Зонная система в цифровой фотографии
Зонная система, разработанная Анселом Адамсом и его последователями, и сегодня остается актуальной, несмотря на то, что она создана в рамках очень специфического подхода к фотографии - а именно для съемки на широкоформатную плоскую пленку, предназначенную для съемки таких объектов, над запечатлением которых фотограф может поразмыслить не спеша.
Такова уж наша вера в могущество старых мастеров. Фундаментальный вопрос, касающийся применения этой системы в цифровой фотографии, - не «как», а «для чего». Признаюсь, что на страницах этой книги я рассказываю о ней скорее из чувства долга. Откровенно говоря, в своем первоначальном виде эта система не представляла такой уж ценности и предназначалась не только для того, чтобы присвоить ключевой тон той или иной зоне и посмотреть, как связаны с ним другие тона, но еще и скорректировать экспозицию снимка. Но это было возможно только при работе с единственным листом черно-белой пленки или фотопластинкой, оказалось непрактичным при работе с пленкой в рулонах, а при цифровой съемке вообще не имеет смысла.
Но эта система полезна для общей оценки тонов сюжетов и снимков. Многие фотографы считают зонную систему лишь средством анализа и игнорируют ее практическую пользу для проявки негативов. Базовая процедура зонной системы сводится к замеру диапазона яркости сюжета, далее выбирается ключевой тон, и фотограф смотрит, как все остальные части снимка отображаются по сравнению с этим ключевым тоном; затем выстраивается экспозиция в расчете на ускорение или замедление процесса проявки пленки. В контексте обсуждения зонной системы важно то, что изменение условий проявки влияет на контрастность снимка.
Итак, нужно было выбрать важный ключевой тон и присвоить его той или иной зоне. Тогда все остальные тона сюжета распределялись по другим зонам в соответствии с их яркостью. Если это вело к проблемам (например, к появлению слишком густых теней в самой темной зоне), то параметры процесса проявки корректировались, чтобы увеличить или уменьшить контрастность. Такая коррекция контрастности не имела смысла даже для работы с 35-мм или рулонными пленками, поскольку изменение условий проявки затрагивало все остальные кадры, поэтому зонная система предназначалась для работы с широкоформатными фотопластинками.
Теперь зонную систему принято считать системой оценки. И в этом она по-прежнему не имеет себе равных. Таблица справа очень важна - в ней сопоставлены тона и соответствующие им зоны сюжета. И хотя каждый тон по-своему важен, некоторые зоны особенно важны - это зоны 111 (текстурные тени), V (стандартный средний серый тон) и VII (текстурные света).
Дата добавления: 2019-04-04; просмотров: 1442;