БАЗИСНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ
1. Социальное действие и социальное взаимодействие.
2. Социальные институты и их функции.
3. Социальные общности и социальные группы.
1. Любая наука строится на каких-то исходных, базисных, основополагающих понятиях и идеях, из которых логически вытекает следующая группа понятий и идей, из этой в свою очередь следующая и т.д. В таком случае наука предстает не в виде механического набора представлений, которые легко могут меняться местами друг с другом, а в виде стройного здания, каждый элемент которого находится на своем месте, которое не может быть занято другим без ущерба для всего здания. И возводится оно, начиная с фундамента, а уже на него ставятся стены, на них потолочное перекрытие и т.д.
Что же может быть таким фундаментом социологической науки да и всей социальной жизни, на котором могут последовательно воздвигаться в "естественной" последовательности другие ее элементы, т.е. происходить не произвольное, а обусловленное глубокой внутренней логикой развертывание ее предметного содержания?
Очевидно, что самый первый термин, который требует разъяснения при систематизированном изложении социологической теории, это - "социальное" и его производные, потому что практически все понятия, которыми придется оперировать в ее рамках, будут привязаны к нему. Некоторые авторы и считают его исходным понятием социологии.
Но этот термин, строго говоря , не является научным понятием, он лишь определение, характеристика, прилагаемая к основной смысловой составляющей понятия /"социальная система", "социальная политика" и др. /, которое состоит из двух частей. Определение "социальное" ограничивает содержание и объем основного термина, который сам по себе имеет гораздо более широкий смысл.
При объяснении понятия "социальное", видимо , надо исходить из того, что оно выражает совместный характер различных проявлений жизнедеятельности людей, в которых возникает их взаимосвязь и взаимозависимость. Социальность представляет собой подразумеваемую характеристику "совместности" человеческой жизнедеятельности, непосредственное выражение этой "совместности".
Что же из социальной жизни, включающей в себя много различных аспектов и образований, может быть принято за исходный пункт ? Такими более простыми и непосредственно воспринимаемыми феноменами социальной жизни выступают социальное действие и социальное взаимодействие.
Человеческие действия крайне многообразны и могут быть классифицированы по самым разным основаниям. Но для социологической теории важен прежде всего главный "водораздел": одни из действий человека касаются других индивидов, их интересов , жизненных проявлений, во многих случаях даже судеб, приводят к обмену с ними какими-то результатами деятельности и в силу всего этого вызывают у них, т.е. у социального окружения ту или иную ответную реакцию; другие же действия того же самого субъекта лишены всего этого, ограничиваются только миром его собственного существования. Первые и могут быть названы социальными действиями. Они и порождают социальное взаимодействие, в них в конечном счете лежат истоки всех социальных явлений, образований, процессов, в силу чего и в социологической теории именно с этой категорий должно начинаться развертывание ее содержания .
Представляется чрезвычайно плодотворным подход М. Вебера, который, как известно, центральное место отводил именно социальному действию. По его мнению, не всякое действие людей, обычно вызываемое их потребностями, представляет собой социальное действие. Человеческое действие только тогда приобретает черты социального действия, когда оно осознанно /рационально/ и находится в связи с действиями другого или других, когда оно сориентировано на поведение других, когда оно воздействует на них и в свою очередь испытывает влияние поведения иных людей. Когда люди взаимно влияют друг на друга, на действия и поведение друг друга, тогда складывается их социальная взаимосвязь и социальное взаимодействие, лежащие в основе всех социальных явлений и процессов, всей социальной жизни. Вне совместной связи и взаимодействия действия людей выступают не как общественные, социальные, а как индивидуальные, личностные.
Характеризуя анатомию социального действия, социологи-функционалисты чаще всего выделяют такие основные его элементы:
1) действующий (или бездействующий) индивид или группа людей с их потребностями и определяемыми ими интересами и целями;
2) конкретная среда, в которой осуществляется действие - ситуация;
3) ориентация субъекта действия на конкретные условия среды, на "ситуацию", позволяющая определить конкретные пути достижения поставленной цели;
4) ориентация субъекта на других, на их реакцию на его действия, учет которой не менее важен для достижения избранной цели, чем ориентация на условия среды.
При этом ориентация на других предполагает учет взаимосвязи и взаимодействия как с отдельным лицом, так и с более или менее многочисленной группой лиц и даже со всем обществом; как со знакомыми, так и с незнакомыми людьми; как по отношению к настоящему, так и прошлому и ожидаемому в будущем поведению других людей.
Социальное действие, выражающее зависимость и совместимость людей или их групп, выступает как социальная связь /взаимосвязь/. Она включает такие основные элементы: субъекты этой связи; предмет связи, характеризующий содержание связей; механизм осуществления связи и его сознательное регулирование.
Социальная связь может выражаться в различных формах: как в виде социального контакта, когда дело идет о внешних, неглубоких, поверхностных , чаще всего мимолетных связях людей единичного или многократного характера, не оказывающих существенного влияния на их жизнь и деятельность /например, контакты пассажиров на транспорте, зрителей в кинотеатре или на спектакле, посетителей с лифтером, уборщиком или гардеробщиком/, так и в виде социального взаимодействия.
Социальное взаимодействие - это система взаимообусловленных социальных действий, при которой действия одного субъекта одновременно являются причиной и следствием ответных действий других. Оно имеет место тогда, когда люди взаимно и сопряженно, сравнительно глубоко, устойчиво и регулярно влияют на поведение друг друга, в результате чего происходит не только возобновление, но обычно и изменение социальных отношений.
Социальные отношения - это одна из форм проявления социальных взаимодействий /наряду с социальными общностями и социальными институтами/, которая отличается длительностью, устойчивостью и системностью социальных взаимодействий, их самовозобновляемостью, широтой содержания социальных связей. Таковы, например, межклассовые, межнациональные и другие межгрупповые отношения. По своему содержанию социальные отношения чрезвычайно многообразны. Это определяется прежде всего огромным разнообразием тех целей и ценностных ориентации, которыми руководствуются в своих взаимоотношениях социальные субъекты /богатство, власть, знание, статус, престиж, доброта, справедливость, дружба, любовь и др./.
Социологи различают два самых общих типа взаимодействий:
сотрудничество и соперничество /иногда называемое конкуренцией/. Сотрудничество подразумевает взаимосвязанные действия индивидов, направленные на достижение общих целей, с обоюдной выгодой для взаимодействующих сторон, взаимодействия на основе соперничества включают в себя попытки отстранения, опережения или подавления соперника , стремящегося к идентичным целям. Очевидно, что эти типы взаимодействий полярны, они сопровождаются противоположными чувствами, установками и ориентациями у взаимодействующих индивидов . Если в ходе взаимодействий на основе сотрудничества часто проявляются чувства благодарности, потребности в общении, желания уступить, то при соперничестве могут возникать чувства страха, неприязни, озлобления, ненависти или зависти. В результате повторения того или иного типа взаимодействий возникают разные виды отношений между людьми.
Итак, социальные действия, из которых складывается социальное взаимодействие, проявляются прежде всего в жизнедеятельности индивидов, из которой в конечном счете вырастают все социальные образования и процессы.
2. Понятие социального института в социологии - одно из узловых. Существуют даже попытки определить социологию как науку о социальных институтах. Благодаря трактовке этого понятия в социологии был разработан особый институциональный подход, который получил широкое применение не только в ней самой в связи с анализом большего количества явлений и процессов, но и в других социально-гуманитарных науках . Но необходимо понять, что такое социальный институт.
На начальном этапе развития социологии больше всего сделал для изучения социальных институтов Г. Спенсер, он ввел этот термин, часто его употреблял, но не дал строгого определения. Для Спенсера социальные институты - это нечто вроде органов общественного суперорганизма , позволяющих вести совместную жизнь и деятельность людей. Именно совокупность институтов и сеть функциональных связей между ними характеризуют строение и базовую организацию общества.
Всего Спенсер выделяет шесть категорий институтов: домашние /семейные/, обрядовые, политические, церковные, профессиональные и промышленные. Он подробно рассматривает каждый из них в развитии и, характеризуя этот процесс, анализирует две его стороны - интеграцию и дифференциацию социальных институтов. Для современной социологии этот подход крайне важен, и она широко использует его в исследованиях.
М. Вебер , характеризуя социальные институты, метко назвал их "Фабриками" по воспроизводству социальных связей. Он сделал акцент на рассмотрении нормативности этих связей, так как содержание их устанавливается обществом в целях удовлетворения потребностей его членов.
Э. Дюркгейм при рассмотрении системы общества, ее равновесия особое внимание обращал на то, что противоречит реализации стабилизирующих функций социальных институтов , т.е. на аномию, говоря о вкладе классиков социологии М. Вебера и Э. Дюркгейма в развитие идей институционализации общества, особо отметим их роль в анализе экономических институтов и религии .
Проблема социальных институтов занимает одно из центральных мест в современной зарубежной социологии. Нет ни одной серьёзной монографий по теоретической социологии, тем более - учебника, где бы авторы не обращались к характеристике социальных институтов. При этом имеется немалый разнобой в их определениях. Так, Н. Смелзер рассматривает социальный институт как "совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенной социальной потребности" /Смелзер Н. Социология. - М., 1994. С. 659 /. А. Джонсон определяет социальный институт как "прочную систему идей и отношений, организованных вокруг достижения наиболее важных /значимых/ целей" /цит.по : Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1999. - С. 341 /.В английском словаре по социологии отмечается, что термин "институт" широко используется для описания регулярных и долговременных социальных практик, санкционируемых и поддерживаемых с помощью социальных норм и имеющих важное значение в структуре общества /см. Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. С. Социологический словарь. Казань, 1997. С. 106 /.
Говоря об использовании понятия "социальный институт" в американской и европейской социологической литературе, Ф. Бейтс и Р. Харви выделяют следующие моменты его определений. Во-первых, институт характеризуется как относительно сложная социальная практика, подверженная обширному социальному контролю, прежде всего системе позитивных и негативных санкций /например, институт частной собственности и институт брака/, Во-вторых, данное понятие означает любую сложную организацию значительного размера /университет, тюрьма, больница и т.д./. В-третьих, институт характеризуется как сложная система действий и отношений, выполняющая определенные социальные функции /экономический институт, институт образования и т.д./. В-четвертых, институт рассматривается как нормативная и устоявшаяся социальная практика, а институционализация - как процесс , благодаря которому любая система социальных действии, в том числе и введение индивида в организацию, становится институтом. Такое понятие института и институционализации принято в работах по структурно-функциональному анализу /классификация подходов к определению социального института предложена также в кн.: Щепаньский Я. Элементарные понятия социологии. М., 1969 .С. 95-100/.
В отечественной социологии понятию социального института начали уделять внимание сравнительно недавно, только с 90 -х гг. Однако серьезных теоретических исследований на эту тему пока не опубликовано . Представляется, что при сущностной характеристике социального института необходимо подчеркнуть следующие аспекты: а/ институт - это в первую очередь форма организации жизни и деятельности людей ; б/ они /институты/ включают в себя определенную совокупность людей и учреждений, призванных осуществлять основные функции института; в/ для этого они должны быть наделены властью и материальными средствами; г/ институт - это не просто форма организации деятельности, но форма устойчивая и необходимая.
Как отвечает Г.Е. Зборовский в своем учебнике: "Суммируя и учитывая выделенные аспекты , можно было бы дать такое определение социального института: это устойчивая форма организации общественной жизни и совместной деятельности людей, включающая в себя совокупность лиц и учреждений, наделенных властью и материальными средствами для осуществления социальных функций и ролей, управления и социального контроля за соблюдением норм и правил поведения" / Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций. Екатеринбург, 1999. С. 343 /.
Как бы ни определять социальный институт, в любом случае понятно, что он может характеризоваться как одна из наиболее фундаментальных категорий социологии. Если и существуют "три кита" или "три слова", на которых держится социология, то, без сомнения, одним из них является социальный институт. Не случайно возникла достаточно давно и хорошо оформилась специальная институциональная социология как целое направление , включающее в себя ряд отраслей социологического знания /экономическая социология, политическая социология, социология семьи, социология науки, социология образования, социология религии и т.д. /.
Каждый социальный институт характеризуется наличием своих признаков но при этом существуют общие для всех институтов. Назовем некоторые из институциональных признаков. Во-первых, это своды норм поведения, их кодексы, причем как письменные, так и устные. В институте государства таковыми являются конституция, законы, сведенные в уголовный, гражданский и иные кодексы, в институте религии - это церковные запреты, в институте образования - правила поведения учащихся.
Во-вторых, общим признаком институтов являются действующие в них установки и образцы поведения. Так, в институте семьи - это уважение, любовь, привязанность, в институте государства - законопослушание, соблюдение субординации, в институте религии - поклонение.
В-третьих, общим признаком для всех институтов выступают культурные символы. В институте государства - это флаг, герб, гимн, в институте бизнеса и торговли - патентный и торговый знак и индекс, в институте семьи - обручальное кольцо, в институте религии - иконы, крест, святыни .
В-четвертых, в качестве общего признака институтов целесообразно рассматривать утилитарные черты культуры. В институте образования ими могут быть библиотеки, лаборатории, классы, аудитории, в институте религии - церковный реквизит, религиозная литература, здания храмов, в институте семьи - квартира, мебель, посуда.
В-пятых, общим признаком институтов можно считать наличие идеологии. В институте государства такой является демократия, тоталитаризм, в институте религии - православие, мусульманство, протестантизм, в институте семьи - коллективизм, индивидуализм, семейное сотрудничество и солидарность.
Процесс возникновения и становления социальных институтов получил название институционализации . Как и любой другой сложный общественный процесс, институционализация является длительной и постепенной . Для ее осуществления необходимы в качестве условий: появление определенных потребностей, нуждающихся для их удовлетворения в совместной деятельности людей; возникновение в ходе взаимодействия людей по поводу удовлетворения этих потребностей определенных социальных норм и правил поведения; создание учреждений и групп людей, в них занятых, для регулирования совместной деятельности в обществе в связи с удовлетворением тех или иных потребностей его граждан.
Здесь необходимо специально подчеркнуть, что социальный институт - это всегда нормативно регулируемая совокупность лиц и учреждений /чиновников, управляющих, служащих, , менеджеров и пр./. Общество поддерживает деятельность институтов путем капиталовложений в них и подготовкой кадров, Этим в значительной мере определяется успех деятельности социального института.
Каждый социальный институт связан многообразными отношениями /прямыми и обратными, структурными и функциональными, непосредственными и опосредствованными/ с другими социальными институтами, без которых он не может нормально существовать и развиваться.
Успешной деятельности социальных институтов способствует процесс их дифференциации и специализации. Собственно, этот процесс является универсальным, и начался он еще при переходе от традиционного общества к современному.
Все социальные институты систематизируются в определенные группы, чаще всего в литературе их называется пять:
I/ экономические институты, которые служат производству и распределению ценностей и услуг ;
2/ политические институты, которые регулируют их использование и связаны с властью;
3/ институты стратификации, детерминирующие распределение позиций и ресурсов ;
4/ институты родства, связанные с браком, семьей и социализацией молодежи ;
5/ культурные институты, связанные с религиозной, научной и художественной деятельностью.
Здесь следует выделять также функции социальных институтов.
Наиболее значимыми среди них являются: I/ интегративная, состоящая в сплочении и укреплении связей между группами людей, объединяемых данным социальным институтом, и реализуемая через усиление контактов и взаимодействий между ними; 2/ функция воспроизводства общественных отношений, благодаря действию которой социальный институт поддерживает устойчивость тех или иных систем общества ; 3/ регулятивная функция , состоящая в регулировании отношений с помощью норм, правил поведения, санкций, т.е. того , что регламентирует и регулирует поведение людей ;
4/ коммуникативная функция, направленная на обеспечение связей, общения, взаимодействия между людьми за счет определенной организации их совместной жизни и деятельности.
Поскольку социальные институты интегрируют, воспроизводят, регулируют отношения между людьми и социальными общностями, постольку важнейшая их функция - упорядочить и свести деятельность этих общностей к предсказуемым образцам социального поведения. Именно таким путем институты сохраняют "чистоту" социальных общностей, несмотря на постоянную смену их членов.
Среди функций социальных институтов различают явные и латентные (непреднамеренные, неосознаваемые).
Одна из важных проблем институциональной социологии - проблема координации деятельности социальных институтов, возникает и такой вопрос - о перераспределении функций между институтами в случае, если один из них плохо реализует свои
функции.
Кроме функций социальных институтов необходимо говорить еще и об их дисфункциях, на что впервые обратил внимание Р. Мертон. Суть дисфункций в том, что они состоят в нарушении стабильности и равновесия в обществе через появление сбоев и деструктивных ситуаций в работе социальных институтов.
Итак, доложенный материал позволяет раскрыть цели, задачи и функции социальных институтов, а также их роль в жизнедеятельности общества и каждого отдельного человека.
3. К базисным элементам социальной жизни относят также понятие "социальная общность". Сразу следует заметить, что среди зарубежных и отечественных социологов - нет единства в понимании этой категории. Одним из первых к ней обратился Ф. Теннис. В книге "общность и общество" он характеризует два типа, два ряда отношений - общинные и общественные, противопоставляя их друг другу. По его мнению, между ними можно обнаружить следующие отличия:
I/ общность характеризует крестьянскую деревенскую общину, общество - индустриально-городской социальный организм ;
2/ в области разделения труда общность предполагает ограниченную специализацию, основанную на родственных связях /обязанности родственников в хозяйстве/, общество - профессионализацию социальных ролей и отделение их от семейных ролей ;
3/ в сфере социального контроля общность означает применение традиционных обычаев и неписанных законов, общество - применение формального права ;
4/ основными "общностными" социальными институтами являются семья, община, соседство, основными общественными институтами - крупные корпоративные и ассоциативные формы объединения людей /бизнес, правительство, политические партии, добровольные ассоциации и т.д./ ;
5/ культура общности основывается на религиозных ценностях, культура общества - на светских;
6/ в сфере индивидуальной мотивации жизни в общности люди поступают в соответствии с общинными принципами /например, в период сбора урожая крестьянские семьи бесплатно помогают друг другу/, в обществе индивиды действуют в ситуациях обезличенного общения, за все рассчитываются деньгами и преследуют прежде всего личные интересы.
Ряд идей Ф. Тенниса был воспринят М. Вебером, который использовал категорию социальной общности для объяснения определенных типов поведения, в конечном итоге - целерационального типа .
Категория социальной общности не обойдена вниманием со стороны американских социологов В. Мерсера, Г. Парсонса, Дж. Хиллери /младшего/. Последний проанализировал 94 определения социальной общности. Этот термин имеет многозначный характер и выступает синонимом понятий общества, социальной организации или социальной системы. Авторы, пользующиеся понятием "социальная общность", называют три характерные черты: а/ территорию, б/ социальное взаимодействие, в/ наличие прочных связей между индивидами.
Особый интерес представляет распространенная в западной социологии точка зрения на социальные общности как общности поселенческие. Своеобразная позиция Н. Смелзера в отношении социальной общности . Этот социолог считает, что понятие общности является очень сложным, имеет много оттенков и значений, поэтому почти невозможно дать его точное определение /Смелзер Н. Социология. - М., 1994. С. 244 - 245 /.
Категории "социальная общность" в последние годы уделяется внимание и в отечественной социологии. Например, В.А. Ядов рассматривает социальную общность как любые известные нам устойчивые формы самоорганизаций социального субъекта . /Ядов В.А. Социологическое исследование: методология, программы, методы. Самара, 1995. С. 19/. М.С. Комаров полагает, что "объем" социальной общности в одном случае достигает социальной группы /это широкий смысл понятия "социальная общность"/, в другом - в узком смысле - "совокупности людей, объединяемых общими условиями существования: территориальной и этнической общностями и т.п." /Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994. С. 297 /.
Можно найти объяснение понятия "социальная общность" и в словарях. Так, в Социологическом энциклопедическом словаре оно толкуется следующим образом: "Совокупность индивидов, характеризующаяся относительной целостностью, выступающая как самостоятельный субъект исторического и социального действия и поведения и выполняющая ту или иную совместную деятельность" /Социологический энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор - Г.В. Осипов . М., 1998 . С. 216 /.
Но более удачным, на наш взгляд, является определение социальной общности, данное Г. Е. Зборовским: "... социальная общность - это взаимосвязь индивидов, являющихся самостоятельным субъектом социального действия и характеризующихся относительным единством, сходством их целей, задач, интересов на основе общих условий бытия и деятельности" / Зборовский Г.Е. Общая социология. Курс лекций, Екатеринбург, 1999. С. 210 /.
Историки, антропологи, этнографы четко указывают, что социальные общности могут и должны быть рассмотрены прежде всего в историческом плане, первыми социальными общностями были род, племя, семья. Они возникли на основе двустороннего единства . С одной стороны, это были кровнородственные общности, с другой - они характеризовались единством совместной производственной деятельности.
По мере перехода общества от примитивного к более развитому состоянию, связанному с появлением новых форм отношений между людьми, экономической и хозяйственной жизни , государства и т.д., одни социальные общности отмирают /род, племя/, другие претерпевают существенные изменения /семья/, третьи возникают вновь /классы, социальные группы, народности, нации/. В результате развития разделения труда появляются принципиально новые социальные общности - трудовые коллективы, профессиональные сообщества /группы/.
Важной особенностью социальной общности является факт осознания единства собственных интересов на основе сближающих жизнь ее членов условий. Социальная общность часто начинается с противопоставления "мы - они". Единство социальной общности и осознание ее членами принадлежности к ней формирует наличии общих / схожих, близких, единых/ целей, задач, интересов. Но это - скрытые, латентные факторы.
Есть и явные, открытые. Это социальные нормы /прежде всего правовые и моральные/, которые обязательны для всеобщего соблюдения и выполнения. К числу явных факторов формирования и поддержания единства социальной общности относится соблюдение обычаев и традиций , принятых и существующих в ней. Обычай - это стереотипный способ поведения, который передается из поколения в поколение по наследству, постоянно воспроизводится в социальной общности, является привычным для ее членов и выступает как форма социальной регуляции их поведения.
Говоря о традициях как факторе функционирования социальной общности, нужно иметь в виду, что они близки к обычаям и даже часто используются в качестве их синонима. Однако традиции шире обычаев по сферам их проникновения, поскольку последние функционируют не во всех областях социальной жизни. Традиции имеют место и в экономике, и в политике, и в праве, тогда как обычаи в этих сферах деятельности в наше время встречаются крайне редко.
В современных условиях функционирования социальных общностей в развитых странах важным фактором этого процесса являются социальные институты. Они регламентируют процесс создания новых социальных общностей, создают условия для их жизнедеятельности, осуществляют функции социального контроля за ней.
Существует громадное разнообразие социальных общностей, в рамках которого может быть выделено большое количество их видов и форм. Важность классификации социальных общностей обусловлена тем, что каждый индивид является членом, как минимум, нескольких из них.
В основе типологии социальных общностей лежат самые разные критерии . Один из них - качественно-количественный состав общности. По этому критерию социальные общности подразделяются на массовые и групповые . Массовая общность - это тип социальной общности, включающей множество индивидов и характеризующейся целым рядом существенных признаков. Во-первых, это ситуативный способ существования, поскольку общность оказывается неустойчивой вследствие ее возникновения " по случаю"/например, толпа на митинге/. Во-вторых, такая общность отличается разнородным составом, в нее входят люди, относящиеся к самым разным социальным, этническим, демографическим, профессиональным и иным группам. В-третьих, массовая общность имеет "размытые", открытые границы, она не замкнута, к ней может подключаться любой желающий принять участие в ее деятельности. В-четвертых, она характеризиуется аморфным положением в составе более широких социальных общностей и не способна выступать в качестве их структурных образований.
Типичными образцами массовых общностей являются широкие социальные /политические, культурные и др./ движения /"зеленые", женские; против угрозы ядерной войны /, ассоциации и объединения по культурным, спортивным и иным интересам /например, клубы болельщиков спортивных команд/, аудитории средств массовой информации и т.д.
Групповая общность включает в себя определенную в количественном отношении совокупность индивидов /не меньше двух человек/ и характеризуется следующими признаками. Во-первых, она обладает устойчивыми и определенными пространственно-временными границами своего существования /например, групповая общность студенчества/. Во-вторых, групповая общность определяется четко выраженной однородностью состава. В-третьих, групповая общность отличается способностью ее членов выполнять совместно различные виды деятельности, преследуя при этом общие цели и задачи. В-четвертых, групповая общность может входить в более широкие социальные общности на правах их структурного элемента. Так, студенчество являемся частью социальной общности молодежи.
Массовые и групповые общности не следует противопоставлять друг другу. Они взаимодействуют между собой на различных уровнях в рамках общества, межгрупповых отношений, на уровне индивида.
В рамках типологии социальных общностей существенное значение приобретают в качестве ее критериев базовые признаки, объединяющие людей. Такими являются собственность, доход, престиж, власть, статус. Отсюда разновидностями социальных общностей являются классы, касты, сословия, социальные группы, слои /страты /.
Признак проживания на определенной хозяйственно освоенной территории служит основанием для выделения социально-территориальных общностей. Они характеризуются наличием экономических, социальных, политических и иных связей между людьми в рамках пространственно ограниченных социальных структур. К числу наиболее значимых социально-территориальных общностей относится население села, района, города, агломерации, области, региона, республики.
Социально-территориальные общности пересекаются с демографическими. Последние следует рассматривать в связи с критериями пола и возраста. На их основе выделяются такие демографические общности, как мужчины, женщины, дети, молодежь, пенсионеры и т.д.
Еще один тип социальной общности, возникающей на основе базового признака, - этническая общность . К признакам собственно этнической социальной общности принято относить единый язык, общие черты и стабильные особенности культуры и психологии, этническое самосознание, т.е. чувство принадлежности именно к данной этнической общности.
В отношении этнических общностей существует целый ряд концепций. Одна из них, принадлежащая Л.Н. Гумилеву, отрицает социальный характер этнической общности, рассматривая ее как биолого-географическую.
Сегодня, однако, большинство теории, посвященных этническим общностям, связано с социокультурным подходом к ним. Суть его заключается в том, что этническая общность рассматривается как элемент социальной структуры общества, взаимодействующий в ее рамках с другими социальными общностями - классами, социальными группами, слоями, территориальными общностями.
Помимо базовых, основных признаков, определяющих целый ряд типов социальных общностей, существуют и иные, которые также можно рассматривать в качестве их критериев. В зависимости от способов возникновения и Функционирования принято говорить об институционально либо спонтанно образующихся социальных общностях, о формальных и неформальных, официальных и неофициальных общностях. Так, появление социально-политического движения в поддержку существующих властных структур, несомненно, свидетельствует о возникновении институциональной социальной общности.
С другой стороны, общности "фанов" /фанатов, болельщиков спортивных команд/ либо поклонников той или иной эстрадной "звезды" возникают спонтанно и функционируют неформально и неофициально. Вместе с тем, очевидно, что социальные институты не могут "проходить мимо" таких общностей.
Типология социальных общностей может быть осуществлена с учетом критерия времени, поскольку одни из них функционируют длительный период /так, этнические общности живут на протяжении многих столетий/, другие - создаются на кратковременной основе /аудитория телепередачи, социальная общность митингующих/ .
Таким образом, названные четыре понятия, рассматриваемые в представленной последовательности, раскрывают сами основы строения и функционирования общественной , социальной жизни в любом ее масштабе - будь то эпизодическая социальная связь между несколькими или даже двумя индивидами и кончая устойчивыми крупномасштабными социальными образованиями вплоть до общества в целом и даже всего человечества. Они и характеризуют то, что может именоваться социумом в разных масштабах и на разных уровнях его организации. Поэтому данные понятия и образуют фундамент социологической науки.
Лекция 4
Дата добавления: 2019-07-26; просмотров: 1252;