Система органов, выполнявших полицейские функции 1 страница
в Московском государстве, организационно-правовые основы
их деятельности.
Монгольские ханы поддерживали удельную раздробленность Руси в своих политических интересах. Все население покоренных русских земель (за исключением духовенства) было переписано и обложено тяжелою данью.
Сбор дани с русского населения был поручен непосредственно татарским чиновникам, «баскакам» и данщикам, или отдавался на откуп «бесерменским» купцам, которые, уплатив хану требуемую с известной области сумму, потом с лихвой взыскивали ее с населения. Тяжесть татарской дани, вместе с поборами, притеснениями и насилием сборщиков-откупщиков, очень скоро вызвала всеобщее возмущение, перешедшее в открытые восстания.
Влияние татарского ига на внутренние политические отношения в русских княжествах сказалось в усилении княжеской власти над населением и в дальнейшем ослаблении вечевого или демократического элемента в Северо-Восточной Руси. Русские князья перестали быть суверенными государями, ибо они должны были признать себя подданными татарского «царя», но зато, получив от него признание своих владельческих прав, они могли, в случае столкновения с подвластным русским населением, опираться на татарскую силу.
Русские люди приняли от татар некоторые их порядки и административные обычаи, в частности денежный счет (самое слово «деньги» - татарское), «тамгу» (пошлины с товаров, отсюда - таможня), организацию почтовой службы («ямы» и «ямщики»), более жестокую систему наказаний, чем была в Древней Руси. В русских княжествах появляются первые специальные органы управления: Большой Дворец и Казна.
После образования Русского централизованного государства и свержения монголе- татарского ига возникает необходимость в создании специальных учреждений, которые руководили бы военными, иностранными, земельными, финансовыми, судебными и прочими делами. В старинных органах дворцового управления - Большом дворце и Казне - начали образовываться особые ведомственные «пути», «избы» и «столы», управляемые введенными боярами или дьяками. Позже они развились в сложные и постоянные присутственные места - приказы, когда определенная группа вопросов стала поручаться («приказываться») какому-либо боярину, вокруг которого складывался постоянный штат дьяков и подьячих. Первое упоминание о приказах относится к 1512 г., но возможно, что они возникли несколько раньше.
Приказная система была типичным проявлением феодальной организации государственного управления. В ее основе лежали принципы нераздельности административной и судебной власти. Для материального обеспечения приказов им нередко давались в управление отдельные города и уезды, где они собирали в свою пользу налоги и пошлины.
Приказы были функциональные и территориальные, дворцовые и общегосударственные. Ряд приказов выполнял и полицейские функции - обеспечение порядка в населенных пунктах, на дорогах, сбор платежей и налогов и т.п.
Получившее широкий размах в XV веке разбойничество являлось одной из форм борьбы крестьян против феодалов, формой ещё наивной, неосознанной. Поэтому борьба с разбойниками и «лихими людьми» была для феодалов борьбой не только с уголовными преступниками, но и борьбой с классовыми, политическими противниками. И в середине XVI века появляется Разбойный приказ, образованный на базе Разбойной избы Боярской Думы, на который преимущественно возлагается организация борьбы с преступностью в стране. Он ведал сыском (расследованием) и судом в отношении разбойников и «иных лихих людей», а также выполнял некоторые функции политической полиции. Разбойному приказу были подчинены местные органы губного и земского управления, которые осуществляли судебно-полицейские функции - земские и губные избы (по мнению некоторых учёных термин «губа» происходит от глагола «губить», то есть подавлять «лихих людей» - лиц, совершивших преступление). Они возглавлялись губными старостами, которые выбирались из местных дворян и утверждались в должности Разбойным приказом, дававшим старостам соответствующий наказ. Губные старосты создавали свой аппарат, состоящий из «целовальников», избираемых из крестьянской и посадской верхушки и утверждаемых на местах «целованием креста» с обещанием верной службы. В своей деятельности по предупреждению и борьбе с преступностью они опирались на выборных «сотских», «десятских» и местное население, которое в этом отношении было связано круговой порукой. Разбойный приказ санкционировал приговоры губных органов и являлся второй инстанцией для рассмотрения «разбойных и татинных» дел на территории всего государства (кроме Москвы и Московского уезда, где для этих целей в XV веке Иваном III учреждается городская «исправа»).
Органы губного самоуправления в их полицейских функциях при формировании абсолютистских порядков подпадают под руководство воевод, а в 1703 г. упраздняются.
Розыск преступников, сбежавших посадских людей и «покинувших тягло», закладников, беглых крестьян вел Сыскной приказ, созданный в 1619 г. Непосредственно этим занимались сыщики, должностные лица приказа, которые направлялись на места для расследования дел о разбоях и кражах, совершенных беглыми. Сыском беглых крестьян и холопов занимались также Поместный и Холопий приказы.
Значительные контрольно-организационные функции осуществлял Разрядный приказ (Разряд), ведавший организацией различных служб в государстве.
В начале XVI века полицейские функции в Москве и в Московском уезде осуществлял Земский приказ (именовавшийся также Земским двором). На улицах и рынках за порядком и противопожарным режимом наблюдали ярыжные (земские ярыжки) - мелкие чиновники приказа. Это были первые на Руси наемные полицейские и пожарные. Земский приказ занимался не только преследованием воров, поджигателей и иных «лихих людей», но и ведал сбором податей с посадского населения Москвы, а также наблюдал за благоустройством в столице.
Границы деятельности приказов нередко бывали весьма расплывчатыми. Например, финансовые дела делились между приказами Большого дворца, Большого прихода и другими. Были территориальные приказы - «чети». С присоединением новых территорий возникли Казанский, Сибирский и другие приказы, ведавшие всеми делами на определенной территории. В приказах постепенно формировался слой профессиональных чиновников из незнатных служилых людей - знатоков своего дела, со временем начавших оказывать влияние на решение государственных вопросов.
В областях Московского государства высшее управление первоначально находилось в руках царских наместников и волостелей, которым великие князья жаловали города и волости «на кормление». Они имели право суда, причем вызов в суд, взыскание штрафов с виновных и другие судейско-полицейские обязанности выполнялись их людьми совместно с выборными от земства, но в дела внутреннего управления они не вмешивались.
Единого принципа административно-территориального устройства в стране не было. Уезды делились на станы, станы - на волости, а иногда и наоборот. В некоторых случаях существовало деление на земли - трети и четверти, а также на округа «губы».
В эпоху Смутного времени в каждом городе были введены должности военно-административной власти - воевод, которые, имели главной целью военную охрану области. Вместе с тем они связывали ее с центром и распространяли свою власть на все классы общества, управляли в интересах государя. При воеводах состояли дьяки или подьячие «с приписью». Из этих лиц составлялась приказная изба с разделением ее иногда на повытья (отделения).
Компетенция воевод определялась наказами, по которым им в числе других дел (суд, оборона и пр.) вменялись охрана безопасности и благочиния, пресечение преступлений, меры против пожаров, охранение общественной нравственности.
По отношению к местным властям воеводе первоначально было предоставлено лишь право контроля без вмешательства в их деятельность. Поимка разбойников (впоследствии и татей), убийц и поджигателей, а также заведование тюрьмами было возложено на губные власти.
Впоследствии начальником губных властей во всех порученных их ведению делах становится воевода, а губные старосты - его помощниками. Что касается земских властей, то воевода стал их начальником лишь в области полицейской деятельности, не вмешиваясь в финансовое и экономическое управление.
Управление городами в XVI-XVII вв. не было правильно организовано; управляли ими то наместники, то воеводы, то дьяки. Власть и значение тех и других не были определены совершенно точно: выше считались то воеводы, то наместники.
Во многих городах рядом с воеводами мы видим городничих или городовых «прикащиков», наблюдавших, по-видимому, за внешним порядком и общественной безопасностью в городе, а также осадных голов и голов стрелецких и казачьих. В Пскове, в Казани и Свияжске упоминаются дьяки, в нескольких городах - губные старосты. Некоторые города имели таможенные избы, избы губные, тиунские судебни, где судились земские люди; в ряде городов, как более значительных, так и совсем незначительных - дворы государя царя и великого князя, иногда даже по два и по три двора в одном городе.
Полицейские функции в уезде осуществляли «выборные от мира» сотские и старосты, а в подразделениях провинций - пятидесятские и десятские. Наместники, преследуя главным образом, частные цели кормления, мало внимания обращали на выполнение своих судебных функций и вообще на благоустройство провинции; выборные же власти были стеснены в своих действиях властью наместника.
Постоянные жалобы на злоупотребления со стороны наместников и волостелей побудили Ивана IV покончить с институтом кормления и перейти исключительно к земскому управлению. В указе 1555 г. говорилось: «И мы жалуючи крестьянство... наместников, волостелей и праветчиков от городов и от волостей отставили... велели есьми во всех городах и волостях учинити старост излюбленных, кому меж крестьян управа чинить». В качестве земских властей были представлены «излюбленные головы» (старосты), земские дьяки и лучшие люди (целовальники). Они ведали всеми отраслями управления (полицейского, финансового, экономического) и суда.
В то же время следует иметь в виду, что компетенция земских властей распространялась лишь на тяглых людей (посадских и крестьян) и лишь отчасти на церковные учреждения. Власть же над высшими сословиями принадлежала центральному правительству.
Большую роль в обеспечении порядка в городах, особенно в Москве, центральных и северных районах страны, играло стрелецкое войско во главе со Стрелецким приказом. Стрелецкие избы в городских районах были своеобразными опорными пунктами наряду со съезжими губами. В конце XVII в. Стрелецкий приказ был объединен с Земским.
Стрелецкое войско, которым ведал приказ, использовалось для караульной и полицейской служб. Наряды стрельцов несли караулы в Кремле и на московских улицах. Стрельцов использовали для охраны порядка на торжествах, встречах послов. Численность стрелецкого войска была довольно значительна. Только в Москве в середине XVII в. находилось до 20 стрелецких полков.
Для управления в уездах - бывших самостоятельных землях, княжествах или уделах - назначались на некоторый срок бояре-наместники. В помощь им посылались по волостям волостели, а для выполнения судебных функций - приставы и доводчики.
За выполнение судебно-административных функций наместники и волостели собирали с подвластного и подсудного населения в свою пользу «корм». Такая форма управления на практике легко приводила к бесконтрольности и произволу со стороны бояр-кормленщиков. Фактически возникало нечто вроде феодальной автономии отдельных земель с той разницей, что во главе их стоял не местный князь, а московский наместник.
Что касается вотчин и поместий, то вся власть здесь принадлежала их владельцам - боярам, боярским детям и дворянам. Право владения вотчинами принадлежало также церковным учреждениям и гостям. Заботы владельцев о благочинии и благоустройстве в своих владениях, обусловливаясь их личными экономическими интересами, не ограничивались какими-либо определенными нормативными рамками и, таким образом, всецело находились в прямой зависимости от доброй воли и средств владельца, а также от индивидуальных его качеств.
В XV-XVII вв. розыск правонарушителей, их арест и содержание под стражей, следственно-розыскные функции осуществляли недельщики, состоявшие при местных управителях.
В Москве организация полицейских сил имела свои особенности.
С XVI в. на улицах и площадях Москвы выставлялась стража, которая следила за порядком, не позволяла хождения ночами по городу (за это было предусмотрено битье кнутом или тюремное заключение). В 1504 г. Иваном III были учреждены, а в 1505 г. уже фактически существовали на московских улицах решетки, на выездах из города - заставы. Решетки на ночь закрывались, у них выставлялись сторожа. Ведали решеточным караулом приказчики.
В Москве и в больших городах общее руководство органами благочиния, борьба с преступностью, предупреждение и тушение пожаров осуществляли «московские объезжие». В конце XVI - XVII в.в. они назначались царскими указами или боярскими приговорами, а в периферийных городах - воеводскими распоряжениями из боярско-дворянской среды и только на весенне-летний сезон. В 1597 году было назначено 9 объезжих в различных частях Москвы. При формировании объездов им давались персональные Наказы («Наказы о градском благочинии»), в которых предписывалось беречь город «от огня и всякого воровства». После принятия «Наказа о городском благочинии» от 6 апреля 1649 года объезжие стали назначаться именными указами государя постоянно.
В объезде с ним были пять человек решеточных приказчиков, а также сторожа из населения с 10 дворов по человеку «с рогатинами, топорами, с водоливными трубами» (пожарными насосами). Объезд продолжался круглые сутки. «А для бережения во всех улицах и по переулкам расписать им решеточных приказчиков и сторожей, чтобы бою и грабежу не было, чтобы воры нигде не зажгли и огня на хоромы не накинули», - гласил указ.
С установлением надзора государства за незаконным изготовлением вина и табака в обязанность объезжих голов входило и наблюдение за деятельностью корчемников и трактирщиков. На московских рынках за порядком наблюдали назначавшиеся Земским приказом ярыжные.
Со временем компетенция московских объезжих расширялась. Они уже не просто задерживали правонарушителей и доставляли их в Земский приказ для проведения дознания, а могли сами определить наказание в виде битья батогами и направления в тюрьму «на небольшое время» за нетяжкие преступления. Для этого в городских районах строились съезжие избы.
С давних времен на Руси запрещалась проституция, и местные органы власти следили за её недопущением. «Наказ о городском благочинии» специально оговаривал борьбу с проституцией вместе с борьбой с преступностью.
В церковных слободах назначались свои объезжие головы, торговые люди в 1700 г. передаются в полицейское управление старостам и десятским из их сословия.
Развитие торговых и дипломатических отношений с другими странами обусловило развитие системы документов, удостоверяющих личность - проезжих грамот для иностранцев и русских, выезжающих за границу. Соборное уложение 1649 года впервые законодательно закрепило требование удостоверения личности в главе «О проезжих грамотах в иные государства», главе «О проезжих грамотах для служилых людей Сибири и нижней Волги» и главе «О проезжих грамотах для иностранцев». В продолжение этой практики 25 мая 1654 года царь издает именной указ «О вешании воров и зажигателей и о недержании пришлых людей без приказной записи», который предписывает всех прибывающих в Москву независимо от звания и должности регистрировать в приказах «Земском, Посольском и др.». Контроль за исполнением данных указов возлагался на объезжих голов, решеточных приказчиков, Холопий, Разбойный, Стрелецкий и другие приказы.
Обширные карательно-репрессивные и охранительные функции исполняло опричное войско Ивана IV, учрежденное в конце 60-х гг. XVI в. Опричнина являлась учреждением, которое должно было ограждать личную безопасность царя. Цель опричнины состояла в том, чтобы истребить крамолу, гнездившуюся в русской земле, преимущественно в боярской среде. Опричнина получила назначение высшей полиции по делам государственной измены. Отряд в 1000 человек, зачисленных в опричнину, и потом увеличенный до 6000 человек, становится корпусом дозорщиков внутренней крамолы.
Малюта Скуратов, онже Григорий Яковлевич Плещеев-Бельский был как бы шефом этого корпуса, а царь выпросил себе у духовенства, бояр и всей земли неограниченную диктатуру для борьбы с крамолой.
Как специальный полицейский отряд опричнина получила особый мундир. У опричника были привязаны к седлу собачья голова и метла - это были знаки его должности, состоявшей в том, чтобы выслеживать, вынюхивать, выметать измену и грызть государственных злодеев - крамольников.
Опричнина - первое специальное полицейское учреждение в России, ведавшее государственными преступлениями и политическим сыском. Для утверждения своего единовластия Иван IV наделил опричников правом внесудебной расправы. Однако опричнина была не в состоянии этими методами обеспечить в полном объеме порядок в государстве. В 1650 г. был создан Приказ тайных дел, который первоначально играл роль личной канцелярии царя, а затем стал рассматривать политические дела. Так, этот приказ активно вел розыск участников восстания Степана Разина, рассматривал дела лиц, связанных с опальным патриархом Никоном. Для обозначения политических преступлений стала применяться формула: «Слово и дело государево».
К сожалению, плохо изучена роль православной церкви в деле предупреждения и борьбы с преступностью в Древнерусском государстве. С момента крещения Руси церковь, и в частности монастыри, принимает на себя осуществление деятельности по общественному призрению, распространению просвещения, борьбе с общественными пороками. Конечно, светская власть православной церкви на Руси не была столь значительна, как на католическом Западе, однако ее духовное значение в развитии позитивных социальных процессов, включая и полицейскую деятельность, трудно переоценить.
Правовой базой функционирования всех государственных органов в Московском государстве являлись указы великих князей (царей). Судебники и Уложения, принимаемые Земскими соборами и утверждаемые царями. Наибольшую известность и значение имели Судебники 1497 г., 1547 г., 1550 г. и Соборное Уложение 1649 г.
В ряде случаев великие князья и цари издавали специальные «Наказы», которыми должны были руководствоваться должностные лица в процессе выполнения задач по обеспечению общественного порядка, как в городах, так и в провинциях.
Анализ русского законодательства показывает, что такое понятие, как «благочиние», означающее общественный порядок (по чину, по порядку), встречается в правовых актах, начиная с середины XVII века. В Соборном уложении 1649 года слова «бесчиние» и «бесчинство» применялись к лицам, нарушающим порядок в общественных местах. Так, в главе 1 (статьи 2 - 3 и 6 - 7) эти слова адресованы лицам, нарушающим порядок в церкви во время богослужения или саму процедуру службы. Глава III «О государевом дворе» гласит: «…чтоб на государевом дворе ни от кого никакого бесчинства и брани не было». В понятие «бесчинства» входило: оскорбление словом и действием на царском дворе, шум, крики, обнажение оружия на царском дворе, ловля рыбы в государевых прудах и т.д. В то же время для обозначения общественного порядка употребляется термин «благочиние». В «Наказе о городском благочинии», принятом в 1649 году были подробно перечислены виды нарушения общественного порядка, то есть благочиния в городе: «...чтоб в улицах и переулках бою и грабежу и корчмы, и табаку, и иного никакого воровства не было».
В последующих правовых актах понятие «общественный порядок» приобретает более широкое значение.
Система наказаний и их исполнение составляет единое целое в правотворческой и правоприменительной практике любого государства. Без анализа системы наказания, ее содержания, целей, основных направлений развития не представляется возможным проследить процесс становления системы исполнения уголовных наказаний, её характерные и специфические особенности.
Первым крупным нормативным актом в области уголовного права в этот период стал Судебник 1497 года как результат внутри сословной борьбы феодалов и инструмент подавления неимущего класса. Это последнее и предопределяло его основную суть. Неопределенность понятия преступного деяния, трактовка его в законе как «иное какое лихое дело» раскрывало широкий простор для произвола власть имущих, давало возможность подводить под наказание любые действия, которые, по мнению правящего класса, могли принестиему ущерб. Судебник установил жестокие наказания: смертную казнь, торговую казнь, битье кнутом.
Наказание как форма принуждения широко использовалось в решении сословных и классовых противоречий. Поэтому естественным шагом в реализации карательной политики Российского централизованного государства становится разработка Судебника 1550 года.
Сохранив виды наказаний, предусмотренные Судебником 1497 года, новый Судебник в значительной мере расширили сферу их применения и в то же время впервые ввели новый вид уголовного наказания - тюремное заключение. Санкции, предусматривающие тюремное заключение, содержались в 20 из 100 статей «Царского судебника» 1550 г. Закон не определил конкретные сроки тюремного заключения. Оно применялось, как правило, в сочетании с другими видами наказания, главным образом, телесными.
С утверждением централизованной власти развивается и совершенствуется аппарат принуждения, призванный защитить эту власть. Защита эта, главным образом, обеспечивалась системой наказаний, проявляющейся в самых жестоких формах, закрепленных в законодательстве. Пример тому - Соборное уложение 1649 года. Уложение на первое место ставило защиту интересов церкви и государственной власти в лице «царьского величества», вводило суровые меры наказания виновных. Наличие умысла, направленного против здоровья государя, влекло за собой применение крайней меры наказания - смертной казни.
Соборное уложение определяло способы совершения смертной казни виновного: «казнити, сжечь», «казнити смертию, залита горло», «казнити смертию, повесить против неприятельских полков», «казнити, живу окопати в землю», «казнити смертию безо всякие пощады». Увеличивается количество наказываемых смертной казнью деяний. Таковых становится 57. Более 90 статей уложения содержат санкции наказания виновных «бить батоги» и «бить кнутом». Закон вводит новые виды наказаний, в числе которых довольно значительное место занимает членовредительство в виде «отсечь руку», «отрезать левое ухо», «урезав правое ухо», «порота ноздри и носы резати», а также определяет понятие рецидива.
Характерным признаком рассматриваемых правовых актов Российского государства является публичность исполнения наказаний в виде смертной казни, телесных наказаний, членовредительства в целях устрашения населения. Впервые в карательной политике Соборное уложение 1649 года предусматривало такие виды наказания, как ссылка «в Сибирь на житье на Лену», «в украинные городы, где государь укажет», а также неопределенный вид наказания – «что государь укажет».
В указанных документах в дополнение к традиционным (разбойник, тать, головник) вводились новые понятия преступлений: тать кримский - церковный вор, вор имущества из Кремля, переветник - изменник, перешедший на сторону врага, кромольник - бунтовщик, коневой - конокрад, ведомой лихой - особо опасный преступник, рецидивист.
В Уложении был существенно расширен перечень статей (до 50), санкции которых предусматривали наказания в виде тюремного заключения, причем этот вид наказания получает в Уложении довольно подробную регламентацию. Соборное Уложение знает бессрочное тюремное заключение («до государева указу», «покамест порука будет»), пожизненное тюремное заключение (для разбойников и «иных лихих людей»), тюремное заключение на определённый срок - от одного дня до четырёх лет. Кроме того, устанавливался неопределённый срок тюремного заключения. Лишение свободы было мерой наказания, предназначавшейся за совершение преступлений против религии (нарушение порядка, хода службы в церкви), государственных преступлений (нарушение благочиния на государевом дворе, разбой), преступления против личности (детоубийство, оскорбление словом и действием), имущественных и должностных преступлений.
Известный русский историк С.М. Соловьев подчеркивает, что тюрьма является неотъемлемой принадлежностью русских городов. В каждом из них - соборная церковь, съезжая или приказная изба, где сидит воевода, судит и рядит, перед которой бьют на правеже неисправных плательщиков; губная изба для уголовных дел; казенный погреб или амбар, где хранятся пороховая и пушечная казна, тюрьма одна или несколько.
Соборное уложение определяет источники получения средств на строительство тюремных зданий и содержание тюремного аппарата:
«...тюрьмы на Москве строить из Разбойного приказу государевою казною... А в целовальниках и в сторожах у московских тюрем быти Московских черных сотен и слобод тяглым людям на подмоги, а на подмогу деньги тем целовальникам и сторожам имать с тех же сотен и слобод по годам...».
Центральная власть полностью освободила себя от обязанности строительства и содержания тюрем на местах: «А в городах тюрьмы строить и целовальников, и подьячих, и тюремных сторожей и палачей выбирать с посадов и уездов с сох, с дворцовых сёл, и с чёрных волостей ... и с вотчинных земель. А быть тем целовальникам и сторожам с подмогою же, а подмогу тем целовальникам и сторожам и в губные избы на всякие расходы збирать деньги с тех же посадских и сошных людей...».
Закладываются основы управления тюремным делом. Эти функции возлагались на приказы Земский, Стрелецкий и другие, воевод и губных старост. Уложение следующим образом определяет обязанности губного старосты в деле управления тюрьмой: «...В городах тюрьмы ведают Губные старосты, и Губным старостам доведётся тюрьмы и тюремных сидельцев осматривать почасту, чтобы тюрьмы были крепки, и у тюремных бы сидельцев в тюрьмах ни чего не было, чем им из тюрьмы вырезатися...» (глава XXI, ст. 101). Закон четко определял цель тюремного заключения: обеспечение изоляции преступников, чтобы тюрьмы были крепки и чтобы сидельцы не могли вырваться из их стен.
Непременным атрибутом тюремного быта являлся палач. В московских тюрьмах его содержание обеспечивалось Разбойным приказом за счёт государевой казны, в иных городах - за счет местных налогов.
Единого типа мест лишения свободы не было. Тюрьмы подразделялись на постоянные и временные. Постоянные тюрьмы находились в монастырях, в Москве в башнях Кремлевских стен, в некоторых других городах (Мурома, Устюге, Шуе и др.), на заводах и т.п. Временные тюрьмы строились главным образом в местах ссылки для приговорённых к отбыванию ссылки в тюрьме. Тюремные помещения строились каменные, земляные и деревянные. Каменные тюрьмы находились в монастырях, в кельях и погребах, в которых содержались заключённые. Деревянная тюрьма - это ограждённый высоким забором двор, в котором ставилось несколько изб. В свою очередь вокруг каждой избы также возводился забор.
Не было какого-нибудь устава и тюремного режима. Отсутствовала постоянная тюремная администрация, и задача тюремного караула сводилась лишь к охране арестантов от побега.
Что же касается условий и порядка содержания заключенных, то этот вопрос законом не регламентировался, а отдавался на произвол начальства. Длительное заключение обрекало осужденного на неминуемую медленную смерть. Заключенные в тюрьмах содержались в очень тяжёлых условиях. Помещения были холодными, сырыми, грязными и очень переполненными (на одного заключенного в среднем приходилось около 2-х кв. метров площади). Часто для причинения страданий на заключенных надевались железные оковы или колодки.
Государство не отпускало средств на содержание заключенных. Основным источником существования была милостыня.
Основная цель наказания - устрашение – «дабы, смотря на это, иные такова беззаконного и сквернаго дела не делали».
В рассматриваемый период произошли важные изменения в градостроительстве Москвы, благодаря которым стало возможным избавить город от опустошительных пожаров. В 1471 году один богатый купец построил в Кремле «палаты кирпичные», опередив самого великого государя, жившего ещё в деревянном дворце. С 1485 года Иван III начинает реконструкцию Кремля, применяя в качестве основного строительного материала кирпичи.
После пожара 1493 года Великий князь Московский Иван III Васильевич повелел снести все постройки вокруг Кремля на расстоянии 110 саженей (235 метров). Образовавшийся пустырь стал прообразом современных противопожарных разрывов.
В 1504 году Иван III издает противопожарные нормы, которые регламентируют правила пользования огнём в быту и ремесленном производстве и другие противопожарные мероприятия.
С организацией «приказов» пожарное дело было передано в ведение Земского приказа, который содержал за счет налога сто человек ярыжных. Эти мелкие чиновники следили за противопожарным режимом, выполняли обязанности фонарщиков, пресекали «бесчинства». Тушение возникающих пожаров возложено на население и стрельцов.
Важной вехой в развитии противопожарного законодательства стало «Соборное уложение» царя Алексея Михайловича, вступившее в силу 29 января 1649 года. Документ регламентирует №6ййдейские правила предупреждения пожаров, формулирует статьи со строго определённым значением, не допускающим никаких кривотолков и вариаций. Жестоко карая за умышленный поджег (виновного сжигали живьём на месте пожарища), закон проводит гуманное начало за неосторожное обращение с огнём, видя в этом «промысел божий».
Дата добавления: 2017-03-29; просмотров: 170;