Зонная система в цифровой фотографии
Глядя на фотографию справа, изображающую Луксорский храм на восходе, мы сразу можем сделать первоначальную оценку. Лично для меня общий диапазон освещенного солнцем песчаника (коричневато-оранжевого при таком освещении) чуть светлее среднего серого тона - просто потому, что от солнечного освещения зрение ожидает определенную степень яркости, Поскольку небо должно быть чуть менее ярким, чем сплошная белизна, нет никакого оправдания для выбивания светов. Кроме того, во всех теневых областях, кроме небольших, самых темных, детали должны «читаться», но быть не настолько отчетливыми, чтобы отвлекать внимание от освещенных областей.
Чаще всего времени хватает лишь на быструю оценку сюжета, но если предположить, что камера закреплена на штативе, кадр выстроен и не произойдет ничего неожиданного (вроде нашествия группы туристов), то мы можем провести более тщательную оценку, соблюдая методику зонной системы. Для наглядности я преобразовал сюжет в упрощенную версию, где каждый тоновый сегмент примерно на ступень отличается от следующего более светлого или более темного.
Классическая процедура, требующая значительных затрат времени, предусматривает наличие у вас собственной напечатанной шкалы зон. Можно просто напечатать ее на цифровом принтере, хотя добиться густой черноты на нижней части шкалы не так-то просто, но глянцевая бумага помогает расширить диапазон печатаемых тонов. Вооружившись шкалой, приверженец зонной системы держит ее на фоне сюжета в вытянутой руке и старается совместить ключевые зоны шкалы с тонами сюжета.
Обращаю ваше внимание на тени - хотя средние тона в целом потребуют коррекции, они будут отображаться более или менее корректно при любой качественной экспозиции. Поскольку большая статуя - главный центр внимания, то теневые области ниже ее колен и сбоку от ее лица очень важны. Я хочу, чтобы детали в них были различимы, но не отвлекали. Полагаю, они должны занять зону II и III.
Теперь можно присмотреться к освещенной солнцем поверхности песчаника. Направив шкалу на нее, можно увидеть, что ее тона охватывают диапазон в три ступени. Поскольку эти области освещены ярким солнечным светом, думаю, на готовом изображении они должны выглядеть ярче среднего, так что разумно будет найти самую темную область освещенного камня и определить ее к зоне V. После принятия этого решения все остальные зоны становятся на свои места. Зонная система доказывает свою полезность для анализа сюжета, но если бы мне понадобилось внести какие-либо изменения в снимок, я бы использовал один из цифровых методов и обошелся бы без помощи зонной системы. Это изображение было выбрано потому, что оно не нуждается в особой обработке.
Ключевые яркие области. Ввиду линейной реакции на сеет цифровых матриц вид светов критически важен для многих, а может быть, и для большинства фотографий. Точная оценка высоких тональных значений на изображении - очень полезный навык, и зонная система может в этом помочь. На этом снимке с рядами белых пагод в бирманском городе Мандалай освещенная солнцем белизна - ключевой тон, и с точки зрения зонной системы она попадает в зону VIII (последние намеки на текстуру). Второй по важности тон - легкая тень на левой стороне левой пагоды.
Он также присутствует в центральном и правом рядах пагод, и он примерно на зону (на одну ступень) темнее самой яркой белизны, попадающей, что полступени темнее, чем нужно. Однако при увеличении экспозиции на ступень происходит выбивание светов с существенной потерей деталей. Однако если вместо этого в преобразователе Raw увеличить контрастность, не трогая экспозицию и яркость, мы получим желаемые белые света.
Дата добавления: 2019-04-04; просмотров: 1394;