешения. Происходит переход власти из рук одного класса к другому, смена способа производства. Социальная революция производит качественный переворот в жизни, в корне меняет общественное устройство и в большинстве сопряжена с массовыми бедствиями населения.

Исторический опыт доказывает, что нельзя подходить узко к толкованию социальной революции и абсолютизировать эволюционный путь развития. В социальной практике это взаимосвязанные, взаимообуславливающие стороны социального развития. Способы их проявления зависят от конкретно-исторических условий данной эпохи и от состояния изменений в мировом сообществе.

Общество обладает свойством самоорганизованности и саморегуляции. Оно осуществляет все необходимые для существования людей функции, от производства вещей до организации развлечений и воспитания подрастающих поколений. Общество обладает способностью создавать соответствующие условия для удовлетворения разнообразных потребностей людей и предоставляет возможности для самоутверждения и самореализации. Именно в обществе человек приобретает все навыки и способности для деятельности и для достижения личных целей. Предоставление наиболее благоприятных условий для достойной жизни человека - основное предназначение общества.

Все элементы, составляющие части общества: деловой мир, структура отраслей, размещение производственных мощностей, структура потребления, налоговая, финансовая системы, нормы взаимоотношений людей отрабатывались десятилетиями и веками при активном участии государства. Широкий охват различных сфер жизнедеятельности общества товарно-денежными отношениями, трудовое соперничество и конкуренция являются внутренней пружиной развития, заставляющей каждого работника - собственника, коллективы постоянно совершенствовать производство и взаимоотношения людей в процессе трудовой деятельности.

Учитывая влияние окружающей среды, человек постоянно корректирует свои социальные действия. Каждая ступень деятельности людей, направленная на изменение, преобразование структуры общественных отношений, опирается на предыдущий потенциал. Саморегуляция осуществляется под воздействием как стихийного фактора, так и на основе сознательного и планомерного управления. Общество регулируется исключительно теми институтами и организациями, нормами и принципами, которые возникают и создаются внутри него самого. Саморегуляция определяет его самостоятельность и жизнеспособность. Способность общества к саморегуляции – фундаментальное свойство социальных систем.

Общество как система обладает устойчивостью, способностью к воспроизводству и определённым консерватизмом.Это проявляется в стабильности основных структурных элементов, которые остаются неизменными и благодаря этому быстро восстанавливают утраченное равновесие.

Элементы, части общества являют собой не набор случайных, бессвязных феноменов. Они интегрированы системой, совместимы, хотя и противоречивы, разнокачественны. Взаимодействие их обеспечивает функционирование и развитие именно этой системы. В обществе ничто не делается без поставленной людьми цели. И именно она выступает одним из системообразующих факторов, предопределяя и действия по ее достижению.

К числу подсистем общества относят прежде всего сферы общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная, идеологическая. Человек входит в общество через семью и коллектив. Он может быть членом нескольких добровольных объединений и вместе с тем принадлежит к определенной социальной группе, классу, нации. Гармоничная взаимосвязь экономической, политической и духовной жизни людей обеспечивает развитие самого социума.

Приспособление к изменившимся условиям осуществляется за счет внутренних резервов – интеграции новых образований. В общественном развитии существует зависимость последующих состояний общества от предыдущих. Сформировавшиеся производительные силы, способы деятельности людей, демократические институты сказываются на жизни будущих поколений. Присущие обществу законы предопределяют общее направление развития, тенденции социальных изменений, а их формы, методы, темпы определяются конкретными условиями и окружающей средой.

Таким образом, общество относится к числу развивающихся систем. Сохраняя свою определенность, оно способно самым существенным образом изменять свое состояние. Сохранение преемственности в процессе совершенствования обеспечивает социальная информация. Она позволяет каждому поколению опираться на опыт своих предшественников, диагностировать существующее состояние социальных проблем и прогнозировать будущее.

3. Современные общества представляют собой многокрасочную картину. Они отличаются по культуре, политическому строю, уровню благосостояния народа, степени социальной интеграции, возможностям для самореализации личности. Многообразие обществ социологи разделяют на определённые типы. Объединённые сходными признаками или критериями, они составляют типологию.

В простом и сложном обществе, по определению социологов, критерием является уровень управления и степень социального расслоения. Первое возникло 40 тыс. лет назад, второе - 6 тыс. лет назад. Во втором появление государства, как социального института, закрепило социальное неравенство. Способ производства необходимых продуктов питания привёл к возникновению аграрного общества.Для него характерна малоподвижная структура, социальная жизнь, поведение людей регламентируется обычаями, нормами, традициями.

Оседлый образ жизни, создание городских поселений вызвали необходимость создания машинной техники для удовлетворения насущных потребностей населения. Разделение труда породило новые профессии, повышается престиж промышленного труда. Наступила эра индустриального общества.

Переход от одной стадии к другой обусловливается изменением способа производства, формой собственности, социальными институтами, культурой, образом жизни, социальной структурой. В зависимости от этого американский социолог Д.Белл подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Изменение технологии отражается на организации всей системы социальных связей. Современная социология использует все критерии, объединяя их в синтетическую модель, особо выделяя уровень научно–технологического и научно-информационного развития, определяющие все другие стороны социальной жизни.

Индустриальное обществоотличается от аграрного гибкостью социальных структур, высоким уровнем развития производительных сил. Высокая организация социальной жизни обеспечивает изменяющиеся потребности и интересы людей. В нём ослабляется классовый антогонизм. Стиранию жёстких перегородок способствует правовое равенство возможностей и реальный рост социальной мобильности на широкой доступности образования. Гибко действующие структуры власти позволяют разумно сочетать свободы и интересы индивида с общими принципами и законами, регулирующими совместную деятельность людей.

Постиндустриальное обществоопределяется социальными и культурными факторами, а не экономическими. Данное общество отличается возрастанием роли знания и коммуникации.

Происходит перестройка промышленных технологий через приоритетное развитие таких отраслей как микроэлектроника, биотехнология, светотехника и др. Они отличаются экологической и социальной комфортностью, высокой производительностью, экономичностью в расходовании сырья и человеческих ресурсов. При этом важным критерием прогрессивности внедряемых технических новшеств является принцип: способствуют ли они расширению сферы свободы и саморегуляции человека. Плодотворный творческий труд становится основой успеха и благосостояния людей.

Для обоснования преимуществ западного образа жизни в литературе нередко встречаются такие понятия, как «общество изобилия», «общество потребления», «общество всеобщего благоденствия». Их основное отличие состоит в доступности приобретения товаров массового потребления, что обеспечивает достойное существование большинству граждан страны. Сфера услуг и производство товаров массового потребления являются основными показателями развития общества.

Современные высокоразвитые постиндустриальные социумы называют информационным обществом, которое базируется на трех опорах:

образовании,

информации

и коммуникации.

Его девиз: «общество имеет право знать всё». Интенсивное применение эффективных информационно-технологических технологий является главной особенностью информационного общества. Информатизация понимается как деятельность, направленная на обеспечение всех структур общества исчерпывающими данными посредством использования новейших технических средств и технологий в целях создания благоприятных условий для жизни человека.

Система информатизации функционирует на основе следующих принципов:

- право каждого получать необходимые ему сведения;

- четкое обоснование права собственности на информацию;

- определение порядка защиты информации;

- установление порядка управления информацией.

Социологические исследования показывают, что сегодня 2/3 населения получают основную информацию на телевидении и в Интернете. Для 50% граждан ТВ является единственным источником информации. Качественные изменения в социальной жизни приносит многоцелевое использование всемирной компьютерной сети Интернет. Насыщенность информации заставляет человек регулировать процесс ее отбора и осмысления.

Элементы нового гуманистическогообщества, по мнению ученых, зарождаются в настоящее время. Полное его оформление произойдет к концу ХXI века. Духовное богатство станет основой получения материального вознаграждения благодаря интеллектуальной частной собственности. Базисом общества будет действительно целостно развитая личность, творческая индивидуальность которой раскроется во всей полноте. Её определяющей чертой явятся всесторонние знания.

Утверждение приоритета человеческого достоинства станет стимулом подавления эгоистического самолюбия и других антигуманных устремлений. Уважение себя и достоинства других людей будет тем “нравственным рычагом”, который реально может способствовать преобразованию общества зла в общество добра и справедливости. Поведение людей будет строиться на основе добровольного и естественного соблюдения справедливых и разумных законов.

В гуманистическом обществе в полном объеме воплотится принцип свободного творчества во всех его формах. Всем гражданам будут обеспечены одинаковые социальные «стартовые» условия. Дальнейшее же зависит от способностей, трудолюбия и потенциальных возможностей человека. Духовное производство займет доминирующее положение. Все нетворческие виды труда будут переданы компьютерным системам. За человеком останется творческий труд по производству знаний и духовных ценностей. Духовное производство займёт доминирующее положение.

Таким образом, в современных условиях любая модель развития общества перестает быть прогрессивной, если не исходит из «человеческого измерения». Переход от человекозатратного способа решения общественных систем, «прогресса за счет человека» к человекосберегающей и развивающейся эволюции пройдут все страны мира.


Лекция 5








Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 274; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2022 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.015 сек.